Главные вкладки

    Рабочая программа по биологии 5 класс
    рабочая программа по биологии (5 класс)

    Наливайкина Анастасия Евгеньевна

             Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010г.), а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

    Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012г. по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012г.

     Учебное содержание курса включает 34 часов, 1 час в неделю.

             Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе  природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

    Поэтому главная цель российского образования  заключается в повышении его качества и эффективности  получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС  базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся  высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ktp_5_klass_biologiya.doc207 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №7»

    г. Когалыма Тюменской области ХМАО-Югры

    Утверждена

    приказом директора МАОУ СОШ № 7 г.Когалыма

    от «______»___________№ _________

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    учебный предмет

    БИОЛОГИЯ

    Уровень реализации программы

    Основное общее образование

    5 класс

    г.Когалым

    2019 год


    Пояснительная записка

             Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010г.), а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

    Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012г. по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012г.

     Учебное содержание курса включает 34 часов, 1 час в неделю.

             Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе  природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

    Поэтому главная цель российского образования  заключается в повышении его качества и эффективности  получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС  базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся  высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

    Курс для учащихся  5 классов реализует следующие задачи:

    - систематизация знаний  об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

    - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

    - формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

    - воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.

             В основу данного курса положен системно -  деятельностный подход.

    Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

    Целесообразно шире использовать в преподавании  развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

    Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

    Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, лабораторные и контрольные работы) и устный опрос.

    Содержание программы

    Биология. Введение в биологию. 5 класс.

    (34 часов, 1 час в неделю)

    Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(8 часов)

    Введение

    Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

    Лабораторные и практические работы:

    • Устройство светового микроскопа и правила работы с ним (Л\р №1)

    Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма

    Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические  вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

    Лабораторные и практические работы:

    • Строение клеток живых организмов. (Л\р № 2)
    • Определение свойств белков, жиров, углеводов.(Л\р №3)

    Процессы жизнедеятельности организмов

    Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в способах питания растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни организмов.

    Демонстрационные работы:

    • Образование на свету в зеленых листьях углеводов.
    • Выделение зелеными листьями  в процессе фотосинтеза кислорода.

    Раздел 2.  Многообразие организмов, их классификации (14 часов.)

    Эволюция растений и животных

    Как развивалась жизнь на Земле.

    Разнообразие живого

    Бактерии. Грибы

    Царства живой природы: Бактерии, Грибы.

    Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

    Лабораторные и практические работы:

    • Строение шляпочных грибов. (Л\р № 4)

    Демонстрации:

    • Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами.

     Многообразие растительного мира

    Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов  в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.

    Демонстрации:

    • Водоросли в аквариуме.
    • Листья и споры папоротников.
    • Хвоя и шишки голосеменных растений.
    • Строение цветкового растения (органы).

    Многообразие животного мира

    Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.

    Раздел 3 .Среда обитания живых организмов  (5часов)

    Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.

    Лабораторные и практические работы:

    • Особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. (Пр.раб. №1)

    Раздел 4 . Человек на Земле (5часов)

    Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.

    Лабораторные и практические работы:

    • Оказание первой медицинской помощи пострадавшему. (Пр.раб. № 2)

    Промежуточная аттестация. Обобщение и повторение -2 часа

    Планируемые результаты освоения учебной  программы по биологии в 5 классе:

    Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

    • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
    • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
    • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
    • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
    • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
    • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

    Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).

    Регулятивные УУД:

    • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
    • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
    • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
    • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    Познавательные УУД:

    • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
    • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
    • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
    • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
    • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
    • Вычитывать все уровни текстовой информации.
    • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

    Коммуникативные УУД:

    Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,

    договариваться друг с другом и т.д.)

    Календарно-тематическое планирование курса «Биология. Введение в биологию. 5 класс» (34 ч)

     

    №  урока

    Тема урока

    Кол – во часов

    Тип урока

    Целевая установка

    Понятия

    Планируемые результаты (в соответствие с ФГОС)

    Домашнее задание

    Дата

    проведения

    предметные

    метапредметные

    личностные

    план

    факт

    Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. 8 часов.

    1.

    Введение. Что такое живой организм.

    1

    Изучение нового материала

    Изучение признаков отличия живого от неживого и основных признаков живого организма

    Обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость, подвижность,  размножение.

    Выделение отличительных признаков живых организмов.

    Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

    Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

    Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

    Умение доказывать единство строения растительных и животных организмов.

    П.1,ответить на вопросы устно

    2.

    Наука о живой природе.

    1

    Комбинированный

    Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых

    они занимаются

    Естественные науки: физика, астрономия, химия, география, биология

    Знание объектов изучения

    естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии

    Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

    Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

    Познавательный интерес к естественным наукам

    П.2 Р.Т.

    3.

    Методы изучения природы.

