Рабочая программа по биологии 7 класс по ФГОС
рабочая программа по биологии (7 класс)

Рожицына Валентина Геннадьевна

Рабочая программа по биологии 7 класс по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_7_klass.docx76.83 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1

Пояснительная записка

Программа адресована учителю,  учащимся 7 класса и администрации МБОУ « Гашейская СОШ»

Настоящая рабочая программа по биологии в 7 классе составлена в соответствии с:

  •  Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Уставом  МБОУ «Гашейская СОШ»;
  • Основной  образовательной  программы ООО МБОУ «Гашейская СОШ»;
  • Авторской программой учебников «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класса В.Б.Захарова, Н.И. Сонина (М.: «Дрофа», 2017г.) и ориентирована на работу по УМК «Сфера жизни»:
  • Учебному плану  МБОУ «Гашейская СОШ»;
  • Положением  о рабочей программе  учителя МБОУ «Гашейская СОШ»;
  • Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования.

Цель: изучение строения, жизнедеятельности, распространенности и экологии представителей основных царств живых организмов

Задачи:

- Рассмотреть общую характеристику систематических групп, изучить разнообразие видов и особенности их жизнедеятельности;

         - продолжить формирование  умения проводить наблюдения, ставить опыты, сравнивать, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы;

         - развивать способность самостоятельно овладевать знаниями и умениями, путем систематического упражнения учащихся в практической и мыслительной деятельности;

        - осуществлять патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, эстетическое на примере красоты окружающего мира, нравственное и экологическое воспитание.                                                                                                                                                                        

  «Биология. Многообразие живых организмов» как учебный предмет относится к предметам учебной деятельности федерального компонента учебного плана образовательной области «Естествознание».

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), в соответствии с УП МБОУ «Гашейская СОШ» на 2019– 2020 г


Раздел 2.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

В результате освоения курса биологии 7 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей;
  • воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
  • признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
  • развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Понимать смысл биологических терминов;
  • Знать признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;  
  • уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных.
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Система оценки достижений учащихся.

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • способность к самооценке на основе соотношения полученных знаний и умений и требований к освоению учебного материала;
  • прилежание и ответственность за результаты обучения;
  • готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;
  • активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:

  • усвоение основ научных знаний о строении животного организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в животном организме, о зависимости жизни животного от среды обитания; (элективный курс – экология растений)
  • знание многообразия представителей царства Животных, из роли в природных сообществах и жизни человека; (элективный курс – экология растений)
  • овладение основными навыками работы с определителями животных, с микроскопом;
  • определение, узнавание различных животных, их органов. Тканей по таблицам, рисункам, фотографиям, на микропрепаратах;
  • проведение различных простейших биологических опытов и исследований, описание полученных результатов, анализ, формулирование выводов;
  • владение грамотной устной и письменной речью;

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.

Оценка предметных результатов:

Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.

Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.

Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней оценки.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Итоговая аттестация характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

  • стартовой диагностики;
  • тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
  • творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Для описания достижений, обучающихся устанавливаются следующие уровни:

  • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
  • базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);
  • повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка «4»);
  • высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).


Раздел 3

Содержание учебного курса

Введение (3 ч)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.

Раздел 1. Царство Прокариоты (3 ч)

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 ч)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

Демонстрация:

  • Строение клеток различных прокариот.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

— методы профилактики инфекционных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям;

— характеризовать формы бактериальных клеток;

— отличать бактерии от других живых организмов;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.

Раздел 2. Царство Грибы (4 ч)

Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 ч)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

Демонстрация:

  • Схемы строения представителей различных систематических групп грибов, различные представители царства Грибы, строение плодового тела шляпочного гриба.

Лабораторные и практические работы:

  1. Строение плесневого гриба мукора*.
  2. Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.

Тема 2.2. Лишайники (1 ч)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.

Демонстрация:

  • Схемы строения лишайников, различные представители лишайников.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;

— строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;

— особенности организации шляпочного гриба;

— меры профилактики грибковых заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактерий и грибов;

— объяснять строение грибов и лишайников;

— приводить примеры распространённости грибов и лишайников;

— характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;

— определять несъедобные шляпочные грибы;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;

— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

— готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.

Раздел 3. Царство Растения (16 ч)

Тема 3.1. Общая характеристика растений (2 ч)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

Демонстрация:

  • Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 3.2. Низшие растения (3 ч)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация:

  • Схемы строения водорослей различных отделов.

