Элективный курс в 11 классе "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме

Элективный курс в 11 классе "Трудные вопросы орфографии и пунктуации".

 

 Цели и задачи курса: обобщить и закрепить полученные знания по правописанию  за курс 5-9 класса, активизировать внимание учащихся к употреблению рассматриваемых языковых явлений и фактов языка как в текстах разных стилей, так и в собственной письменной речи. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания. Курс направлен на подготовку к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

"Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

Программа элективного курса

"Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Объем различных форм учебной работы:

Всего аудиторных занятий                                    34 часа

В том числе:

Лекции                                                 5 часов

Практические занятия                        15 часов

Самостоятельная работа                        8 часов

Проектная деятельность                        4 часов

Форма контроля

(защита проектов, рефератов)                          2 часа

       Программа курса «Учись писать грамотно» рассчитана на учащихся 11-х классов.

Сегодня остро стоит вопрос формирования национального самосознания у подрастающего гражданина Российской Федерации, одной из неотъемлемых составляющих которого является чувство гордости за родной язык, складывающееся не только из осознания его красоты, величия и могущества, но и из желания и умения сохранить эти качества. Потому мы обязаны прививать школьникам необходимость в их речевой и письменной  практике постоянного использования и накопления потенциала и богатства русского языка, созданного великими предками, чем и способствовать его сохранению и развитию.  

Тревожно состояние современного русского языка: расшатываются литературные нормы, происходит стилистическое снижение устной и письменной речи, бытовая – и, к сожалению, не только – сфера общения становится все более вульгарной.

Однако в наши дни оценка специалиста производится не только по качеству его профессиональной пригодности, но еще и по умению грамотно – устно и письменно – излагать мысли.

Для большей эффективности в достижении результатов обучения и из-за ограниченного количества часов русского языка преподавание курса может быть организовано следующим образом:

как дополнительный курс для учащихся 9-х классов;

как дополнительный или отдельный курс по подготовке к итоговой аттестации в 11-х классах.

 Цели и задачи курса: обобщить и закрепить полученные знания по правописанию  за курс 5-9 класса, активизировать внимание учащихся к употреблению рассматриваемых языковых явлений и фактов языка как в текстах разных стилей, так и в собственной письменной речи. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания.

Одной из причин недостаточного усвоения десятиклассниками орфографических и пунктуационных норм является отсутствие достаточного количества уроков, отведенных для обобщения и повторения, полученных в 5-9 классе знаний и умений. Данный курс нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся о функционировании слова в речи.

Определяющим фактором при построении программы является принцип написания слов (дефисные, слитные и раздельные написания) или принцип написания отдельных частей слов (правописание корней, суффиксов, окончаний). Так, например, при закреплении темы «Дефисные написания» в центре внимания дефисные написания сложных существительных (диван-кровать), прилагательных (светло-зеленый, химико-технологический), наречий (по-весеннему, крепко-накрепко), предлогов (из-за, из-под), а при закреплении темы правописание корней слов - принцип написания гласных и согласных в корнях. Вместе с тем данный учебный материал сопровождается заданиями, связанными с развитием речи учащихся.

При анализе трудных случаев орфографии особое внимание уделяется истории и этимологии (слова с непроверяемыми орфограммами), принципам орфографии, лежащим в основе правописания слов и отдельных морфем (корней, суффиксов, окончаний). При анализе пунктограмм - употребление в письменной речи какого-либо определенного знака препинания (тире в простом и сложном предложении) или особенности пунктуационного оформления синтаксических явлений (пунктуационное оформление слов, грамматически не связанных с членами предложения). Данный блок тем сопровождается также разными речевыми заданиями, связанными с редактированием текста или исправлением речевых ошибок в собственных высказываниях.

В связи с этим особый интерес с точки зрения формирования грамотного письма представляет раздел «употребление в речи», являющий собой практическую реализацию изучаемых явлений языка. Данный подход позволяет реализовать принцип функциональной грамотности.

В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в девятом классе, поэтому данный курс (34 часа) может быть предложен в течение всего учебного года. Программа состоит из 7 тем:

  1. Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.
  2. Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова.
  3. Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.
  4. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.
  5. Основные тенденции в употреблении знаков препинания.
  6. Система употребления знаков препинания с учётом современной практики.
  7. Норма в пунктуации и проблема выбора знака.

В программе представлен примерный тематический план данного курса с указанием количества часов, рекомендуемых на изучение каждой темы, и определением видов деятельности.

На занятиях предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: организационно-деятельностная игра, презентация, семинар, соревнование и др.

В качестве обучающих пособий предложены не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике (Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов н/Д, 1998. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М.: 2001. Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твое имя». М, 1962. Львова СИ. Этимология на службе орфографии. - М., 2001. Граник Г.Г., Бондарко СМ. Знаки препинания. М., 1998. и другие.).

