Рабочая программа по биологии 7 класс. Авторы В. В, Латюшин, В. А. Шапкин (ФГОС)
рабочая программа по биологии (7 класс)

Лариса Сергеевна Мамаева

Эта рабочая программа по биологии предназначена для учащихся 7 класса и соответсвует требованию ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_7_klass.docx70.77 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ № 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта, Примерных программ основного общего образования, авторской программы основного общего образования по биологии для общеобразовательных программ под редакцией  В. В. Пасечника, г. Москва, издательство « Дрофа», 2016 г., УМК В.В. Пасечника «Биология: Животные».  7 класс: учебник / В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. – М.: Дрофа, 2017 г.

Рабочая программа предназначена для учащихся 7 класса и  ориентирована на использование учебника (УМК В.В. Пасечника): Биология: Животные. 7 кл.: учебник / В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. – М.: Дрофа, 2017 год

Рабочая программа разработана на основании следующих федеральных и региональных  нормативно - правовых документов:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №   273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28, ч. 2;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010  №   1897, (с изменениями от 29.12.2014 №   1644, от 31.12.2015 №   1577);
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений №    1 от 29.06.2011 №    85, изменений №   2 от 25.12.2013 №   72, изменений №   3 от 24.11.2015 №   81);
4. - приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №   253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 №   576, от 28.12.2015 №    1529, от 26.01.2016 №   38, №   629 от 07.07.2017г.);
5. Устав МБОУ « ООШ».
6. Авторские программы "Биология" 5 - 9 классы . УМК "Биология"под редакцией В. В. Пасечника, изд - во Дрофа", 2016 г.

7. Сборник рабочей программы основного общего образования "Биология. 5 - 9 кл." пол редакцией Г. М. Пальдяевой, Москва, изд - во Дрофа, 2017 г.
8. Основная образовательная программа основного  общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Родионово – Несветайского района « Платово-Ивановская основная общеобразовательная школа» (5-9 класс).
9. Учебный план МБОУ « Платово-Ивановская  ООШ» на 2019-2020 учебный год;
10. Календарный учебный график на 2019-2020 учебный год МБОУ «Платово-Ивановская  ООШ»;
11. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ «Платово-Ивановская  ООШ».

        


Данная рабочая программа имеет задачи курса:

-сформировать представление о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой: о том , что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.

-познакомить  учащихся с многообразием животного мира и его системы, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

-изучить биогеоценотическое и практическое значение животных необходимость рационального использования и охраны животного мира.
С учетом вышеназванных подходов
  целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе:
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Срок реализации программы - 2019 - 2020 учебный год.

РАЗДЕЛ № 2. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,

 КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данная рабочая программа предназначена  для обучающихся 7 класса.

Согласно действующему в школе учебному плану  и базирующемся на   Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС), данная  рабочая программа 7 класса предусматривает классно-урочную систему обучения в объеме 1 час в неделю (36 недель - 36 часов в год) . Рабочая программа разработана на основе требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС).

Срок реализации программы – 1 год.

Годовой календарный график  МБОУ «Платово-Ивановская ООШ» на 2019-2020 учебный год предусматривает 36 учебных недель.

Класс

Количество часов в неделю

Всего часов за год

5

1

34

6

1

30

7

1

36

8

        2        

69

9

2

67

Итого за 5 лет обучения - 236 часов


РАЗДЕЛ № 3. ПРЕДМЕТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Предметными результатами освоения   программы по биологии являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, видообразования и приспособленности;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов растений; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения,  растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений  ; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе  ;

-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;

В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В сфере физической деятельности:

-освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,   рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними .    

В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии   направлена на достижение обучающимися следующих  личностных результатов:
- знание
 основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегаюших технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;  интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами по биологии являются:

- Учащиеся научатся работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками;

- анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; - овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-  умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.

- осуществлять  контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение слушать и вступать в диалог, работать в коллективном обсуждении проблем;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,

- сравнивать разные точки зрения,

- аргументировать свою точку зрения,

- отстаивать свою позицию.

  Учащиеся получат возможность анализировать:

- принципы современной классификации растений, основные признаки и свойства каждой систематической единицы; существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки растений, бактерия и грибов;

- типы тканей растений, особенности их строения и значение в растительном организме;

- строение, значение и функционирование органов растительного организма;

- как шло усложнение растительных организмов в процессе эволюции;

- какое значение имеют растения, бактерии и грибы в природе и в хозяйственной деятельности человека; редкие и исчезающие растения своей местности.

