Конспект урока по биологии "Работа мышц" в 8 классе
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Цыбикова Дашима Цыреновна
Тема: Работа мышц
 Цель: Оказать помощь учащимся в формировании умения выявлять взаимосвязь между особенностями строения скелетных мышц и выполняемыми ими функциями. Способствовать развитию умения анализировать, обобщать материал о согласованной деятельности мышц, о статической и динамической работе мышц, причинах наступления утомления, условиях, необходимых для восстановления работоспособности мышц.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_v_8_klasse_po_teme_rabota_myshts.docx50.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8 классе по теме «Работа мышц»

 

 Тема: Работа мышц

 Цель: Оказать помощь учащимся в формировании умения выявлять взаимосвязь между особенностями строения скелетных мышц и выполняемыми ими функциями. Способствовать развитию умения анализировать, обобщать материал о согласованной деятельности мышц, о статической и динамической работе мышц, причинах наступления утомления, условиях, необходимых для восстановления работоспособности мышц.

 Задачи:

          Образовательные (формирование познавательных УУД): Создание условий для усвоения учащимися знаний о свойствах скелетных мышц, их особенностях строения в связи с выполняемыми функциями, об источниках энергии для работающих мышц, о согласованной работе, об особенностях статической и динамической работы мышц. Способствовать усвоению материала о причинах развития утомления мышц и условиях восстановления их работоспособности, об активном отдыхе и его преимуществах над пассивным.

          Развивающие (формирование регулятивных УУД): Способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку новых целей урока (деятельности в малой группе). Преобразование практической задачи в познавательную (просмотр видеофрагментов – работа с кейсом – выяснение условий для работы мышц и восстановления работоспособности после наступления утомления). Умение самостоятельно контролировать время и управлять им в ходе работы с кейсом.

          Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): Формирование умения аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером в процессе работы над заданиями учителя (с кейсом); осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

          Формирование умения работать с различными источниками биологической информации, преобразовывать один вид информации в другой /текст в таблицу/, работать с рисунками, видеоматериалами.

Планируемые результаты:

         Личностные:

  • дальнейшее формирование познавательного интереса в процессе выявления условий, необходимых для согласованной работы мышц и их отдыха;
  • формирование навыков здоровьесбережения;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебной деятельности.

         Метапредметные:

Формирование:

  • ИКТ-компетентности;
  • умения получать биологическую информацию из различных источников /видеофильм, компьютерная презентация, учебник, кейс/;
  • умения обрабатывать информацию и фиксировать в виде таблиц;
  • умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе;
  • развитие умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умения осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения, обобщать материал, делать выводы;
  • исследовательской культуры: умения использовать научные методы познаний во время проведения эксперимента (наблюдение, сравнительный анализ).

         Предметные:

  • умение определять виды мышц на рисунках;
  • знать источники энергии, обеспечивающие работу мышц;
  • объяснять отличия между статической и динамической работой;
  • называть причины возникновения утомления и условия восстановления работоспособности мышц.

 Оборудование:

  1. Мультимедиа /телевизор, компьютер/;
  2. Компьютерная презентация (Приложение 1);
  3. Кейс (Приложение 2):
  4. ЭОР:
  • Анатомия приседаний http://www.youtube.com/watch?v=kg6hXT222dc&index=8&list=PLHBpzDt-YqNL3E9nav-7OFR8JJ4Vkv1cS
  • Работа мышц во время плавания http://www.youtube.com/watch?v=08yn6z8Wvrc
  • Работа мышц и ее регуляция http://blgy.ru/biology8p/muscle2
  • Смена почётного караула http://www.youtube.com/watch?v=uCqxh_cxMUw
  • Самый длинный урок танцев http://www.youtube.com/watch?v=CXrCzyMchqk

5.Учебник Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 288 с.: ил,

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Новый материал (работа с кейсом)
  4. Физкультминутка
  5. Новый материал (отчёт групп по вопросам кейса)
  6. Подведение итогов
  7. Рефлексия
  8. Домашнее задание

 

Технологии/методы:

  • информационно-коммуникационная технология;
  • технология коллективного обучения;
  • технологи здоровьесбережения;
  • кейс-метод;

 

Формы организации деятельности учащихся:

  • коллективная/индивидуальная: самостоятельно определяют проблему исходя из темы урока, формулируют цель урока;
  • фронтальная: отвечают на вопросы;
  • кооперативно-групповая (работа в малых группах): работают с кейсом;
  • коллективная/индивидуальная: обсуждают результаты работы с кейсом, осуществляют рефлексию.

