"Особенности внутреннего строения рыб"
методическая разработка по биологии (7 класс)

урок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gla.e.a.docx38.97 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности внутреннего строения рыб.

Учитель биологии и географии муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» пст. Первомайский

Главинская Елена Алексеевна

Предмет: биология

Класс: 7 класс

УМК под ред. В.М.Константинов, В.Г.Бабенко.

Урок построен с учетом требований ФГОС ООО, на основе системно-деятельностного подхода.

Тема: Особенности внутреннего строения рыб.

Цель деятельности педагога: создать условия для успешного усвоения знаний об особенностях внутреннего строения рыб в связи с водным образом жизни.

Задачи:

Личностные: воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать своего товарища, быть культурным и  воспитанным.

Метапредметные: формировать умение видеть  задачу в контексте проблемной ситуации и в самой жизни, умение находить способы решения поставленной цели; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные: познакомить учащихся с особенностями  внутреннего строения рыб, научить распознавать  органы и системы органов на таблицах, рисунках, влажных препаратах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действий на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в неё новых элементов.

Необходимое оборудование: мультимедийное оборудование, влажные препараты, таблица «Внутреннее строение рыбы»

Формы работы учащихся: парная, групповая, фронтальная.

Планируемые результаты:

Личностные: осмыслить значение общения для передачи и получения информации;  формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов; формировать уважительное отношение к предмету биология; осваивать правила общения;

Метапредметные: принимать и сохранять цель  и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;  высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;  проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу  осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,  вносить соответствующие коррективы;  целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и  решении познавательных задач;  ориентироваться в учебнике  и использовать условные обозначения при усвоении материала урока; уметь находить информацию из разных источников и преобразовывать ее из одного вида в другую (составлять таблицу, схему и т. д.)

Предметные: научиться распознавать органы и системы органов рыб на таблицах, рисунках, влажных препаратах; знать особенности внутреннего строения рыб в связи с водным образом жизни.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

1

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.  Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Предлагаю  повернуться друг к другу, улыбнуться,  пожелать  хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.

Приветствуют  учителя.

Осознанное вхождение учащихся в пространство деятельности на уроке.

2

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Половина всех обитающих на Земле позвоночных животных - это рыбы. Они встречаются во всех морях и океанах, приспособились к жизни от поверхности до самых глубоководных впадин, где нет света и давление достигает 1000 атм., под мощным ледяным покровом Арктики и  в раскаленных термальных источниках  Калифорнии, в сильно соленых водах – в 5-6 раз выше океанической. Есть рыбы, которые 2.5 часа могут пребывать без воды.

Так как же можно объяснить эти факты?

Достаточно ли нам знаний только о внешнем строении и скелете рыб?

Итак, попробуйте сформулировать  тему урока.

- Записываем в тетради тему урока «Особенности внутреннего строения рыб»

Беседа по уточнению и конкретизации первичных знаний.

- Ребята, как вы думаете, какие системы внутренних органов имеются у рыб ?

 -Какие функции они выполняют?

-Почему эти системы могут выполнять такие функции?

-На доске вы видите цифры  и комментарии к ним

  •   Ничего не знаю
  •    Что-то слышал
  •  Имею неполные знания
  •  Знаю эту тему

 Запишите в тетради на полях цифры

 от 0 до 3. Обведите в кружочек цифру, обозначив  тот уровень знаний, на котором вы находитесь в настоящее время.

Посмотрим, что изменится к концу  урока

 

Предполагаемые ответы учеников

Конечно недостаточно. Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы мы должны познакомиться с внутренним строением рыб.

Особенности внутреннего строения рыб.

Предположения учащихся.

Коммуникативные УУД

взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме, слушают и слышат собеседника

Познавательные  УУД

Осуществляют сериацию.

По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы

Регулятивные УУД

Слушают в соответствии с целевой установкой.

Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов.

2.1

Постановка цели и задач урока

-Итак, с темой мы определились.

