Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая планета"
рабочая программа по биологии (5, 6 класс)

Лахина Татьяна Васильевна

Программа курса внеурочной деятельности  «:Живая планета» предназначена для учащихся 5-9 классов. Курс обладает широкими возможностями для формирования у учащихся фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. 

 Цели и задачи курса: развивать у учащихся устойчивый интерес к биологии и экологии, формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivaya_planeta_5-9kl.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ КУРСА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»

Личностные результаты обучения:

Ученик научится:

  • соблюдать правила поведения в природе;
  • понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
  • реализовывать теоретические познания на практике;
  • осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
  • понимать важность ответственного отношения к учению, к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
  • испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым;
  • признавать право каждого на собственное мнение;
  • проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  • отстаивать свою точку зрения;
  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
  • понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • слушать и слышать другое мнение;
  • принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности;
  • испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку.

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные:

Ученик научится:

  • осуществлять описание изучаемого объекта;
  • определять существенные признаки объекта;
  • классифицировать объекты;
  • ставить цели и задачи;
  • планировать достижения результатов деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать связи организмов в природе;
  • оценивать свои действия;
  • вносить коррективы в выполнение поставленных целей и задач.

Познавательные.

Ученик научится:

  • практически выполнять проектно-исследовательскую работу;
  • пользоваться биологическими методами изучения объектов;
  • различать объем и содержание понятий;
  • осознанно строить речевое высказывание;
  • проводить практическую работу в соответствии с инструкцией;
  • под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
  • осуществлять классификацию;

Ученик получит возможность научиться

  • анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
  • навыкам отбора необходимой информации;
  • представлять информацию в наглядно - символической форме

Коммуникативные.

Ученик научится:

  • задавать вопросы для организации собственной деятельности;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками;
  • использовать речевые средства для регуляции умственной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и координировать позиции в сотрудничестве;
  • аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
  • сравнивать разные точки зрения для принятия решения;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг  с другом и т.д.).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЖИВАЯ ПЛАНЕТА».

Раздел 1. Среда обитания организмов (6 часов).

Времена года на Земле. Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.

Наземно-воздушная среда обитания, её особенности. Приспособленность организмов к наземно-воздушной среде обитания. Водная среда обитания, приспособленность организмов к жизни в воде. Организмы – среда обитания для паразитов. Особенности строения организмов-паразитов.

Практическая работа «Выявление признаков приспособленности».

Практическая работа «Фенологические наблюдения»

Раздел 2. Растения и окружающая среда (10 часов).

Условия жизни растений. Растения саванн и степей. Растения пустынь и полупустынь. Растения тайги. Растения тропических лесов. Красная книга – способ защиты редких видов растений.

Лабораторная работа «Определение оптимальных условий для роста и развития растений».

 Экологический проект «Моя Красная книга. Растения».

Раздел 3. Животные и окружающая среда (6 часов).

Особенности царства животных. Животные: хищники, травоядные, падальщики. Взаимоотношения в животном мире. Цепи питания. Животные – обитатели пресных и морских вод. Динозавры – вымершие виды животных. Красная книга – способ защиты редких видов животных.

Лабораторная работа «Составление цепей питания».

Экологический проект «Моя Красная книга. Животные».

Раздел 4. Животные и человек (6 часов). 

Значение животных в жизни человека. Одомашнивание животных. Животноводство: породы животных. Экзотические домашние животные. Уход за домашними (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Животные – паразиты человека, меры борьбы  с паразитами.

Практическая работа «Знакомство с домашними животными».

Лабораторная работа «Правила ухода за домашними животными».

Экологическая акция «День птиц»

Раздел 5. Культурные растения (6 часов).

Культурные растения: зерновые, овощные, технические, кормовые, масличные, плодово-ягодные. Уход за сельскохозяйственными растениями. Вредители культурных растений, биологические методы борьбы с вредителями. Насекомые - опылители. Декоративные растения и цели их выращивания.

Практическая работа  «Изучение условий для прорастания семян».

Лабораторная работа «Составление правил ухода за растениями огорода».

Практическая работа 5 «Пересадка комнатных растений».

Раздел 6. Человек и окружающая среда (18 часов).

Введение. Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых организмах. Экологические науки.

Природные комплексы нашей местности. Природные комплексы: лес, луга, болота, реки. Искусственные сообщества растений и животных. Природа и человек. Экологические проблемы человеческой деятельности. Охрана природных комплексов. Особо охраняемые природные территории Кузбасса. Ключевые ботанические территории

Среда обитания человека. Воздух, которым мы дышим. Вода, которую мы пьем. Почвы.

 Практическая работа «Определение качества питьевой воды»

Дом, в котором мы живем. Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия, одежда, посуда. Вопросы экологии в современных квартирах.

Раздел 7. Здоровье человека - основа жизни (10 часов).

Достаточно ли знаю о курении и алкоголе (анкетирование). Суд над наркотиком. Неожиданные встречи с ядами. Оказание первой помощи при отравлениях. Компьютер, сотовый телефон и здоровье.

Пища, которую мы едим. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Изучение состава питания продуктов (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм. Основы здорового питания

Практическая работа «Составление сбалансированного рациона»

Раздел 8. Отходы, как источник загрязнения окружающей среды (6 часов).

Что ты знаешь о бытовых отходах. Куда девать мусор. Раздельный сбор бытовых отходов. Репортаж со свалки. Акция «Чистый берег».

Формы проведения занятий и виды деятельности

1. Исследовательская работа - изучают живой объект или явление в природе с определенной целью, но с неизвестным результатом.

2. Игровые занятия развитие творческих способностей, речи, внимания, фантазии, интереса к биологии в процессе игры.

3. Практическая работа - изучение природных явлений с помощью опытов и проверка гипотез, выдвигаемых в результате наблюдения, сравнения.

4. Опытническая деятельность - познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей в процессе эксперимента.

5. Фенологические наблюдения – мониторинг сезонных изменений в природе.

6. Ведение календарей природы – еженедельная запись изменений, происходящих в неживой и живой природе.

9. Экологические акции.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 № п/п

Название раздела, темы

Количество часов

5-6 класс

1

Раздел 1. Среда обитания организмов

6

2

Раздел 2. Растения и окружающая среда

10

3

Раздел 3. Животные и окружающая среда

6

4

Раздел 4. Животные и человек

6

5

Раздел 5. Культурные растения

6

Итого

34

8- 9 класс

6

Раздел 6. Человек и окружающая среда

18

7

Раздел 7. Здоровье человека - основа жизни

10

8

Раздел 8. Отходы, как источник загрязнения окружающей среды  

6

Итого

34

Всего

68

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности Планета загадок. (в начальных классах)

Рабочая программа разработана  для работы во внеурочной деятельности для начальной школы. В ней предлагается материал о природе нашей Земли.Рельеф, животный и растительный мир....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета детства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета детства"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПЛАНЕТА ИГР»

рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления во 2 классе "Планета игр"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Живая планета» 5,6 клас

Целью изучения предмета "Экология" является формирование сознательно-научного, нравственно-этического отношения учащихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной осн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....