    1

    Комбинированный

    Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений

    Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение

    Ознакомление

    с методами исследования живой природы и

    приобретение элементарных

    навыков их использования

    Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

    Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух

    Понимание

    значимости

    научного исследования природы

    П.3 Р.Т.

    4.

    Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1 по теме: «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним».

    1

    Изучение нового материала

    Изучение устройств увеличительных приборов

    Лупа, микроскоп

    Освоение

    основных правил работы с микроскопом

    Познавательные УУД:

    Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

    Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

    Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микрскопы).

    П.4, Р.Т.

    5.

    Живые клетки. Лабораторная работа № 2 «Строение клеток живых организмов».

    1

    Комбинированный

    Формирование представлений о клетке как

    единице строения живого организма

    Клетка. Организмы: одноклеточные, многоклеточные.

    Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы).

    Познавательные УУД:

    овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

    Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

    Представление о единстве живой природы

    на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов.

    П.5

    Р.Т.

    6.

    Химический состав клетки. Лабораторная работа № 3 «Определение свойств белков, жиров, углеводов»

    1

    Комбинированный

    Формирование представлений о химическом составе клеток

    Неорганические и органические вещества.

    Знание роли химических веществ в жизнедеятельности клетки.

    Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы

    классу.

    Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей

    работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

    Понимание единства происхождения всех живых организмов.

    П.6 Р.Т.

    7.

    Великие естествоиспытатели.

    1

    Комбинированный

    Формирование представлений о значении открытий ученых разных исторически эпох для развития биологии

    Аристотель,

    Карл Линней, Чарльз Дарвин,

    Владимир Иванович

    Вернадский

    Знание и оценка вклада ученых-биологов в

    развитие науки

    Познавательные УУД:

    умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

    Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

    Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

    Понимание

    роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе

    П.8 Р.Т.

    8.

    Контрольная работа по теме: «Живой организм: строение и изучение».

    1

    Контроль знаний

    Обобщение

    и систематизация знаний учащихся по теме: «Живой организм: строение и изучение».

    Биология, живые клетки тела, вещества.

    Применение полученных знаний в практической работе.

    Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

    Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.

    Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

    Познавательный интерес к

    естественным наукам

    повторение материала

    Раздел 2.  Многообразие живых организмов. 14 часов

    9.

    Как развивалась жизнь на Земле.

    1

    Изучение нового материала.

    Формирование представлений о развитии жизни на Земле.

    Этапы развития Земли, трилобиты, стегоцефалы, период динозавров.

    Знание основных этапов развития жизни на Земле.

    Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

    Понимание  этапов формирования жизни на Земле, гипотез возникновения Земли.

    П.9 Р.Т.

    10.

    Разнообразие живого.

    1

    Комбинированный

    Формирование представлений о значении классификации живых организмов для

    их изучения

    Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классифи-

    кации: тип (отдел) – класс –отряд (поря

    док) – семейство – род – вид

    Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов

    Познавательные УУД:

    умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД:

    умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

    Понимание

    научного значения классификации живых организмов

    П.10 Р.Т.

    11.

    Бактерии.

    1

    Изучение нового материала.

    Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы

    Бактерии – безъядерные одноклеточные организмы

    Выделение существенных особенностей

    строения и

    функционирования бактериальных клеток.

    Знание правил, позволяющих

    избежать заражения болезнетворными бактериями

    Познавательные УУД:

    умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

    Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей

    работы и работы одноклассников.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

    Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в

    природе и

    жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных

    бактерий.

    П.11 Р.Т.

    12.

    Грибы.

    Лабораторная работа № 4 «Строение шляпочных грибов»

    1

    Комби-

    ниро-

    ванный

    Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных.

    Грибы. Грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты

    Выделение существенных особенностей

    представителей царства Грибы. Знание правил

    оказания первой помощи при отравлении

    ядовитыми грибами

    Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

    Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

    Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

    Понимание роли представителей царства Грибы в

    природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной

    помощи при отравлении

    ядовитыми грибами

    П.12 Р.Т.

    13.

    Растения. Водоросли.

    1

    Комбинированный

    Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы.

     Формирование умений характеризовать основные группы водорослей.

    Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники,

    Голосеменные, Цветковые (Покрытосеменные).

    Водоросли, слоевище.

    Выделение существенных особенностей

    представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц  царства

    Растения. Знание строения водорослей.

    Познавательные УУД:

    умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

    Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей

    работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

    Осознание

    важности растений в природе и жизни человека.

    Понимание роли представителей отдела Водоросли в

    природе и жизни человека

    П.13 Р.Т.

    14.

    Мхи и папоротники – группа высших споровых растений.

    1

    Комбинированный

    Формирование представлений об особенностях высших споровых растений.

    Ризоиды, сфагнум, торф, каменный уголь.

