Технологическая карта урока :"Белки"
методическая разработка по биологии (10 класс)

Жмакина Елена Александровна

Материал урока знакомит учащихся с особеностями строения белков, их многообразными функциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_belki.doc529 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии по теме: Белки


Технологическая карта урока « Белки и их строение»

Тема урока

Белки и их строение

Тип урока

урок открытия новых знаний.

Деятельностная цель:

создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение исследовательской работы, поиска решений проблемных вопросов.

Предметно - дидактическая  цель:

формирование условий для систематизации и углубления учащимися знаний  о строении белков.

Задачи

Образовательные: создание условий

для изучения строения белков, их классификации; уровнях организации белковой молекулы

Развивающие:  развитие необходимости понимания важнейшей биологической роли белков в мире живой природы; развивать методы исследования живой природы развитие коммуникативных умений

Воспитательные: овладение опытом межличностной коммуникации; корректное ведение диалога участие в работе парой  

Социализации:

 приобретение

опыта

взаимодействия,

совместной

деятельности и

общения со

сверстниками.

Планируемые результаты:

 Предметные: в процессе групповой работы знать строение  и состав белков, структуры белков; знать понятия: денатурация, ренатурация. уметь проводить качественные реакции на белки, делать выводы.

Метапредметные: ставить  учебную задачу и работают в соответствии с ним;  выдвигать  гипотезы;

 выделять главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывать суждения,  аргументировать  их;

работать с информацией и преобразовывать её;

находить причинно – следственные связи;

Личностные:

обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

ответственно относятся к выполнению учебных задач;

демонстрировать коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Методы обучения

- метод подводящего диалога.

- проблемный метод – постановка учителем проблемной ситуации на этапе актуализации знаний;

 - частично-поисковый – при выполнении заданий по текстам, иллюстрациям,

- объяснительно-иллюстративный – рассказ учителя,

- условно - графическая наглядность - заполнение схем,  таблиц

Формы обучения

фронтальная работа, работа в парах, исследовательская работа

Источники

информации

1. Каменский А.А. Общая биология. 10-11 кл.: учеб. для  общеобразоват. учреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015.- 367, [1]с.: ил.

2. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменский, Е.А Криксунова, В.В. Пасечник / авт.- сост. И.В Лысенко.- Волгоград: Учитель, 2014.- 217с.

3. Корабельникова Т.А. Деятельностный подход в обучении и его применение на уроках химии М.: Чистые пруды, 2009.- 31с.

Ресурсы

(оснащение)

ноутбук, проектор, экран, презентация, рабочие тетради

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап 1. Организационный

Здравствуйте, дорогие ребята!

  Я очень рада приветствовать вас на сегодняшнем нашем уроке. Поэтому я хочу настроить вас на предстоящую работу

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.

   Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, при котором все будут чувствовать себя комфортно. Надеюсь, мы будем, как единое  целое двигаться к поставленной, намеченной цели.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Коммуникативные:
- умение передавать информацию интонацией,
- слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Проводит фронтальный опрос: 1. Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (АК)

2. Какое строение имеют АК? Из каких функциональных групп состоят? (у доски работают).

3.  Среди аминокислот есть заменимые, они могут синтезироваться в организме и незаменимые.

Проводит командную игру «Эстафета». (Написать структурные формулы АК - Глицин Аланин Валин Лейцин Метионин Серин Треонин Цистеин).

Я хотела бы продолжить наш урок словами Фридрих Энгельса:

        «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка». ( К. Маркс, Ф.Энгельс. Собрание сочинений. Т.20).

Предлагает определить тему урока, цели и задачи урока, актуальность темы. Организует деятельность по актуализации понятий «аминокислоты», «функциональные группы», «заменимые аминокислоты», «незаменимые аминокислоты», «белки», «биополимеры», «карбоксильная группа.

Организует работу по анализу выполнения задания в оценочных листах:

предлагает

- осуществить самооценку;

- озвучить правильный ответ;

- предложить свои варианты.

Отвечают на вопросы.

Играют в игру «Эстафета» (разделились на три команды, по рядам).