Учащиеся получат возможность:

- работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции,

- готовить сообщения и презентации;

- проводить наблюдения и описания природных объектов и явлений;

- составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами;

- готовить микроскоп к работе;

-   готовить микропрепараты;

- различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки, типы растительных тканей;

  - выделять существенные признаки представителей царства Растения, царства Бактерии и царства Грибы;

- различать на таблицах и моделях органы цветковых растений, называть их функции;

- различать на живых объектах и таблицах растения разных отделов, классов и семейств;

- различать на живых объектах и таблицах ядовитые и съедобные грибы;

- сравнивать  особенности полового и бесполого размножения растений, делать выводы на основе сравнения;

- выделять существенные признаки биологических  процессов, протекающих в растениях: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;

- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

- объяснять  характер взаимосвязей, возникающих  в фитоценозах, объяснять причины  смены растительных сообществ;

- объяснять  значение грибов, бактерий, растений в жизни человека.

Система оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения

  1. Оценка личностных результатов

 Простейшим индикатором личностных результатов служит расположение измеряемых показателей в предложенном списке (ранговое меню): допустим, измерению подлежат интересы уч-ся к различным видам деятельности в свободное время. Уч-ся предлагаются три одинаковых списка  занятий, в каждом определенное число наименований.

  • В первой ситуации (широкий диапазон выбора) они имеют право без ограничений указать разные виды занятий;
  • Во второй ситуации (средний диапазон выбора) они имеют право оставить определенное количество видов занятий;
  • Третий случай (узкий диапазон) им можно выбрать три вида занятий.
  • Индикатор сильной ориентации – выбор занятий в трех ситуациях
  • Индикатор средней ориентации – выбор в 1 и 2 случаях
  • Индикатор слабой ориентации – выбор только в одном из списков.

С помощью данной методики можно выявлять:

  • Мотивацию к обучению
  • Определять ценностные установки.

 Также можно использовать:

-  наблюдение

-работу с документальными источникам

- анкетные опросы и интервью.

Личностные результаты возможно определить через листы наблюдений или портфолио обучающегося

Оценка личностных  результатов учащихся 7  класса

Измерители

  1. Проявляет чувство сопричастности с жизнью своего народа, Родины
  2. Ценит семейные отношения, традиции своего народа, уважает и изучает историю России                 
  3. Определяет  личностный смысл учения, выбирает   дальнейший образовательный маршрут.                  
  4. Регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями                  
  5. Ответственно относится к своему  здоровью, к окружающей среде,  стремится к сохранению живой природы.                  
  6. Проявляет эстетическое чувство на основе

                    знакомства с художественной   культурой.        

  1. Ориентируется в понимании  причин   успешности  /Неуспешности  в учёбе.

        Личностные результаты не влияют на итоговую отметку учащихся, они показывают степень развития учащихся.

  1. Оценка метапредметных результатов

Для оценивания  уровня развития  ключевых компетентностей (метапредметные результаты) обучающихся используются карты оценки сформированности  ключевых компетентностей:

§        на материале решения учебных задач;

§        на материале решения исследовательских и проектных задач;

§        портфолио.

Оценивание проводится на основе описаний (дескрипторов) уровней сформированности  отдельных компонентов

Уровни выделяются как этапы/уровни присвоения культурных средств (способов действий):

  • 1-й уровень – формальный – освоение внешней стороны образца (алгоритма, правила);
  • 2-й уровень – предметный – освоение существенного предметного основания (внутренней формы) способа действия;
  • 3-й уровень – функциональный – способность использовать, преобразовывать знание (способ действия) для решения задач в новых условиях, новых структурах действия.

Карта оценки метапредметных результатов учащихся 7 класса

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно  формулирует задание
  • Выбирает для выполнения определенное задание
  • Осуществляет итоговый и пошаговый контроль результатов.
  • Оценивает результаты собственной деятельности.
  • Адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает её в работе над ошибками
  • Ставит цель собственной познавательной деятельности и удерживает её.
  • Планирует собственную внеучебную деятельность с опорой на учебники и рабочие тетради.
  • своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.
  • Планирует собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями.

