РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по биологии «Естественнонаучная лаборатория» для учащихся 9 классов
рабочая программа по биологии (9 класс)

Трусова - Рослова Наталья Владимировна

Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по биологии «Естественнонаучная лаборатория» для  учащихся 9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_estestvennonauchnaya_laboratoriya.docx62.46 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по биологии

«Естественнонаучная лаборатория»

для  учащихся 9 классов

j0292098

 

 

   Составитель:

Учитель биологии и географии

Рослова Н.В.

2019-2020  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Биологический кружок организуется для учащихся 9-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс  рассчитан на 34 часа. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы связано с предметами естественнонаучного цикла.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Программа  курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,   деятельностный подходы.

Цель: познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них  познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

Задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Условия реализации программы

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 14-15 лет.
  • Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
  • Количество часов - 1 учебных час в неделю  

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы(при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников при изучении курса имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Основные принципы программы

Принцип системности

Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

  • В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
  • методику работы с биологическими объектами и микроскопом;
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • работать в группе.

Содержание программы.

Вводное занятие (1 ч).

Цели и задачи, план работы.

Биологическая лаборатория и правила работы в ней (1 ч).

Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (2 ч).

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.

Клетка – структурная единица живого организма (5 ч).

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». Изучение бактериальной клетки. Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Изучение животной клетки. Половые клетки растений. Споры. Половые клетки животных.

Грибы под микроскопом (5 ч).

Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом.

Ткани (17 ч).

Понятие «ткань». Растительные ткани: покровная, проводящая, механическая, основная (различные виды паренхимы), образовательная. Животные ткани: эпителиальная и ее разновидности, соединительная (кровь, хрящ, кость, рыхлая волокнистая ), мышечные ткани (скелетная, гладкая, сердечная), нервная.

Подведение итогов работы кружка (2 ч).

Представление  результатов работы. Анализ работы.

Учебно-тематический план.

Наименование темы

Количество

часов

Форма

проведения

занятия

Образоват.

продукт

Сроки проведения

Теория

Практика

план

факт

Вводное занятие.

Цели и задачи, план работы кружка.

1

Беседа

конспект

Биологическая лаборатория и правила работы в ней.

Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.

1

Беседа

Конспект

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы.

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.

1

2

Рассказ с элементами беседы. П/р.

Конспект. Результаты п/р.

Клетка – структурная единица живого организма.

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». Изучение бактериальной клетки. Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Изучение животной клетки. Половые клетки растений. Споры. Половые клетки животных.

2

8

Рассказ с элементами беседы. Л/р.

Конспект. Оформление результатов л/р.

Грибы под микроскопом.

Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом.

1

2

Рассказ с элементами беседы. Л/р.

Конспект. Оформление результатов л/р.

Ткани.

Понятие «ткань». Растительные ткани: покровная, проводящая, механическая, основная (различные виды паренхимы), образовательная.

Животные ткани: эпителиальная и ее разновидности, соединительная (кровь, хрящ, кость, рыхлая волокнистая), мышечные ткани (скелетная, гладкая, сердечная), нервная.

1

15

Рассказ с элементами беседы. Л/р.

Конспект. Оформление результатов л/р.

Всего: 34 ч

7                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

27

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате изучения курса «Мир под микроскопом»  обучающиеся на ступени основного общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • получат возможность осознать своё место в мире;  
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
  • получат возможность научитьсяиспользовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Формирование:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;

 Регулятивные универсальные учебные действия

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Всего часов

УУД

Формы занятий

Дата

1.

Введение

1

Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Беседа

2

Оборудование биологической лаборатории

1

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Личностные УУД формирование научного мировоззрения

Пр. работа

3

Методы изучения биологических объектов

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Беседа

4-5

Микроскоп. Строение, правила работы. Техника безопасности

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. 

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Практическая работа

6

Методы приготовления и изучения препаратов «живая клетка» и «фиксированный препарат»

1

Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Беседа

7

Строение клетки. Основные органоиды клетки.

1

Познавательные УУД:поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД: уметь находить ответ на поставленные вопросы

Коммуникативные    УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Беседа

8

Изучение готовых микропрепаратов  клетки

1

Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Практическая работа

9

Изучение бактериальной клетки

1

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Практическая работа

10

Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука.

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД уметь находить ответ на поставленные вопросы

Коммуникативные    УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Практическая работа

11

Приготовление препарата мякоти плодов томата, яблока, картофеля

1

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Личностные УУД формирование научного мировоззрения

Практическая работа

12

Споры

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Практическая работа

13

Половые клетки растений

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. 

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Практическая работа

14

Изучение животной клетки

1

Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Практическая работа

15

Половые клетки животных

1

Познавательные УУД:поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД: уметь находить ответ на поставленные вопросы

Коммуникативные    УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Практическая работа

16

Грибы. Общее знакомство. Микроскопические грибы

1

Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Беседа

17

Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом

1

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Практическая работа

18

Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД уметь находить ответ на поставленные вопросы

Коммуникативные    УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Практическая работа

19

Понятие «ткань». Общее знакомство с тканями растений и животных

1

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Личностные УУД формирование научного мировоззрения

Беседа

20

Покровная ткань растений

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

21

Проводящая ткань растений

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. 

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

22

Механическая ткань растений

1

Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

23-24

Различные виды паренхимы растений

3

Познавательные УУД:поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД: уметь находить ответ на поставленные вопросы

Коммуникативные    УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Беседа, практическая работа

25

Образовательная ткань растений

1

Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Практическая ткань

26-27

Эпителиальная ткань животных

2

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Практическая работа

28-30

Соединительная ткань животных

3

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД уметь находить ответ на поставленные вопросы

Коммуникативные    УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Практическая работа

31-33

Мышечные ткани  животных

3

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Личностные УУД формирование научного мировоззрения

Практическая работа

34

Нервная ткань. Обощение знаний

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Практическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Зеленая лаборатория" для учащихся 6 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности соответствует ФГОС ООО для учащихся 6 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Экологическая тропа" для учащихся 7 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии для учащихся 7 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии Занимательная биология 5-6 классы

Работа включает вопросы, которые заинтересуют детей этого возраста и которых нет в учебнике...

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии Помоги себе сам 7-8 классы

Программа предусматривает рассмотрение вопросов, касающихся личного здоровья обучающихся....