 

Ход урока

 

Этап урока,

цель

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Организационный

этап

2 мин

Создание благоприятного психологического настроя на работу.

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку;                                  

 

Организация внимания. Мотивация на учебную деятельность:

Учитель: Здравствуйте, ребята. Вновь мы встречаемся в этом кабинете, в нашей виртуально-реальной лаборатории. И продолжаем изучать строение нашего организма и процессы жизнедеятельности, протекающие в нём.

Мы уже неоднократно убеждались в том, что знания, получаемые на уроках биологии, пригодятся нам в жизни. Надеюсь, сегодня в вашей копилке биологических знаний, прибавиться несколько интересных и полезных фактов.

Посмотрите на тему урока и попробуйте сформулировать его цель.

 

Для успешного решения поставленной задачи давайте вспомним, что мы узнали на прошлом уроке.

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность, отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся формулируют цель урока.

 

 

 

Актуализация знаний

3 мин

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организует контроль знаний в форме фронтальной беседы.

Класс работает с презентацией (Приложение 1).

На слайд презентации «Проверь свои знания» помещены вопросы по теме «Мышцы»

  1. Скелетные мышцы состоят из ….ткани;
  2. Мышцы прикрепляются к костям с помощью …;
  3. Основное свойство мышечной ткани …;
  4. В изменении выражения лица участвуют … мышцы;
  5. К дыхательным мышцам относятся межрёберные мышцы и …;
  6. «Подпишите» рисунок «Строение скелетной мышцы»;

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Постановка цели, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

4 мин

Мотивация учащихся на учебно-познавательную деятельность. Формулирование учащимися цели урока.

Учитель хвалит учащихся, осуществляет мотивацию школьников на дальнейшую учебно-познавательную деятельность.

 

Учитель: Мы помним, какую цель поставили перед собой в начале урока: познакомиться с условиями, необходимыми для совершения мышцами работы; установить значение ритма и нагрузки для работы мышц; раскрыть условия повышения работоспособности мышц.

И, поскольку, мы вновь в виртуально-реальной лаборатории, то я хочу вас познакомить с одной историей, касающейся темы нашего урока.

Учитель знакомит учащихся с кейсом, обращает внимание на вопрос кейса, предлагает учащимся подготовить аргументированный ответ. (Приложение 2)

 

 

 

Слушают учителя, смотрят видеофрагменты, настраиваются на изучение нового материала.

 

Работа по усвоению новых знаний

14 мин

Обеспечение восприятия, осмысления запоминания учащимися теоретического материала урока. Формирование умения работать с различными источниками биологической информации; осуществлять учебное сотрудничество.

Учитель мотивирует учащихся на совместную работу:

Сегодня вы представляете разные научные школы, работающие над одной проблемой – заданием кейса.

 

Задание:

  1. Познакомиться с вопросами кейса;
  2. В ходе работы с материалами кейса заполнять таблицу;
  3. Подготовить аргументированный ответ по заданию кейса.

 

Время на выполнение задания –10 минут.

 

 

Создаёт условия для коллективной деятельности учащихся, в случае необходимости оказывает им необходимую помощь по организации работы в группе

 

 

 

Получают кейсы, организуют коллективно-групповую деятельность: распределяют роли в группе, вопросы для заполнения таблицы (каждый участник может работать над одним вопросом, а затем формулируется коллективный вывод)

 

 

 

 

 

Делают обобщения и выводы из коллективной работы (письменно).

Динамическая пауза

1 мин

Создание условий для снятия утомления.

Хвалит учащихся за успешную работу и предлагает провести небольшую разминку.

 

Выполняют упражнения.

Работа по усвоению новых знаний (первичная проверка знаний)

14 мин

Обеспечение восприятия, осмысления запоминания детьми теоретического материала урока.  Решение проблемной ситуации.  Формирование УУД учащихся.

Учитель организует кооперативно-групповую работу по итогам работы с кейсами. Предлагает учащимся озвучить свои заключения и одной из групп аргументировать выводы. Учащиеся, члены остальных групп, задают уточняющие вопросы, могут выступать в качестве оппонентов докладчиков.

 

Учитель создаёт условия для коррекции (в случае необходимости) знаний учащихся, полученных в ходе работы над кейсом, для их углубления, организуя эвристическую беседу, сопровождающуюся показом презентации.

Учащиеся зачитывают заключения по заданию кейса, предоставляют аргументы.

