контрольная работа"Фотосинтез"
тест по биологии (11 класс)

Баранова Елена Владимировна

Данная работа может быть использована в качестве проверки знаний  учащихся 11 класса, а также для подготовки к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fotosintez.doc443.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 (1)В процессах дыхания и фотосинтеза в клетке участвуют митохондрии и хлоропласты. (2)Митохондрии — энергетические станции клетки. (3)В митохондриях происходит анаэробное окисление органических веществ. (4)В процессе дыхания происходит расщепление АТФ и выделение энергии. (5)Фотосинтез состоит из световой и темновой фаз. (6)В световой фазе энергия солнечного света преобразуется в энергию химических связей АТФ и НАДФ∙Н. (7)В темновой фазе фотосинтеза происходит фотолиз воды.

2.Установите правильную последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе.

     1) использование углекислого газа

2) образование кислорода

3) синтез углеводов

4) синтез молекул АТФ

5) возбуждение хлорофилла

3.В процессе хемосинтеза, в отличие от фотосинтеза,

 1) образуются органические вещества из неорганических

2) используется энергия окисления неорганических веществ

3) органические вещества расщепляются до неорганических

4) источником углерода служит углекислый газ

4.Световая фаза фотосинтеза происходит на мембранах

 1) эндоплазматической сети

2) комплекса Гольджи

3) гран хлоропластов

4) митохондрий

5.Фотосинтез может происходить в растительных клетках, которые содержат

1) ядро

2) хлоропласты

3) хромосомы

4) цитоплазму

6. Фотосинтез, в отличие от биосинтеза белка, происходит в клетках

1) любого организма

2) содержащих хлоропласты

3) простейших животных

4) плесневых грибов

7.Главную роль в процессе фотосинтеза играют

1) хромосомы

2) лейкопласты

3) хлоропласты

4) хромопласты

8.Общим между процессами фотосинтеза и дыхания является

1) образование органических веществ из неорганических

2) образование АТФ

3) выделение кислорода

4) выделение углекислого газа

9.Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

     1) образуется молекулярный кислород в результате разложения молекул воды

2) происходит синтез углеводов из углекислого газа и воды

3) происходит полимеризация молекул глюкозы с образованием крахмала

4) осуществляется синтез молекул АТФ

5) происходит фотолиз воды

10.Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

     1) фотолиз воды

2) восстановление углекислого газа до глюкозы

3) синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света

4) соединение водорода с переносчиком НАДФ+

5) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов

11.Установите соответствие между органоидами клеток и их характеристиками.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ОРГАНОИДЫ

А) расположены на гранулярной ЭПС

Б) синтез белка

В) фотосинтез

Г) состоят из двух субъединиц

Д) состоят из гран с тилакоидами

Е) образуют полисому

 

1) рибосомы

2) хлоропласты

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

12. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

13.Темновая фаза фотосинтеза характеризуется

1) протеканием процессов на внутренних мембранах хлоропластов

2) синтезом глюкозы

3) фиксацией углекислого газа

4) протеканием процессов в строме хлоропластов

5) наличием фотолиза воды

6) образованием АТФ

14.В процессе хемосинтеза, в отличие от фотосинтеза, не участвуют молекулы

 1) хлорофилла

2) углекислого газа

3) ферментов

4) водорода

15.Пигмент, определяющий способность организма к фотосинтезу — это

1) каротин

2) ксантофилл

3) хлорофилл

4) антоциан

16. В чем сходство и различие процессов фотосинтеза и хемосинтеза?

17. Укажите правильную последовательность реакций фотосинтеза

 

1) образование глюкозы

2) образование запасного крахмала

3) поглощение молекулами хлорофилла фотонов (квантов света)

4) соединение СО2 с рибулозодифосфатом

5) образование АТФ и НАДФ · Н

1. Установите соответствие между характеристикой и фазой фотосинтеза.

 ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА

А) фотолиз воды

Б) фиксация углекислого газа

В) расщепление молекул АТФ

Г) синтез молекул НАДФ · 2Н

Д) синтез глюкозы

 

1) световая

2) темновая

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

2.Работы по изучению процессов фотосинтеза связаны с именем

 1) К. Тимирязева

2) Б. Астаурова

3) А. Северцова

4) А. Опарина

3.В чём заключается энергетическая функция живого вещества биосферы?

     1) в создании органических веществ из неорганических в процессе фотосинтеза

2) в поддержании постоянства газового состава атмосферы

3) в накоплении в организмах химических элементов

4) в геохимическом круговороте веществ

4.Во время эксперимента учёный измерял скорость фотосинтеза в зависимости от температуры. Концентрацию углекислого газа и интенсивность освещения он поддерживал постоянными. Объясните, почему при повышении температуры активность фотосинтеза сначала растёт, но начиная с определённой температуры начинает стремительно снижаться (см. график).