Лабораторные  работы

  1. Изучение внешнего строения водорослей*.

Тема 3.3. Высшие споровые растения (5 ч)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.

Демонстрация:

  • Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов,
  •  различные представители мхов, плаунов и хвощей,
  • схемы строения папоротника;
  • древние папоротниковидные,
  • схема цикла развития папоротника,
  • различные представители папоротниковидных.

Практические работы:

  1. Изучение внешнего строения мха*.
  2. Изучение внешнего строения папоротника*.

Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 ч)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Демонстрация:

  • Схемы строения голосеменных,
  •  цикл развития сосны,
  • различные представители голосеменных.

Лабораторные и практические работы:

  1. Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.

Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (7 ч)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация:

  • Схема строения цветкового растения;
  •  строения цветка,
  •  цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение),
  •  представители различных семейств покрытосеменных растений.

Лабораторные и практические работы:

  1. Изучение строения покрытосеменных растений*.
  2. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения*.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений в биосфере;

— давать характеристику, основным группам растений (водорослям, мхам, хвощам, плаунам, папоротникам, голосеменным, цветковым);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

— объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Раздел 4. Царство Животные (37 ч)

Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 ч)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания.

Демонстрация:

  • Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.

Лабораторные  работы:

Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— признаки организма как целостной системы;

— основные свойства животных организмов;

— сходство и различия между растительным и животным организмами;

— что такое зоология, какова её структура.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;

— представлять эволюционный путь развития животного мира;

— классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;

— применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

— объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;

— использовать знания по зоологии в повседневной жизни.

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 ч)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Демонстрация:

  • Схемы строения амебы, эвглены зелёной и инфузории туфельки,
  •  представители различных групп одноклеточных.

Практические работы:

  1. Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— признаки одноклеточного организма;

— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;

— значение одноклеточных животных в экологических системах;

— паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.

Учащиеся должны уметь:

— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;

— распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;

— раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;

— применять полученные знания в повседневной жизни.

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные (1 ч)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.

Демонстрация:

  • Типы симметрии у многоклеточных животных,
  • многообразие губок.

Тема 4.4. Тип Кишечнополостные (3 ч)

    Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах.

Демонстрация:

  • Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов.
  • Биоценоз кораллового рифа.
  • Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Тема 4.5. Тип Плоские черви (3 ч)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

Демонстрация:

  • Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни.
  • Различные представители ресничных червей.
  • Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Лабораторные  работы:

  1. Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 4.6. Тип Круглые черви (1 ч)

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза.

Демонстрация:

  • Схема строения и цикл развития человеческой аскариды.
  •  Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Лабораторные работы:

  1. Жизненный цикл человеческой аскариды.

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 ч)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Демонстрация:

  • Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей.
  • Различные представители типа Кольчатые черви.

Практические работы:

  1. Внешнее строение дождевого червя.

Тема 4.8. Тип Моллюски (3 ч)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация:

  • Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.
  • Различные представители типа моллюсков.

Практические работы:

  1. Внешнее строение моллюсков.

Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 ч)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Демонстрация:

  • Схема строения речного рака.
  • Различные представители низших и высших ракообразных.
  • Схема строения паука-крестовика.
  • Различные представители класса Паукообразные.
  • Схемы строения насекомых различных отрядов.

Практические работы:

  1. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— современные представления о возникновении многоклеточных животных;

— общую характеристику типа Кишечнополостные;

— общую характеристику типа Плоские черви;

— общую характеристику типа Круглые черви;

— общую характеристику типа Кольчатые черви;

— общую характеристику типа Членистоногие.

Учащиеся должны уметь:

— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

— наблюдать за поведением животных в природе;

— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

— понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем;

— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;

— использовать меры профилактики паразитарных заболеваний.

Тема 4.10. Тип Иглокожие (1 ч)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Демонстрация:

  • Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии.
  • Схема придонного биоценоза.

Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные (1 ч)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

Демонстрация:

  • Схема строения ланцетника.
  • Схема метаморфоза у асцидий.

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 ч)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Демонстрация:

  • Многообразие рыб.
  • Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

Лабораторная работа:

Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни*.

Тема 4.13. Класс Земноводные (2 ч)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Демонстрация:

  • Многообразие амфибий.
  • Схемы строения кистеперых рыб и земноводных.

Лабораторная работа:

Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни*.

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 ч)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Демонстрация:

  • Многообразие пресмыкающихся.
  • Схемы строения земноводных и рептилий.

