Рабочая программа экологическая лаборатория "Биоген"-2020
рабочая программа по биологии (9 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 75.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета Директор МБОУ «Краснопоймовская
«30» августа 2019 г. средняя общеобразовательная школа»
Протокол № 1 ____________________ Л. В. Седова
Приказ № 174 от 02.09.2019г.
Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
Экологическая лаборатория «БИОГЕН»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 14-16 лет
Срок реализации: 2 года
Автор составитель:
Щемерова Татьяна Николаевна,
педагог дополнительного образования.
п. Красная Пойма, 2019 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка……………………………………………….3 стр.
- Учебный план………………………………………..………………10 стр.
- Содержание изучаемого курса………..…………………………….12 стр.
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы ……………………………………………………………………………….17 стр.
- Список литературы ……………………………………………… ...14 стр.
- Календарный учебный график……………………………………...12 стр.
І. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом нормативно-правовых документов, регулирующие образовательную деятельность:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 N 196).
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных обще-развивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
6. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
7. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 13 в/07).
8. Устава МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа».
1.1 Программа «Биоген» естественно-научной направленности.
Образовательная программа дополнительного образования детей Экологическая лаборатория «Биоген» направлена на формирование личности с новым образом мышления и экологическим типом поведения в окружающей среде. Программа является комплексной, практико-ориентированной, дифференцированной, разноуровневой.
1.2 Новизна программы и её преимущества в сравнении с ранее созданными программами естественно -научной направленности состоит в том, что программа построена на трёх важнейших принципах: краеведческом, экологическом и практическом. Ведущим принципом является экологический. Он позволяет строить занятия кружка на основе экологического воспитания личности.
Актуальность
Экологическое образование и воспитание обучающихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое просвещение и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, работает на будущее.
Эффект экологического воспитания обучающихся во многом определяется состоянием их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие обучающимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и вовремя специально организованной внеурочной деятельности детей.
Содержание программы основывается на эколого-биологическом материале, с учётом накопленного опыта учебно-экспериментальных работ по биологии. Программа направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой.
1.3 Цель программы - формирование экологической культуры и экологического сознания обучающихся.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Образовательные (связаны с овладением детьми основами экологической и исследовательской деятельности):
Способствовать пониманию влияния антропогенных явлений на окружающую природу. Научить прогнозировать появление источников глобальной проблемы экологии. Научить школьника умению жить, через познание себя, изучение мира и его законов и преобразовывать себя и свою жизнь через трудовые отношения.
Обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
Способствовать развитию наблюдательности. Развивать навыки бережного общения с живыми объектами. Способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности, стремления к опытнической деятельности, желания самостоятельно найти ответ, совершенствовать интеллект детей. Способствовать развитию воображения и творческих способностей ребенка. Развивать нравственные и эстетические чувства. Способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности. Развивать навыки самоанализа, рефлексии, критического отношения к себе, создание позитивного «Я», пониманию и чувствованию себя своей ценности. Развивать навыки духовно–нравственного поведения в конкретных ситуациях. Приводить примеры влияния местных и районных проблем, элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности и района, своего здоровья, аргументировать свою точку зрения по ходу обсуждения конкретных ситуаций. Развивать умение вести исследовательскую работу.
Воспитательные (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение сопереживать.
Воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять природу. Воспитывать у обучающихся нормы поведения, соответствующие принципам экологической этики. Воспитывать коллективизм и дружелюбие. Воспитывать желание и умение видеть во всем проявление высшего смысла гармонии, мудрого отношения к страданиям и испытаниям, которые выпадают на долю окружающей природе. Воспитывать нового человека через осознание творческого взаимодействия человека и окружающего его мира. Способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни. Создание условий для воспитания личности обладающей способностью и склонностью к творческой деятельности способной к самоопределению, самовоспитанию, самосовершенствованию умение работать в группе для нахождения общего согласованного решения. Воспитание стремления и желания улучшить состояние экологии своей местности, свой образ жизни.
Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе эколого-биологического восприятия, развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать органическую целостность экологической деятельности, оценивать еѐ значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной деятельности. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию по изученным в школе предметам (биологии, физики, химии, истории, литературе, экологии и т.д.).
1.4 Задачи программы:
- Воспитать экологически грамотного человека.
- Изучить методы исследовательской деятельности.
- Усвоить знания о взаимоотношении человека и природы, отражении природных явлений в быту, традициях, обрядах и обычаях различных народностей.
- Изучить экологические проблемы, причины их возникновения, последствия и пути их решения;
- Выяснить роль науки в целом и биологии в частности, в появлении и решении экологических проблем;
- Показать прикладное значение биологии;
- Выяснить роль антропогенных факторов загрязнения окружающей среды;
- Способствовать формированию познавательного интереса к биологии и экологии;
- Развить творческое мышление и навыки самостоятельной работы обучающихся.
- Привить любовь к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды.
- Развить положительные качества характера воспитанников (уважение к историческим корням своего народа, внимание к себе и ближним, природосберегающее поведение).
- Научить обучающихся пользоваться научной литературой.
- Включать обучающихся в групповые формы работы;
- Учить отстаивать свою точку зрения и уважать мнение других.
1.5 Отличительные особенности программы Экологическая лаборатория «Биоген»
Особенность её заключается в том, что она основана на использовании регионального компонента, ориентирована на изучение проблем экологии Московской области и Луховицкого района. А так же особенность программы состоит в комплексном и системном переходе к реализации целей и задач эколого-исследовательского и нравственно-эстетического воспитания и образования, т. к. разделить эти процессы в условиях сельской школы невозможно. Программа составлена с учётом социоприродного окружения образовательного учреждения. Базовый уровень экологической культуры ориентирован не только на интегрированные знания о взаимодействии природы и общества, но и на реальный вклад каждого человека в решение экологических проблем Московской области и Луховицкого района.
При составлении программы учитывалась возможность связи экологического материала с программой основного курса биологии, ее расширение и углубление, возможность помочь ориентации обучающихся в специальностях, требующих знаний по природоохранительным вопросам и развитие у них экологической культуры.
Главным и необходимым звеном данного курса являются исследовательские и практические работы, основанные на применении жизненного опыта, научные и экологические проекты с обсуждением основных идей и результатов.
1.6 Адресат программы. Возрастные особенности развития школьников старшего школьного возраста
Основными особенностями этого возраста можно считать следующие: сконцентрированность на собственной личности, стремление к самостоятельности, независимости, взаимоотношениям с противоположным полом.
Центральное место в жизни подростка занимает общение с товарищами, которое приобретает такой ценности, что нередко оттесняет на второй план и обучение, а также отношения с родными, что и играет важную роль в развитии личности. К дружеским отношениям предъявляются особые требования: взаимная открытость и понимание, равенство, отзывчивость, способность сопереживать, умение хранить тайны. Невыполнение предписаний взрослого, пренебрежение обязанностями, протест - все это ничто иное, как борьба подростка за изменение существующего типа отношений.
Они требуют уважения к собственной личности и человеческого достоинства, доверия и самостоятельности, существенно ограничивают права взрослого и расширяют свои собственные. Характер общения со взрослыми существенно влияет на особенности самооценки подростков. Этот возраст характеризуется эмоциональной нестабильностью и импульсивностью поведения. Подростки часто сначала действуют, а потом думают о последствиях, хотя осознают при этом, что следовало бы поступить наоборот.
Можно отметить следующие противоречия в развитии личности старших подростков.
Первое противоречие - между исключительной сконцентрированностью подростка на собственной личности и насущной потребностью в общении со сверстниками.
Второе противоречие - между притязанием подростков на взрослость, самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта.