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=22810

5.Вставьте в текст «Питание в листе» пропущенные термины :

Органические вещества образуются в листе в процессе ___________ (А). Затем они перемещаются по особым клеткам проводящей ткани — ___________ (Б) — к остальным органам. Эти клетки расположены в особой зоне коры стебля — ___________ (В). Такой вид питания растений получил называние ___________ (Г), поскольку исходным веществом для него служит углекислый газ, добываемый растением из атмосферы.

 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) воздушное

2) древесина

3) дыхание

4) луб

5) почвенное

6) ситовидная трубка

7) сосуд

8) фотосинтез

 6.Обоснуйте планетарное значение фотосинтеза, впервые возникшего у древнейших прокариот — цианобактерий.

7.Установите соответствие между этапами процесса и процессами фотосинтеза и биосинтеза белка: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ЭТАПЫ ПРОЦЕССА

 

ПРОЦЕСС

А) выделение свободного кислорода

Б) образование пептидных связей между аминокислотами

В) синтез иРНК на ДНК

Г) процесс трансляции

Д) восстановление углеводов

Е) преобразование НАДФ+ в НАДФ·2Н

 

1) фотосинтез

2) биосинтез белка

 A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

8.Рассмотрите схему взаимосвязи процессов фотосинтеза и дыхания. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=28683&png=1

9.Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка; запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=28781&png=1

1) есть клеточная мембрана

2) клеточная стенка состоит из хитина

3) наследственный аппарат заключён в кольцевой хромосоме

4) запасное вещество — гликоген

5) клетка способна к фотосинтезу

10.Установите правильную последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе.

1) восстановление НАДФ+ до НАДФ · 2Н

2) поглощение квантов света молекулами хлорофилла

3) фиксация СО2

4) переход электронов в возбуждённое состояние

5) синтез глюкозы

11.Установите соответствие между характеристиками и названиями функций живого вещества в биосфере (по В.И. Вернадскому): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ФУНКЦИЯ

А) выделение метана в атмосферу

в результате деятельности денитрифицирующих бактерий

Б) образование воды и углекислого газа в процессе дыхания аэробов

В) накопление солей кремния в клетках хвощей

Г) восстановление углекислого газа в процессе фотосинтеза

Д) образование известняка

 

1) окислительно-восстановительная

2) газовая

3) концентрационная

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

12.Известно, что хлоропласты — полуавтономные двумембранные органоиды клеток растений, в которых происходит фотосинтез. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше характеристик хлоропластов.

Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 (1)Хлоропласты — достаточно крупные органоиды, занимающие значительную часть цитоплазмы клетки. (2)Обычно хлоропласты имеют форму двояковыпуклой линзы, благодаря которой на листья поступает определённое количество света. (3)Наружная мембрана гладкая, а внутренняя образует тилакоиды, собранные в граны. (4)Внутреннее полужидкое пространство хлоропласта называется стромой. (5)В строме содержатся хлоропластныемолекулы РНК, пластидная ДНК, состоящая примерно из 100–120 уникальных генов, мелкие рибосомы, крахмальные зёрна, а также ферменты цикла Кальвина. (6)На мембране тилакоидов происходит фотолиз воды, синтез АТФ, восстановление НАДФ 2Н, а в строме — образование глюкозы.

13.Установите соответствие между процессами и функциями вещества биосферы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ПРОЦЕССЫ

 

ФУНКЦИИ ВЕЩЕСТВА

А) переход двухвалентного железа в трёхвалентное под действием железобактерий

Б) преобразование сероводорода в серу серобактериями

В) выделение кислорода в атмосферу при фотосинтезе

Г) накопление кальция в костях человека

Д) выделение молекулярного азота в атмосферу при денитрификации

Е) накопление кремния в стеблях хвощей

 

1) газовая

2) концентрационная

3) окислительно-восстановительная

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

14. Процесс фотосинтеза следует рассматривать как одно из важных звеньев круговорота углерода в биосфере, так как в ходе его

1) растения вовлекают углерод из неживой природы в живую

2) растения выделяют в атмосферу кислород

3) организмы выделяют углекислый газ в процессе дыхания

4) промышленные производства пополняют атмосферу углекислым газом

1. Из приведенных ниже одноклеточных организмов к фотосинтезу способна

 1) амёба обыкновенная

2) инфузория туфелька

3) трипаносома

4) эвглена зеленая

2. Какую из перечисленных функций корни не выполняют

 1) закрепление растений в почве

2) всасывание воды и минеральных солей из почвы

3) запасание питательных веществ

4) образование питательных веществ в процессе фотосинтеза

3. Энергия, необходимая для круговорота веществ, вовлекается из космоса

 1) растениями в процессе фотосинтеза

2) гнилостными бактериями

3) клубеньковыми бактериями

4) организмами-гетеротрофами

4. Процессы фотосинтеза, в результате которого неорга нические вещества превращаются в органические, и дыхания, при котором органические вещества расщепляются до неорганических, составляют основу

 1) обмена веществ

2) круговорота веществ

3) пищевых связей

4) территориальных связей

5. Выберите три верных Ответа из шести. Папоротники относят к царству растений, так как

 1) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

2) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород

3) их клетки содержат хлоропласты

4) их клетки содержат цитоплазму

5) выполняют роль консументов в экосистеме

6) клеточная стенка состоит из целлюлозы

6. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с поглощения углекислого газа из атмосферы.

