Рабочая программа элективного курса «Человек и его здоровье»
рабочая программа по биологии (7 класс)
ематика курса помогает ребенку осознать себя в окружающем мире, понять, что его здоровье — это достояние всего общества, поэтому он должен относиться бережно к себе и своему здоровью, а также осознать то, что здоровье человека напрямую связано с факторами окружающей среды. Курс помогает в осознании того, что человек — это биосоциальное создание: с одной стороны, это биологическое существо и у него есть биологические проблемы, а с другой стороны, человек — это личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №1» города Нижневартовска
Принята: Педагогическим советом Протокол решения от | Утверждена: Приказ |
Рабочая программа элективного курса
«Человек и его здоровье»
Составлена на основе: Рабочие программы . Биология . 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М. Пальдяева . – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014г.
Классы: 10-11
Составлено на основе: Программы элективный курсов. Биология 10-11 классы.
Профильное обучение. Сборник2/ авт.-сост. В. И. Сивоглазов, И. Б. Морзунова. – М. : Дрофа, 2007. – 160 с. – (Элективные курсы).
Авторы: JI. В. Максимычева, Е. В. Алексеева, О. С. Гладышева
Учитель: Г.Г.Бакулина
I. Пояснительная записка
Предлагаемый курс рассчитан на 68 часов учебного времени в течение двух лет. Курс направлен на максимальную адаптацию молодого человека к жизни. Очень часто человек теряет свое здоровье только потому, что не обладает достаточным количеством знаний о причинах заражения инфекционными заболеваниями, не знает, как правильно питаться, как организовывать свой режим дня й свободное время, не может оказать первую медицинскую помощь, не знает особенности психики человека; учащиеся плохо представляют, как окружающая среда влияет на человека. Темы курса дают детям определенные знания об опасных заболеваниях, которые могут повредить здоровью.
Тематика курса помогает ребенку осознать себя в окружающем мире, понять, что его здоровье — это достояние всего общества, поэтому он должен относиться бережно к себе и своему здоровью, а также осознать то, что здоровье человека напрямую связано с факторами окружающей среды. Курс помогает в осознании того, что человек — это биосоциальное создание: с одной стороны, это биологическое существо и у него есть биологические проблемы, а с другой стороны, человек — это личность. Ребенок учится разбираться в проявлении своих эмоций, чувствах, мотивах поведения. Эта деятельность направлена на снижение стрессовых ситуаций, если же они и возникли, — на уменьшение их последствий.
Заканчивается курс обобщающим уроком, на котором подводится итог работы за два года. Дети должны прийти к убеждению, что от гармоничного единства личности, общества и природы зависит выживание цивилизации, качество окружающей среды и самоощущение в ней человека.
Цели курса
- Сформировать убеждение, что выживание цивилизации, качество окружающей среды зависит от гармоничного единства личности, общества и природы.
- Умение сохранить свое здоровье как компонент общечеловеческой культуры.
- Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья.
- Развитие у школьников мотивов бережного отношения к природе, ко всему живому как главной ценности на Земле.
- Подготовка учащихся к практической деятельности в области медицины и здравоохранения, психологических службах.
Задачи курса
- Дать элементарные знания об инфекционных, иммунных и генетических заболеваниях, о нарушениях нервной системы, о закономерностях формирования личности в семье и обществе.
- Дать элементарные знания по психологии. Развивать умения и навыки в оказании первой медицинской помощи при травмах,аллергии, бронхиальной астме.
- Научить детей основам правильного питания. Развить умение использовать теоретические знания в жизни.
- Научить улучшать собственное физическое и психическое состояния.
- Сформулировать отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред как своему здоровью, так и здоровью окружающих.
- Сформировать нетерпимое отношение к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью людей, сознательное участие будущих граждан нашего общества в охране здоровья и формировании среды, способствующей сохранению здоровья, особенно их труда и быта.
- Формирование адекватного поведения, направленного на выздоровление в случае болезни, особенно хронической.
- Воспитание интереса к получению знаний о человеке как явлении природы.
- Развитие творческого потенциала учащегося: подготовка рефератов, сообщений, выполнение практических работ.