 

 

 

Участвуют в беседе, смотрят презентацию.

Подведение итогов урока (закрепление материала урока)

3 мин

Оказание помощи учащимся в формулировании выводов по изучаемому материалу исходя из цели урока. Самооценка, взаимооценка результатов деятельности каждого учащегося /листы само и взаимооценки/.

Учитель: Наша виртуально-реальная лаборатория завершает работу. Представители всех научных школ ответственно отнеслись к выполнению задания-исследования. Что же мы выяснили в ходе исследования?

 

 

Ребята ещё раз озвучивают вывод о том, что статическая работа может быть утомительней динамической. Необходимо подбирать оптимальные нагрузки и ритм в работе, чтобы утомление наступало позже, а отдых должен быть активным.

 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Параграф 11. Выполнить опыт (с. 57-58), результаты и вывод зафиксировать в тетради.

 

Записывают задание.

Рефлексия.

2 мин

Мотивация учащихся к дальнейшему самоанализу, анализу эмоциональной составляющей урока, значимости изученного материала.

Предлагает учащимся заполнить листы само и взаимооценки и ответить на вопросы:

  • «Где и как ты сможешь использовать полученную информацию?»;
  • «Что тебя сегодня удивило на уроке?»;
  • «Какой команде вы хотели бы сказать ком

Кейс «Работа мышц»

      Летом 2015 года, в июле, некто г-н Зимин совершал путешествие по городам России. Конечно, посетил он и столицу нашей страны г. Москву.

      15 июля в танцевальном клубе Galla Dance в Москве ведущие преподаватели с семи утра до десяти вечера вели 15-часовой танцевальный урок по самым популярным направлениям: аргентинское танго, линди хоп, латина, восточные танцы и танцы Карибского бассейна. Этот беспрецедентный по продолжительности урок танцев был зарегистрирован в Книге Рекордов России. Согласно правилам установления рекорда, на протяжении всего марафона преподаватели–участники не покидали танцевальный зал более чем на пять минут в час, тогда как ученики менялись, танцуя, сколько пожелают. Прямая трансляция шла онлайн на сайте dance.ru и портале www.m24.ru. Наблюдал за этим уроком танцев, и г-н Зимин.

    Просматривая свои фото и видеоматериалы, г-н Зимин обратил внимание на сюжет, снятый им у Могилы Неизвестного солдата у Кремлёвской стены (Пост № 1). Г-н Зимин запечатлел на камеру смену почётного караула.

       Сравнив сюжеты об уроке танцев и смене караула г-н Зимин задумался, почему солдат сменяют каждый час. Что это за служба: час постоял и свободен? Масса людей танцевали на протяжении 15 часов, а солдаты только один час просто стоят на посту…

       И решил г-н Зимин обратиться в вышестоящие инстанции с предложением увеличить время несения караула для солдат на пару-тройку часов.

        Представьте, что вы – эти самые вышестоящие инстанции и подготовьте для г-на Зимина аргументированный ответ:

  • Почему часовых Почётного караула сменяют каждый час, тогда как тренеры – хореографы смогли провести урок танцев продолжительностью 15 часов?
  • Оптимально ли время несения караула или его действительно нужно увеличить?

Вопросы кейса:        

  1. Какими свойствами обладают скелетные мышцы?
  2. Что является источником энергии для работы мышц?
  3. Что такое утомление мышц?
  4. От каких факторов зависит работоспособность мышц?
  5. В чём заключаются особенности и отличие динамической и статической работы мышц?
  6. Активный отдых – что это такое?

Вывод: (ответ г-ну Зимину)

Материал кейса:

  1. Учебник Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 288 с.: ил,
  2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Издание 2-е, перераб, - М.: Просвещение, 1978. – 239 с.: ил
  3. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек ч 1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым /Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 464 с.: ил.
  4. ЭОР:

Тема урока: Работа мышц

п/п

Вопросы кейса

Краткий ответ

1.

Какими свойствами обладают скелетные мышцы?

2.

Что является источником энергии для работы мышц?

3.

Что такое утомление мышц?

4.

От каких факторов зависит работоспособность мышц?

5.

В чём заключаются особенности и отличие динамической и статической работы мышц?

6.

Активный отдых – что это такое?

