Урок "Строение и работа сердца" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Битюцкая Валентина Семеновна
В ходе урока открытия нового знания рассматривается строение и работа сердца. Приводятся примеры высокой работоспособности и жизнестойкости сердца.  Изучается связь строения и работы сердца. На уроке используются современные образовательные технологии: проектная, проблемное, дифференцированное обучение.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokstroenie_i_rabota_serdtsa_8_klass.docx82.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №  . 8 класс. Тема: «Строение и работа сердца»

Цель урока: выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями.

Задачи  урока: 

познавательные:

  • раскрыть связь строения сердца с его функцией;
  • дать понятие о сердечном цикле, причине неутомимости и высокой работоспособности сердца;
  • рассмотреть причину автоматизма сердца;

 развивающие:

  • развивать аналитические умения
  • способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения адекватно мыслить и действовать в условиях ситуации выбора;
  • развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности.

воспитывающие:

Способствовать формированию культуры здорового образа жизни.

Оборудование: таблицы «Строение сердца», «Фазы сердечного цикла»,

                    муляж сердца, компьютер, проектор, презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технологии: проектная, проблемное, дифференцированное обучение.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Знать строение сердца и его роль в кровообращении, новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца.

Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций сосудов.

Метапредметные:

регулятивные УУД: изучение новых знаний; изучение новых явлений, законов, закономерностей; обобщение, углубление уже известного материала; отработка речевых навыков; обучение работе с источником знаний: книгой, учебником, справочной литературой; систематизация знаний; обзор, упорядочение изученного.

-познавательные УУД: формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение сравнивать и находить различий и сходства у изучаемых объектов, развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение, развивать умение обобщать и синтезировать знания, выдвигать гипотезы и предположения, переносить знания в новые ситуации, искать аналоги и другие варианты решения, планировать свою деятельность, тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять; развивать ассоциативного мышления, воображения;

-коммуникативные УУД: умения использовать средства биологического языка и биологической речи для получения и передачи информации, участвовать в продуктивном учебном диалоге, строить монологические высказывания.

Личностные

продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе сообщений;

развивать умение работать в группах;

воспитание чувства коллективизма, ответственности за свои поступки;

быть терпимым к иным точкам зрения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся и подготовка к восприятию нового материала. Беседа по вопросам:

 Как движется кровь в организме человека и как меняется её состав в большом и малом кругах кровообращения? (Рассказ учащегося у доски с использованием схемы «Кровообращение»). Установите соответствие

  1. Правый желудочек и левое предсердие           А – Большой круг

                                                                               Б – Малый круг

  1. Правый желудочек и правое предсердие
  2. Левый желудочек и правое предсердие
  3. Левый желудочек и левое предсердие
  4. Легочная артерия и легочная вена
  5. Аорта и полые вены
  6. Капилляры в легких
  7. Капилляры во всех частях тела
  8. Артериальная кровь превращается в венозную
  9. Венозная кровь превращается в артериальную.

Сегодня мы продолжаем изучать органы кровообращения. Прислушайтесь. Чтобы вы ни делали, спали, ели, бегали, всегда раздается приглушенный, ритмичный стук - это бьется ваше сердце.

Тема урока «строение и работа сердца»

Проблема урока.  За 70 лет жизни человека, сердце сокращается 2,5 млрд. раз совершает при этом работу, равную работе эскалатора, поднимающего электричку на вершину горы Эверест.

Чем связана такая высокая работоспособность сердца?

Как вы думаете, чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны изучить на уроке? Ответы учеников.

Итак, задачи урока следующие: 

  • раскрыть связь строения сердца с его функцией;
  • выяснить причины «неутомимости» и высокой работоспособности сердца;
  • раскрыть роль автоматизма в работе сердца.

 III. Изучение нового материала 

Долгое время сердце было самым загадочным и неприступным органом человеческого тела. Очень долго сердце было «нехирургическим органом».

Назовем тех, кто является примером служения медицине, и, может быть, примером для тех из вас, кто выберет профессию врача.

  • 1897-1941г.  315 операций на сердце
  • 1961г   создание института сердечно-сосудистой хирургии      имени   Александра Николаевича Бакулева
  • 1967г хирург из Кейптауна проф. Кристиан Барнард - трансплантация сердца
  • Александр Александрович Вишневский  (сын) (1906-1975)- техника местного обезболивания, искусственное кровообращение при операциях
  • академик Николай Михайлович Амосов (р.1913г.) один из основоположников хирургии сердца и легких
  • в настоящее время операции на сердце стали массовыми, были спасены и спасаются тысячи жизней
  • самый известный российский кардиохирург Лео Бокерия
  • разработка российских ученых – современный клапан. Главное отличие нового клапана от предыдущих - его створки. Они теперь располагаются не внутри, а снаружи. Словно висят на кольце. И уже ничто не мешает свободному перемещению крови в аорту. Новый клапан, как и современная техника, с каждым разом становится проще.

