Элективный курс "Основные вопросы биологии" для 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс)

Жамбалова Ирина Дашиевна

Основные вопросы биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_voprosy_biologii.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «БУЛУНСКИЙ УЛУС» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хара – Улахская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

элективного курса по биологии

для 8 класса

«Основные вопросы биологии»

Найба, 2023 год

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Биологический практикум» для обучающихся 8-х классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. No1645, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года No1578.

Рабочая программа элективного курса составлена в соответствии с требованиями к уровню знаний по биологии за курс 8 класса и предполагает:

  • реализацию личностно-ориентированного подхода в процессе преподавания биологии,
  • развитие познавательного интереса к разделу «Биология человека»,
  • развитие практических навыков в применении методов биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма и антропометрические измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты,
  • находить в учебной и научно - популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций,
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека,
  • использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма,
  • приобретение навыка решения практико-ориентированных заданий ОГЭ за курс «Биология человека»,
  • определение траектории обучения в старшей школе.

Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет – ресурсов.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, практических навыков овладения знаниями и умениями и творческих способностей учащихся.

Раздел II. Планируемые результаты

Личностными результатами обучения являются:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории естественно - научного направления;
  • сформированность понимания ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметными результатами обучения является сформированность:

Регулятивных УУД:

  •  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  •  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  •  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  •  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательных УУД:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • развитие основ смыслового чтения при решении практико-ориентированных заданий ОГЭ: умение ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов, резюмировать главную идею текста, критически оценивать содержание и форму текста;
  • совершенствование компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции) при подготовке индивидуальных проектов.

Коммуникативных УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты обучения:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей в таблицах и микропрепаратах, устанавливать и объяснять взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • распознавать части скелета и основные мышцы на наглядных пособиях;
  • объяснять механизм свертывания и переливания крови;
  • выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
  • использовать методами биологической науки в изучении организма человека:
  • наблюдение и описание биологических объектов и процессов, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов, проведение измерении простых экспериментов.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • усвоение основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

В сфере трудовой деятельности:

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при переломах, при кровотечениях,

при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
  • исследовать в экспериментальной практике и объяснять особенности строения и функционирования систем органов человека, уметь объяснять меры профилактики легочных заболеваний, нарушения работы органов пищеварительной системы, заболеваний мочевыделительной системы, роли витаминов, гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.

Восьмиклассник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки при изучении организма человека;
  • проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • публично представлять результаты исследовательской деятельности;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

Восьмиклассник получит возможность научиться:

  • использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма, составлять рацион питания людей с различными энергетическими затратами;
  • реализовывать установки здорового образа жизни;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • находить в учебной и научно - популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Раздел III. Содержание учебного предмета

Тема 1. Организм как целое. (6 часов)

Введение. Задачи курса. Организм человека и его органы. Физиология человека как наука. Значение физиологии. Организм как целое. Пропорции тела человека. Сходство человека с другими животными. Общие черты в строении организма млекопитающих, приматов и человекообразных обезьян. Специфические особенности человека как биологического вида. Строение животной клетки. Этапы митотического деления клетки. Нервная и гуморальная регуляция внутренних органов. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Лабораторная работа №1: «Оценка физического развития школьников».

Практическая работа №2: «Доказательства родства человека и человекообразных обезьян».

Практическая работа №3 «Распознавание стадий митоза на микропрепаратах, фотографиях деления клетки».

Практическая работа №4 «Проверка коленного рефлекса. Изображение рефлекторной дуги коленного рефлекса».

Практическая работа №5 «Решение заданий ОГЭ повышенного уровня по теме «Рефлекс, рефлекторная дуга».

Тема 2. Опорно-двигательная систем. (3 часа)

Общая характеристика и значение опорно-двигательной системы. Три типа костей.

Строение костей и мышц. Рост костей. Типы соединения костей.

Практическая работа №6 «Определение вида повреждения опорно-двигательной системы по описанию».