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

РАБОТА МЫШЦ

        Сокращаясь, мышца действует на кость как на рычаг и производит механическую работу. Любое мышечное сокращение связано с расходом энергии. В работающей мышце по сравнению с мышцей, находящейся в состоянии покоя, интенсивность окислительных процессов возрастает в 50 раз и более. Источниками этой энергии служат распад и окисление органических веществ (углеводов, жиров, нуклеиновых кислот). Органические вещества в мышечных волокнах подвергаются химическим превращениям, в которых участвует кислород. Механизм превращения энергии в организме заключается в следующем. В самой мышечной клетке превращение энергии в мышечное сокращение обеспечивается аденозинтрифосфорной кислотой (АТФ).  Под влиянием нервного импульса АТФ расщепляется. При этом освобождается энергия, часть которой трансформируется в мышечное сокращение. Однако запас АТФ в мышцах невелик, и для поддержания активности мышц на определенном уровне необходимо быстрое восстановление АТФ. В свою очередь, АТФ восстанавливается, когда питательные вещества (глюкоза) при участии кислорода подвергаются химическим превращениям.

        В результате образуются продукты расщепления, главным образом углекислый газ и вода, и освобождается энергия. Если кислорода недостаточно, восстановление АТФ идёт медленно, а в мышечных клетках накапливается молочная кислота.

        Для сохранения химического и физического равновесия к клеткам необходимо доставлять нужное количество питательных веществ и кислорода, а также удалять тепло и конечные продукты обмена веществ — воду, углекислый газ и др. Поэтому при интенсивной нагрузке способность противостоять утомлению во многом зависит от состояния систем кровообращения и дыхания.

Протекающая через мышцы кровь постоянно снабжает их питательными веществами и кислородом и уносит из них углекислый газ и другие продукты распада.

УТОМЛЕНИЕ МЫШЦ

       Физическое утомление — временное понижение или прекращение работоспособности мышц, вызванное их работой. Утомление регистрируется на эргограмме (эргограмма - кривая, отражающая мышечную деятельность человека, полученная при помощи эргографа); оно проявляется в том, что снижается высота сокращения мышцы или происходит полное прекращение ее сокращений.

ЭРГОГРАММА УТОМЛЕНИЯ МЫШЦЫ

http://vseslova.com.ua/images/bse/0012/126144/1_big.jpg

Рис. 1. Эргограмма утомления мышцы: А — фаза оптимальной работоспособности; Б — фаза развивающегося утомления.

Снижение работоспособности мышц обусловлено нервными и химическими факторами.

       Первоначально утомление возникает в нервных центрах, влияющих на работу мышц, а затем - в окончаниях двигательных нервов на мышечных волокнах (в синапсах). Вследствие этого изменяется характер импульсов, поступающих из нервной системы в мышцы, что и приводит к снижению силы и скорости мышечных сокращений.

        Влияние химических факторов состоит в том, что в работающей мышце продукты обмена (молочная кислота и др.) полностью не окисляются. Накопление фосфорной и молочной кислот уменьшает работоспособность мышцы и способствует появлению мышечного утомления.

      Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, частоты ритма, в котором производится работа, и от величины груза (нагрузки). Увеличение нагрузки и учащение ритма ускоряет наступление утомления. Наступление утомления мышц зависит от частоты их сокращений. Слишком частые сокращения вызывают быстрое утомление.

       

         Для каждой мышцы может быть найдена определенная оптимальная частота сокращений и величина нагрузки, при которых наиболее длительно сохраняется работоспособность мышцы. Отсюда вытекает практический вывод, что величина нагрузки и ритм движения влияют на работоспособность человека, занимающегося физическим трудом, а, следовательно, и на количество выполняемой им работы.

       Утомление является нормальным физиологическим процессом, который приводит к прекращению работы. Во время перерывов в работе восстанавливается работоспособность мышц.

       В целом организме работоспособность мышц зависит от функционального состояния многих систем органов: сердечно-сосудистой, дыхательной, желез внутренней секреции и др.

        При длительной физической работе без отдыха постепенно уменьшается работоспособность мышц. Временное снижение работоспособности, наступающее по мере выполнения работы, называют утомлением. После отдыха работоспособность мышц восстанавливается.

       Статическая работа мышц

         Статическим усилием называют напряжение скелетной мышцы, обеспечивающее определенную позу, поддерживание положения тела или его частей в пространстве, при котором преодолевается сила земного притяжения. К статическим усилиям относятся стояние, держание головы в вертикальном положении и др.

       Статическая работа мышц - процесс сокращения мышц, необходимый для поддержания тела или его частей в пространстве. Она характеризуется тем, что напряжение мышц развивается без изменения длины последних и без активного перемещения движущихся звеньев (конечностей) и всего тела. В процессе труда статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с приданием человеку рабочей позы.