Вспомним курс зоологии. Какое строение сердца имеют различные классы животных?

Эволюция сердца

  • Рыбы
  • Земноводные
  • Пресмыкающиеся  
  • Птицы  
  • Млекопитающие

Сердце человека почти не отличается по строению от сердца млекопитающих животных. Давайте разберемся, из чего же состоит сердце человека.

О чем говорит значение слова сердце. Слово «сердце» от слова середина. Расположено оно в грудной полости между правым и левым лёгким, и как бы немного смещено в левую сторону от средней линии груди.   Средняя масса сердца взрослого человека 250 г(ж) - 300 г(м).

     Сердце – это полый мышечный орган, Мышечная стенка сердца состоит из трёх слоёв:

  • Эпикард – наружный слой, состоит из соединительной ткани.
  • Эндокард -  внутренний слой, образован клетками эпителия.
  • Миокард – средний слой. Это сердечная мышца, образована поперечно-полосатой мышечной тканью.

      Сверху сердце покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей околосердечную сумку. Между эпикардом и сердечной сумкой находится полость, заполненная жидкостью, которая увлажняет сердце и уменьшает трение при его сокращениях.

      Сердце человека четырёхкамерное. Сплошная перегородка делит сердце на две части – левую - артериальную и правую – венозную. Каждая часть состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. Предсердия и желудочки соединяются между собой створчатыми клапанами: в левой части двухстворчатый, а в правой – трёхстворчатый. Со стороны клапанов, обращенных в полость желудочков, имеются специальные сухожильные нити. Эти нити удерживают клапаны и не дают им прогибаться в сторону предсердий. Вот таким образом створчатые клапаны обеспечивают ток крови в одном направлении – из предсердий в желудочки.

     Между левым желудочком и отходящей от него аортой, а также между правым желудочком и отходящей от него лёгочной артерией тоже имеются клапаны. Из-за своеобразной формы створок они названы полулунными. Полулунные клапаны обеспечивают ток крови только в одном направлении – из желудочков в аорту и легочную артерию.

Назовите основную функцию клапанов. Клапаны обеспечивают ток крови в одном направлений.

Поражение клапанов инфекцией (осложнения гриппа, ангины) приводят к возникновению воспалительных рубцов, спаек и клапаны пропускают кровь в обратном направлении – это приобретенные пороки сердца. Поэтому во время болезни необходимо соблюдать щадящий режим и разумные физические нагрузки.

   Проблемный вопрос.  Посмотрите внимательно, одинакова ли толщина стенок сердца? (Нет, стенки предсердий тоньше, чем стенки желудочков).

Как вы думаете от чего это зависит?  Ваши гипотезы. (Это связано с тем, что предсердия совершают небольшую работу. При их сокращении кровь поступает только в желудочки, а желудочки проталкивают кровь по всей длине кровеносных сосудов, т.е. совершают большую работу).

А почему стенки левого желудочка толще правого? (Левый желудочек совершает большую работу, он проталкивает кровь по сосудам большого круга кровообращения).

Да, действительно толщина мышечных стенок сердца зависит от нагрузки.

    Итак, мы рассмотрели строение сердца. Как вы думаете, в чём заключается основная функция сердца? (Обеспечение непрерывного тока крови по сосудам).

    Сердце – удивительный и надежный орган – насос, который неутомимо  работает в течение всей жизни. Учёные подсчитали, что за сутки сердце перекачивает 10 тыс. литров крови и расходует на это такое количество энергии, которой хватило бы для поднятия груза весом 900 кг на высоту 14 метров. А ведь сердце работает непрерывно 70-80 и более лет! Кровью, которую перекачивает сердце в течение жизни человека, можно наполнить 4375 железнодорожных цистерн. А если бы сердце перекачивало не кровь , а воду, то из перекаченной им воды за 70 лет можно было бы создать озеро глубиной 2,5 м, шириной 7 км и длиной 10 км.

Вы видите, что работа сердца очень значительна.

     Вернёмся к проблеме урока. Так в чём же секрет неутомимости и высокой работоспособности сердца? Решить эту проблему вам помогут следующие вопросы

  • Как сокращается сердце?
  • Как питается сердце?
  • Откуда сердце получает энергию?

Для ответа на первый вопрос, откройте с. 112 учебника, прочитайте текст и результаты отразите в таблице «Сердечный цикл».

Фазы сердечного цикла

Продолжитель- ность фазы

Состояние створч. клапан.

Состояние полулун.

 клапанов

Сокращение (систола) предсердий

0,1 с

открыты

закрыты

Сокращение (систола) желудочков

0,3 с

закрыты

открыты

Общая пауза (диастола)

0,4 с

открыты

закрыты

Сердечный цикл

0,8 с

Вывод ?

    По этим данным какие же можно сделать выводы?