II. Содержание рабочей программы
10 класс – 34 часа
№ | Раздел | П. р. и лаб. раб. | Кол. часов |
1 | Социальная медицина | 3 | |
2 | Инфекционные заболевания | 6 | |
3 | Заболевания связанные с вредными привычками | 4 | |
4 | Распространенные хронические заболевания | 4 | |
5 | Экстремальные ситуации | 1+3 | 8 |
6 | Гигиена питания | 1 | 4 |
7 | Ритмические процессы жизнедеятельности | 2 | |
8 | Гигиена быта | 3 |
11 класс – 34 часа
№ | Раздел | П. р. и лаб. раб. | Кол. часов |
1 | Половая система человека и связанные с ней социальные проблемы | 3 | 10 |
2 | Организация поведения психики | 3 | |
3 | Деятельность мозга и психические процессы | 0+3 | 8 |
4 | Личность и её свойства | 4 | |
5 | Человек в обществе | 2 | |
6 | Человек и биосфера | 6 | |
7 | Обобщающий урок по курсу | 1 |
III. Календарно-тематическое планирование
элективного курса «Человек и его здоровье», 10 класс
№ | Тема |
Раздел 1. Социальная медицина (3 ч) | |
1 | Актуальность проблемы медицинского образования школьников. |
2 | Здоровье человека и факторы его определяющие. |
3 | Я и мое здоровье |
Раздел 2. Инфекционные заболевания (6 ч) | |
4 | Инфекционные заболевания |
5 | Иммунитет |
6 | Инфекции дыхательной системы |
7 | Причины появления заболевания |
8 | Инфекции пищеварительной системы. |
9 | Вирусные и грибковые инфекции. |
Раздел 3. Заболевания, связанные с вредными привычками (4 ч) | |
10 | Привычки |
11 | Курение |
12 | Алкоголь |
13 | Наркотики |
Раздел 4. Распространенные хронические заболевания(4 ч) | |
14 | Хронические заболевания |
15 | Виды анемии |
16 | Лейкозы. Гастрит. |
17 | Мочевая инфекция |
Раздел 5. Экстремальные ситуации: травматизм, отравления. Оказание первой помощи (8 ч) | |
18 | Травмы. П. Р. №1: Приготовление растворов перманганата калия (для обработки ран, дезинфекции, отмачивания бинтов). |
19 | Причины травм |
20 | Л. Р. №1: Использование трубчатого эластичного бинта для удерживания повязки на голове. |
21 | Л. Р. №2: Использование лейкопластыря и спиртового раствора йода при обработке ран. |
22 | Л. Р. №3: Оказание первой помощи при травмах в быту (наложение шин, повязок). |
23 | Охрана труда |
24 | Ядохимикаты |
25 | Помощь при отравлении |
Раздел 6. Гигиена питания (4 ч) | |
26 | Пища, питательные вещества. |
27 | Культура питания |
28 | Нормы продуктов |
29 | Л. Р.№4: Составление рациона питания. |
Раздел 7. Ритмические процессы жизнедеятельности (2 ч) | |
30 | Биологические ритмы |
31 | Виды биологических ритмов |
Раздел 8. Гигиена быта (3 ч) | |
32 | Значение света для организма |
33 | Гигиена помещения |
34 | Вредители в доме |
Календарно-тематическое планирование.
элективного курса «Человек и его здоровье», 11 класс
№ | Тема |
Раздел 1. Половая система человека и связанные с ней социальные проблемы (10 ч) | |
1 | Заболевания, передающиеся половым путем |
2 | Методы контрацепции |
3 | Аборты; опасность абортов для здоровья женщины |
4 | Планирование семьи |
5 | Составление родословной семьи |
6 | П. Р. №1: Решение генетических задач о человеке. |
7 | Центр планирования семьи |
8 | Гигиена женщины |
9 | Психосексуальное развитие ивзаимоотношение полов |
10 | П. Р. №2: Тренинг «духовное значение любви в человеческих взаимоотношениях». |
Раздел 2. Организация поведения психики (3 ч) | |
11 | Потребности и мотивы поведения |
12 | Принципы организации поведения |
13 | Обучение, умения, навыки, привычки. |
Раздел 3. Деятельность мозга и психические процессы (8 ч) | |
14 | Деятельность мозга |
15 | Сенсорная адаптация |
16 | Восприятие Л. Р. №1: Определение типа восприятия. Иллюзии восприятия. |
17 | Воображение. Внимание Л. Р. №2: Определение устойчивости внимания, определение объема внимания. |
18 | Память |
19 | Виды памяти. Л. Р.№ 3: Хорошая ли у вас зрительная память? |
20 | Мышление |
21 | Эмоции, сознание, творчество. |
Раздел 4. Личность и её свойства (4 ч) | |
22 | Индивид, индивидуальность, личность. |
23 | Темперамент и характер |
24 | Волевые качества личности |
25 | Этапы формирования личности |
Раздел 5. Человек в обществе (2 ч) | |
26 | Общение |
27 | Конфликты |
Раздел 6. Человек и биосфера (6 ч) | |
28 | Связь человека с природой |
29 | Современное состояние природных систем Земли |
30 | Окружающая среда и здоровье человека |
31 | Отношение человека к природе |
32 | Мониторинг |
33 | Меры улучшения качества окружающей среды |