Сосредоточенность на себе, своих проблемах выражается в том, что для формирующегося человека чрезвычайно важно внимание окружающих к его личности, их неравнодушное отношение к достижениям и удачам. Понимания, одобрения, восхищения ищет подросток у друзей и родителей. Эмоциональная зависимость от взрослых находит свое выражение в жажде глубокого понимания родителями, взрослыми.
Таким образом, подростки очень нуждаются в общении с друзьями, в любви и понимании родителей, близких людей, во внимании окружающих людей к себе, в самопознании.
1.7 Объем и срок. Программа рассчитана на 2 года обучения.
В год по 72 часа. Весь цикл обучения составляет 144 часа.
1.8 Форма обучения – очная.
1.9 Особенности организации образовательного процесса
Программа рассчитана на возраст детей от 12 до 16 лет (разновозрастная. Работа с детьми по данной программе проводится в групповой форме. Состав группы постоянный. Наполняемость группы не более 15 человек.
1.10 Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю (два занятия), продолжительностью по 1 часу, что соответствует СанПиН 2.4.4.3172-14. Занятия проводятся как в учебном кабинете, так и на местности.
1.11 Планируемые результаты.
Личностные результаты:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
1.12 Формы аттестации программы:
Зачеты, тестирование, творческая работа, конкурс, фотовыставки, выставки рисунков, опыт, исследование, практическое занятие, конференция, экскурсия, защита исследовательского проекта.
1.13 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов (мониторинг)
аналитические справки, грамоты, готовая работа, дипломы, сертификаты, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методические разработки, протоколы соревнований, фото, отзывы детей и родителей, статья и др.
1.14 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- выставка рисунков
- диагностическая карта
-защита
- проведение «Недели экологии»
- конкурс творческих работ
- выступление агитбригады
- участие в научно- практической конференции.
- открытое занятие
- олимпиада
- слет экологических агитбригад
- итоговый отчет
1.15 Материально - техническое
- учебно-исследовательские конференции;
- конкурсы, соревнования, круглый стол;
- демонстрация презентаций;
- участие в районных и областных конкурсах.
1.17 Кадровое обеспечение. Реализовать программу экологическая лаборатория " имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.
Руководитель объединения преподаватель - организатор ОБЖ, Щемерова Татьяна Николаевна, учитель высшей категории. Педагогический стаж работы – 24 года. Воспитанники объединения являются неоднократными победителями и призерами районных мероприятий.
ІІ. УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН - 1 года обучения
№ п/п | Тема занятия | количество часов | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
Введение. Основные экологические термины и понятия. (4ч) | 2 | 4 | 6 | экскурсия | |
I | Биология как наука. Методы биологии (10ч) | 4 | 8 | 12 | эксперимент, практ. занятие |
II | Признаки живых организмов (14ч) | 6 | 10 | 16 | тестирование, проведение опыта |
III | Система, многообразие и эволюция живой природы (10ч) | 6 | 14 | 20 | опыт, исследование, конференция |
IV | Человек и его здоровье (4ч) | 4 | 14 | 18 | пр. занятие, исследование, защита проекта |
ИТОГО: | 18 | 54 | 72 | ||
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН - 2 года обучения
№ п/п | Тема занятия | количество часов | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
Введение. Основные экологические термины и понятия. (6ч) | 2 | 4 | 6 | акция | |
I | Человек и его здоровье (18ч) | 6 | 16 | 22 | пр. занятие |
II | Профилактика здоровья человека( 10ч ) | 6 | 14 | 20 | пр. занятие, исследование, конференция |
III | Взаимосвязи организмов и окружающей среды (12ч) | 8 | 16 | 24 | пр. занятие, исследователь -ский проект |
Итого: | 22 | 50 | 72 | ||
ІII. Содержание учебного плана
1 года обучения - 72 ч.
Введение(6ч) Инструктаж по ТБ.
Теория: 2ч. История возникновения и развития экологии. Общая и частная экология. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. Основные экологические термины и понятия. Познаю родной край. Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Фенологические наблюдения.
