Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Домоводство" (второй вариант)
рабочая программа (5 класс) на тему

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени умственной отсталости, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.

Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР). Программа предназначена для работы с учащимися 5 класса и рассчитана на подготовку учащихся с интеллектуальными нарушениями к доступной работе по дому.

Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся, имеющих особенности развития, показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

         Учащийся часто сам не в состоянии выделить и освоить те социальные компоненты, которые обеспечат ему благополучное существование в современном социуме. Задача предмета «Домоводство» сориентировать, помочь разобраться в окружающей обстановке, сформировать осведомленность в бытовых и социальных вопросах, сформировать адаптивные знания, умения и навыки на доступном уровне. Предмет «Домоводство» тесно связан с такими дисциплинами как «Человек», «Профильный труд», «Окружающий социальный мир». Например, на уроках окружающего мира, на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности наряду с другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, одежде и обуви, некоторых вопросах питания.  На уроках по формированию математических представлений, кроме прочего, осуществляется формирование элементарных знаний по экономике ведения домашнего хозяйства. На уроках домоводства усиливается внимание к вопросам, связанным с организацией своего быта.  Уроки домоводства имеют ярко выраженную коррекционную направленность. Домоводство – это организованное социальное общение, позволяющее формировать коммуникативные навыки. Как образовательная область предмет домоводства решает задачу сделать этот процесс осмысленным, а социальное поведение привычным и системным, то есть «привязанным» к определенным жизненным и бытовым ситуациям.

Программно-методический материал по предмету «Домоводство» включает в себя следующие разделы: «Покупки», «Уход за одеждой и обувью», «Обращение с кухонным инвентарём», «Приготовление пищи», «Уборка помещений и территории».

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • социальная адаптация учащихся;
  • подготовка учеников к посильной хозяйственной деятельности в семье;
  • повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Содержание обучения направлено на социализацию, развитие самостоятельности в повседневной жизни, обучению навыков самообслуживания.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:

  • развитие интереса к трудовой деятельности;
  • формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
  • освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._domovodstvo.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА №2124  «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ»» 

СОГЛАСОВАНО  

Педагогическим Советом

ГКОУ «Школа № 2124»

Протокол № ___  от «__» ______ 2018г

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

ГКОУ «Школа № 2124»        

Приказ № ___  от «__» _______ 2018г

Директор ______ Колобаева И.Н.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)

ДОМОВОДСТВО

5 КЛАСС

на 2018-2019 учебный год

(ВАРИАНТ 2)

(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМ, 5 КЛАСС)

                                                                                                                                                                                   Учитель: Семенова Д.Г.

Москва, 2018


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена на основании адаптированной основной общеобразовательной программы (далее АООП) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, разработана в соответствии с требованиями федеральной государственной общеобразовательной системы (далее ФГОС).

Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР). Программа предназначена для работы с учащимися  5 класса и рассчитана на подготовку учащихся с интеллектуальными нарушениями к доступной работе по дому. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Цели:

  • социальная адаптация учащихся;
  • подготовка учеников  к посильной хозяйственной деятельности в семье, повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Задачи:

  • развитие интереса к трудовой деятельности;
  • формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
  • освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

Общая характеристика учебного предмета

Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся, имеющих особенности развития, показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

                 Учащийся часто сам не в состоянии выделить и освоить те социальные компоненты, которые обеспечат ему благополучное существование в современном социуме. Задача предмета «Домоводство» сориентировать, помочь разобраться в окружающей обстановке, сформировать осведомленность в бытовых и социальных вопросах, сформировать адаптивные знания, умения  и  навыки на доступном уровне. Предмет «Домоводство» тесно связан с такими дисциплинами как «Человек», «Профильный труд», «Окружающий социальный мир». Например, на уроках окружающего мира, на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности наряду с другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, одежде и обуви, некоторых вопросах питания.  На уроках по формированию математических представлений, кроме прочего, осуществляется формирование элементарных знаний по экономике ведения домашнего хозяйства. На уроках домоводства усиливается внимание к вопросам, связанным с организацией  своего быта.  Уроки домоводства имеют ярко выраженную коррекционную направленность. Домоводство – это организованное социальное общение, позволяющее формировать коммуникативные навыки. Как образовательная область предмет домоводства решает задачу сделать этот процесс осмысленным, а социальное поведение привычным и системным, то есть «привязанным» к определенным жизненным и бытовым ситуациям.