Тема 4.15. Класс Птицы (4 ч)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация:

  • Многообразие птиц.
  • Схемы строения рептилий и птиц.

Лабораторные работы

Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни*.

Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4 ч)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

Демонстрация:

  • Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих.
  • Многообразие млекопитающих.
  • Схемы строения рептилий и млекопитающих.

Лабораторные работы:

  1. Изучение строения млекопитающих*.
  2. Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— современные представления о возникновении хордовых животных;

— основные направления эволюции хордовых;

— общую характеристику надкласса Рыбы;

— общую характеристику класса Земноводные;

— общую характеристику класса Пресмыкающиеся;

— общую характеристику класса Птицы;

— общую характеристику класса Млекопитающие.

Учащиеся должны уметь:

— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

— понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;

— характеризовать хозяйственное значение позвоночных;

— наблюдать за поведением животных в природе;

— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.

Метапредметные результаты обучения

— давать характеристику методам изучения биологических объектов;

— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;

— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Раздел 5. Вирусы (2 ч)

Тема 5.1. Многообразие, особенности строения и происхождения вирусов (2 ч)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

Демонстрация:

  • Модели различных вирусных частиц.
  • Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции.
  • Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;

— пути проникновения вирусов в организм;

— этапы взаимодействия вируса и клетки;

— меры профилактики вирусных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;

— характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);

— выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;

— осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Заключение (1 ч)

Особенности организации и многообразие живых организмов. Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Личностные результаты обучения

— развитие и формирование интереса к изучению природы;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей;

— воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

— признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;

— развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.


Раздел №4.

Календарно – тематическое планирование

Тема урока.  

Тип урока

Вид контроля

 Планируемые образовательные результаты изучения раздела

Информационные ресурсы  

Домашнее задание

Дата

                                                                           Раздел ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

1-3

Многообразие живых организмов.

Комбинированный

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Познавательные УУД.  Выделяют и формулируют познавательную цель. Структурируют знания.

Регулятивные УУД.  Составляют план и последовательность действий. Сличают свой способ действия с эталоном.

Коммуникативные УУД.  Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Планируют общие способы работы.

Личностные УУД. Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи 

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 5-10

ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ. МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ        ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ (3 часа)

4

 Общая  характеристика бактерий.

изучение    новых знаний

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Познавательные УУД.  Распознавать    и    описывать

строение бактериальной клетки.

Регулятивные УУД. Объясняют роль бактерий  в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями).

Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

 

 

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

Учебник, стр. 12-16 до слов «В природе бактерии   распространены...»

5

Строение бактерий

Комбинированный

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 12-16

6

Многообразие  и  значение бактерий.

Комбинированный

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 16-20

                                                                               ЦАРСТВО ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (4 час)

7

Общая  характеристика грибов.

изучение    новых знаний

Сам. Раб. в рабочей тетради

Познавательные УУД.  Распознают    и    описывают

внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки.

Называют способы питания многоклеточных грибов.

Выделяют особенности царства Грибы.

 Регулятивные УУД. Объясняют роль  грибов в природе и в жизни человека.

Приводят примеры шляпочных грибов, произрастающих в Алтайском крае. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 21-25

8

Плесневые грибы.

лабораторная   работа    

 «Строение плесневого гриба мукора»

Комбинированный

Выполнение лабораторной   работы    

  «Строение плесневого гриба мукора»

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 26-28, 29-31.

9

Шляпочные грибы.

Лаб.    раб.    

«Распознавание  съедобных и ядовитых грибов».

Комбинированный

Выполнение лабораторной    работы    

«Распознавание  съедобных и ядовитых грибов».

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 28-29

10

Лишайники.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Познавательные УУД.  Распознавать    и    описывать

строение лишайника.

Регулятивные УУД. Объяснять роль лишайников в природе.

Выделять особенности строения и жизнедеятельности.

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 32-36

                                                                            ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (16 часов)

11-12

Общая  характеристика царства Растения.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

 Познавательные УУД.  Называть признаки царства Растения.

Распознавать отделы растений.

Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 38-39

13

Строение    и    жизнедеятельность     водорослей. Лаб.  раб.   

«Изучение внешнего строения водорослей».

Комбинированный

Выполнение лабораторной   работы   

«Изучение внешнего строения водорослей».

Познавательные УУД.  Давать определение термину низшие растения.

