Органы дыхания, их строение и значение
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Гамзова Надежда Николаевна

Технологическая карта урока биология 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_dyhaniya_ih_stroenie_i_znachenie.docx227.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока                                                                                                         9 класс

Тема: Органы дыхания, их строение и значение.

Цель  урока:  создать условия для формирования представлений о значении дыхания, строении органов дыхания, строения легких.

УУД Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, планировать свою деятельность.

Познавательные – научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом курсе явлений, систематизировать информацию, применять приемы работы с информацией,   участвовать в  групповой работе.

Коммуникативные – научится принимать участие в работе группами, использовать правила вежливости,  корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Словесные, наглядные, практические, дедуктивные.

Образовательные ресурсы: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1d44/8167//?interface-puri&class-50&subyect-29

Этап урока

Содержание.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

2

3

4

5

1

Организацион

ный момент

Приветствие обучающихся, подготовка рабочих мест.

«Здравствуйте, ребята!

Проверяет готовность класса и учеников к уроку

Обучающиеся приветствуют учителя, рабочие места подготовлены.

2

Актуализация опорных

знаний

Самостоятельная работа по карточкам(10-12 минут)

1 вариант.

 Нарисовать цветными карандашами схему малого  круга кровообращения. Написать название сосудов, отделов сердца, стрелками показать направление движения крови.

2 вариант.

Нарисовать цветными карандашами схему большого круга кровообращения. Написать название сосудов, отделов сердца, стрелками показать направление движения крови.

Самостоятельная деятельность. Обучающиеся отвечают письменно на вопросы по вариантам.

Познавательные УУД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

 3

Изучение нового материала

1.Беседа по вопросам:

Учитель: Ребята, мы закончили изучение главы «Кровь и кровообращение» А с какими системами органов тесно взаимосвязана эта система?

Ученик: С органами пищеварения, дыхания, выделения.

Учитель:  А в каких органах происходит газообмен?

Ученик: В органах дыхания.

Учитель:  А что называется дыханием?

Ученик: Организм живого существа получает кислород, для того, чтобы его использовать.

Учитель:  А как?

Ученик: В процессах обмена веществ в клетках.

Учитель: Правильно. А как называются реакции присоединения кислорода?

Ученик: Реакции окисления.

Учитель: С какими веществами в живом организме взаимодействует кислород?

Ученик: С органическими: белками, жирами, углеводами.

Тема нашего урока….

Запишем в тетрадях: «Дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удалении углекислого газа

2.  Механизм дыхательного процесса.

Учитель: Расположите в правильной последовательности перечисленные ниже процессы:

а) поступление воздуха в легкие;

б) удаление воздуха из легких;

в) перенос кровью углекислого газа от тканей к легким;

г) перенос кровью кислорода от легких к тканям;

д) переход кислорода в капилляры, расположенные в легких;

е) поступление кислорода в тканевую жидкость;

ж) поступление кислорода в клетки тела человека;

з) поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость;

и) окисление органических веществ с освобождением энергии;

к) поступление углекислого газа в капилляры, расположение в тканях.

Ответ: а, д, г, е, ж, и. з, к, в, б;

3. Строение органов  дыхания

Учитель: Органы дыхания состоят из воздухоносных путей. Они представлены на рисунке учебника. Изучите их расположение.

Подпишите  органы дыхания

На доске вывешивается таблица «Строение органов дыхания» )

Учитель:  Покажите их  в таблице и назовите.

Учащийся вызывается к доске.

Учитель: А теперь сделаем небольшую экскурсию по воздухоносным путям. Первая остановка - носовая полость

4.Строение носовой полости

(Самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы)

Учитель: А теперь устный биологический диктант: «Дышать нужно через нос, а не через рот. В носовой полости температура воздуха нагревается, Носовая полость выстлана слизистой оболочкой, покрыта многочисленными ресничками. Клетки носовой полости выделяют слизь, которая обезвреживает.

5. Строение гортани. 

Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.

Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)

Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.

(Оно останавливается.)

В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться.

При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.

Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе?

Ответ: При выдохе.

Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками.

Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.

Из гортани воздух попадает в трахею.

6.Трахея и бронхи (бронхиальное дерево).

- В переводе с греческогоtracheiuaarteria – буквально означает «шероховатое дыхательное горло» или «большая артерия». Древние анатомы, таким образом, приписывали этим органам одинаковые функции. Почему?

Запомним первое правило правильного дыхания:

 Дышать надо через нос.

Правило второе.

Не разговаривай,  когда ешь.  

Правило третье.

Следи за осанкой, занимайся спортом.

- Человек с хорошо развитой грудной клеткой может делать глубокие вдохи, при этом в легкие попадает больше кислорода.