Практика - 4ч.Экскурсия "Лес – наше богатство. Антропогенные факторы воздействия на окружающую природу (на примере последствия пожара- 2010 года)".
- Биология как наука. Методы биологии (12ч)
Теория - 4ч. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологическое воздействие на организм человека электромагнитных и радиоактивных излучений
Практика - 8ч. Биологический эксперимент: наблюдение, описание, измерение биологических объектов. Практическое занятие: наблюдение за восстановлением леса.
2. Признаки живых организмов (16ч)
Теория - 6 ч. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов.
Практика – 10 ч. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. Проведение опыта: влияние различных условий на проращивание семян.
3. Система, многообразие и эволюция живой природы (20ч)
Теория – 6ч. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Фотосинтез. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
Практика –14 ч. Проведение опыта: выращивание бактерий на питательной среде агар – агаре.
Исследовательская работа: влияние окружающей среды на появление различных видов лишайников плодовых деревьях в школьном саду.
Участие в конференции.
4. Человек и его здоровье (18ч)
Теория – 4ч. Сходство человека с животными и отличие от них. Процессы жизнедеятельности человека. Нервная система: стресс и депрессия. Гормоны. Правильное питание.
Практика – 14ч. Практические занятия: составление рациона питания.
Исследование на наличие болезнетворных бактерий в различных консервах.
Исследовательский проект.
Содержание учебного плана
2 года обучения - 72 ч
Введение. – (6 ч) Инструктаж по ТБ.
Теория – 2 ч. История возникновения и развития экологии. Основные экологические понятия. Экология в России. Экологическая обстановка Луховицкого района.
Практика – 4ч. Акция – «Учимся разделять мусор»
1. Человек и его здоровье (22ч)
Теория – 6ч. Роль ферментов в пищеварении. Система дыхания. Чем мы дышим? Зачем нужно знать группу крови. Переливание крови.
Иммунитет. Имунная система человека. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Покровы тела и их функции. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Практика – 16 ч.
Практическая работа: Как определить группу крови. Изучение состава крови на примере лягушки.
Проведение исследования: влияние электролитов на ЦНС лягушки; выявление
условных и безусловных рефлексов.
Выявление индивидуальных особенностей личности: способности, темперамент, характер.
2. Профилактика здоровья человека. ЗОЖ (20ч)
Теория – 6 ч. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Профилактические прививки. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: пищевые добавки, несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др.
Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха.
Практика – 14ч.
Проведения исследования: «Влияние пищевых добавок и ГМО на развитие мелких грызунов- мышей»
Практические занятия: Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении
некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.
Участие в экологической конференции.
3. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (24 час)
Теория - 8ч. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Вода источник жизни на Земле. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Практика –16 ч.
Практические занятия: Выявление экологических проблем местности: загрязнение родников, сбросного канала на пойме реки. Очистка родников.
Исследовательский проект.
IV. Методическое обеспечение программы
4.1 Методы обучения:
наглядные: наблюдение (кратковременное и длительное), показ, демонстрация (опытов, диафильмов, слайдов, видеофильмов);
практические: игровые (дидактические игры с предметами, настольно – печатные и словесные, игровые упражнения, игры – занятия, творческие игры, ролевые игры), труд (индивидуальные поручения, коллективный труд), метод поисково – исследовательской работы (самостоятельная работа обучающихся с выполнением различных заданий на экскурсиях, занятиях, в ходе проведения простых опытов), метод самостоятельной деятельности (самоуправление в организации и проведении различных творческих дел, подготовка рефератов и устных сообщений и т.д.), практическая природоохранная работа (изготовление кормушек, подкормка птиц, оформление клумб и цветников, уборка территории);
словесные: объяснение, рассказ, беседа с привлечением имеющихся у обучающихся знаний, чтение художественного произведения;
контрольно - диагностические методы (самоконтроль, контроль качества усвоения программы) через тестирование динамики роста знаний, умений, навыков;
коммуникативно–развивающие методы: выполнение творческих коллективных работ, участие в театральных постановках;
интерактивные методы, т.е. обучение во взаимодействии (тренинги, ролевые игры).