Познавательные УУД                                            

  • Ориентируется в учебниках.
  • Самостоятельно предполагает, какая дополнительная информация будет нужна для изучения
  • Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников.
  • Составляет сложный план текста.
  • Устанавливает причинно-следственные связи, строит логичные рассуждения, анализирует, сравнивает, группирует различные объекты, явления
  • Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, представляет информацию в виде схем, моделей, таблиц, сообщений.
  • Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.

Коммуникативные УУД

  • Владеет диалоговой формой речи.
  • Читает вслух и про себя тексты учебников, других книг, понимает прочитанное.
  • Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
  • Отстаивает свою точку зрения, имеет собственное мнение и позицию.
  • Критично относится к своему мнению, учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в паре.
  • Участвует в работе группы, выполняет свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель.
  • Осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.
  • Адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач.

                                                               

Оценка предметных результатов

Предметные результаты оцениваются по:

  1. владению предметными понятиями и способами действия,
  2. умению применять знания в новых условиях,
  3. по системности знаний.

Критерии оценивания предметных результатов - по признакам трёх уровней успешности.

  • Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания.
  • оценки: «хорошо» и «нормально» ( решение с недочётами)
  • Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний
  • Оценки: «отлично» и «почти отлично» (решение с недочётами)
  • Максимальный уровень  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.-(НЕобязательный)
  • Качественная оценка - «превосходно».
  • Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале

Уровни успешности

5-балльная шкала

100% - я шкала

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2» (или 0)

ниже нормы,

неудовлетворительно

0-49%

Необходимый (базовый) уровень

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

«3»  - норма, зачёт, удовлетворительно.

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

50-79%

«4» - хорошо.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

80 – 99%

Повышенный (программный) уровень

Решение нестандартной задачи, где потребовалось

либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме,

либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4» близко к отлично.

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

0-99% или

50-70% п.у

«5»- отлично.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

100%

Или

70-100% п.у.

Максимальный (необязательный) уровень

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались

либо самостоятельно добытые новые знания,

либо новые, самостоятельно усвоенные умения

«5»

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

Отдельная шкала: 50-69%

«5 и 5» превосходно.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Отдельная шкала:

70-100%

Критерии  оценивания разных видов работ

Устный ответ:

Оценка «5» Ответ полный, возможна одна несущественная ошибка

Оценка «4» Ответ полный, допущено не более двух несущественных ошибок

Оценка «3»  Ответ содержит не менее половины требуемого, допускаются  одна или две несущественные  ошибки

Оценка «2» Ответ содержит меньше половины требуемого, содержит несколько существенных ошибок

Лабораторная работа

  • Оценка «5»  Работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлялся по плану, с учетом Т.Б., поддерживалась чистота рабочего места, бережное отношение к моделям.
  • Оценка «4» Работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, проведен  не полностью, допущены несущественные ошибки в  работе с веществами и оборудованием
  • Оценка «3» Работа выполнена не менее, чем наполовину или допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в форме работы, но исправлены по требованию учителя
  • Оценка «2»  Допущены две или больше существенных ошибок, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя

 Контрольная работа

  • Оценка «5» Работа выполнена полностью, возможна одна несущественная ошибка                                                        
  • Оценка «4» Работа выполнена полностью, допущено не больше двух несущественных ошибок
  • Оценка «3» Работа выполнена не менее , чем наполовину, допущена одна или две несущественные ошибки
  • Оценка «2» Работа выполнена меньше, чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок

1. Оценка процесса проектной деятельности учащегося

Критерии оценки

Показатели

2.1. Актуальность

Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата

2.2. Проблемность

Наличие и характер проблемы в замысле

2.3. Технологичность

Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность

2.4. Соответствие объемам учебного времени

Качественное выполнение проекта в определенные сроки

2.5. Экологичность

Отсутствие вредных для здоровья компонентов, материалов, отходов в процессе изготовления продукта

2.6. Экономичность

Оптимальные затраты на материалы и изготовление

2.7. Безопасность

Соблюдение правил ТБ

2.8. Соответствие современному уровню научно-технического прогресса

Учет последних достижений в той области, к которой относится проектируемый продукт

2.9. Содержательность

Информативность, смысловая емкость проекта

2.10. Разработанность

Глубина проработки темы

2.11. Завершенность

Законченность работы, доведение до логического окончания

2.12. Наличие творческого компонента в процессе проектирования

Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д.

2.13. Коммуникативность (в групповом проекте)

Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д.

2.14. Самостоятельность

Степень самостоятельности учащихся определяется с помощью устных вопросов к докладчику.

