Главные вкладки

    Рабочая программа "Музыка" 8 класс(авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева)
    рабочая программа по музыке (8 класс)

    Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, перечень музыкальных произведений, календарно-тематическое планирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muzyka_8_kl_2.docx32.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ПО МУЗЫКЕ

    ДЛЯ 8 КЛАССА

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по музыке для 8 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, авторской программы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской «Музыка. Основная школа 5-8классы» («Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы» М, «Просвещение» 2018) и рассчитана на 34 часа учебного времени (1 час в неделю).

    Общая характеристика программы.

    Образовательная программа по музыке для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения. В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

    Общая характеристика учебного предмета.

    Овладение основами музыкальных знаний в основной школе должно обеспечить формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.

    Освоение предмета «Музыка» направлено на:

      приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;

      расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

      развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности;

      развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;

      овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.

    В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет «Музыка» способствует формированию у обучающихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.

    Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «История», «География», «Математика» и др.

    Результаты изучения предмета «Музыка»

    Личностные результаты:

     • в ценностно-ориентационной сфере: — формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;

     — принятие мультикультурной картины современного мира;

     — становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

     • в трудовой сфере: — формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

     — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

     • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере:

     — умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

    Метапредметные результаты изучения музыки в основной школе:

     • активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;

     • умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;

     • умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;

     • формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.

    В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность научиться:

     • в познавательной сфере:

     — представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

     — наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа, музыкального произведения;

     — различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;

     — различать основные жанры народной и профессиональной музыки;

     — описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;

     — классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;

     — структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия музыки;

     • в ценностно-ориентационной сфере:

     — представлять систему общечеловеческих ценностей;

     — осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства;

     — уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях;

     • в коммуникативной сфере:

     — использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями музыкального искусства;

     • в эстетической сфере:

     — развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;

     — воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах музыкальных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;

     — стремиться к самостоятельному общению с высоко-художественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;

     — проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой музыкальной культуры, расширять свой эстетический кругозор;

     — понимать условность языка различных видов музыкального искусства;

     — определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;

     — реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале;

     • в трудовой сфере: — применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.

    Основное содержание 

    Музыка как вид искусства. Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка.

    Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Народное музыкальное творчество Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа.

    Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.

    Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки.

    Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский- Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов.

    Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. Средневековая духовная музыка: григорианский хорал.

    Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).

    Развитие жанров светской музыки. Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет). Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг).

    Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы - песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.

    Современная музыкальная жизнь. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках. Значение музыки в жизни человека Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.

    Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

    Перечень музыкальных произведений

    1.Ч. Айвз. «Космический пейзаж».

    2. Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).

    3. Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью- Йорк» (обр. Дж. Сильвермена, перевод С. Болотина).

    4. Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».

    5. Э. Артемьев. Музыка к кинофильму: «Раба любви»

    6 И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но Д.Б. Кабалевского). Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга соль минор. Органная фуга ля минор. Сюита № 2 (7 часть «Шутка»).

    И. Бах-Ф. Бузони. Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло. И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria».

    7. Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части). Соната № 8 («Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ часть, менуэт). Соната № 23 («Аппассионата).

    8. Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты из оперы).

    9. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита».

    10. Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». 15.

    11. Ж. Брель. Вальс. 16.

    12. Дж. Верди. Опера «Аида» (Романс Радамеса «Милая Аида», ария Аиды, мавританский танец, Триумфальный марш, Дуэт Радамеса и Аиды (финальная сцена).Опера «Травиата», «Застольная песня», отрывки из оперы. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).

    14. А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).

    15. Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и виолончелей).

    16. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д., Песня Порги из II д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из II д.). Концерт для ф-но с оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл. А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской).

    17. М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (отрывки из оперы). Опера «Руслан и Людмила» (отрывки из оперы). Романсы.

    18.К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев», Мелодия, Хор фурий).

    19. Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть Озе»).

    20. Д. Каччини. «Ave Maria».

    21. К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный свет»). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэк-уок»).

    22. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).

    23. Ф. Лэй. «История любви».

    24. Мадригалы эпохи Возрождения.

    25. В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор. Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Симфония № 40. Симфония № 41 (фрагмент ΙΙ ч.). Реквием («Dies ire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II, III ч.). Фрагменты из оперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave, verum corpus».

    26. М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина» (Вступление, Пляска персидских девушек).

    27. С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната № 2 (Ι ч.). Симфония № 1 «Классическая». Балет «Ромео и Джульетта» (Улица просыпается, Танец рыцарей, Патер Лоренцо). Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище). Фортепианные миниатюры «Мимолетности».