4.2 Методы работы с обучающимися: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
4.3 Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая, коллективная, работа в парах.
4.4 Формы организации занятия - акция, беседа, диспут, игра, круглый стол, ролевые игры, тестирование, лабораторно - практические занятие, эксперимент, лекция, «мозговой штурм», наблюдение, конкурс, конференция, семинары, тренинги, ролевые и познавательные игры, упражнения, викторины, КТД, экскурсии, исследовательские и социальные проекты.
4.5 Педагогические технологии применяемые в обучении:
- Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Технология современного проектного обучения
- Интерактивные технологии
- Коллективный способ обучения – КСО
- Технологии групповой деятельности
- личностно-ориентированного обучения,
- здоровье-сберегающие,
- творческо- продуктивные, направленные на формирование устойчивой мотивации к изучению экологии.
4.6 Алгоритм учебного занятия
I этап. Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:
- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
- В каком объёме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его
этапов?
3. Насколько полно и качественно реализовано содержание?
4. Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога'/
5. За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
6. В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих
учебных занятиях» какие новые элементы внести, от чего отказаться?
7. Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для
решения воспитательных и обучающих задач?
2 этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия
строится модель будущего учебного занятия:
- определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса
обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий); - обозначение задач учебного занятия;
- определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного; определение вида занятия, если в этом есть необходимость;
- продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.
3 этап. Обеспечение учебного занятия.
а) Самоподготовка педагога, подбор информации познавательного материала
б) Обеспечение учебной деятельности учащихся; подбор, изготовление дидактического, наглядного материала, раздаточного материала; подготовка заданий.
в) Хозяйственное обеспечение: подготовка кабинета, зала, местности, инвентаря, оборудования и т. д.
Алгоритм будет изменяться, уточняться, детализироваться в каждом конкретном случае. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей.
4.7 Дидактический материал и пособия:
- Определители растений; птиц
- Энциклопедии и др. справочный материал
- Разнообразный природный материал.
- Наборы инструментов, орудий труда для практической деятельности;
- Лабораторное оборудование по биологии и физики для экспериментов и опытов.
Учебно- методические разработки:
- Видео и аудио записи познавательного материала
- Конспекты занятий, сценарии мероприятий, праздников, экскурсий из личного опыта.
1. Алексеев, С. В., Груздева, Н. В. Муравьёва, А. Г., Гущина, Э. В. Практикум по экологии: учебное пособие. - М.: АО МДС, 2006. - 194 с.
2. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин, – М.: Дрофа,
2003.– 128 с.
3. Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002. -158с.
4. Ловкова Т.А. Биология. Общие закономерности. 9 класс:
V. Список информационных источников
Литература для учителя:
- Алексеев, С. В., Груздева, Н. В. Муравьёва, А. Г., Гущина, Э. В. Практикум по экологии: учебное пособие. - М.: АО МДС, 2008. - 194 с.
- «Биология. Покрытосеменных растений» 6 кл.: учебник /В.В. Пасечник, - М.: Дрофа,2015г.
- «Биология. Животные» 7 кл. учебник/ В.В. Пасечник,.-М.: Дрофа, 2016 г.
- «Биология. Человек» 8 кл.: учебник / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш,- М.: «Вентана-Граф», 2016
- Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин, – М.: Дрофа,
2013.– 128 с.
- Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002. -158с
- «Основы общей биологии» 9 кл.: учебник/ В.В. Пасечник, А.А.Каменский. - М,: Дрофа, 2017 .
Интернет-материалы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч. Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Литература для обучающихся:
1. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 2007. -128 с.
2. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др.