 1) окисление органических веществ в клетках растений

2) выделение углекислого газа в атмосферу в процессе дыхания

3) синтез высокомолекулярных органических веществ в растении

4) поглощение углекислого газа из атмосферы

5) образование глюкозы в процессе фотосинтеза

7. Установите последовательность действий при закладке опыта, доказывающего необходимость света для фотосинтеза.

 1) Через трое суток вынем растение из шкафа и поставим его под электрическую лампочку или на яркий свет.

2) Обесцвеченный лист промоем водой, расправим и обольём слабым раствором йода.

3) Поместим примулу (или пеларгонию) на 2–3 дня в тёмный шкаф для оттока органических веществ из листьев. Часть листа прикроем с двух сторон полоской из чёрной бумаги.

4) Через 8–10 часов лист срежем, снимем чёрную полоску и опустим его в горячий спирт для обесцвечивания.

5) Освещенная часть листа окрасится в синий цвет, а закрытая чёрной полоской останется без изменений. Это свидетельствует об образовании крахмала в освещенной части листа.

8. Установите соответствие между царством живых организмов и признаками его представителей.

 

ПРИЗНАКИ

 

ЦАРСТВА ЖИВЫХ
ОРГАНИЗМОВ

А) различные представители способны к фотосинтезу и хемосинтезу

Б) в наземных экосистемах превосходят все другие группы по биомассе

В) клетки делятся путем митоза и мейоза

Г) имеют пластиды

Д) клеточные стенки обычно не содержат целлюлозы

Е) лишены митохондрий

 

1) бактерии

2) растения

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

9. Прокариотическая клетка отличается от эукариотической

 1) неспособностью к фотосинтезу

2) гетеротрофным типом питания

3) спорообразованием

4) безъядерностью

10. Когда происходит выделение кислорода при фотосинтезе?

 

1) в процессе разложения углекислого газа

2) при образовании НАДФ

3) во время синтеза АТФ

4) при фотолизе воды

11. Какая группа организмов способна к фотосинтезу?

 

1) вирусы

2) бациллы

3) дрожжи

4) цианобактерии

12. Установите соответствие между характеристикой и процессом жизнедеятельности растения, к которому её относят.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ПРОЦЕСС ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

A) синтезируется глюкоза

Б) окисляются органические вещества

B) выделяется кислород

Г) образуется углекислый газ

Д) происходит в митохондриях

Е) сопровождается поглощением энергии

 

1) фотосинтез

2) дыхание

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

13. Кто из изображённых на рисунке животных способен к фотосинтезу?

 

 

  

1) А

2) Б

3) В

4) Г

14. У бактерий процесс синтеза органических веществ из неорганических с использованием энергии окисления неорганических соединений называют

 1) дыханием

2) хемосинтезом

3) фотосинтезом

4) гликолизом

15. Верны ли следующие суждения об обмене веществ и превращении энергии?

А. АТФ образуется в световую фазу фотосинтеза и используется в темновой фазе при синтезе глюкозы.

Б. При гликолизе одной молекулы глюкозы запасается две молекулы АТФ.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

16. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

 

1. Цианобактерии (сине-зелёные) наиболее древние организмы, их относят к прокариотам.

2. Клетки имеют толстую клеточную стенку.

3. У цианобактерий кольцевая хромосома обособлена от цитоплазмы ядерной оболочкой.

4. У цианобактерий имеется хлорофилл, в их клетках образуются органические вещества из неорганических.

5. Фотосинтез у цианобактерий происходит в хлоропластах.

6. В мелких рибосомах синтезируются белки.

7. Синтез АТФ происходит в митохондриях.

1. Установите последовательность эволюционных процессов на Земле в хронологическом порядке.

 1) выход организмов на сушу

2) возникновение фотосинтеза

3) формирование озонового экрана

4) образование коацерватов в воде

5) появление клеточных форм жизни

2. Кислород, выделяемый растениями в процессе фотосинтеза, используется организмами для

 1) извлечения энергии из пищи

2) синтеза белков

3) анаэробного обмена

4) синтеза углеводов

3. В виде какого соединения аккумулируется солнечная энергия в световой стадии фотосинтеза?