2. Оценка оформления проекта

Критерии оценки

Показатели

3.1. Соответствие стандартам оформления

Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии

3.2. Системность

Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда

3.3. Лаконичность

Простота и ясность изложения

3.4. Аналитичность

Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов

3.5. Дизайн

Композиционная целостность текста, продуманная система выделения.

Художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков

3-6. Наглядность

Видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п., четкость, доступность для восприятия с учетом расстояния до зрителей

3. Оценка защиты (презентации) проекта

Критерии оценки

Показатели

4.1. Качество доклада

Системность, композиционная целостность

Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы

Краткость, четкость, ясность формулировок

4.2. Ответы на вопросы

Понимание сущности вопроса и адекватность ответов Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов

Аргументированность, убедительность

4.3. Личностные проявления докладчика

Уверенность, владение собой

Настойчивость в отстаивании своей точки зрения

Культура речи, поведения

Удержание внимания аудитории

Импровизационность, находчивость

Эмоциональная окрашенность речи

РАЗДЕЛ № 4.   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Введение. Общие сведения о животном мире (1 час)

История изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Многообразие животных (17 часов)

Глава 1. Простейшие

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №1. Знакомство с многообразием водных простейших

 Глава 2.    Многоклеточные животные.

Тип Губки. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни .Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №2. Внешнее строение дождевого червя.

          Тип Моллюски. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №3  Особенности строения и жизни моллюсков

Лабораторная работа № 4.Знакомство с ракообразными

         Класс Паукообразные. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Насекомых. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №5

Изучение представителей отряда насекомые.

          Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №6.

Внешнее строение и передвижение рыб.

          Класс Земноводные. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №7.

Изучение внешнего строения птиц.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов Млекопитающих. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Строение, индивидуальное развитие, эволюция (8  час)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела.

Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Лабораторная работа № 8. Изучение особенностей покровов тела.

Лабораторная работа № 9. Изучение способов передвижения животных

Лабораторная работа № 10. Изучение способов дыхания животных

Лабораторная работа № 11. Изучение ответной реакции животных на раздражения

Глава 3. Эволюция строения и функций органов и их систем ( 8   часов)

Покровы тела. Опорно - двигательная система. Способы передвижения животных.  Полости тела.  Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь.  Органы выделения. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Продление рода.

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа №12 Изучение  возраста животных.

Глава 4. Развитие  и закономерности размещения животных  на Земле ( 3 часа)

Доказательства:сравнительно - анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Раздел 6. Биоценозы ( 1ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

—    составлять тезисы и конспект текста;

—    самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;

—    поддерживать дискуссию.

 Животный мир и хозяйственная деятельность человека. (1час)Воздействие человека и его деятельность на животный мир. Одомашнивание  животных. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.  Охрана  и рациональное использование животного мира.

Воздействие человека и его деятельности на жизнь животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции с/х животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Охрана и рациональное использование животного мира.

Повторение - 4 часа        

РАЗДЕЛ № 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ

№ раздела

Наименование раздела

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Многообразие животных

17

3.

Эволюция строения функций органов и их систем

8

4.

Развитие и  закономерности размещения животных на Земле

3

5.

Биоценозы

2

6.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

1

7.

Итоговое повторение

4

ИТОГО - 36 часов

 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 7 КЛАСС

Раздел

Тема

Количество часов

Дата проведения урока

(по плану)

Дата проведения урока

(По факту)

Домашнее задание

Введение (1 час)

1.

История развития  зоологии.

Современная  зоология.

1

05.09

П. 1 - 2

Многообразие животных (17 часов)

2.

Простейшие.  Общая характеристика и систематические группы простейших.

Л. Р. № 1. Знакомство с многообразием простейших

1

12.09

П. 3 - 4

3.

Тип Губки. Тип Кишечнополостные.

1

19.09

П. 5

4.

Тип Плоские черви. Тип Круглые черви.

Тип Кольчатые черви. Классы кольчецов.

Л. Р. № 2 "Внешнее строение дождевого червя"

1

26.09

П. 7 - 10

5.

Тип Моллюски.  Общая характеристика, особенности строения, значение в природе и жизни человека. 

Л. Р.  № 3. Особенности строения и жизни моллюсков

1

03.10

П. 11 - 12

6.

Классы моллюсков. Брюхоногие. Двустворчатые. Головоногие.

1

10.10

П. 12

7.

Тип Иглокожие. Общая характеристика. Классы иглокожих.

1

17.10

П. 13

8.