Отгадывают тему урока, цели и задачи урока, подчеркивают актуальность темы.

В оценочных листах, оценивают себя.

В листах «Знаю. Хочу узнать. Узнал»,  заполняют столбец «Знаю» и «Хочу узнать» (рефлексия деятельности).

-  воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся,

- уметь выражать свои мысли в устной форме, строить понятные

 для собеседника речевые высказывания,

- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,

- работать в паре,

эффективно взаимодействовать с одноклассниками и учителем

- давать определение понятиям,

- осуществлять сравнение и классификацию,

- строить логические рассуждения,

- устанавливать

межпредметные связи,

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

- осознанно и произвольно

строить речевые высказывания

- слушать в соответствии с целевой установкой,

- дополнять, уточнять ответы одноклассников,

- осуществлять само- и взаимоконтроль процесса и результата выполнения задания,

Этап изучения нового материала.

Вместе с учениками составляют план изучения белков.

План

        1. Определение

        2. Состав и строение

        3. Классификация

        4. Свойства белков.

        5. Лабораторные опыты.

        6. Тестирование.

1. Определение белка. Давайте попробуем дать определение белкам.  На прошлом уроке мы с вами составляли дипептиды, трипептиды. В пептиде АК соединены какой связью?. Поэтому белки по – другому называют пептидами.

Возьмитесь за руки вы будете полипептидами, а когда одни – мономеры.

Пользуясь учебником, напишите определение белкам стр.226

Назовите известные Вам белки, укажите их местонахождение?

2. Строение и состав.

         В природе существует около 100 аминокислот, в организме встречается 25. Но в каждом белке 20, из них может быть образовано 2 432 902 008 176 640 000 комбинаций, т. е. различных белков, которые будут обладать совершенно одинаковым составом, но различным строением

Ответь на вопрос:  Как из 20 аминокислот получаются миллионы белковых молекул?

Учитель.  Какие химические элементы входят в состав белков?        

 

Давайте вспомним из биологии, сколько структур имеет белок.

         Структура  белка (пользуясь дополнительным источником) (Приложение 1). Работа в пара (1 пара – первичная структура белка, 2 пара-2, 3 пара -3, 4 пара-4).

        Алгоритм выполнения задания

  1.Прочитайте дополнительную информацию. Перед вами лежат листы приложение 1 (задание1).

2. Запишите в таблицу информацию о структуре белка, используя  дополнительную информацию. Если вы обратили внимание на ваших таблицах нет 4 структуры белка. Почему?

 Контрольно - оценочное задание на проверку освоения познавательных компетенций.

        Вопросы по строению белков

1.  Кто хочет показать как образуется 1 структура белка. Напишите трипептид  гли-ала-вал? 

Давайте с вами попробуем ответить на вопросы?

1. Чем отличается вторичная структура белка от первичной?

2. За счет чего удерживается форма молекулы белка во вторичной структуре?

3. В чем отличие третичной структуры белка от первичной и вторичной?         

4. Я держу модель какой структуры белка?

5. Какая структура является самой прочной? Почему?

Классификация белков. Сложность строение белковых молекул и чрезвычайная разнообразие их функций крайне затрудняет создание классификации белков на какой – либо одной основе. Принято выделять несколько классификаций белков (пользуясь учебником, стр. 230) выполните задание 2. Впишите в схему вместо знаков вопроса (?) названия классификационных групп белков.

Контрольно- оценочное задание на проверку освоения познавательных компетенций.

1. По каким признакам осуществляется классификация белков?

2. В чем принципиальное отличие фибриллярных белков от глобулярных?

Теперь выставьте себе оценку за ваши знания биологической стороны белков (2 столбик).

Какое у вас настроение сейчас?

Физкультминутка. Надуваем воздушные шары  и завязываем ниткой. Шары положите возле себя. (Упражнение для легких, увеличивается объем легких. Упражнение мелкая моторика рук, для улучшение работы мозга).

        

Посмотрите пожалуйста на слайд

 Гли-изо-вал-гли-глу-цис-цис-(тре-сер-изо)-человек

                                (тре-гли-изо)-лошадь

                                (ала-сер-вал)-бык

Для раскрытия природы белка изучим его свойства.