- Какую  поставим перед собой цель?

- А какие задачи нам нужно выполнить?

-  доказать, что между строением систем органов и выполняемыми  функциями существует взаимосвязь.

- узнать:1. Особенности внутреннего строения, связанные с жизнью в воде.

2.В чем проявляется усложнение систем органов  в сравнении с ланцетником.

Познавательные  УУД

По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы.

Анализируют вербальную информацию.

Коммуникативные УУД 

Владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

Регулятивные УУД

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Высказывают предположения на основе наблюдений.

Формулируют проблему (цель, задачи) урока.

3.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

(определение основной проблемы урока)

- Ребята, заполните , пожалуйста , таблицу.

Названия систем органов

Особенности строения

Выполняемые функции

   

 

Дети осознают причину затруднения.

Регулятивные УУД

 Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

 Высказывают предположения на основе наблюдений.

Познавательные  УУД

 Сравнивают, анализируют, делают выводы, устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят рассуждения.

Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

4

Этап построения проекта выхода из затруднения

- Почему, ребята, вам трудно было это сделать? 

-А что для этого необходимо?

-Где будем искать информацию?

 - Не знаем особенности строения систем органов рыб.

- Найти информацию.

- В учебнике, дополнительной литературе, в ресурсах интернет.

 

Познавательные  УУД

Устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД

 Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

 Высказывают предположения на основе наблюдений.

Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

5

Этап реализации построенного проекта

 Организуется самостоятельная работа в парах (группах) по изучению особенностей строения  систем  внутренних органов тела рыбы в связи  с жизнью в воде и их функциональном  значении.

Учитель консультирует при необходимости.

Предоставляет слово для выступления пар (групп).

Предоставляет возможность для само -и взаимооценки.

 -вспоминают правила работы в парах (группах);

-работают с разными источниками информации:

-рассматривают рисунки, таблицы;

-распознают органы рыб на влажных препаратах;

Выступают у доски  с использованием слайдов презентации.

Вспоминают критерии.

Самооценка и взаимооценка.

-продолжают заполнять таблицу;

Познавательные  УУД

Устанавливают закономерности, строят логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Владеют приемами отбора и систематизации материала.

 Регулятивные УУД

 Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

 Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

 

- Ребята, давайте проверим правильность заполнения таблицы.

Итак, к какому открытию вы пришли?

- Молодцы!

Ученики по-очереди озвучивают таблицу.

По-сравнению с ланцетниками рыбы более высокоорганизованные животные.

 Жабры имеют более сложное строение; сердце мускулистое, двухкамерное; органами выделения служат почки,  мочеточники и мочевой пузырь. Нервная система разделена на головной мозг(5 отделов) и спинной мозг.

 

     

 

Познавательные  УУД

Устанавливают закономерности, строят логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Владеют приемами отбора и систематизации материала.

 Регулятивные УУД

 Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

 Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Физминутка (Задача: способствовать сохранению здоровья учащихся)

 

Выполните задание на слайде:

Организация и проведение физминутки.

 Зарядка для глаз.

Подписывают названия органов рыбы.

Упражнения для снятия усталости глаз.

Познавательные  УУД

Устанавливают закономерности, строят логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Владеют приемами отбора и систематизации материала.

Регулятивные УУД

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

В группах самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

Принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Коммуникативные УУД

Взаимодействуют в группе для решения задания.

Устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выводы.

8

Этап включения в систему знаний и повторения

(Применение новых знаний)

  

 

1. Самостоятельная работа

- Исправьте ошибки

Критерии оценивания:

Нет ошибок -«5»

1-2 ошибки  - «4»

3-4 ошибок  - «3»

5 ошибок и более – «2»

- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданиями.

 

.

сверяют

с ответами на слайде, оценивают себя.

Познавательные УУД

Владеют приемами отбора и систематизации материала.

Анализируют, сравнивают, устанавливают сходства и различия, группируют.

Устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные УУД

 Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

9.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке и информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подведем итоги:

  -Что нового узнали на уроке?