– М.: Дрофа, 2008.
3. Ловкова Т.А. Биология. Общие закономерности. 9 класс.- М.: «Просвещение» , 2015
«Утверждаю» Директор МБОУ
«Краснопоймовская СОШ» _________ Л.В. Седова
Календарный учебный график
Дополнительная общеразвивающая программа
Экологическая лаборатория «Биоген»
(стартовый)
Год обучения: 1
№п/п | Дата | Название темы | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | Вводное занятие. Экология - как наука. Экологическое детское движение. Экологические термины и понятия. | 2 | беседа | каб. биологии | тренинг |
2 | Сентябрь | Познаю родной край.Экологическая игровая викторина «Пирамида знаний» | 2 | познават.игра | каб. биологии | викторина |
3 | Сентябрь | Всеобщий экологический урок «Вода – жизнь». Беседа по ПДД. | 2 | викторина | каб. биологии | турнир |
4 | Сентябрь | Экскурсия "Лес – наше богатство. Антропогенные факторы воздействия на окружающую природу (на примере последствий пожара- 2010 года)". | 2 | экскурсия | ааб. биологии | экскурсия |
5 | Октябрь | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. | 2 | лекция | каб. биологии | тест |
6 | Октябрь | Практическая работа: Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения. | 2 | пр. работа | каб. биологии | зачет |
7 | Октябрь | Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов. | 2 | эксперимент | каб. биол. | опыт |
8 | Октябрь | Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. | 2 | лекция | каб.биологии | викторина |
9 | Ноябрь | Экологический урок «Экология основа культуры». Беседа по правилам ДД с инспектором ГИБДД. | 2 | ролеваяигра | каб. биологии | турнир- викторина |
10 | Ноябрь | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. | 2 | лекция | каб. биологии | зачет |
11 | Ноябрь | Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. | 2 | семинар | каб. биологии | олимпиада |
12 | Ноябрь | Биологическое воздействие на организм человека электромагнитных и радиоактивных излучений. | 2 | беседа | каб. биологии | реферат |
13 | декабрь | Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. | 2 | лаборат.- практич.занятие | каб. биологии | отчет |
14 | декабрь | Проведение опыта: влияние различных условий на проращивание семян. | 2 | пр. раб. | каб. биологии | отчет |
15 | Декабрь | Одноклеточные и многоклеточные организмы. Наблюдения за водорослями в аквариуме. | 2 | наблюдение | каб. биологии | зачет |
16 | Декабрь | Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Инструктаж на время зимних каникул по ПДД. | 2 | наблюдение | каб. биологии | практика |
17 | январь | Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности | 2 | беседа | каб. биологии | теория |
18 | январь | Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. | 2 | беседа | каб. биологии | теория |
19 | январь | Проведение опыта: выращивание бактерий на питательной среде агар – агаре. ТБ во время зимних каникул. | 2 | пр.работа | каб. биологии | практика |
20 | февраль | Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. | 2 | беседа | каб. биологии | теория |
21 | февраль | Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. | 2 | беседа | каб. биологии | теория |
22 | февраль | Экологические исследования.Виды и формы экологических исследований. Работа с источниками информации. Структура исследовательской работы. | 2 | пр.работа | каб. биологии | практика |
23 | февраль | Правила оформления учебно-исследовательской работы. Правила и формы защиты работы. Требования к выступлению. | 2 | объяснение | каб. биологии | практика |
24 | Март | Методики экологических исследований. Биоиндикация. | 2 | лекция | каб. биологии | практика |
25 | март | Исследовательская работа: влияние чистоты воздуха на появление различных видов лишайников на плодовых деревьях по загрязненности снежного покрова (определение цветности, прозрачности, наличия механических примесей в талой воде как доказательства атмосферного загрязнения) | 2 | исслед. работа | каб. биологии | практика |
26 | Март | Фотосинтез. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. | 2 | лекция | каб. биологии | теория |