Практическая работа №7 «Правила оказания первой помощи при повреждениях опорно-двигательной системы».

Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма. (8 часов)

Значение крови и её состав.

Практическая работа № 8 «Решение задач на определение отклонений по данным результата анализа крови».

Иммунитет и иммунная система.

Практическая        работа        №9        «Решение        заданий        ОГЭ по теме «Виды и сущность иммунитета». Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови.

Практическая работа №10 «Решение задач ОГЭ на правила переливания крови».

Строение сердца. Сердечный цикл.

Практическая работа № 11 «Определение особенностей строения сердечных камер и клапанов на муляжах».

Малый и большой круги кровообращения.

Практическая работа №12 «Составление схем движения крови по большому и малому кругам кровообращения».

Практическая работа №13 «Решение заданий ОГЭ повышенного уровня по теме «Строение сердца и движение крови по сосудам».

Практическая работа №14 «Определение видов кровотечения. Правила оказания первой помощи при кровотечениях».

Урок-конференция «Гигиена сердечно-сосудистой системы»:

  1. «Современные методы исследования сердца».
  1. «Действие алкоголя и никотина на сердце и сосуды».
  2. «Современные достижения медицины в лечении врожденных пороков сердца».
  3. Профилактика болезней сердца и сосудов».
  4. «Правила тренировки сердца».
  5. «Последствия несовместимости резус фактора крови матери и плода».
  6. «СПИД – чума XXI века».

Тема 4. Дыхательная система (7 ч).

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Строение лёгких. Процесс поступления кислорода в кровь и транспорт кислорода от лёгких по телу. Роль эритроцитов и гемоглобина в переносе кислорода.

Механизм вдоха и выдоха. Органы, участвующие в дыхательных движениях. Влияние курения на функции альвеол лёгких.

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена органов дыхания.

Практическая работа № 15 «Изготовление прибора для визуализации процесса дыхательных движений».

Практическая работа № 16 «Оказание первой помощи при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, удушении, заваливании землёй, электротравмах».

Практическая работа № 17 «Измерение жизненной емкости легких».

Практическая работа № 18 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов Дыхания».

Урок-конференция «Гигиена органов дыхательной системы». Защита проектов по темам:

  1. «Заболевания органов дыхания и их предупреждение»,
  2. «Чем дышат водолазы?»
  3. «Что вдыхает курящий человек?»
  4. «Дыхательная гимнастика на службе здоровья человека»

Тема 5. Пищеварительная система (5ч)

Строение пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости и желудке.

Химическая обработка пищи в тонком кишечнике и всасывание питательных веществ.

Печень и её функции. Толстая кишка, аппендикс и их функции.

Гуморальная регуляция пищеварения.

Пищеварительные ферменты ЖКТ и их функции.

Правильное питание. Правильная подготовка пищи к употреблению (части растений, накапливающие вредные вещества; санитарная обработка пищевых продуктов).

Практическая работа № 19 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов пищеварения».

Урок – конференция «Гигиена органов пищеварительной системы». Защита проектов по темам:

1.Роль выдающегося российского ученого И. П. Павлова в изучении пищеварения.

  1. Пищеварительные ферменты и их роль в пищеварении.
  2. Источники инфекции ЖКТ.
  3. Искусственная пища – зло или благо для человека?»

Тема 6. Обмен веществ и энергии (6 ч)

Обменные процессы в организме.

Стадии обмена веществ. Пластический и энергетический обмен

Нормы питания.

Расход энергии в организме. Факторы, влияющие на основной и общий обмен организма. Нормы питания. Калорийность пищи.

Витамины

Роль витаминов в организме. Гипер- и гиповитаминоз, авитаминоз. Практическая работа №20 «Решение заданий ОГЭ (линия №30) на составление суточного рациона человека в зависимости от энергозатрат» (2 часа).

Практическая работа №21 «Решение текстовых заданий ОГЭ (линия №29) на определение авитаминозов и гипервитаминозов».