        Статическая работа мышц — это такой процесс, при котором мышечные клетки возбуждаются, все мышечные волокна напрягаются, но в то же время не происходит сокращения их, а значит, мышца в течение определенного промежутка времени остается в напряженном упругом состоянии.

          При статическом усилии с точки зрения физики внешняя механическая работа отсутствует, однако в физиологическом смысле при статических усилиях работа налицо. Она характеризуется теми активными физиологическими процессами, которые протекают в нервно-мышечном аппарате и ЦНС и обеспечивают поддержание напряженного состояния мышц.

         При статической работе повышается обмен веществ, увеличивается расход энергии, хотя и в меньшей степени, чем при динамической работе. Статическая работа более утомительна, чем динамическая, поскольку напряжение мышц длится непрерывно без пауз, не допуская их отдыха, Помимо этого, при статической работе кровообращение в работающих мышцах затруднено, происходит уменьшение в них объемного кровотока, уменьшение поступления кислорода и переход на анаэробное энергетическое обеспечение с накоплением большого количества молочной кислоты, пропорционально величине статического напряжения.


       При статическом усилии работа отсутствует, но двигательный аппарат находится в состоянии напряжения. Максимальное напряжение мышц при статическом усилии продолжается недолго, так как происходит в результате одновременного синхронного сокращения всех мышечных волокон, а это приводит к быстрому утомлению.

     

       Наиболее чистым видом статической работы является стойка «смирно». В старой царской армии стойка «смирно» с выкладкой, т. е. грузом на спине, служила средством наказания низших чинов (стойка "смирно": голова в напряженном положение тела держится более прямо, так что лицо занимает почти вертикальное положение, позвоночный столб разогнут, изгибы позвоночника уменьшены, грудная клетка приподнята, туловище как бы вынесено вперед, пояс верхних конечностей отведен назад.). Стоять неподвижно, застыв на месте, чрезвычайно утомительно, так как мышцы напряжены и не имеют ни одного момента для отдыха. При длительном стоянии «смирно» наблюдаются отеки ног даже у молодых людей, потому что сжатые напряженные мышцы сдавливают вены и приостанавливают венозный ток крови и зависящее от него лимфообращение.

        Динамическая работа мышцы, это такая работа, при которой происходит любое перемещение груза и осуществляется движение костей в суставах.

        Динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. При этом энергия организма расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект работы. При этом различные части двигательного аппарата могут принимать весьма различное участие в выполнении работы и сама динамическая работа всегда в какой-то степени сочетается со статической. При динамической работе мышцы сокращаются ритмически, попеременно сгибатели и разгибатели. Например, при пилке дров рука сгибается благодаря сокращению бицепса, активно тратя при этом определенную энергию, но затем она пассивно разгибается благодаря активному сокращению разгибателя. Таким образом, мышцы то работают, то отдыхают.

         При выполнении ритмических физических упражнений утомление наступает позднее, так как в промежутках между сокращениями работоспособность мышц частично восстанавливается.

         Динамическую работу скелетные мышцы выполняют при перемещениях тела и его частей.

       

Глоссарий

Работа – необходимое условие существования мышц, состояние активного напряжения.

Общая мышечная работа - выполняется более чем двумя третями массы скелетной мускулатуры, в том числе ног и туловища.

Региональная мышечная работа - выполняется преимущественно мускулатурой плечевого пояса и верхних конечностей. В ней участвуют от одной до двух третей массы скелетной мускулатуры.

Локальная мышечная работа - выполняется с участием менее одной трети скелетных мышц.

Тонус – состояние длительно удерживаемого незначительного напряжения мышц.

Атрофия – потеря работоспособности в результате длительной бездеятельности мышц.

Утомление – физиологическое состояние временного снижения работоспособности, возникающее в результате работы мышц.

Статическая работа – активная фиксация органов относительно друг друга и придание определенного положения телу. При этом мышцы развивает напряжение без изменения своей длины.

Динамическая работа – смещение одних органов относительно других, перемещение тела в пространстве. При этом мышца изменяет длину и толщину.

Сила мышцы – величина, прямо пропорциональная поперечному сечению всех волокон данной мышцы.

Синергисты –мышцы, выполняющие одно и то же движение.

Антагонисты – мышцы, выполняющие противоположные действия

Осанка – непринужденное привычное положение тела стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц: формируется от 5 до 18 лет; поддерживается статическим напряжением мышц; зависит от строения скелета, формы позвоночного столба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...