Для белков характерны следующие химические свойства.

1) гидролиз (при нагревании с растворами кислот, щелочей, при действии ферментов)- происходит разрушение 1 структуры с образованием АК.

                       

Как вы думаете, в организме человека и животных происходит гидролиз белков?

Описание: http://vio.uchim.info/vio_46/cd_site/article_img/sh10.gif

        Это интересно:  Зачем маринуют мясо?

2) денатурация При слабом воздействии распадается только четвертичная структура, при более сильном — третичная, а затем — вторичная, и белок остается в виде полипептидной цепи.

Связи, поддерживающие 2,3 если есть 4 структуру белка, относительно легко разрушаются, под действием нагревания, механического действия и химических реагентов. нарушение природной структуры белка - денатурация. 1 структура и химический состав сохраняются. Поэтому денатурация может быть обратимой: при условии достаточно быстрого устранения фактора, ее вызвавшего, происходит восстановление пространственной сруктуры белка – ренатурация.

        Живой организм находится постоянно под воздействием внешних факторов, способных вызвать денатурацию белка. Запомните: как можно меньше контакта с солями, содержащими ионы Pb2+, Сu2+, Нg2+ и др. Не только тяжелые металлы могут влиять на состояние здоровья человека, но и радиоактивность, как особый тип загрязнения окружающей среды. Мы должны приложить все силы к тому, чтобы оставить чистыми почвы и воды нашим потомкам. Не менее губительное действие на живой организм оказывают и органические вещества, например этанол. О вреде алкоголя необходимо не только знать, но и запомнить на всю жизнь.

        Это интересно: 1. В чем причина образования пены на поверхности мясных бульонов, жареных, рыбных, и мясных изделий?

        2. Как действует хлорамин – препарат, используемый для обеззараживания различных поверхностей.

        3. Почему при тепловой обработке мяса и рыбы образуется уменьшение массы готового продукта?


К чему может привести денатурация в организме?

1. Нарушение обмена веществ.

2. Воспаление слизистой оболочки органов пищеварения

3. Камнеообразование (камни имеют белковую основу).

        

 3. Амфотерные  электролиты (содержат большое число способных к диссоциации карбоксильных и аминогрупп).

Белок состоит из АК, а вы знаете что Ак состоят из каких функциональных групп (СООН и НН2) ведут себя как кислоты и как основания. Двуличные, как мы называем такие соединения? Такой вопрос есть на ЕГЭ. Выберите соединения которые обладают амфотернами свойствами (двойственной природой) вы что выбираете, кроме неорганических веществ, белки и АК.

3) амфотерность:

                        + NaOH

                      __________          свойства кислот

                     |                    

      Белок  ―|

                     |__________         свойства оснований

                        + HCl

4) цветные реакции белков –  качественные реакции это какие реакции?

а) ксантопротеиновая реакция.

                 Белок  +  HNO3 конц.  →   желтое окрашивание

б) биуретовая реакция.

         Белок  +  Cu(OH)2↓ → раствор фиолетового цвета.

в) горение – запах жженых перьев.

В чем же значение белков?


         Теперь поставьте себе оценку в 3 столбик за освоение химических свойств белков в оценочных листах.

Вместе с учителем составляют план изучения белков.

Ученики дают определение белкам.

 Белки – это высокомолекулярные нерегулярные полимеры, мономерами будут АК.  Пептидной.

  • Берутся за руки - полипептиды, отпускают - мономеры (аминокислоты).
  • кератин – рога, шерсть
  • коллаген – кожа
  • гемоглобин – кровь
  • фибрин, фибриноген – кровь
  • пепсин – желудочный сок
  • трипсин – поджелудочный сок
  • миозин – мышцы
  • глобулин – вакцина
  • родопсин – зрительный пурпур
  • птиалин – слюна
  • инсулин – поджелудочная железа
  • казеин – молоко
  • альбумин – яичный белок

Явление изомерии

В белке содержатся следующие химические элементы: С, Н, О, N, S, P, Fe. Железо в гемоглобине крови, фосфор в казеине молока….Незначительное количество меди, кальция, цинка, брома, йода.