Вывод: сердечный цикл – это последовательность событий , происходящих во время одного сокращения сердца. Как видим из таблицы, он длится 0,8 с и состоит из трёх фаз.  Вот такая ритмичная работа, чередование труда и отдыха,  и является одной из причин неутомимости и высокой работоспособности сердца).

    Хочу обратить ваше внимание на то, что частота сердечных сокращений зависит от характера деятельности человека.

Давайте это проверим на опыте.

Показателем работы сердца является пульс. При каждом сокращении сердца стенки сосудов приходят в колебание. Пульс можно определить на запястье. подсчитаем ваш пульс в состоянии покоя в течение 10 сек. и умножем на 6. Запишем.

 А теперь проведем небольшую физминутку и подсчитаем ваш пульс после физ.нагрузки.

Подсчитали пульс. Изменилась ли частота сердечных сокращении, каким образом? Почему при приседании пульс учащается? Проблемный вопрос. (при мышечной работе усиливается кровообращение, что обеспечивает более интенсивное поступление к мышцам кислорода, следовательно, возрастает обмен веществ)

Приступаем к ответу на второй вопрос. Как питается сердце?

(Для выполнения ритмичной работы, сердце требует доставки большого количества питательных веществ и кислорода, которые он получает с кровью. поэтому в сердце идет интенсивный обмен веществ, в результате которого освобождается энергия, необходимая для его работы.

Отсюда можно сделать вывод, что следующей причиной неутомимости сердца является усиленное снабжение мышц сердца кровью и как следствие интенсивный обмен веществ).

      Иногда можно наблюдать удивительное явление: биение изолированного сердца, т.е. сердца вне организма.  Русский физиолог Кулябко в 1903 году оживил сердце трёхмесячного ребёнка,  умершего от пневмонии, через 20 часов после его смерти.

Почему сердце такой жизнеспособный орган?

  Это объясняется тем, что сердце способно самопроизвольно сокращаться под воздействием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце, независимо от внешних воздействий. Это способность сердца называется автоматизмом. Таким образом, автоматизм сердца также является причиной работоспособности сердца.

Вывод. Высокая работоспособность сердца обусловлена:

  • Высоким уровнем обменных процессов, происходящих в нем
  • Усиленным снабжением его мышц кровью
  • Строгим ритмом его деятельности
  • Автоматизмом

Начиная, с 2000 года в последнее воскресенье сентября по инициативе ЮНЕСКО проводится Всемирный день здорового Сердца.  На работу сердца влияют множество факторов (+ или -). А теперь мы разработаем мини-проект «Как сохранить сердце здоровым». Проектная технология.

Результат вашей работы станет просветительским вкладом здоровьесбережению. Свою памятку можете разместить в классном уголке, подарить младшим школьникам. Вы получаете материал, найдите, отберите необходимое для того, чтобы оформить памятку. И подготовьтесь к защите своей позиций, своего проекта.

Для закрепления полученных новых знании предлагаю индивидуально выполнить тестовое задание.

 Критерии оценки тестовой работы

При выполнении 100-90% объема работы ставится оценка «5»

При выполнении 89-76% объема работы ставится оценка «4»

При выполнении 75-60% объема работы ставится оценка «3»

При выполнении менее 60% объема работы ставится оценка «2»

Итак, ребята, наш урок подходит к концу, настало время подведения итогов нашей работы.

Рефлексия. Что нового дал вам этот урок.

 Как вы оцените наше общение.

 Продолжите фразу: Сегодня на уроке узнал ….

Д /З выучить термины,

параграф № 22,

выберите одну из тем сообщении которая вас заинтересовала: (дифференцированное обучение)

правила тренировки сердечно-сосудистой системы;

правила питания при сердечно-сосудистых заболеваниях;

успехи науки в области кардиологии;

чем опасен мобильный телефон для сердца;

 влияния курения на работу сердца.

 Творческие задания: Заболевания сердечно - сосудистой системы стоят на 1 месте. Если бы вы были министром здравоохранения какие меры предложили по профилактике сердечно - сосудистых заболевании?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы в классах выравнивания( из опыта работы)

Из опыта работы я показываю какие приёмы можро использовать в детьми с задержкой психического развития.Надеюсь,что мой материал поможет моим колллегам....

Статья: Обобщение опыта работы. Организация работы в классах для детей со сложным дефектом.

Представлен опыт работы учителя начальных классов с детьми с тяжёлой  степенью умственной отсталости....

Устройство на работу. Собеседование при устройстве на работу. 9 класс

Тема урокаЦель урока              Задачи урока:...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Механическая работа. Единицы работы» 7 класс

Базовый учебник «Физика», 7 класс, А.В. Пёрышкин...

Самостоятельная работа 5 класс. Отрезок, луч, прямая. Самостоятельная работа 5 класс. Распределительные свойства. (с самооценкой)

Самостоятельная работа 5 класс. Отрезок, луч, прямая. Распределительные свойства. (с самооценкой)...

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...