Общая характеристика грибов
методическая разработка по биологии (5 класс)

Ивченко Валентина Александровна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchaya_harakteristika_gribov.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Общая характеристика грибов»

      Учебник: Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.

  Место урока в теме ׃ урок «Общая характеристика грибов» в разделе «Царство    Грибы»

Цель:

 создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приемы современных педагогических технологий.

Тип урокаУрок открытия новых знаний.

Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ .

Планируемые результаты:

Предметные:

давать характеристику представителей царства грибов

- формулировать суть биологических понятий: гетеротрофы, сапротрофы, мицелий, грибница, гиф;

- объяснять почему грибы выделены в самостоятельное царство.

Метапредметные:

Познавательные:

Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно- следственны связи.

- Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, находить информацию.

Коммуникативные:

- воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и отвечать на них

Регулятивные׃

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности), выдвигать гипотезы.

Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки

Личностные результаты:

- Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии;

Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые. 

Оборудование: ПК, мультимедийный проекторучебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС).

- Добрый день, ребята.(слайд1)

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Что за чудище такое?

То поменьше, то большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, детки?

Совершенно верно - это гриб.

Как вы думаете будет звучать тема сегодняшнего урока?

Тема урока: Царство Грибов (запись в тетради). (слайд 2)

Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – царство Грибы. С этим царством мы будем с вами знакомиться 4 урока.

Итак, что же подразумевает данная тема? Ещё раз посмотрите на неё и попробуйте назвать цель урока. (Ответы детей).

Правильно, нам предстоит сегодня узнать о грибах, то есть дать характеристику царства Грибы. 

Ну, а теперь попробуйте назвать, что конкретно нужно сделать для достижения нашей цели, то есть необходимо сформулировать задачи урока. На прошлом уроке мы знакомились с планом характеристики любого царства.

 Постановка учебных задач

Итак, задачи на урок следующие:

•        познакомиться с разнообразием и образом жизни грибов;

•        изучить строение грибов;

•        изучить особенности питания и размножения грибов;

•        выяснить роль грибов в природе и жизни человека.

Всё правильно. А от себя я добавлю, что ещё на этом уроке вы будете продолжать учиться:

•        работать с текстом и выделять самое главное;

•        выступать перед слушателями;

•        работать в парах;

•        делать анализ и самоанализ ответа.

Построение проекта выхода из затруднения

Итак, задачи вы перед собой поставили.

А как вы будете искать ответы? 

Подумайте, где можно взять эту информацию? (Ответы детей).

Успеет ли один человек за урок столько материала сам найти и изучить? Как это удобнее сделать?

Я согласна с вами, что будет лучше поделить наши задачи между группами. Каждая группа учащихся будет заниматься своей проблемой, советоваться, находить ответы. А потом представитель каждой группы познакомит одноклассников с тем, что изучил сам.

Задания для групп.

Задание группы 1.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему в презентации, дополните ее картинками.

Задание группы 2.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Строение грибов» и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, строения грибной клетки. Заполните схему в презентации, дополните ее картинками.

Задание группы 3.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Размножение грибов» и подготовьте выступление путях размножения грибов и их способах. Заполните схему в презентации.

Задание группы 4.

Изучить строение клетки грибов и выяснить ее особенности.

План работы групп таков:

-прочитать задание, обсудить, выполнить задание

Работа в группах  (5 мин)

Представить работу каждой группе.

Выполнить задание в парах. У вас на столе лежат карточки с признаками характерными для Царства Грибов, которые необходимо расположить  по следующему плану: сходства грибов с растениями, сходства грибов с животными, и признаки характерные только для грибов.

В оболочке клеток есть хитин

В качестве запасного продукта у них накапливается гликоген, а не крахмал

В результате обмена у них образуется мочевина

Отсутствие хлоропластов и фотосинтезирующих пигментов

Неограниченный рост

Питание путем всасывания

Наличие ярко выраженной клеточной стенки

Размножение спорами

Неподвижность

Способность синтезировать витамины

Тело грибов состоит из тонких нитей - гиф

Совокупность гиф образует грибницу или мицелий

 Выполним тестовое задание

1.Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.

     2.Гифы - это корни.

3.Все грибы растут в лесах.

     4.Грибы имеют грибницу, состоящую из нитей гифов.

     5.Все грибы - это многоклеточные организмы.

6.Тело шляпочного гриба состоит из белых тонких нитей.

7. Все грибы – паразиты.

8.В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин

9. Грибы питаются готовыми органическими веществами.

10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные.

  • Да-1,4,6,8,9,10
  • Нет-2,3,5,7

Все верно или одна ошибка - 5

Две-три ошибки - 4

Четыре-пять ошибок -3

Больше пяти – 2

 Оценивание работы

Молодцы, ребята. Я считаю, что материал урока вы действительно усвоили. Ну а теперь пришло время оценивания. Откройте, пожалуйста, листы самоконтроля.

Отметку за домашнее задание вы себе выставляли. Теперь находим графу «взаимооценка». Так как вы работали в парах, оцените работу своего товарища и выставьте оценки друг другу. (Взаимооценка). Ну и осталось оценить свою работу на уроке – графа «самооценка за урок»

Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов. Грибы играют большую роль в природе и жизни человека.

Посмотрите, пожалуйста, на слайд и выставьте себе ту отметку, на которую вы сегодня поработали. (Дети выставляют себе отметки).

Теперь листы самоконтроля можно отложить. И … открыть дневники.

 Домашнее задание

Пришло время определиться с домашним заданием.  Как вы думаете, какое же домашнее задание можно выполнить после проделанной нами работы? (Ученики предлагают варианты домашнего задания).

Итак, ребята, выбор за вами (показать слайд). Определите, что вы будете делать и запишите в дневники домашнее задание.

Рефлексия учебной деятельности

Закончите предложения:

  1.  Сегодня на уроке мне понравилось...
  2.  Я знал...
  3.  Я узнал ...
  4.  Мне не понравилось...
  5. Достигли ли мы поставленных задач?
  6. Настроение в ходе урока у меня (выбрать изображение, которое отражает ваше настроение).

Спасибо всем за работу. Урок закончен. Хорошего всем настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Царство Грибы. Общая характеристика грибов. 5 класс

Разработка урока содержит конспект, презентацию и приложение с заданием для групп, которое можно распечатать. Урок соответствует новым ФГОС второго поколения....

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы...

Грибы. Общая характеристика грибов

Конспект урока " Грибы. Общая характеристика грибов"...