Тип Членистоногие. Класс ракообразные. Класс паукообразные.

Л. Р. № 4. "Знакомство с ракообразными"

1

24.10

П. 14

9.

Класс Насекомые. Общая характеристика. Образ жизни. Значение.

1

07.11

П. 15

10.

 Отряды насекомых. Таракановые. Прямокрылые. Поденки. Стрекозы. Вши. Клопы, их значение.

1

14.11

П 16 - 17

11.

Отряды насекомых. Бабочки. Равнокрылые. Двукрылые. Блохи. Перепончатокрылые, их значение

Л. Р. № 5. "Изучение представителей отрядов насекомых"

1

21.11

П.1 8 - 19

12.

Позвоночные. Тип Хордовые. Класс Ланцетники.

1

28.11

Конспект

13.

Классы Рыб: хрящевые и костные.

Класс хрящевые рыбы.

Л. Р. № 6. "Внешнее строение и передвижение рыб"

1

05.12

П. 21 - 22

14.

Класс костные рыбы. Отряды костных рыб.

1

12.12

П. 23

15

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды класса земноводных.

1

19.12

П. 2 4.

16.

      Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряды пресмыкающихся.

1

26.12

П. 25 - 26

17

Класс Птицы. Отряды птиц.

Л. Р. № 7. "Изучение внешнего строения птиц"

Класс Млекопитающие, звери. Отряды млекопитающих

1

09.01

П. 27 - 34

18.

Контрольная работа по теме: "Классы животных - рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие"

1

16.01

П 21 - 35

Эволюция строения функций органов и их систем (8 часов)

19.

Покровы тела. Опорно-двигательная система.

Л. Р. № 8. "Изучение особенностей покровов тела"

1

23.01

П. 36 - 37

20.

Способы передвижения животных.  Органы дыхания и газообмен.

Л. Р. № 9. "Изучение способов передвижения и дыхания животных"

1

30.01

П. 38 - 39

21.

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращения энергии.

1

06.02

П. 40

22.

Кровеносная система. Кровь. Органы выделения.

1

13.02

П. 41 -42

23.

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

Л. Р. № 10. "Изучение ответной  реакции животных на раздражение"

1

20.02

П. 43 - 44

24.

Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных.

1

27.02

П. 45 - 46

25.

Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация продолжительность жизни животных.

Л. Р. № 11 "Изучение возраста животных"

1

05.03

П. 47 - 48

26.

Контрольная работа  по теме: "Сравнительная характеристика систем органов животных".

1

12.03

П. 36 - 48 повторить

Развитие и закономерности размещения животных на Земле  (3 часа)

27.

Доказательства эволюции животных.  Чарльз Дарвин о причинах

эволюции животного мира

1

19.03

П. 49 - 50

28.

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

1

02.04

П. 51

29.

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

1

09.04

П. 52

Биоценозы  ( 2 часа)

30

Естественные и искусственные биоценозы.

1

16.04

П. 53

31.

Факторы среды, их влияние

на биоценозы. Цепи питания.  Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза.

23.04

П. 54 - 56

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (1 час)

32.

Воздействие человека и его деятельности нам животный мир. Одомашнивание. Охрана и законы об охране.

Экскурсия № 1. "Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных"

1

30.04

П. 57 - 60

Повторение ( 4 часа)

33

Урок - игра по теме: "Занимательные животные"

1

07.05

Повторить П. 1 - 60

34.

Урок обобщения за курс биологии в 7 класс

1

14.05

Повторить конспекты

35.

Промежуточная контрольная работа за курс биологии  7 класс

1

21.05

Подготовить проекты

36.

Защита проектов по биологии за курс 7 класса

1

28.05

Итого - 36 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.)

Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.) (ФГОС)...

Рабочая программа для 6 класса. автор Гельфман Э.Г.

Рабочая программа для 6 класса. Разработана с требованием ФГОС ООО. Содержит пояснительную записку, тематическую программу....

Рабочая программа для 5 класса. автор Гельфман Э.Г.

Рабочая программа для 5 класса. расчитана на 6 часов в неделю. разработана с требованием ФГОС ООО....

Рабочая программа "Музыка" 8 класс(авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, перечень музыкальных произведений, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа "Информатика. 5 класс" (автор Л.Л.Босова)

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-го класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к результатам освоения ос...

Рабочая программа "Информатика. 6 класс" (автор Л.Л.Босова)

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6-го класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к результатам освоения ос...