    28. М. Равель. «Болеро».

    29. С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли). Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (до диез минор, соль минор, соль диез минор. «Всенощное бдение».

    30. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (фрагменты из оперы). Опера «Золотой петушок» («Шествие»). Опера «Снегурочка» (фрагменты из оперы). Опера «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»). Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). Опера «Царская невеста» (фрагменты из оперы).

    31. Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема» («Грустный вальс»).

    32. Г. Свиридов. «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель». Музыка к драме А. Толстого «Царь Федор Иоанович», Хоровой концерт «Пушкинский венок».

    33. А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемоль минор).

    34. И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный дед, Танцовщица, Шарманщик играет на трубе, Фокусник играет на флейте, Танец оживших кукол).

    35. А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная). Концерт для скрипки с оркестром (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад» (Галоп, Вальс). Балет «Спартак» (фрагменты).

    36. П. Чайковский. «Евгений Онегин» (фрагменты из оперы). Симфония № 4 (ΙΙΙ ч.). Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6. Концерт № 1 для ф-но с оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная увертюра «1812 год». Сюита № 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке», «Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице Дево, радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова). «Легенда» (сл. А. Плещеева).

    37. Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля мажор).

    38. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная увертюра».

    39. И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь».

    40. Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст. И. Гете). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). «Ave Maria» (сл. В. Скотта).

    41. Д. Эллингтон. «Караван».

    Календарно-тематическое планирование 8 класс

    № п/п

    Тема урока

    Количество часов

    Дата

    План

    Факт

    Классика и современность

    17

    1.

    Классика в нашей жизни.

    1

    2.

    В музыкальном театре. Опера.

    1

    3.

    Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.

    1

    4.

    В музыкальном театре. Балет.

    1

    5.

    Балет «Ярославна»

    1

    6.

    В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. «Преступление и наказание»-рок-опера Э. Артемьева.

    1

    7.

    Мюзикл «Ромео и Джульетта».

    1

    8.

    Музыка к драматическому спектаклю.

    1

    9.

    Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

    1

    10.

    «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

    1

    11.

    Музыка в кино.

    1

    12.

    Музыка к фильму «Властелин колец»

    1

    13.

    В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.

    1

    14.

    Симфония №8 «Неоконченная» Ф. Шуберта.

    1

    15.

    Симфония № 5 П.И.  Чайковского.

    1

    16.

     Симфония №1 «Классическая»

    С. Прокофьева.

    1

    17.

    Музыка – это огромный мир.

    1

    Традиции и новаторство в музыке

    18

    18.

    «Музыканты-вечные маги»

    1

    19.

    И снова в музыкальном театре.

    1

    20.

    Опера «Порги и Бесс» Д. Гершвина.

    1

    21.

    Развитие традиций оперного спектакля.

    1

    22.

    Опера «Кармен» Ж. Бизе.

    1

    23.

    Образы Хозе и Эскамильо. Портреты великих исполнителей.

    1

    24.

    Балет «Кармен-сюита»

    1

    25.

    Образы масок и Тореадора.

    1

    26.

    Портреты великих исполнителей.

    1

    27.

    Современный музыкальный театр.

    1

    28.

    Великие мюзиклы мира.

    1

    29.

    Классика в современной обработке.

    1

    30.

    В концертном зале. Симфония № 7 «Ленинградская» Д.Шостаковича.

    1

    31.

    Музыка в храмовом синтезе искусств.

    1

    32.

     Неизвестный Свиридов.

    1

    33.

    Свет фресок Дионисия – миру.

    1

    34.

    Музыкальные завещания потомкам. Пусть музыка звучит!

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 5 класс, авторы А.Н.Майков; А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая

    Составлена на основе:1.     Днепров Э.Д.,  Аркадьев А.Г. Примерная  программа  по всеобщей истории. Сборник нормативных документов по истории. стр.___2....

    Рабочая программа 7 класс автор Телековский

    Планирование рабочей программы в 7-ом классе...

    рабочая программа . 5 класс . автор: Виленкин Н.Я.

    рабочая программа содержит: пояснительную записку, цели и задачи курса математики 5 класса, основные требования к учащимся, календарное планирование...

    Рабочая программа 8 класс автор А.И. Алексеев

    Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику А.И. Алексеева составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования...

    рабочая программа 7 класс автор ладыженская

    Рабочая программа 7 класс автор ладыженская...

    рабочая программа 4 класс автор Верещагина И.Н. Афанасьева

    рабочая программа 4 класс   автор Верещагина И.Н. Афанасьева...

    рабочая программа 5 класс автор Верещагина И.Н. Афанасьева

    рабочая программа 5 класс   автор Верещагина И.Н. Афанасьева...