Регулятивные УУД. Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции

стр. 40-43

14

Значение и многообразие водорослей.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 43-49

15

Отдел Моховидные. Лаб. раб.  «Изучение внешнего строения мхов».

изучение    новых знаний

Выполнение      лабораторной работы  «Изучение внешнего строения мхов». 

Познавательные УУД.  Давать определение термину.

высшие споровые растения.

Регулятивные УУД. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции

стр. 50-56

16

Отдел      Плауновидные и отдел Хвощевидные.

 Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Познавательные УУД.  Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные. Регулятивные УУД. Объяснять роль в природе и в жизни человека. Сравнивать хвощи и плауны. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 50-56

17-18

Отдел    Папоротниковидные. Лаб.   раб.  

«Изучение внешнего строения папоротников».

 Комбинированный

Выполнение лабораторной  работы  

«Изучение внешнего строения папоротников».

Познавательные УУД.  Распознавать    и    описывать строение папоротников.

Регулятивные УУД. Объяснять роль в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции

стр. 61-65

19

Отдел Голосеменные растения. Лаб.  раб.

«Изучение строения и многообразия голосеменных растений».

Комбинированный

Выполнение лабораторной  работы

«Изучение строения и многообразия голосеменных растений».

Познавательные УУД.  Давать определение термину «голосеменные растения».

Выделять особенности голосеменных растений.

Регулятивные УУД. Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека.

Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции

стр. 66-72

20

Происхождение и особенности строения голосеменных.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 66-72

21

Происхождение         и особенности     строения      покрытосеменных. Лаб.  раб.  

«Изучение строения покрытосеменных растений».

Комбинированный

Выполнение лабораторной  работы  

«Изучение строения покрытосеменных растений».

Познавательные УУД.  Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения.

Распознавать    и    описывать

жизненные   формы   покрытосеменных растений.

Регулятивные УУД. Объяснять происхождение покрытосеменных растений.

Распознавать    и    описывать

растения класса Двудольные и класса Однодольные.

Сравнивать   растения  классов Однодольные и Двудольные.

Объяснять   причины  сокращения численности редких и охраняемых растений.

Объяснять    роль    покрытосеменных растений в природе и в жизни человека Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции

стр. 73-77

22

Систематика    отдела Покрытосеменные.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 77-79

23

Семейства        класса Двудольные      растения.   

Урок         комплексного применения   ЗУН  

 

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции

стр. 81- 84

24

Семейства        класса Однодольные   растения.   

Урок         комплексного применения   ЗУН  

 

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции

стр. 80, сообщения о цветковых растениях

25

Многообразие,      распространение покрытосеменных. 

Лабораторная  работа

« Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения».

Урок обобщения и систематизации знаний.

 

Лабораторная  работа

« Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения».

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции

С73-80

26

Обобщение по теме Отдел покрытосеменные растения

Урок контроля, оценки    знаний

Сам. Раб. в рабочей тетради Тест

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

С73-80

                                                                                       ЖИВОТНЫЕ (38 часов)

27

Общая характеристика    Царства    Животные.

изучение    новых знаний

Сам. Раб. в рабочей тетради

Познавательные УУД.  Приводить примеры животных с различным типом симметрии.

Выделять особенности животных.

Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные.

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 87-88

28

Общая характеристика простейших.

изучение    новых знаний

Сам. Раб. в рабочей тетради

Познавательные УУД.  Называть процессы жизнедеятельности и их значение.

Регулятивные УУД. Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 89-91

29

Многообразие и значение простейших.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 92-98

30

Общая характеристика     многоклеточных животных. Тип Губки.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Познавательные УУД.  Называть признаки многоклеточных животных.

Регулятивные УУД. Объяснять происхождение многоклеточных животных. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 99-103

31

Особенности    строения     кишечнополостных.

изучение    новых знаний

Сам. Раб. в рабочей тетради

Познавательные УУД.  Распознавать    и    описывать

строение кишечнополостных.

Регулятивные УУД. Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 104-107

32

Многообразие и распространение  кишечнополостных.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 108-111

33

Обобщение по теме Тип Кишечнополостные.

 Урок контроля, оценки    знаний

Сам. Раб. в рабочей тетради Тест

стр. 108-111

34

Общая  характеристика типа Плоские черви.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Познавательные УУД.  Называть системы органов плоских червей, органы и их функции.

Регулятивные УУД. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 112-113

35

Многообразие и значение   плоских   червей.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 114-118

36

Общая характеристика типа Круглые черви.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Познавательные УУД.  Распознавать    и    описывать

животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

Регулятивные УУД. Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 119-124

37

Общая характеристика    типа    Кольчатые черви.