Описание места учебного предмета в учебном плане:

Класс

5 класс

Количество часов в неделю

3 часа

Итого в год

102 часа

Личностные результаты освоения учебного предмета:

Программа направлена на то, чтобы каждый ученик, как субъект учебно–познавательной деятельности, мог проявить свои личностные качества:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета. Данный курс направлен, прежде всего, на обучение практическим навыкам хозяйственно-бытовой деятельности, выполнению доступных бытовых поручений, связанных с выполнением повседневных дел дома. В зависимости от особенностей психофизического развития ученики осваивают различные уровни деятельности:

- совместные действия с педагогом, родителями;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.  

Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать и  уметь:

  1. Знать места, где можно совершить различные покупки, виды магазинов, совершать мелкие покупки совместно с родителями;
  2. Различать виды одежды, головных уборов и обуви по назначению;
  3. Выполнять элементарные способы ухода за одеждой и обувью;
  4. Уметь использовать в домашнем хозяйстве некоторые виды бытовой техники, соблюдая правила безопасности;
  5. Соблюдать санитарно-гигиенические требования  к чистоте на кухне;
  6. Знать назначение посуды и предметов кухонного инвентаря;
  7. Знать и уметь готовить простые блюда под контролем взрослых;
  8. Знать и уметь использовать средства для мытья посуды, последовательность  мытья посуды;
  9. Знать и осуществлять элементарные действия по уборке помещений и территории.
  10. Знать и соблюдать правила пользования лифтом,  почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком, мусоропроводом.

Содержание учебного предмета:

Раздел

Краткое содержание раздела

Покупки

Покупки. Как делать покупки. Магазин. Правила поведения в магазине. Упаковка продуктов в сумки.

Уход за одеждой и обувью

Назначение одежды. Сезонная одежда. Ручная стирка белья. Инвентарь для стирки белья. Выбор моющего средства. Выбор и отмеривание необходимого количества моющего средства. Этапы стирки одежды. Машинная стирка. Составные части стиральной машины. Правила безопасного обращения со стиральной машиной. Сортировка белья перед стиркой. Закладывание белья в машину перед стиркой. Выставление необходимой температуры. Выбор программы и температуры. Включение машины. Отключение машины, вынимание и развешивание белья. Глажение белья. Составные части утюга. Правила безопасности при работе с утюгом. Гладильная доска. Правила безопасности при использовании гладильной доски. Выбор режима глажения. Последовательность действий при глажении белья. Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Складывание в шкаф.

Чистка одежды. Инвентарь для чистки. Виды обуви. Уход за обувью. Последовательность действий при мытье  обуви. Инвентарь для чистки обуви. Последовательность действий  при чистке обуви.

Обращение с кухонным инвентарем

Посуда и кухонный инвентарь. Посуда для сервировки стола. Посуда для приготовления пищи. Кухонные принадлежности. Назначение кухонных принадлежностей. Уход за посудой. Чистая и грязная посуда. Мытье посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье посуды. Сушка посуды. Определение места посуды на кухне. Виды бытовых кухонных приборов. Назначение приборов. Правила техники безопасности при пользовании бытовыми приборами. Уход за бытовыми приборами. Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором. Мытье и хранение электробытовых приборов. Накрывание на стол. Выбор посуды и посуды при сервировке стола.

Приготовление пищи

Приготовление блюда. Правила гигиена при приготовлении еды. Понятие «Рецепт блюда». Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря для приготовления блюда. Подготовка продуктов. Мытье овощей. Чистка овощей. Резание ножом. Нарезание кубиками, соломкой. Натирание на терке. Выбор продуктов для приготовления салата из свежих овощей. Приготовление салата. Выбор продуктов для салата из вареных овощей. Этапы предварительной обработки и варки овощей. Приготовление салата из вареных овощей.

Уборка помещений и территории

Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Соблюдение последовательности действий при подметании пола. Уборка пола пылесосом. Основные части пылесоса. Правила безопасной работы  с пылесосом. Инвентарь для уборки пришкольного участка. Уборка пришкольной территории. Подметание территории.

                       Календарно-тематическое планирование    (Приложение 1)

по предмету «Домоводство»    

№ п\п

Тема урока

Кол-во

часов

1

2

3

Мой дом.

Домашние дела.

Семейные заботы.    

1

1

1

4

5

6

Покупки. Как делать покупки. Магазин.

