Адаптированная рабочая программа для учащихся 7 класса с нарушением интеллектуального развития (VIII вид)
рабочая программа по биологии (7 класс)

Номоконова Анна Александровна

Типовая программа для учащихся VIII вида — 7 класс, под редакцией В.В.Воронковой, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации. М., «Владос» 2011. Авторы программы: В.И.Сивоглазов, Т.В.Шевирева, Л.В.Кмытюк, В.В.Воронкова. 

 

Кол-во часов: 35 (1 раз в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bio-8_vid.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа

для учащихся 7 класса

с  нарушением интеллектуального развития

Название учебного предмета: Биология

Образовательная область: Естествознание

Класс: 7

Кол-во часов: 35 (1 раз в неделю)

Составитель: Номоконова А.А.

г. Биробиджан


Пояснительная записка

Типовая программа для учащихся VIII вида — 7 класс, под редакцией В.В.Воронковой, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации. М., «Владос» 2011. Авторы программы: В.И.Сивоглазов, Т.В.Шевирева, Л.В.Кмытюк, В.В.Воронкова.

Преподавание естествознания направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой.

Учебный предмет «Биология» входит в образовательную область «Естествознание», раздел «Растения, грибы, бактерии». По данному разделу предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой природе. Основными задачами преподавания  являются:

  1.  общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье;
  2. проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
  3.  первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними.

Основным методом обучения является беседа в сочетании с различными практическими работами: запись в тетради, зарисовка, работа с текстами, иллюстрациями.

Основные формы обучения - урок, экскурсия.

Основными методами работы обучающихся на уроке являются: наблюдение, графические работы, составление схем, таблиц, дидактическая игра, решение проблемных задач, вопросов. В работе используется УМК: 7 класс «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» З.А.Клепинина

Планируемые образовательные результаты

освоения предмета биология учащимися

Учащиеся должны знать:

  • названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
  • строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
  • некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
  • разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
  • приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
  • различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
  • различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
  • выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
  • различать грибы и растения.

Содержание

Введение. Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

Подземные и наземные органы цветкового растения Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения.

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.

Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).

Демонстрация опытов:

  • Испарение воды листьями.
  • Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
  • Фотосинтез

Практические работы:

  • Органы цветкового растения.
  • Строение цветка.

Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)

Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).

Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

Однодольные растения

Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).

Практическая работа: Строение луковицы.

Двудольные растения

Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов). Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.

Практические работы: Строение клубня картофеля. Выращивание рассады.

Многообразие бесцветковых растений

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.

Практическая работа: Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке. Уборка прошлогодней листвы. Экскурсия : «Весенние явления в жизни растений».

 Тематическое планирование        

Тема урока

Кол-во часов

1

Введение. Многообразие живой природы.Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

1

2

Подземные и наземные органы цветкового растения. Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка).Опыление цветков. Оплодотворение.

1

3

Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян. Строение семени (на примерах фасоли, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян.

1

4

Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

1

5

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Фотосинтез.

1

1

6

Испарение воды листьями.Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.

1

7

Стебель. Строение стебля. Передвижение  в стебле воды и минеральных солей. Значение стебля в жизни растения. Разнообразие стеблей.

1

8

Растения.Общее знакомство с цветковыми растениями. Растение – целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).

1

9

Многообразие бесцветковых растений.Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

1

10

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

1

11

Голосеменные. Сосна и ель – хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.

1

12

Многообразие цветковых растений (покрытосемен-ных).Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Деление цветковых растений на однодольные и двудольные. Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

1

13

Однодольные растения. Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия).  

1

14

Практическая работа «Строение луковицы».

1

15

Дикорастущие лилейные. Ландыш.

1

                      

16

Пасленовые. Общие признаки пасленовых.

1

17

Практическая работа «Строение клубня картофеля».

1

18

Бобовые. Общие признаки бобовых.

1

19

Розоцветные. Общие признаки розоцветных.Шиповник – растение группы розоцветных.

1

20

Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня. Биологические особенности растений сада. Особенности размножения. Созревание плодов, их уборка и использование.

1

21

Плодово-ягодные розоцветные. Груша и вишня. Биологические особенности растений сада. Особенности размножения. Созревание плодов, их уборка и использование.

1

        

22

Сложноцветные. Особенности внешнего строения сложноцветных. Пищевые сложноцветные растения: подсолнечник. Агротехника выращивания подсолнечника.

1

23

Ноготки, бархатцы - однолетние цветочно-декоративные сложноцветные.

1

24

Маргаритка – двулетнее растение. Георгин – многолетнее растение. Использование сложноцветных человеком.

1

25

Практическая работа «Выращивание рассады».

1

26

Обобщающий урок на тему «Растения – живой организм». Самостоятельная работа.

1

27

Экскурсия «Весенние явления в жизни растений».

1

28,

29

Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

1

30

Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница.

1

31,

32

Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработка съедобных грибов.

1

33

Обобщающий урок по курсу «Растения, грибы и бактерии».

1

34

Практическая работа:Уборка прошлогодней листвы .Рыхление почвы на цветочных клумбах.

1

35

 Охрана растительного мира. Летнее домашнее задание

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 4 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями4 классНазвание предмета: «Развитие речи и окружающий мир»Общее кол-во часов – 68 , кол-во часов в неделю ...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Домоводство" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из ...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Профильный труд" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Изобразительное искусство" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 134 ча...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий природный мир" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часо...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий социальный мир" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 ча...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Математические представления" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102...