 1) АТФ

2) АДФ

3) белки

4) ДНК

4. Возникновение на Земле фотосинтеза способствовало

 1) обогащению атмосферы кислородом

2) появлению покрытосеменных растений

3) накоплению в атмосфере углекислого газа

4) появлению полового размножения

5. Верны ли следующие суждения об обмене веществ и превращении энергии?

А. АТФ образуется в световую фазу фотосинтеза и используется в темновой

фазе при синтезе глюкозы.

Б. При гликолизе одной молекулы глюкозы запасается две молекулы АТФ.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Необходимым для синтеза глюкозы в темновой фазе фотосинтеза является

 1) свободный кислород

2) углекислый газ

3) крахмал

4) АДФ

7. Вставьте в текст «Синтез органических веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем

получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе ___________ (А). Этот процесс протекает в клетках листа в ___________ (Б) — особых пластидах зелёного цвета. Они содержат особое вещество зелёного цвета — ___________ (В). Обязательным условием образования органических веществ помимо воды и углекислого газа является ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дыхание

2) испарение

3) лейкопласт

4) питание

5) свет

6) фотосинтез

7) хлоропласт

8) хлорофилл

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

8. Вставьте в текст «Процессы жизнедеятельности листа» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

 ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИСТА

В процессе дыхания растения, как и все прочие организмы, потребляют ___________ (А), а выделяют ___________ (Б) и пары воды. Одновременно в листьях осуществляется процесс ___________ (В), при котором также образуется газообразное вещество. Все газы удаляются через ___________ (Г) листьев. Листья обеспечивают испарение. Они препятствуют перегреванию листовой пластинки.

 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) жилка

2) кислород

3) кожица

4) поглощение

5) углекислый газ

6) устьица

7) фотосинтез

8) чечевичка

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

9. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 1) наличие хлоропластов

2) наличие гликокаликса 

3) способность к фотосинтезу

4) способность к фагоцитозу

5) способность к биосинтезу белка

10. проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.

 Место протекания процесса

Процесс

Фаза фотосинтеза

А

возбуждение хлорофилла

световая

строма хлоропласта

Б

темновая

мембраны тилакоидов

синтез АТФ

В

 Список терминов и понятий:

1) мембраны тилакоидов

2) световая фаза

3) фиксация неорганического углерода

4) фотолиз воды

5) темновая фаза

6) цитоплазма клетки

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

 

 

 

11. Установите правильную последовательность возникновения важнейших ароморфозов у растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 1) возникновение многоклеточности

2) появление корней и корневищ

3) развитие тканей

4) образование семени

5) возникновение фотосинтеза

6) возникновение двойного оплодотворения

12. Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза у растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) соединение неорганического углерода с С5-углеродом

2) перенос электронов переносчиками и образование АТФ и НАДФ · Н

3) образование глюкозы

4) возбуждение молекулы хлорофилла светом

5) переход возбуждённых электронов на более высокий энергетический уровень

13. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.

 

(1)Фотосинтез и клеточное дыхание играют важнейшую роль в жизне-деятельности растений. (2)Фотосинтез необходим для синтеза органи-ческих веществ из неорганических. (3)Первая стадия фотосинтеза – световая, при ней энергия света запасается в виде АТФ. (4)При этом выделяется кислород в качестве побочного продукта. (5)Темновая стадия, при которой АТФ расходуется на синтез глюкозы, у всех растений происходит ночью, в темноте. (6)Клеточное дыхание в свою очередь происходит только днём, поскольку для него необходим кислород, выделяющийся при фотосинтезе. (7)Ночью же для жизнедеятельности растения используется запасённая в виде АТФ энергия солнечного света.

14.  — это реакция

 

1) темновой фазы фотосинтеза

2) гликолиза

3) аэробного дыхания

4) суммарной реакции фотосинтеза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская работа "Фотосинтез"

В презентации показаны исследования условий протекания  процесса фотосинтеза, результаты практических опытов, история открытия процесса....

Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс "Гидросфера"

Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников "Природоведение 5 класс"  авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов и "Землеведение 6 класс" авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап...

Комплексные числа.Контрольная работа №1 и контрольная работа №2

Контрольная работа №1 и №2 по теме " Комплексные числа" на курсах "Учитель профильной школы"...

Контрольная работа по биологии "Фотосинтез и дыхание растений"

Материал для контрольной работы по биологии в 6 классе...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого бизнеса для студентов заочной формы обучения Специальность

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  поПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого...

Контрольная работа по теме "Фотосинтез"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ "ФОТОСИНТЕЗ" В 10 КЛАССЕ....

Проверочная работа: Фотосинтез/Хемосинтез

Проверочная работа: Фотосинтез/Хемосинтез...