Таким образом, разрабатывая методику проведения занятий по данной программе, необходимо учитывать условия проведения занятий - элективный курс, рассчитанный на развитие интереса к изучению филологических школьных дисциплин, предпочтение отдаётся занимательности как одному из факторов, влияющих на мотивацию учащихся к изучению русского языка.

Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» (34 часа)

Тема 1. Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. – 3 ч.

Тема 2. Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. – 10 ч.

Тема 3. Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв. – 4 ч.

Тема 4. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием. – 4 ч.

Тема 5. Основные тенденции в употреблении знаков препинания. – 3 ч.

Тема 6. Система употребления знаков препинания с учётом современной практики. – 7 ч.

Тема 7. Норма в пунктуации и проблема выбора знака. – 2 ч.

Итоговое занятие – 1 ч.

Тематический план

Тема

Количество

часов

1

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.


  1. Слоговой принцип русской графики.
  2. Обозначение гласных после шипящих и ц.
  3. Отступления от слогового принципа русской графики.

3



1

1

1

2

Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова.


  1. Принципы орфографии, лежащие в основе буквенного обозначения фонем.
  2. Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу.
  3. Употребление букв (е) ё и о после шипящих для обозначения ударного [о].
  4. Правописание одного и двух н.
  5. Употребление и правописание частиц не и ни.

10


1


2


2


3

2

3

Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.



4

       4

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.


  1. Слитное и раздельное написание не.
  2. Разграничение приставки не- и частицы не.
  3. Слитное и раздельное написание не с формами на –мый.
  4. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

4


1

1

1

1

5

Основные тенденции в употреблении знаков препинания.


  1. Историческая изменяемость пунктуации. Точка. Точка с запятой.
  2. Двоеточие.
  3. Тире. Многоточие.









3


1


1

1

6

Система употребления знаков препинания с учётом современной практики.


  1. Знаки препинания в конце и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение. Знаки препинания при оформлении перечней.
  2. Употребление тире в простом предложении. Знаки препинания при номинативных конструкциях.
  3. Знаки препинания в сложном предложении.
  4. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и однородными частями сложных предложений.
  5. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях.
  6. Знаки препинания при обращениях, междометиях, утвердительных и отрицательных словах.
  7. Знаки препинания при прямой речи и цитатах. Употребление кавычек.

7



1



1


1

1


1


1


1

7

Норма в пунктуации и проблема выбора знака.


  1. Понятие нормы применительно к знакам препинания.
  2. Авторские знаки. Выбор оптимального варианта при комбинации знаков.

2


1

1

Итоговое занятие

1

Итого

34

Литература

Для учителя:

  1. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход М.: Айрис-Пресс. 2001
  2. Граник Г.Г., Бондаренко СМ. Знаки препинания. М., 1998.
  3. Граник Г.Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1991.
  4. Львова СИ. Там, где кончается слово... (о слитных, дефисных и раздельных написаниях) - М., 1991.
  5. Лукина  Я.В.   Степанова  Л.В.   Пишем  диктанты  с улыбкой. Трудные случаи орфографии. - СПб: «Златоуст», 2001.
  6. Львова СИ. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.
  7. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. - М., 1994.
  8. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М.: 2001.

Для обучающихся:

  1. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. - М., 1993.
  2. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. - М., 1982.
  3. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.
  4. Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твое имя». М, 1962.
  5. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов н/Д, 1998.
  6. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М. 2002.
  7. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 1998.
  8. Ахманова О.А.. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.
  9. Словарь лингвистических терминов. М: 1997.
  10. Толковый словарь Ожегова. М., 1994.
  11. Толковый словарь Даля. М., 1995.
  12. Этимологический словарь. М., 2000.

Трудные вопросы

 орфографии и пунктуации

Элективный курс

 по русскому языку

11 класс

Автор: учитель русского языка и литературы

Щербакова Е. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по теме "Трудные вопросы орфографии и пунктуации

Данный элективный курс способствует развитию орфографической грамотности учащихся, обобщает и систематизирует знания по орфографии и пунктуации...

Программа элективного курса"Сложные вопросы орфографии и пунктуации"

Программа элективного курса "Сложные вопросы орфографии и пунктуации" предназначена для обучающихся 9-11 классов средней (полной) школы и может быть использована для углубления тем  орфографии и ...

Рабочая программа элективного курса "Современный русский язык. Орфография и пунктуация" для 10-11 класса

Цели и содержание программы  "Современный русский язык. Орфография и пунктуация" для 10-11 классов соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования в условиях профиль...

Рабочая программа элективного курса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА             Программа элективного курса «Современный русский язык. Орфография и пунктуация» предназначена ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку (10-11) классы "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

Программа  рассчитана на 2 года. Разработана на основании авторской программы  по русскому языку Н.Гольцовой...

Рабочая программа элективного курса Трудные вопросы орфографии и пунктуации

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способнос...