Работают в парах, заполняют таблицу, зачитывают ответы.

 

Не все белки обладают 4 структурой. 4 структуру разберем вместе. 

Работают  у доски.

Отвечают на вопросы.

В индивидуальных листах выполняют задание 2.

Отвечают на вопросы.

Оценивают себя.

С помощью пантомимы показывают свое настроение.

Выполняют физкультминутку 

Да, под влиянием ферментов образующиеся аминокислоты попадают в кровь и далее поступают в клетки организма, где образуются необходимые организму белки. Часть аминокислот подвергается окислению и распаду, в результате чего образуется аммиак, углекислый газ и вода. Аммиак превращается в

Мочевину и выводится из организма

Ответы обучающихся:

Под воздействием уксусной кислоты или лимонной происходит частичный гидролиз белков. Белки распадаются на поли – и дипептиды. В желудке под влиянием ферментов этот процесс продолжается и в итоге приводит к образованию аминокислот. Таким образом, маринование облегчает переваривание белка.       Гидролиз белков сводится к гидролизу полипептидных связей. К этому же  сводится и переваривание белков:

Белки + Н2О —> полипептид + Н2О —> дипептиды + вода  —>  α-аминокислоты→  кровь во все клетки и ткани организма.

Объясняется свертыванием растворимых в воде белков (альбумины, глобумины). Свертывание белка альбумина в составе куриного белка при варке яиц, казеина при скисании молока. Денатурированные белки усваиваются легче, поэтому пищу подвергают термической обработке. 

Он содержит до 28% активного хлора. Свободный хлор взаимодействует с аминогруппами АК белков бактерий- в результате структура белков разрушается и бактерия гибнет.

Под действием тепловой обработки происходит изменение вторичной, третичной и четвертичной структуры белковой молекулы (денатурация). При денатурации белки теряют влагу (разрушаются водородные связи), что приводит к уменьшению готового продукта.

Отвечают на вопросы, обучающиеся, которые будут сдавать ЕГЭ.

Качественными называют реакции, с помощью которых можно определить вещества разных классов.

Пишут качественные реакции.

Ученики, формулируют вывод:  качественными на белки являются реакции с концентрированной азотной кислотой (желтое окрашивание), со свежеосажденным гидроксидом меди (II) (раствор фиолетового цвета) и горение белков (запах жженых перьев).

Перечисляют значение белков.

Оценивают себя.

- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

- адекватно использовать письменную речь, взаимодействовать с одноклассниками и учителем,

- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,

- уметь слушать объяснения учителя и ответы одноклассников,

- строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь,

- слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог,

- устанавливать рабочие отношения в группе, осуществлять совместные действия для решения поставленной задачи,

-  осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

- участвовать в совместном обсуждении результатов эксперимента.


- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы,

- проводить наблюдение за ходом демонстрационного эксперимента,

- устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения,

- объяснять наблюдаемые явления,

- правильно обращаться с лабораторным оборудованием,

- применять полученные знания для проведения эксперимента,

- самостоятельно проводить эксперимент,

- наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ,

- описывать самостоятельно проведенные эксперименты.

- создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач,

- создавать обобщения, устанавливать аналогии, характеризовать, объяснять, овладевать методами научного познания, использовать знаки, модели, символы, схемы.

- строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе имеющейся информации.

- слушать в соответствии с целевой установкой,

- дополнять, уточнять ответы учителя, оформлять, проверять, оценивать конечный результат,

- принимать и сохранять учебную задачу,

- осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения эксперимента и коррекцию своей деятельности,

- оценивать конечный результат,

-  грамотно оформлять результаты исследования.

- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

- адекватно использовать письменную речь, взаимодействовать с одноклассниками и учителем,

- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,

- уметь слушать объяснения учителя и ответы одноклассников,

- строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь,

- слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог,

- устанавливать рабочие отношения в группе, осуществлять совместные действия для решения поставленной задачи,

-  осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

- участвовать в совместном обсуждении результатов эксперимента.

- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы,

- проводить наблюдение за ходом демонстрационного эксперимента,

- устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения,

- объяснять наблюдаемые явления,

- правильно обращаться с лабораторным оборудованием,

- применять полученные знания для проведения эксперимента,

- самостоятельно проводить эксперимент,

- наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ,

- описывать самостоятельно проведенные эксперименты.

- создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач,

- создавать обобщения, устанавливать аналогии, характеризовать, объяснять, овладевать методами научного познания, использовать знаки, модели, символы, схемы.

- строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе имеющейся информации.

- слушать в соответствии с целевой установкой,

- дополнять, уточнять ответы учителя, оформлять, проверять, оценивать конечный результат,

- принимать и сохранять учебную задачу,

- осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения эксперимента и коррекцию своей деятельности,

- оценивать конечный результат,

-  грамотно оформлять результаты исследования.

Этап первичного закрепления

Эпиграф перед лабораторной работой: « Знания, не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок». Леоннардо да Винчи

                Чем мы будем заниматься исходя из этого высказывания? Да, правильно, для закрепления знаний предлагаю провести лабораторную работу. Прежде чем начать работу, давайте вспомним правила техники безопасности.

Особую осторожность соблюдайте при работе со щелочами и кислотами.

Работа по малым группам.

Проговаривает инструкцию по выполнению лабораторной работой. Следит за правильностью выполнения, и за соблюдением ПТБ.

Поставьте себе оценку в 4 столбике за выполнение  лабораторной работы.

Отвечают, предполагают.

Перечисляют ПТБ:                                           

Прежде чем зажечь спиртовку, проверьте, есть ли в ней спирт и хорош ли фитиль.

Для зажигания:- спиртовки - снимите колпачок, расправьте фитиль и поднесите к нему зажженную спичку. После окончания работы: Погасить пламя спиртовки (сухого горючего), следует закрыть ее колпачком (колпаком), поднося его сбоку, не задувать пламя ртом, а также не гасить его пальцами.

При пользовании склянкой с кислотой необходимо следить, чтобы на каждой склянке было четкое название кислоты. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание ее порчи оказывалась сверху.

Правильно нагревайте над пламенем спиртовой горелки в пробирке растворы кислот, щелочей. Нагревание выполняйте очень аккуратно. Нагревайте постепенно пробирку над пламенем горелки, далее нагревайте над верхней частью пламени, не дотрагиваясь дном пробирки к фитилю спиртовки, чтобы пробирка не лопнула.

Работать с кислотами и щелочью необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты и щелочи на кожу надо смыть ее струей воды. Делают выводы после каждой лабораторной работы.

Оценивают друг друга, себя, выставляют оценки в оценочный лист.

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Выполните тест (индивидуальная работа).

1. Сколько аминокислот участвуют в образовании белков?

1) 30    2) 20    3) 26       4) 10

2. На каком рисунке изображена вторичная структура белка:

               1.   Описание: сканирование0042          2. Описание: D:\02.08.15\Мои документы\Local Settings\Рабочий стол\фестиваль\Фестиваль педагогических идей Открытый урок 2006-2007 учебного года 2.files\img111.jpg       

 3. Описание: сканирование0042         4.   Описание: D:\02.08.15\Мои документы\Local Settings\Рабочий стол\фестиваль\Фестиваль педагогических идей Открытый урок 2006-2007 учебного года 2.files\img109.jpg                             .                                          

3. Пептидная (ковалентная) связь образует:

  1. Первичную структуру белка;
  2. Вторичную структуру  белка;
  3. Третичную структуру белка;
  4. Четвертичную структуру белка.

4. Денатурация происходит под действием:

  1. Химических реагентов;
  2. Механического действия;
  3. Нагревания;
  4. Спиртных напитков.

5.Белки обладают

  1. Кислотными свойствами;
  2. Основными свойствами;
  3. Двойственной природой;
  4. Амфотерными свойствами.

Поменяйтесь друг с другом листочками (оцените друг друга, свои оценки выставите в 5 столбик оценка за тестирования).