27 | март | Изучение видового состава растений и животных нашей местности. Инструктаж по ПДД на время весенних каникул. | 2 | пр. зан. | каб. биологии | практика |
28 | Апрель | Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. | 2 | беседа | каб. биологии | теория |
29 | апрель | Акция к 1 апреля – День защиты птиц «Летят скворцы»» | 2 | акция | каб. биологии | практика |
30 | Апрель | Изучение животного и растительного мира. Редкие и охраняемые животные и растения Московской области. | 2 | рассказ | каб. биологии | практика |
31 | Апрель | Научно-практическая конференция «Природу сохранят дети!». Беседа по правилам передвижения на велосипеде по поселку и трассе. | 2 | конференция | МБУДО ЦДЮТЭ | участие |
32 | май | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. | 2 | беседа | каб. биологии | теория |
33 | Май | «Нас так мало осталось в природе!". Знакомство с обитателями Красной книги. | 2 | викторина | каб. биологии | практика |
34 | Май | Все на субботник! Благоустройство парка, уборка территорий. | 2 | пр. работа | территорияпоселка | практика |
35 | май | Нервная система: стресс и депрессии. Гормоны. Правильное питание. Составляем рацион питания. | 2 | лекция, творческая работа | каб. биологии | практика |
36 | май | Готовимся к экологическому слету и активному отдыху. ТБ на время летних каникул. Беседа по правилам ПДД, передвижения на мотоцикле, скутере. | 2 | каб. биологии | практика | |
ИТОГО: | 72 часа |
Утверждаю Директор МБОУ
«Краснопоймовская СОШ»
________ Л.В. Седова
Календарный учебный график
Дополнительная общеразвивающая программа
Экологическая лаборатория «БИОГЕН»
(базовый уровень)
Год обучения: - 2
№п/п | Дата | Название темы | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь2019г | История возникновения и развития экологии. Основные экологические понятия.Беседа по правилам ДД. | 2 | теория | каб.биологии | беседа, рассказ, обсуждение |
2 | сентябрь | Всероссийский урок по разделению мусора.Акция – «Учись разделять мусор» | 2 | пр.занятие | каб. биологии | пр. раб. |
3 | сентябрь | Экология в России. Экологическая обстановка Луховицкого района. | 2 | теория | каб. биологии | рассказ, обсуждение |
4 | сентябрь | Роль ферментов в пищеварении. | 2 | теория | каб. биологии | беседа |
5 | октябрь | Исследование ферментов слюны и их действие на пищу. | 2 | пр. опыт | каб. биологии | рассказ, обсуждение |
6 | октябрь | Система дыхания. Чем мы дышим? | 2 | беседа | каб. биологии | рассказ, обсуждение |
7 | октябрь | Зачем нужно знать группу крови. Переливание крови. | 2 | беседа, обсуждение | каб. биологии | беседа |
8 | октябрь | Изучение состава крови на примере лягушки. | 2 | практика | каб. биологии | пр. раб. |
9 | Ноябрь | Творческая мастерская «Золотая осень»..Беседа по правилам ДД во время плохой видимости (тумана, снегопада, гололедицы) | 2 | пр. зан. | каб. биологии | творческая работа |
10 | Ноябрь | Чем защищен наш иммунитет? Имунная система человека. Или как мы готовимся к зиме? | 2 | теория | каб. биологии | лекция, обсуждение |
11 | Ноябрь | Зачем нужны витамины? Защитная функция кожи или все об ультрофиолетовых лучах. | 2 | теория | каб. биологии | беседа. |
12 | ноябрь | Экологическая викторина | 2 | дидак. игра | каб. биологии | фронтальный опрос |
13 | Декабрь | Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Какую роль сыграла наследственность в семье Николая II? | 2 | теория | каб. биологии | беседа, обсуждение |
14 | Декабрь | Опора и движение. Опорно-двигательный аппаратОказание первой мед. помощи при ДТП. | 2 | лекция | каб. биологии | зачет |
15 | декабрь | Какую роль играют органы чувств в жизни человека? | 2 | беседа | каб. биологии | зачет |
16 | декабрь | Подготовка и проведение исследований. Практическая работа «Мои первые исследования»Инструктаж на время зимних каникул по ПДД. | 2 | пр. раб. | каб. биологии | зачет |
17 | Январь | Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. | 2 | теория | каб. биологии | беседа |