изучение    новых знаний

Сам. Раб. в рабочей тетради

Познавательные УУД.  Распознавать    и    описывать

строение кольчатых червей.

Выделять особенности строения Кольчатых червей.

Регулятивные УУД. Объяснять роль кольчатых червей в природе и в жизни человека.

Сравнивать классы кольчатых червей. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 119-124

38

Многообразие    кольчатых червей.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 127-131

39

Обобщение по теме Кольчатые черви

Урок контроля, оценки    знаний

Сам. Раб. в рабочей тетради Тест

стр. 127-131

40

Общая характеристика типа Моллюски.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Познавательные УУД.  Распознавать    и    описывать

животных типа моллюсков.

Называть системы органов, органы и их функции.

Регулятивные УУД. Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 132-134

41

Многообразие  и значение моллюсков.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

стр. 135-142

42

 Особенности организации членистоногих. Лаб.  раб.

«Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».

изучение    новых знаний

Выполнение лабораторной  работы  

«Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».

Познавательные УУД.  Распознавать животных типа Членистоногие.

Распознавать    и    описывать

внешнее строение и многообразие членистоногих.

Регулятивные УУД. Объяснять происхождение членистоногих.

Выделять признаки животных типа Членистоногие. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  Коллекции

стр. 143

43-44

Класс Ракообразные.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Познавательные УУД.  Называть системы органов, органы и их функции.

Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.

Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных. Регулятивные УУД. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  Коллекции

стр. 144-150

45

Класс       Паукообразные.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Познавательные УУД.  Называть системы органов, органы и их функции.

Распознавать    и    описывать

строение паука.

Регулятивные УУД. Объяснять роль паукообразных в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  Коллекции

стр. 151-157

46

Общая характеристика насекомых.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Познавательные УУД.  Распознавать    и    описывать

строение насекомых.

Называть системы органов, органы и их функции.

Регулятивные УУД. Объяснять роль насекомых в природе и в жизни человека. Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, обитающих  в Алтайском крае.

Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  Коллекции

стр. 158-164

47

Размножение   и   развитие насекомых.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  

стр. 164-165

48

Значение и многообразие насекомых.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  

стр. 165-169 сообщения

49

Тип Иглокожие

изучение    новых знаний

Сам. Раб. в рабочей тетради

Познавательные УУД.  Называть   особенности строения типа  иглокожие   и   приводить   примеры

представителей. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  

сообщения

50

Общая  характеристика    типа    Хордовые. Подтип Бесчерепные.

изучение    новых знаний

Сам. Раб. в рабочей тетради

Познавательные УУД.  Называть подтипы типа хордовых   и   приводить   примеры

представителей.

Распознавать животных типа Хордовые.

Выделять признаки типа Хордовые. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  

стр. 176-177, 170-175

51

Происхождение   рыб. Хрящевые рыбы.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Познавательные УУД.  Распознавать    и    описывать

представителей хрящевых рыб

Регулятивные УУД. Объяснять происхождение рыб,

роль костных рыб в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  

стр.178-184.

52

Костные рыбы. Лаб. раб.  

«      Особенности           внешнего строения рыб в связи с образом жизни».

Комбинированный

  Выполнение лабораторной   работы  

«     Особенности           внешнего строения рыб в связи с образом жизни».

 Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  Оборудование

С 185-188 сообщения

53

Общая  характеристика земноводных. Лаб. раб.  

« Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни».

изучение    новых знаний

Выполнение лабораторной  работы  

« Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни».

Познавательные УУД.  Распознавать    и    описывать

строение земноводных на примере лягушки.

Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни.

Регулятивные УУД. Объяснять происхождение земноводных на основе сопоставления рыб и земноводных.

Объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  

стр. 189-196

54

Многообразие и роль земноводных  в   природе и жизни человека.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  

стр. 196-199

55

Общая характеристика пресмыкающихся.

изучение    новых знаний

Сам. Раб. в рабочей тетради

Познавательные УУД.  Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни.

Определять принадлежность пресмыкающиеся к отрядам Чешуйчатые и Черепахи.

Регулятивные УУД. Объяснять роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  

стр. 200-205

56

Многообразие   и   роль пресмыкающихся        в природе и жизни человека.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  

стр.206-207

57

Общая характеристика птиц.  Лаб.   раб.  

« Особенности           внешнего строения птиц в связи с образом жизни».

