Элективный курс «Основные вопросы биологии», 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс)

Ольга Михайловна Давыдова

Рабочая программа разработана на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии, примерной программы по биологии, рекомендованной Министерством образования и науки; основной образовательной программа школы.

Элективный курс изучается в 11 классе, рассчитан на 34 часа.

Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в системе разделов и отраслей генетики занимает генетика человека.

Элективный курс предусматривает изучение и теоретических, и прикладных вопросов, в частности медицинской генетики. В содержании курса усилены эволюционный и экологический аспекты изучение генетики человека. Причем особое внимание уделено изучению степени влияния некоторых антропогенных факторов на генотип отдельного человека и на генофонд человечества в целом и, следовательно, на общие перспективы развития биологического вида человек разумный.

Изучение элективного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: основ анатомии и физиологии человека, цитологии, молекулярной биологии и биохимии, гистологии, эмбриологии, общей генетики и современной теории эволюции.

Изучение элективного курса «Основные вопросы биологии » не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elek._po_biologii_11.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано.

Руководитель ШМО

____________
И. Ф. Морозова

Протокол № ____

от ___.___.2019 г.

Согласовано.

Заместитель директора

 МОУ СОШ с. Царевщина

____________
Н.А. Мартюшева

«___»_______2019 г.

Утверждаю.

Директор

МОУ СОШ с. Царевщина

____________
Н. М. Полетаева

«____»_________2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Давыдовой Ольги Михайловны,

                     

                 учителя биологии и химии

по биологии 11 класс

элективный курс «Основные вопросы биологии»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»_______2019 г.

        2019– 2020  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии, примерной программы по биологии, рекомендованной Министерством образования и науки; основной образовательной программа школы.

Элективный курс изучается в 11 классе, рассчитан на 34 часа.

Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в системе разделов и отраслей генетики занимает генетика человека.

Элективный курс предусматривает изучение и теоретических, и прикладных вопросов, в частности медицинской генетики. В содержании курса усилены эволюционный и экологический аспекты изучение генетики человека. Причем особое внимание уделено изучению степени влияния некоторых антропогенных факторов на генотип отдельного человека и на генофонд человечества в целом и, следовательно, на общие перспективы развития биологического вида человек разумный.

Изучение элективного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: основ анатомии и физиологии человека, цитологии, молекулярной биологии и биохимии, гистологии, эмбриологии, общей генетики и современной теории эволюции.

Изучение элективного курса «Основные вопросы биологии » не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.

Цели и задачи курса «Основные вопросы биологии» 11 класс

Цели:

освоение знаний о различных механизмах наследования признаков у человека; об особенностях человека как объекта генетических исследований и основных методах изучения генетики человека; об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью; о модификационной изменчивости в популяции человека;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека; составлять осуществлять реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с учебником и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями; работая над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.

Задачи:

показать интерес человека к изучению явлений наследственности уже с глубокой

древности;

  • закрепить и расширить знания о законах наследственности, изменчивости, полученные в курсе общей биологии;
  • показать особенности человека как объекта генетических исследований;
  • показать генетические основы индивидуальности каждого человека;
  • знакомить с факторами наследственной и ненаследственной изменчивости у человека;
  • показать особенности гаметогенеза у мужчин и женщин, особенности оплодотворения у человека и значение их особенностей для здоровья будущих детей;
  • показать роль родственных браков, мутагенов, канцерогенов возможности возникновения аномалий у ребенка конкретной супружеской пары;
  • показать возможности современной генетики в области дородовой и послеродовой диагностики наследственных аномалий;
  • показать возможности современной медицинской генетики в области лечения больных с наследственными аномалиями.

Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному курсу «Основные вопросы биологии», 11 класс

Учащиеся должны знать:

  • об особенностях человека как объекта генетических исследований и об основных методах изучения генетики человека;
  • об особенностях организации наследственного аппарата соматических и генеративных клеток человека;
  • о геноме человека;
  • о различных механизмах основах онтогенеза человека;
  • о мутациях, в том числе и антропогенного происхождения; о типах мутации, встречающихся в клетках человека;
  • об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью;
  • об особенностях генетической структуры популяций человека и о распространении в них некоторых признаков;
  • о модификационной изменчивости в популяциях человека;
  • о генетических основах антропогенеза и о перспективах эволюции человека как биологического вида с точки зрения генетики.

Учащиеся должны уметь:

  • применять знание генетических закономерностей при рассмотрении вопросов происхождения и эволюционирования вида Homo sapiens;
  • давать аргументированное объяснение распространению тех или иных признаков в популяциях человека;
  • решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;
  • составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений;
  • изготовлять микропрепараты и работать с микроскопом;
  • осуществляя реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с учебной и научно – популярной литературой, с периодическими изданиями;
  • работая над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • рациональной организации труда и отдыха;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

  • применения биологических знаний при охране окружающей среды человека и здоровья человека;

  • оценивания воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

Содержание по учебному курсу «Основные вопросы биологии», 11 класс.

I Основы генетики человека (6ч.)

Генетика человека. Становление генетики человека. Донаучные представления о наследовании признаков у человека. Наследование групп крови. Развитие медицинской генетики. Развитие современной генетики человека, их задачи.

Практическая работа. Решение генетических задач по теме: «Наследование групп крови».

II Основные методы исследования в генетики человека (5ч.)

Генеалогический метод. Близнецовый метод. Цитогенетический метод. Антропогенетический метод. Составление и анализ родословных.

III Основы цитогенетики (4ч.)

Классификация человека. Геном человека. Группы сцепления у человека. Выявление хромосомных синдромов.

IV Типы наследования нормальных и аномальных признаков у человека (11ч.)

Развитие медицинской генетики. Мутагены, канцерогены и вызываемые ими отклонения от нормы. Генные болезни и норма. Хромосомные болезни. Генетические болезни соматических клеток. Задачи и методы генетики. Законы Менделя. Неполное доминирование. Кодоминирование. Сцепленное наследование генов. Решение задач.

Практическая работа. Решение генетических задач по темам: «Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование», «Сцепленное наследование генов», «Генетика пола».

V Медико-генетическая служба (2ч.)

Возможности в профилактике наследственных заболеваний и лечении больных. Значение генной инженерии в диагностике и лечении больных наследственными аномалиями.

VI Генетические основы онтогенеза (2ч.)

Особенности сперматогенеза, оогенеза и оплодотворения у человека. Дифференциация пола человека.

VII Основы популяционной генетики человека (2ч.)

Системы браков у человека: аутбридинг (неродственные браки), инбридинг (кровнородственные браки) и их влияние на распространение аномалий у потомства Определение генетической структуры популяции по аллелям аутосомных генов.

VIII Основы экологической генетики человека (2ч.)

Генетический груз и антропогенные факторы. Фармакогенетика как часть экологической генетики.

Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) образования по элективному курсу «Основные вопросы биологии», 11 класс

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;
  • знание (понимание) сущности биологических процессов: наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма;
  • знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;
  • представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;

умение объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость

защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды;

зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины

наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,

иммунитета у человека.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания
  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
  • умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
  • умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;
  • умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;
  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);
  • проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.

Календарно –тематическое планирование план курса «Основные вопросы биологии», 11 класс.

№ п/п

Тема урока

план

факт

1

Генетика человека

06.09.2019

2

Становление генетики человека

13.09.2019

3

Донаучные представления о наследовании признаков у человека

20.09.2019

4

Наследование групп крови

27.09.2019

5

Развитие медицинской генетики

04.10.2019

6

Развитие современной генетики человека, их задачи

11.10.2019

7

Генеалогический метод

18.10.2019

8

Близнецовый метод

25.10.2019

9

Цитогенетический метод

08.11.2019

10

Антропогенетический метод

15.11.2019

11

Составление и анализ родословных

22.11.2019

12

Классификация человека

29.11.2019

13

Геном человека

06.12.2019

14

Группы сцепления у человека

13.12.2019

15

Выявление хромосомных синдромов

20.12.2019

16

Развитие медицинской генетики

27.12.2019

17

Мутагены, канцерогены и вызываемые ими отклонения от нормы

17.01.2020

18

Генные болезни и норма

24.01.2020

19

Генные болезни и норма

31.01.2020

20

Генетические болезни соматических клеток

07.02.2020

21

Задачи и методы генетики

14.02.2020

22

Законы Менделя

21.02.2020

23

Неполное доминирование

28.02.2020

24

Кодоминирование

06.03.2020

25

Неполное доминирование

13.03.2020

26

Решение задач

20.03.2020

27

Возможности в профилактике наследственных заболеваний и лечении больных

03.04.2020

28

Значение генной инженерии в диагностике и лечении больных наследственными аномалиями

10.04.2020

29

Особенности сперматогенеза, оогенеза и оплодотворения у человека

17.04.2020

30

Дифференциация пола человека.

24.04.2020

31

Системы браков у человека: аутбридинг (неродственные браки), инбридинг (кровнородственные браки) и их влияние на распространение аномалий у потомства

08.05.2020

32

Определение генетической структуры популяции по аллелям аутосомных генов.

15.05.2020

33

Генетический груз и антропогенные факторы.

22.05.2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГИА В КУРСЕ АЛГЕБРЫ 9 КЛАССА»

      Основная задача обучения математики в школе обеспечить прочное и сознательное овладениями, учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повс...

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс

Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...

Программа элективного курса "Основные вопросы ОГЭ в курсе алгебры 9 класса"

итоговой аттестации за курс основной школы говорят о том, что решаемость задач составляет очень малый процент. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеет...

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы биологии"

       На уроках биологии в 9 классе недостаточное количество часов отведено для  тщательной отработки  знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведен...

Рабочая программа по элективному курсу: "Сложные вопросы биологии" (10 класс)

Настоящая программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипред...

Элективный курс "Трудные вопросы биологии" 10 класс

Данная программа рассчитана для обучающихся 10 класса углубленного уровня...