    Знание строение мхов и папоротников.  Знание признаков отличий мхов и папоротников.

    Познавательные УУД:

    умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

    Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей

    работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

    Регулятивные УУД: умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

    Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

    Понимание роли представителей отдела Мхи и Папоротники в

    природе и жизни человека

    П.14,15 Р.Т.

    15.

    Голосеменные растения

    1

    Комбинированный

    Формирование представлений об особенностях высших семенных растений.

    Голосеменные растения, пихта, лиственница, сибирская сосна

    Знание особенностей строения голосеменных растений

    Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

    Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

    Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

    Понимание роли представителей отдела Голосеменные растения в

    природе и жизни человека

    П.16 Р.Т.

    16.

    Покрытосеменные - группа высших семенных растений.

    1

    Комбинированный

    Формирование представлений об особенностях высших семенных растений.

    Цветок. плод, семя, покрытосеменные растения

    Знание особенностей строения покрытосеменных растений.

    Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

    Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

    Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

    Понимание роли представителей отдела Покрытосеменные растения в

    природе и жизни человека

    П.17 Р.Т.

    17.

    Значение растений в природе и жизни человека.

    1

    Комбинированный.

    Формирование представлений о значении растений в природе и хозяйственной

    деятельности человека

    Биологическая защита урожая, сорта растений, лекарственные растения

    Знание о существовании

    сортов культурных растений.

    Элементарные

    представления

    о лекарственных растениях.

    Объяснение роли биологии в практической

    деятельности

    человека.

    Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

    Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей

    практической деятельности.

    Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

    Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

    Понимание

    необходимости биологических знаний

    для хозяйственной деятельности человека

    П.18 Р.Т.

    18.

    Признаки царства животные. Простейшие.

    1

    Комбинированный

    Формирование представлений о животных

    как представителях отдельного царства живой природы

    Животные. Простейшие (одноклеточные) животные.

    Многоклеточные животные. Типы:

    Кишечнополостные, Иглокожие, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие, Хордовые

    Выделение существенных особенностей

    представителей царства Животные. Знание основных систематических

    единиц царства

    Животные

    Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

    Представление

    о значении

    животных в природе, осознание их хозяйственного

    и эстетического значения для человека

    П.19 Р.Т.

    19.

    Беспозвоночные животные.

    1

    Комбинированный

    Формирование представлений о многообразии беспозвоночных животных.

    Многоклеточные, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие.

    Знание о типах и представителях беспозвоночных животных.

    Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

    Представление о видах беспозвоночных животных.

    П.20 Р.Т.

    20.

    Позвоночные животные.

    1

    Комбинированный

    Формирование представлений о многообразии позвоночных животных.

    Позвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

    Знание о типах и представителях позвоночных животных.

    Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

    Представление о видах позвоночных животных.

    П.21 Р.Т.

    21.

    Значение животных в природе и жизни человека.

    Формирование представлений о значении животных в природе и хозяйственной

    деятельности человека

    Биологическая

    защита урожая,

    породы животных, сорта растений, лекарственные растения

    Знание о существовании

    различных пород животных.

    Объяснение роли биологии в практической деятельности

    человека

    Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

    Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

    Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать

    выводы по результатам работы.

    Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

    Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека

    П.22 Р.Т.

    22.

    Контрольная  работа по теме: «Многообразие живых организмов».

    1

    Контроль знаний

    Обобщение

    и систематизация знаний учащихся по теме: «Многообразие живых организмов».

    Систематика, вид, царство, бактерии, грибы, животные, растения.

    Применение полученных знаний в практической работе.

    Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

    Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.

    Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

    Познавательный интерес к естественным наукам

    Повторение материала

    Раздел 3. Среда обитания живых организмов. 5 часов.

    23.

    Три среды обитания.

    • Особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. (Пр.раб. №1)

    1

    Изучение нового материала

    Формирование представлений об особенностях вод

    ной, наземно – воздушной и почвенной среды и приспособленности организмов к обитанию в этих средах.

    Компоненты природы. Водная, наземно - воздушная, почвенная среда обитания

    Знание компонентов природы. Представление о

    многообразии

    обитателей сред. Выявление приспособлений организмов к обитанию в средах.

    Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

    Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

    Понимание

    необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают

    П.23 Р.Т.

    24.

    Жизнь на разных материках.

    1

    Изучение нового материала

    Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире материков планеты.

    Материки: Африка, Евразия, Северная Америка,

    Южная Америка,

    Австралия, Антарктида. Природные условия.

    Растительный и животный мир материков

    Знание матери-

    ков планеты и

    их основных

    природных особенностей.

    Умение находить материки на карте. Общее представление о расти-

    тельном и животном мире

    каждого материка.

    Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

    информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое

    восприятие природы.

    Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД:

    умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою

    точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

    Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.