Правила поведения в магазине.

Упаковка продуктов в сумки.        

1

1

1

7

8

9

Посуда и кухонный инвентарь.

Посуда для сервировки стола.    

Посуда для сервировки стола.            

1

1

1

10

11

12

Посуда для приготовления пищи.

Кухонные принадлежности.

Назначение кухонных принадлежностей.        

1

1

1

13

14

15

Уход за посудой.

Чистая и грязная посуда.  

Чистая и грязная посуда.          

1

1

1

16

17

18

Мытье посуды.

Соблюдение последовательности действий при мытье посуды.

Соблюдение последовательности действий при мытье посуды.

1

1

1

19

20

21

Сушка посуды.

Определение места посуды на кухне.

Определение места посуды на кухне.

1

1

1

22

23

24

Виды бытовых кухонных приборов.

Назначение приборов.

Назначение приборов.

1

1

1

25

26

27

Правила техники безопасности при пользовании бытовыми приборами. Уход за бытовыми приборами.

1

1

1

28

29

30

Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором. Мытье и хранение электробытовых приборов.

1

1

1

31

32

33

Накрывание на стол.

Выбор посуды при сервировке стола.

1

1

1

34

35

36

Приготовление блюда.

 Правила гигиена при приготовлении еды.

1

1

1

37

38

39

Понятие «Рецепт блюда».

Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда.

1

1

1

40

41

42

Выбор инвентаря для приготовления блюда.

Подготовка продуктов.

Мытье овощей.

1

1

1

43

44

45

Чистка овощей. Резание ножом.

Нарезание кубиками, соломкой.

Натирание на терке.

1

1

1

46

47

48

Выбор продуктов для приготовления салата из свежих овощей.

Приготовление салата.

1

1

1

49

50

51

Выбор продуктов для салата из вареных овощей. Этапы предварительной обработки и варки овощей. Приготовление салата из вареных овощей.

1

1

1

52

53

54

Уход за вещами.

Назначение одежды.

Сезонная одежда.

1

1

1

55

56

57

Ручная стирка белья.

Инвентарь для стирки белья.

Выбор моющего средства.

1

1

1

58

59

60

Выбор и отмеривание необходимого количества моющего средства. Этапы стирки одежды.

Этапы стирки одежды.

1

1

1

61

62

63

Машинная стирка.

Составные части стиральной машины.

Правила безопасного обращения со стиральной машиной.

1

1

1

64

65

66

Сортировка белья перед стиркой.

Закладывание белья в машину перед стиркой.

Выставление необходимой температуры.

1

1

1

67

68

69

Выбор программы и температуры.

Включение машины.

Отключение машины, вынимание и развешивание белья.

1

1

1

70

71

72

Глажение белья.

Составные части утюга.

Правила безопасности при работе с утюгом.

1

1

1

73

74

75

Гладильная доска.

Правила безопасности при использовании гладильной доски.

Правила безопасности при использовании гладильной доски.

1

1

1

76

77

78

Выбор режима глажения.

Последовательность действий при глажении белья. Последовательность действий при глажении белья.

1

1

1

79

80

81

Складывание белья и одежды.

Складывание белья и одежды.

Вывешивание одежды на «плечики».

1

1

1

82

83

84

Складывание в шкаф.

Чистка одежды.

Инвентарь для чистки.

1

1

1

85

86

87

Виды обуви.

Уход за обувью.

Последовательность действий при мытье  обуви.

1

1

1

88

89

90

Инвентарь для чистки обуви.

Последовательность действий  при чистке обуви.

Последовательность действий  при чистке обуви.

1

1

1

91

92

93

Уборка мебели.

Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.

Вытирание поверхности мебели.

1

1

1

94

95

96

Уборка пола.

Сметание мусора на полу в определенное место.

Соблюдение последовательности действий при подметании пола.

1

1

1

97

98

99

Уборка пола пылесосом.

Основные части пылесоса.

Правила безопасной работы  с пылесосом.

1

1

1

100

101

102

Инвентарь для уборки пришкольного участка.

Уборка пришкольной территории.

Подметание территории.

1

1

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

2. Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной0 школе VIII вида: пособие для учителя / В. В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Профильный труд" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Изобразительное искусство" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 134 ча...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий природный мир" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часо...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий социальный мир" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 ча...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Математические представления" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Речь и альтернативная коммуникация" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана ...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Человек" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Человек» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 у...