Урок-конференция по теме «Обмен веществ и энергии»:

  1. История открытия и изучения витаминов.
  2. Как правильно приготовить пищу и сохранить витамины?
  3. Что мы знаем о диетах?
  4. Как организм поддерживает постоянную температуру тела?
  5. Оказание первой помощи при тепловых ударах и обморожениях?

Раздел IV. Основные формы организации учебных занятий

Основные формы учебных занятий элективного курса:

  • уроки – лекции,
  • практические работы,
  • уроки-конференции по защите проектов.

Раздел V. Календарно – тематический план

темы

Содержание

Кол-во часов

Дата

Факт

План

Тема 1 Биология как наука. Методы биологии ( 1 ч.)

1

1

Биология как наука. Методы биологии

Тема 2 Признаки живых организмов (4 ч)

4

1

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы.

2

2

Нарушения в строении и функционировании клеток. Вирусы.

3

Признаки живых организмов. Наследственность и изменчивость. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

2

4

Ткани, органы, системы органов растений и животных.        

Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (7 ч)

7

1

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний.

1

2

Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и лишайников в природе, жизни человека.

1

3

Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные. Ткани и органы высших растений.

2

4

Основные семейства цветковых растений.

5

Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных.

2

6

Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

7

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

1

Тема 4 Человек и его здоровье (16 ч)

16

1

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

1

2

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

1

3

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

1

4

Дыхание. Система дыхания.

1

5

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.

1

6

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

1

7

Обмен веществ и превращение энергии.                                    

1

8

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

1

9

Покровы тела и их функции.

1

10

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

2

11

«Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека»

12

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

1

13

Органы чувств, их роль в жизни человека.                                                  

1

14

Психология и поведение человека. ВНД.

1

15

Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.

1

16

Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях.

1

Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» (6 ч)

2

1- 4

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы.

5-6

Анализ ошибок, допущенных при решение демонстрационного варианта ГИА прошлого года.

                                                                          Итого:       34  

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов»

3

Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения»

3

Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира»

3

Решение тестовых заданий по темам: «Общий план строения человека», «Нейро-гуморальная регуляция организма»

3

Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание»

3

Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма человека», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ»

3

Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека»

3

Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств»

3

Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи»

3

Решение демонстрационного варианта ГИА прошлого года

3

Решение демонстрационного варианта ГИА текущего года.

4

                       Итого: 34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс в 9 классе "Избранные вопросы математики"

В связи с введением в 9 классе государственной итоговой аттестации в новой форме  возникла необходимость в обеспечении интенсивного повторения школьного курса математики и подготовки учащихся к п...

Элективный курс в 11 классе "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

Элективный курс в 11 классе "Трудные вопросы орфографии и пунктуации".  Цели и задачи курса: обобщить и закрепить полученные знания по правописанию  за курс 5-9 класса, активизировать в...

Элективный курс "Вопросы общей химии" 11 класс

Разработка элективного курса...

программа элективного курса для 11 класса по истории "трудные и дискуссионные вопросы истории "

программа элективоного курса по истории для 11 класса "Трудные и дискуссионные вопросы истории" содержит титульный лист, пояснительную записку, системно-деятельностную основу, календарно-тематическое ...

Рабочая программа Элективный курс «Математика: избранные вопросы» 11 класс

Программа данного элективного курса ориентирована на рассмотрение избранных вопросов математики, как углубляющих школьный курс, так и значительно расширяющий рамки школьной программы. Рабочая программ...

Программа элективного курса в 7 классе "Избранные вопросы математики"

В 1-ом полугодии более  подробно изучаются темы "Решение уравнений и неравенств, содержащих знак абсолютной величины". Во 2-ом полугодии - решение задач по геометрии повышенной сложности....

Элективный курс "Вопросы обществознания" для 11 класса

Программа элективного курса "Вопросы обществознания" для подготовки к ЕГЭ...