 

- Удалось ли нам ответить на вопросы, которые задали в начале урока?

- Достигли своей цели?

Д/з. пар.31

Дифференцированная работа

(Учащимся предлагаю выполнить задания на выбор)

Составить тест или кроссворд

  - В заключение урока посмотрите на слайд, закончите высказывания

Я вспомнил, что…

Я узнал…

Я понял…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Было сложно…

Я ничего не понял…

- Вернемся к шкале знаний, оцените себя:

0 – ничего не понял

1 – что-то понял

2 – понял, но есть вопросы

3 – хорошо понял

- Спасибо за вашу работу

Подводят итоги своей работы

-Учащиеся произносят законченные высказывания.

На доске изображена шкала знаний от 0 до 3. На партах учащихся лежат самоклеящиеся  закладки зеленого и желтого цвета. Учащиеся подходят к доске и крепят закладки на шкале знаний. Желтые показывают  уровень знаний учащихся в начале урока,  зелёные являются  результатом знаний учащихся на конец урока.

Регулятивные УУД:

Соотносят цели и результаты своей деятельности.

Определяют степень успешности работы.

Коммуникативные УУД 

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Познавательные УУД

Владеют приемами отбора и систематизации материала.

Карточки для самостоятельной работы.

Группа 1. Пищеварительная система.

1.Какое строение имеет пищеварительная система рыб.

2.В чем сходство и отличие пищеварительных систем ланцетника и рыб?

Группа 2. Дыхательная система.

1.Откуда берет рыба кислород для дыхания?

2.Какое строение имеют жабры?

3.Почему задыхается рыба, вытащенная из воды, хотя кислорода в атмосфере больше, чем в воде?

4.Как осуществляется работа жаберного аппарата?

Группа 3. Кровеносная система.

1.Из скольких камер состоит сердце рыб?

2.Почему кровеносная система называется замкнутой?

3.Сравните кровеносные системы ланцетника и рыб, сделайте вывод.

Группа 4. Нервная система и органы чувств.

1.Какого строение и значение нервной системы рыб?

2.Как рыба ориентируется в окружающей среде?

3.В чем проявляется усложнение нервной системы рыб по сравнению с таковой у ланцетника?

Группа 5. Выделительная система.

1.Как из организма рыбы удаляются жидкие ненужные вещества?

2.Сравните органы выделения рыб и ланцетника, сделайте вывод.

Группа 6. Плавательный пузырь.

1.Где расположен плавательный пузырь?

2.Назовите функции плавательного пузыря.

3.Все ли рыбы имеют плавательный пузырь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полётом

урок по изучению нового материала, формированию знаний об особенностях внутреннего строения, связанного с интенсивным обменом веществ....

Презентация к уроку "Особенности внутреннего строения Птиц"

Характеристика внутреннего строения птиц...

Технологическая карта урока с презентацией по биологии кл по теме "Особенности внутреннего строения прасмыкающихся"

Технологическая карта урока с презентацией по биологии  кл  по теме "Особенности внутреннего строения прасмыкающихся...

Технологическая карта урока с презентацией по биологии кл по теме "Особенности внутреннего строения прасмыкающихся"

Технологическая карта урока с презентацией по биологии  кл  по теме "Особенности внутреннего строения прасмыкающихся...

Технологическая карта урока с презентацией по биологии кл по теме "Особенности внутреннего строения прасмыкающихся"

Технологическая карта урока с презентацией по биологии  кл  по теме "Особенности внутреннего строения прасмыкающихся...

Технологическая карта урока с презентацией по биологии кл по теме "Особенности внутреннего строения прасмыкающихся"

Технологическая карта урока с презентацией по биологии  кл  по теме "Особенности внутреннего строения прасмыкающихся...

"Особенности внутреннего строения пресмыкающихся"

Технологическая карта урока с презентацией по биологии  кл  по теме "Особенности внутреннего строения прасмыкающихся...