Выполняют тест по слайду и проверяют по эталону.

Оценивают друг друга, выставляют оценки в оценочный лист.

- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

Этап включения в систему знаний и повторения.

Мы закончили изучение белков. Вам я предлагаю совершить “Подъем по лестнице знаний”, составив синквейн  о белках (парная работа).

  1. Одно  существительное, выражающее главную тему синквейна.
  2. Два прилагательных, выражающих главный смысл.
  3. Три глагола, описывающее действие в рамках темы.
  4. Фраза несущая определенный смысл (высказывают своё отношение к теме).
  5. Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Несколько учеников зачитывают свой синквейн.

1. Белки

2. Глобулярные, фибриллярные

3. Защищают, регулируют, катализируют.

4. Мономерами являются аминокислоты.

5. Жизнь.

Делают вывод к уроку:  

  • белки – это высокомолекулярные органические соединения, биополимеры, состоящие из мономеров - аминокислот;
  • аминокислоты соединяются в полипептидную цепочку за счёт пептидной связи;
  • белки могут быть простыми и сложными;
  • четыре структуры белка (первичная, вторичная, третичная и четвертичная);
  • денатурация – это утрата белковой молекулой своей структурной организации;
  • ренатурация - процесс восстановления структуры белка;
  • белки  выполняют разнообразные функции;
  • для них характерны качественные реакции.

- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей.

Этап информирования о домашнем задании

Дает информацию о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению: 1 уровень:  проработать материал §, ответить на вопросы к нему;

2 уровень: задания 1 уровня +  придумайте и оформите кроссворд по теме.

3 уровень: задания 1 уровня + составить презентацию.

Выбирают свой уровень домашнего задания

- планировать деятельность в учебной ситуации.

Этап рефлексии учебной деятельности.

Подводит итоги. Выставляет оценки. Проводит рефлексию. Учитель подводит итоги урока, дается общая оценка работе класса на уроке, оценивает работу наиболее активных учеников, учеников, имеющих глубокие знания по химии, учеников, выполнивших задания первыми, слаженность работы в группах, взаимоподдержку и взаимопомощь при выполнении заданий в группах, парах и т.д.

Рассчитайте, среднюю оценку за урок.

На листочках: «+    -   интересно», напишите в столбике «+» - все то, что понравилось на уроке; «- « - все то, что не понравилось на уроке; «интересно» - все то, что было для вас интересным.

Оцените как изменились за урок ваши знания?         В столбике «узнал».        

Выберите себе цветок и приклейте в оценочных листах.

  • Зеленый цветок – было скучно, я ничего не выполнил, я еще не созрел.
  • Желтый цветок– трудно сказать, не все понял, что-то понял, что-то нет, но начал созревать.
  • Красный цветок – у меня все получилось, я все понял, я расцвел.

С каким настроением вы уходите с урока?

Понравился ли вам урок?

Вот и подошел к концу наш с вами урок. Надеюсь, ваш багаж знаний пополнился еще одной темой. Спасибо за урок. До свидания!

Рассчитывают среднюю оценку за урок.

Заполняют листочки

«+    -   интересно»,

 «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (последний столбик).

Выбирают себе цветок и клеят в оценочных листах.

Пантомимой показывают свое настроение.

До свидания!

- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии "Функции белков"

Данная технологическая карта рассматривает все этапы урока, на которых подробно представлена деятельность учителя и деятельность обучающихся....

Технологическая карта урока "Химические свойства белков"

Интегрированный урок – исследование при изучении нового материала  по теме "Химические свойства белков". Химия 10 класс....

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта урока по теме: "Синтез белков в клетке" 9 класс

Данная технологическая карта может быть использована при подготовке и проведении урока по теме: "Синтез белков в клетке" (9 класс)...

Технологическая карта урока "Строение и состав белков"

Материалы включают технологическую карту урока, составленную с учетом формирующего оценивания....

Технологическая карта урока «Белки, их строение, свойства, биологические функции» (с использованием платформы МЭО)

Технологическая карта урока химии в 10 классе по теме «Белки, их строение, свойства, биологические функции» с использованием платформы МЭО....