    П.24 Р.Т.

    25.

    Природные  зоны.

    1

    Изучение нового материала

    Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире природных зон планеты.

    Тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, саванна, пустыня, влажный тропический лес.

    Знание природных зон планеты и

    их основных

    природных особенностей.

    Умение находить природные зоны на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждой природной зоны.

    Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

    информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое

    восприятие природы.

    Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

    Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных природных зонах.

    П.25 Р.Т.

    26.

    Жизнь в морях и океанах.

    1

    Изучение нового

    Формирование представлений о роли Мирового океана

    на планете.

    Изучение

    приспособлений живых организмов,

    обитающих

    в разных частях и на разных глубинах океана

    Мировой океан.

    Обитатели

    поверхностных вод (планктон),

    обитатели толщи воды, обитатели

    морских глубин

    Знание роли

    Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне

    Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

    Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

    Осознание роли Мирового

    океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах

    П.26 Р.Т.

    27.

    Контрольная работа по теме: «Среда обитания живых организмов».

    1

    Контроль знаний

    Обобщение

    и систематизация знаний учащихся по теме: «Среда обитания живых организмов».

    Применение полученных знаний в практической работе.

    Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

    Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.

    Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

    Познавательный интерес к естественным наукам

    повторение материала

    Раздел 4. Человек на Земле. 5 часов.

    28.

    Как человек появился на Земле.

    1

    Изучение нового материала

    Формирование представлений о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития.

    Антропогенез, эволюция, дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец.

    Знание основных этапов антропогенеза. Знание характерных особенностей предковых форм Человека разумного.

    Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

    Осознание ответственности отношения к природе

    П.28 Р.Т.

    29.

    Как человек изменил Землю.

    1

    Комбинированный

    Формирование представлений

    об экологических факторах и влиянии абиотических

    факторов на

    живые организмы

    Экологические

    факторы. Абиотические факторы: температура,

    влажность, свет

    Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов

    Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

    Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным  правилам работы в кабинете.

    Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

    Осознание

    влияния факторов среды на

    живые организмы

    П.29 Р.Т.

    30.

    Жизнь под угрозой.

    1

    Формирование представлений о последствиях воздействия человека на

    природу и

    способах ее

    охраны

    Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории

    (заповедники, заказники, национальные парки)

    Приведение доказательств необходимости

    охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе

    Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

    информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

    Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

    Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

    Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

    Осознание степени негативного влияния человека

    на природу и необходимости ее охраны.

    Принятие правил поведения

    в живой природе

    П.29 Р.Т.

    31.

    Не станет ли Земля пустыней.

    1

    Комбинированный

    Формирование представлений о последствиях воздействия человека на

    природу и

    способах ее

    охраны

    Опустынивание.

    Приведение доказательств необходимости

    охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе

    Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

    Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

    Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

    Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

    Осознание степени негативного влияния человека

    на природу и необходимости ее охраны.

    Принятие правил поведения

    в живой природе.

    П.30 Р.Т.

    32.

    Здоровье человека и безопасность жизни. «Оказание первой медицинской помощи пострадавшему» (Пр.раб. № 2) 

    1

    Комбинированный

    Формирование представлений о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья.

    Здоровый образ жизни. Вредные

    привычки. Первая доврачебная

    помощь пострадавшему

    Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды. Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях

    Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

    Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания

    на практике, понимание важности сохранения здоровья.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

    Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

    Принятие правил здорового

    образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной

    доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах,

    ушибах и растяжениях

    П.31 Р.Т.

    33.

    Промежуточная аттестация за курс 5 класса.

    1

    Контроль знаний

    Обобщение

    и систематизация знаний учащихся

    Биология, живой организм, признаки живого, клетка

    Применение полученных знаний в практической работе.

    Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

    Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.

    Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

    Познавательный интерес к естественным наукам

    повторение материала

    34.

    Мир биологии. Обобщение

    1

    Обобщения

    Обобщение знаний за курс 5 класса.

    Познавательный интерес к естественным наукам

    повторение материала

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

    ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

    1.  Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

          - Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.

          - Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.

          - Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.

    2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии  растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели  цветков.

    3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

    Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

    4. Демонстрационные таблицы.

    5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»

     6. Экранно-звуковые средства:  видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии

    7. Электронно-образовательные ресурсы:

    1. Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. – М.: Дрофа, 2008.
    1. Природоведение. 5 класс. - М.: «1С: Образование», 2009
    1. 1С: Лаборатория. Зачем мы дышим? – М.: «1СПаблишинг», 2009
    1. Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru 

    8. Электронно-програмное обеспечение:

    1. Компьютер
    2. Презентационное оборудование
    3. Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления)
    4. Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

           Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

    Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

           Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

    Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

           Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

    Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

    В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

    Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

    Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

    Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

    Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

    Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

    Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...