7. Рассмотрим влияние на организм человека основных загрязнителей воздуха.

- Проблема загрязнения воздуха стоит особенно остро, но появилась она не сегодня, а много веков назад.
     Вместе с изобретением огня появился и дым. В скученных лачугах людям приходилось вдыхать не только чад от огня, но и многочисленные вредные испарения от нечистот, страдать от сквозняков, подвергаться опасности заразиться инфекцией, передающейся через воздух.
    После создания печного, а затем и парового отопления проблема дымового загрязнения была решена, с внедрением
 антибиотиков отошли на второй план инфекции, но зато появились новые проблем: загрязнение атмосферы отходами предприятий и выхлопными газами транспорта.

     В воздухе стали накапливаться выхлопные газы и другие токсичные вещества.
Баланс между выделением кислорода и его потреблением стал нарушаться, и это немедленно сказалось и на растениях, и на животных, и на здоровье человека. Увеличилась запыленность атмосферы. В городах стал образовываться смог: смесь дыма, тумана пыли и продуктов сухой перегонки топлива, сажи.

В сухие дни смог имеет вид плотного желтоватого тумана, а в пасмурные дни содержит и капельки жидкости.

Для охраны воздушной среды надо точно знать по каким параметрам оценивать окружающую атмосферу, так и воздух в жилых и производственных помещениях.

Гигиеническая оценка воздуха

   При оценке обычно учитывают: атмосферное давление, температуру, влажность, скорость передвижения воздушных потоков, механические примеси (пыль, дым, сажу), бактериальное загрязнение.

    - К сожалению, мы пока еще не можем управлять погодой, но поддержание в помещении нормальных физиологических условий зависит от нас самих.

- Почему тот, кто долгое время находится в душном, непроветриваемом помещении быстро устает, становится вялым. страдает от головной боли?

-Это происходит потому, что в помещении накапливается много углекислого газа, водяных паров и пыли, а кислорода становится меньше.

- Что больше всего загрязняет воздух в помещении? ( пыль)

- В помещении пыли в10-20 раз больше, чем на улице.

-    Мы всегда окружены невидимым облаком пыли. Она портит жилище, одежду, продукты. Но, главное, пыль в воздухе вредна для здоровья человека.    Вместе с пылью в воздухе всегда есть бактерии. Они оседают на пылинки и, как на парашютах, долго находятся во взвешенном состоянии. Там, где много пыли в воздухе, много и микробов. итальянская поговорка гласит: “Куда не проглядывает солнечный луч, туда часто заходит врач”.      Необходимо проводить профилактические мероприятия против распространения вирусных инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем, например: грипп, туберкулез.

- Что нужно делать, чтобы избежать этого загрязнителя?

(Проветривание не только уносит пыль и другие вредные примеси, но и наполняет  помещение воздухом, богатым кислородом

-  О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач Комов в романе Павленко “Счастье”: “…ваша болезнь требует простого лекарства – воздуха. Побольше его и наяву и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клетку свою свежим воздухом. Есть на открытом воздухе. А спать непременно… Итак, начните принимать воздух в самых неограниченных дозах. Научитесь дышать. Привыкайте относиться к воздуху, как к пище, пережевывайте его носоглоткой, ощущайте на вкус, на запах, наслаждайтесь им, как гурман… Пейте только проточный воздух… Держитесь в своей болезни политики открытых дверей”.

- Какие правила гигиены  мы можем еще записать?

Правило четвертое.

Регулярно проветривай и делай влажную уборку в помещении,  Регулярно проветривай и делай влажную уборку в помещении, в котором находишься

 Влияние курения на здоровье человека

- По данным ВОЗ, курение ежегодно становиться причиной смерти 4 млн. человек.
По данным Минздрава в России курят 2/3 мужчин и 1/3 женщин, среди школьников 9-11 классов "Дымят" в среднем 38,2% парней, 28,7% девчонок , многие начали курить в 10-12 лет.В настоящее время наука располагает доказательствами того, что табак содержит губительные для организма вещества. Их около 400.

Никотин является естественным компонентом табачных растений -  это наркотик и сильный яд. Он легко проникает в кровь, накапливается в самых жизненно важных органах, приводя к нарушению их функций.

Смола – это все то, что содержится в табачном дыме, за исключением газов, никотина и воды. Каждая частичка состоит из многих органических и неорганических веществ, среди которых присутствует множество летучих и полулетучих соединений. Дым попадает в рот в виде концентрированного аэрозоля. При охлаждении он конденсируется и образует смолу, которая оседает в дыхательных путях. Содержащиеся в смоле вещества вызывают рак и другие заболевания легких. Они также снижают эффективность иммунной системы. 

Угарный газ – это газ без цвета и запаха, присутствующий в высокой концентрации в сигаретном дыме. Его способность соединяться с гемоглобином в 200 раз выше, чем у кислорода. В связи с этим повышенный уровень оксида углерода в легких и крови у курильщика уменьшает способность крови переносить кислород, что сказывается на функционировании всех тканей организма. Мозг и мышцы (включая сердечную) не могут действовать в полную силу без достаточного поступления кислорода. Сердце и легкие должны работать с большей нагрузкой для того, чтобы компенсировать снижение поступления кислорода в организм. Угарный газ также повреждает стенки артерий и увеличивает риск сужения коронарных сосудов, что может привести к сердечным приступам. 

Цианистый водород или синильная кислота оказывает прямое пагубное воздействие на природный очистительный механизм легких через влияние на реснички бронхиального дерева. Повреждение этой очищающей системы может привести к накоплению токсичных веществ в легких, увеличивая вероятность развития болезни.

– Давайте выясним, как же конкретно влияет табачный дым на внутренние органы человека?

Угарный газ

болезни сердца

Никотин

поражение кровеносных сосудов, зрения, нервной системы, язвенная болезнь желудка и кишечника, туберкулез легких

Канцерогенные смолы

повреждение зубной эмали, воспаление слизистых оболочек рта

Синильная кислота

нарушения всего организма

Стирол

нарушения слуха

Радиоактивный полоний

раковые заболевания легких, болезни крови

Нервно-сердечные яды

болезни сердца, нервно-психические болезни

Тренировка дыхания. Гимнастика «свободное дыхание»

1. Медленно через нос вдыхайте воздух в легкие, широко раскрывая грудную клетку. Медленно через нос выдыхайте воздух, сокращая грудную клетку. Пауза (она должна длиться несколько секунд, до потребности во вдохе).
2. Положите одну руку на грудь сверху, а другую сбоку. Повторите дыхание со счетом: вдох – раз, выдох – два, три, пауза – четыре, пять.
3. Проследите за выдохом. Вдох – раз, выдох – два, три, четыре. Стремитесь к тому, чтобы грудь опустилась, бока опали, а стенка живота в верхней своей части втянулась – диафрагма поднялась вверх, вытесняя воздух. Пауза.
4. Проследите за вдохом и выдохом с паузой. Вдох – раз, выдох – два, три, четыре, пять. Пауза – шесть, семь, восемь. Ваше дыхание углубилось, стало более полным.
5. А теперь сделайте через нос небольшой короткий вдох, а через губы – выдох на звуки «ф», «ш», «п»; пусть он длится а 10-20 с или дольше

Обучающиеся рассуждают, отвечают на вопросы.

выдвигают гипотезы,

 привлекая свой жизненный опыт и имеющиеся знания,

формулируют тему урока

слайд .№1,2

Самостоятельная работа с последующим обсуждением

Слайд № 3

Слайд № 4

Обучающиеся в парах работают с рисунками  учебника, находят ответы на поставленные вопросы.

Подписывают название органов дыхания.

1-носовая полость                                                                                   2 – носоглотка                                                                               3- глотка                                                                 4- гортань                                                                                  5 – трахея                                                                                 6- бронхи                                                                                7- плевра (доли)                                                                               8 – легкие                                                                                 9- альвеолы                                                                                  10- бронхиолы

(Самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы)

Слайд № 5,6

Учащиеся работают с текстом учебника, заполняют таблицу

Строение дыхательной систем

Слайд № 7,8

Отвечают на вопросы, работают с рисунками и текстом учебника, заполняют таблицу

Слайд № 9,10,11

Обучающиеся работают с учебником и его рисунками по плану и находят ответы на поставленные вопросы.Дают характеристику особенностям строения трахеи и бронхов.

Обучающиеся рассуждают, отвечают на вопросы.

Анализируют таблицу

Регулятивные УДД

Целеполагание.

Познавательные УДД

Поиск и выделение необходимой информации.

Выдвижение гипотез и их обосновании

Коммуникативные УДД

Планирование

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УДД

Поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные УДД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

4

Закрепление

Самостоятельная работа с таблицей "Правила гигиены дыхания" (соотнесите понятия и обоснуйте правила гигиены дыхания)

Основные правила гигиены

Обоснование гигиенических правил

1. Дыхание должно быть ровным и размеренным

 

2. Рабочие движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом

 

3. Желательно заниматься физкультурой: катание на лыжах, коньках, игра в теннис, волейбол и т.п.

 

4. Дышать надо через нос

 

5. При чихании и кашле следует закрывать рот носовым платком.