Раздел 7. Обобщающий урок по курсу (1 ч) | |
34 | Обобщающий урок |
IV. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
· свои права при обращении в лечебное учреждение;
· наиболее распространенные заболевания, инфекции, их клиническая картина и профилактика;
· хронические заболевания: причины возникновения, клиническая картина;
· влияние наркотических средств (никотин, алкоголь, наркотики) на все системы организма и психику человека;
· основные требования к охране труда;
· значение питательных веществ, витаминов и минеральных веществ;
· что такое рациональное питание;
· влияние отравляющих веществ на организм человека;
· о зависимости человеческого организма от ритмических процессов жизнедеятельности:
· о влиянии ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека;
· заболевания, передающиеся половым путем;
· об организации поведения и психики человека;
· о психических процессах (восприятие, воображение, внимание, память, мышление, эмоции); свойствах личности (индивидуальность, темперамент, воля, самооценка), навыках общения и разрешения конфликтов; состоянии окружающей среды в конкретной местности; влиянии окружающей среды на здоровье человека; мерах по улучшению качества окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
· оказать первую помощь при травмах;
· приготовить и использовать элементарные антисептические средства;
· составить рацион питания;
· ухаживать за новорожденными;
· решать генетические задачи о человеке;
· подсчитывать эффект суммации действий.
V. Литература и средства обучения
Литература для учащихся
1. Батуев Л. С., Соколова Л. В., Левитин М. Г. Человек. Основы физиологии и психологии: учеб. для 9 кл. общеобразо - ват. учреждений. М.: Дрофа, 2000.
2. Винокурова Н. Ф. Природопользование: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1995.
3. Колесов Д. В., Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии. Факультативный курс. М.: Просвещение, 1989.
4. Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек школьников. М.: Педагогика, 1984.
Литература для учителя
1. Баярд Р., Баярд Д. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Мир, 1991.
2. Байер К., ШейнбергЛ. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997.
3. Кабаева В. М. Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я — мой образ жизни — мое здоровье». М.: АСАДЕМ1А, 2002.
4. Практическая психология образования / под ред. И. В. Ду - бровйной: учеб. для студентов высших и средних учеб. заведений. М.: Сфера, 1997.
5. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание, 1991.
6. Рогов Е. И. Эмоции и воля. М.: ВЛАДОС, 1999.
7. Скрытые инфекции. Санкт-Петербург: Издательская компания «Невский проспект», 2004. (Советует доктор).
8. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991
9. Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье / под ред. А. Я. Щелкунова. М.: Первое сентября, 2000.
10. Величковский Б. Т., Кирпичев В. И., Суровегина И. Т. Здоровье человека и окружающая среда. М.: Новая школа, 1997.
11. Анастасова Л. И., Гольнева Д. П., Короткова Л. С. Человек и окружающая среда: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"
Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого ст...
Элективный курс"Человек и его здоровье"
Этот элективный курс направлен на: ...
Рабочая программа элективного курса "Человек и его здоровье"
Данный элективный курс способствует формированию здорового образа жизни, помогает профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практиче...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Факторы среды обитания и здоровье человека" для учащихся 9 класса
В наш сложный век информатизации и ухудшения состояния окружающей среды недостаточно родиться здоровым. Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитани...
Рабочая программа элективного курса «Человек и его здоровье»
Тематика курса помогает ребенку осознать себя в окружающем мире, понять, что его здоровье — это достояние всего общества, поэтому он должен относиться бережно к себе и своему здоровью,...
Рабочая программа элективного курса "Экологическая культура и здоровье человека"
Рабочая программа элективного курса "Экологическая культура и здоровье человека"...
Рабочая программа элективного курса «Человек и его здоровье»
I. Пояснительная записка Предлагаемый курс рассчитан на 68 часов учебного времени в течение двух лет. Курс направлен на мак...