изучение    новых знаний

Выполнение лабораторной  работы  

«      Особенности           внешнего строения птиц в связи с образом жизни».

Познавательные УУД.  Распознавать    и    описывать

органы и системы органов птиц.

Выделять особенности строения птиц к полету.

Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями.

Регулятивные УУД. Объяснять происхождение птиц.

Распознавать    по    рисункам

птиц различных экологических групп.

Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  

стр. 208-216

58

Экологические    группы птиц.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  

стр. 218-225 сообщения

59

Роль птиц в природе и жизни человека.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  

стр. 216-217,226

60

Обобщение по теме Класс Птицы

Урок контроля, оценки    знаний

Сам. Раб. в рабочей тетради Тест

стр. 208-216

61

Общая  характеристика  млекопитающих Лаб. раб. «Изучение строения млекопитающих»

изучение    новых знаний

Лабораторная работа «Изучение строения млекопитающих»

Познавательные УУД.  Называть системы органов, органы и их функции.

Распознавать представителей класса Млекопитающие.

Регулятивные УУД. Объяснять происхождение млекопитающих.

Распознавать    и    описывать

органы и системы органов млекопитающих.

Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  

стр. 227-231

62

Внутреннее строение млекопитающих.

Комбинированный

 Сам. Раб. в рабочей тетради

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  

стр. 232-239, сообщения

63

Многообразие млекопитающих Лабораторная  работа

« Распознавание  животных  своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека».

Комбинированный

 Лабораторная  работа

«Распознавание  животных  своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека».

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  

стр. 240-246

64

Обобщение по теме Класс Млекопитающие.

Урок контроля, оценки    знаний

Сам. Раб. в рабочей тетради Тест

сообщения

                                                                               ЦАРСТВО ВИРУСЫ (2 часа)

65

Общая  характеристика вирусов.

изучение    новых знаний

Сам. Раб. в рабочей тетради

Познавательные УУД.  Распознавать    и    описывать

строение вируса.

Выделять особенности жизнедеятельности вирусов.

Регулятивные УУД. Объяснять роль вирусов в жизни человека.

Характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  

С.250-251

66

Значение вирусов.

Комбинированный

Сам. Раб. в рабочей тетради

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение  

стр. 251-253 сообщения

67

Заключение

68-70

Резервное время 3 час

Раздел №5.

  Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

УМК:

Для учащихся: 

1. В.Б. Захаров, НИ.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учебреждений. - М: Дрофа, 2017. - 138с,[2].: ил.  

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М: Дрофа, 2017.  

Для учителя:

В.Б. Захаров, НИ.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М: Дрофа, 20015. - 138с.;

а также методических пособий для учителя: MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов»

•        Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2012

Приложение 1

Национально –региональный компонент

Богатая история Республики Бурятия  - уникальный источник духовного воспитания, и дети должны черпать из этого источника. Помочь увидеть красоту нашей земли, узнать о жизни людей, которые рядом с нами сейчас или жили раньше - вот главная задача и использование на уроках НРК помогут нам в этом. Эффективность такой работы будет достигнута, если в ней будут учтены и реализованы такие принципы как целостность, взаимосвязь с мировой культурой, самобытность, творческая направленность.

НРК на уроках: Основные  систематические группы рыб. Разнообразие рыб озера Байкал.

Промысловые рыбы, их рациональное использование и охрана. Красная книга Бурятии.

Многообразие земноводных. Земноводные Бурятии.

Многообразие пресмыкающихся, их значение. Пресмыкающиеся Бурятии.

Многообразие птиц .Птицы Бурятии.

Многообразие млекопитающих. Млекопитающие Бурятии.

При обучении на изучение НРК отводится 10-15% учебного времени, т.е. 6-7 уроков за учебный год или 10-15 минут на каждом уроке. Учитель самостоятельно распределяет часы на изучение НРК в соответствии с изучаемыми разделами, темами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»

Рабочая программа по биологии  5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по биологии 5 кл. ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 кл. ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5-9 ФГОС

Рабочая программа по биологии 5-9 ФГОС...

Рабочая программа по биологии 10 кл. ФГОС

Рабочая программа по биологии 10  кл. ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 кл ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии 5 кл ФГОС....

Рабочая программа по биологии 10-11кл ФГОС В.В. Пасечник , Г. Г. Швецов, Т. М. Ефимова."Линия жизни"

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для общеобразовательных школ (сборник Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников...