Элективный курс по теме "Трудные вопросы орфографии и пунктуации
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Попова Галина Николаевна

Данный элективный курс способствует развитию орфографической грамотности учащихся, обобщает и систематизирует знания по орфографии и пунктуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендовано:                                                                                   Утверждаю

Руководитель МС                                                   Директор МОУ «СОШ № 2 г. Нариманов»

 __________Г.Н. Попова                                                         ______________ М.П. Склярова

Протокол № ____________                                                 «______» ______________200__  г.

Элективный курс.

Трудные вопросы орфографии и пунктуации.

(предметный)

                                                                Подготовила учитель русского языка

                                                         и литературы Попова Галина Николаевна.

                                                          Программа составлена на основе  

                                                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

      Языкознание играет огромную роль  в системе школьного образования  и должно стать самостоятельным предметом. Поэтому данный элективный курс и крайне необходим для учащихся.

       Данный курс основан на функциональном подходе к изучению темы – это системно-интригующий взгляд на язык. Он формирует концентрическую модель языковой системы, поэтому программа отражает современный подход к изучению языка, демонстрирует связь языка с логикой, философией, жизнью. Она ориентированна не только на знакомство и изучение теоретических знаний, каждая тема обязательно включает в себя два блока:

  1. Употребление данных знаний в речи.
  2. Умение их использовать в жизни.

       Такому структурированию помогает применение интерактивных технологий: деловая игра, игра по типу «Счастливый случай», «Как стать отличником» по модели игры «Как стать миллионером». Такое комплексное представление языкового материала со временем приведёт к более осмысленному обучению языка.

       Поиск учениками близких по смыслу языковых единиц полезен и увлекателен: они сами могут обнаружить такие связи слов, словосочетаний, форм и конструкций, которых раньше не замечали.

      Такая системность ориентирована на коммуникацию, на правила «речевой» игры, правила выбора языковых средств, что служит стимулом к изучению языка.

Основные цели данного курса:

  • Формирование, воспитание коммуникативной личности;
  • Создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами;
  • Формирование умения общаться, вести дискуссию, выражать свою точку зрения наиболее выразительными и действенными средствами.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  • Освоить минимум основ языкознания;
  • Видеть в развитии языка связь языка и человека, общества и языка (причины появления новых слов, их исчезновения и т.д.);
  • Знать историю возникновения буквенного письма в связи с вопросами культуры и искусства письма;
  • Знать основные функции языка;
  • Усвоить процессы словообразования;
  • Видеть связи нашего языка с языками мира.

Тематическое планирование (17 часов)

№ п/п

Тема курса

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности

1.

I. Введение.

Играть всерьёз курс «Учение с увлечением. Основа языкознания.

1

2.

 Правописание гласных в корне слова.

2

  1. Выступления учащихся по теме.
  2. Составление словарной статьи.
  3. Составление кроссвордов, шарад, ребусов.

4.

Правописание приставок.

1

  1. Решение задач и выполнение упражнений.
  2. Обсуждение домашнего задания.

5.

Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий.

2

  1. Сообщение по теме.
  2. Работа с 4-х томным «Словарём русского языка»4 сочинение-рассуждение «О пользе и обязательности буквы Ё во всех видах письма, особенно в печати».
  3. Словарная работа с заполнением кроссворда.

6.

Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов и их форм.

1

  1. Заседание клуба по поводу сохранившихся фразеологизмов.
  2. Игра «Счастливый случай»
  3. Обсуждение игры, награждение.

7.

Правописание Н –НН в прилагательных и причастиях.

2

  1. Лекция учителя «Как мы выражаем идею количества».
  2. Задание учащимся по ходу лекции (таблица, графическое изображение).
  3. Составление учащимися заданий по теме в форме игры.
  4. Конкурс «Кто больше?»

8.

Слитное, раздельное, дефисное написание слов

2

1. Тест по изученным темам.

9.

Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию

2

  1. Заседание клуба по теме.
  2. Аналитические упражнения.
  3. Стилистические упражнения

10.

Игра «Кто хочет стать отличником»

2

  1. Вопросы для 5 команд.
  2. Дополнительные вопросы командам.

11.

Зачётный урок.

1

Литература.

  1. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. – М.: «Просвещение», 1974.
  2. Дейкина А.Д.. Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах: практический курс. – М, 2001.
  3. Каменская Р.А. Опыт использования активных форм обучения преподавания дисциплины. Культурология. – Волгоград, 2004.
  4. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.: «Просвещение»,2000.
  5. Русский язык / -2001. № 41, 45, 46, 47, 48. – 2002. - № 1,4, 5, 6, 8, 12, 15, 24.
  6. Словарь ассоциативных норм русского языка/ под редакцией А.А. Леонтьева. – М., 1977.
  7. Ожегов с.И. Словарь русского языка. – Изд. 2.- М., 1975.
  8. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. – М.: Просвещение, 1975.
  9. Колесов В.В. История русского языка в картинках. М.: Просвещение, 1982.
  10. Иконников С. Диалоги о культуре. – М.:, 1977.
  11. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 1976.
  12. Успенский Л. По закону буквы. – М.: Молодая гвардия, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс в 11 классе "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

Элективный курс в 11 классе "Трудные вопросы орфографии и пунктуации".  Цели и задачи курса: обобщить и закрепить полученные знания по правописанию  за курс 5-9 класса, активизировать в...

Программа элективного курса"Сложные вопросы орфографии и пунктуации"

Программа элективного курса "Сложные вопросы орфографии и пунктуации" предназначена для обучающихся 9-11 классов средней (полной) школы и может быть использована для углубления тем  орфографии и ...

Рабочая программа элективного курса "Современный русский язык. Орфография и пунктуация" для 10-11 класса

Цели и содержание программы  "Современный русский язык. Орфография и пунктуация" для 10-11 классов соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования в условиях профиль...

Рабочая программа элективного курса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА             Программа элективного курса «Современный русский язык. Орфография и пунктуация» предназначена ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку (10-11) классы "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

Программа  рассчитана на 2 года. Разработана на основании авторской программы  по русскому языку Н.Гольцовой...

Рабочая программа элективного курса Трудные вопросы орфографии и пунктуации

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способнос...


 

Комментарии

Зверева Елена Евгеньевна

Галина Николаевна, огромное спасибо за работу, ваш труд великолепен. :))