18 | Январь | Проведение исследования: влияние электролитов на ЦНС лягушки. | 2 | практика | каб. биологии | пр. раб. |
19 | январь | Какие шумы влияют на сон человека? Сон, его значение. | 2 | теория | каб. биологии | беседа |
20 | Февраль | Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. | 2 | теория | каб. биологии | лекция, обсуждение |
21 | Февраль | Зачем человеку дана познавательная деятельность мозга? | 2 | каб. биологии | беседа | |
22 | февраль | Тайны живой природы. По страницам занимательной литературы.Беседа по правилам ДД при переходе улиц, перекрестков, подземных и наземных переходов. | 2 | практика | каб. биологии | Пр. раб. |
23 | февраль | Химические загрязнители окружающей среды, пути их проникновения в живой организм. Чем опасны моющие средства? | 2 | теория | каб. биологии | лекция |
24 | Март | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. “Я уколов не боюсь, если надо уколюсь»! Профилактические прививки. | 2 | теория | каб. биологии | беседа |
25 | Март | Экологическое состояние кабинета. Практическая работа «Определение экологического состояния рабочего стола, способы устранения неблагоприятных факторов» | 2 | практика | каб. биологии | пр. раб. |
26 | Март | Проект «Экологически чистое жилище» | 2 | пр.раб. | каб. биологии | исследов. проект |
27 | март | Всероссийский урок «Учимся разделять!» Беседа по правилам передвижения в общ. транспорте, при выезде на экскурсии на время весенних каникул. | 2 | практика | каб. биологии | дидак. игра |
28 | Апрель | Факторы риска: пищевые добавки, несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. | 2 | теория | каб. биологии | беседа, обсуждение |
29 | Апрель | Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. | 2 | теория | каб. биологии | беседа, обсуждение |
30 | Апрель | Научно-практическая конференция. | 2 | практика | МБУДО ЦДЮТЭ | пр.работа |
31 | апрель | Практические занятия: Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. | 2 | практика | каб. биологии | зачет |
32 | Май | Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Беседа по правилам передвижения на ТС: велосипеде и скутере в весенне –летний период. | 2 | теория | каб. биологии | беседа |
33 | Май | Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. | 2 | теория | каб. биологии | лекция, беседа |
34 | Май | Биосфера – глобальная экосистема. Вода источник жизни на Земле. | 2 | теория | каб. биологии | лекция, беседа |
35 | Май | Практические занятия: Выявление экологических проблем местности: загрязнение родников и сбросного канала на пойменных лугах. | 2 | практика | окрестности поселка | пр.работа |
36 | май | Подготовка проектных работ. Защита проекта. | 2 | практика | Актовый зал | проектная работа |
ИТОГО: | 72 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа экологического объединения "Юный исследователь" на 144 часа (4 часа в неделю)
Программа ориентирована на обучающихся 12 - 14 лет....

Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов
Цель кружка - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...

Методическая разработка рабочей программы экологического кружка
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. П...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
«ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»Пояснительная запискаПрограмма предмета по выбору биология «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических зн...

Рабочая программа на 2019 – 2020 учебный год к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Вокальный класс» Художественная направленность
Программа разработана с целью систематизации и пропаганды педагогического опыта по развитию вокальных навыков у детей. Данная программа помогает понять и осознать, какое место и какую роль играет пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «Экологическое краеведение. Юный исследователь»
Связь человека с природой начинается с раннего детства. Став взрослым, мы очень часто вспоминаем детские годы. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда остается в памяти. П...