 

6. Необходима регулярная влажная уборка помещений

 

7. Для правильного дыхания важна хорошая осанка

 

8. При общении с людьми, заболевшими инфекционной болезнью, следует соблюдать осторожность: носить
марлевую повязку, не пользоваться вещами больного, регулярно проветривать помещения

 

Ответы:

1. Обеспечивает полный газообмен в легких и тканях.
2. Влажный воздух наиболее благоприятен для дыхания.
3. Увеличивается жизненная емкость легких.
4. Необходимо создать наиболее благоприятные условия для снабжения организма кислородом.
5. В носовой полости воздух очищается, увлажняется, согревается.
6. Большинство заболеваний является воздушно капельной инфекцией.
7. В дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы и диафрагма.
8. Исключить попадание болезнетворных бактерий в воздух.

Обучающиеся самостоятельно выполняют задания. Самоконтроль.

Регулятивные УДД

Контроль

Познавательные УДД.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи.

Регулятивные УДД.

Оценка. Осознание качества и уровня усвоения.

6

Рефлексия.

Узнал

Научился

Удивился

Задумался

Повторил

Запомнил

Я

Самоанализ деятельности.

Познавательные УДД.

Рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

7

Информация о домашнем задании.

Составить биологический диктант из 5 предложений(+      -  )   или 5 вопросов по теме.

Обучающиеся записывают домашнее задание по выбору, задают вопросы учителю.


Приложение к плану-конспекту урока

Рабочий лист

1.  Письменный опрос(10-12 минут)

1 вариант.

Нарисовать цветными карандашами схему малого  круга кровообращения. Написать название сосудов, отделов сердца, стрелками показать направление движения крови

2 вариант.

Нарисовать цветными карандашами схему большого круга кровообращения. Написать название сосудов, отделов сердца, стрелками показать направление движения крови.

1. Сформулировать тему урока.

2.  Механизм дыхательного процесса.  

Учитель: Расположите в правильной последовательности перечисленные ниже процессы:

а) поступление воздуха в легкие;

б) удаление воздуха из легких;

в) перенос кровью углекислого газа от тканей к легким;

г) перенос кровью кислорода от легких к тканям;

д) переход кислорода в капилляры, расположенные в легких;

е) поступление кислорода в тканевую жидкость;

ж) поступление кислорода в клетки тела человека;

з) поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость;

и) окисление органических веществ с освобождением энергии;

к) поступление углекислого газа в капилляры, расположение в тканях.

3. Работа с текстом учебника

Заполнить таблицу

Название

органа

Особенности строения

Функции

4. Самостоятельная работа с таблицей "Правила гигиены дыхания" (соотнесите понятия и обоснуйте правила гигиены дыхания)

Основные правила гигиены

Обоснование гигиенических правил

1. Дыхание должно быть ровным и размеренным

 

2. Рабочие движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом

 

3. Желательно заниматься физкультурой: катание на лыжах, коньках, игра в теннис, волейбол и т.п.

 

4. Дышать надо через нос

 

5. При чихании и кашле следует закрывать рот носовым платком.

 

6. Необходима регулярная влажная уборка помещений

 

7. Для правильного дыхания важна хорошая осанка

 

8. При общении с людьми, заболевшими инфекционной болезнью, следует соблюдать осторожность: носить
марлевую повязку, не пользоваться вещами больного, регулярно проветривать помещения

 

Ответы:

1. Обеспечивает полный газообмен в легких и тканях.
2. Влажный воздух наиболее благоприятен для дыхания.
3. Увеличивается жизненная емкость легких.
4. Необходимо создать наиболее благоприятные условия для снабжения организма кислородом.
5. В носовой полости воздух очищается, увлажняется, согревается.
6. Большинство заболеваний является воздушно капельной инфекцией.
7. В дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы и диафрагма.
8. Исключить попадание болезнетворных бактерий в воздух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии на тему:"Органы дыхания. Значение дыхания".

Урок биологииТема: Органы дыхания. Значение дыхания"....

Значение дыхания. Органы дыхания.

Урок изучения нового материала....

урок биологии в 8 классе Значение дыхания. Органы дыхания.

На уроке применяются индивидуальная и групповая форма работы. Цель:Образовательная: изучить особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями, образование звука.Развивающая: развив...

Урок по биологии в 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких".

Материал направлен на изучение основной проблемы: раскрыть сущность процесса дыхания, выяснить рольпроцесса в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека. На основе ранее полученны...

Конспект урока по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания".

Конспект урока по биологии по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания" в 8 классе. Основные цели и задачи урока, краткое изложение материала,закрепление, домашнее задание....