Ситуационные задачи по географии и биологии
методическая разработка по биологии (6, 7, 8, 9 класс)

Ситуационные задачи позволят ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.Выполняя  ситуационные задачи, предложенные в разработке,  учащиеся  смогут  закрепить свои знания по предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАЗАРНОСЫЗГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1

                                           

                                       Методические материалы

                         Ситуационные задачи по биологии и географии

Составлено:

Виряскина О.П.

учитель географии и биологии

      Использование в образовательном процессе жизненных задач, предлагающих ученикам решение проблем или выполнение задач в чьей-либо профессиональной или социальной роли в предлагаемой, описываемой ситуации, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации  к деятельности в жизненной ситуации. Жизненные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата. Традиционный для такого рода задач дефицит одной информации, и ее общая избыточность, способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий. Умения поставить цель при решении жизненных задач, составить план действий, получить результат, действуя по плану, и сравнить его с замыслом, входят в перечень регулятивных учебных действий. Ситуационные задачи позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.

Выполняя  ситуационные задачи, предложенные в разработке,  учащиеся  смогут  закрепить свои знания по предмету.

 Решая предложенные задачи учащиеся должны следовать определенному алгоритму:

- поиск, первичный анализ и использование информации;

- анализ текста с точки зрения конкретных условий  реализации;

- выбор соответствующих способов  решения;

- изложение и аргументация собственных суждений о происходящих событиях и явлениях.

Задача №1

Название задачи

«SOS! SOS! SOS!»

Предмет

География, биология

Класс

7

Вид задачи

Метапредметная проектная задача.

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

Познакомить учащихся с методом решения проблемных задач;

сформировать первоначальное умение поиска и выделения необходимой информации из нескольких неструктурированных текстов;

- включить учащихся в организацию смыслового чтения как выбора вида чтения в зависимости от поставленной цели;

- научить первоначальным аналитико-синтетическим умениям: анализу объектов с целью выделения признаков, составлению целого из разнообразных частей,

в том числе самостоятельного достраивания объекта из недостающих компонентов.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

Предметные умения:

Биология:

-умение определять видовое разнообразие материков;

География:

-умения определять географическое положение материка;

- умения анализировать  тематические карты атласа;

Информатика:

- навык создания презентации.

Универсальные умения:

- развитие навыка работы в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;

- формирование навыка работы с разными видами

текстов, умение выделять необходимую для целей

решения задачи информацию

Планируемый педагогический результат

-  сформированность первоначального умения поискаи выделения необходимой информации из нескольких неструктурированных текстов на основе организации смыслового чтения как выбора вида чтения в зависимости от поставленной цели  

- сформированость первоначальных аналитико-синтетических  умений в решении задач на основании выполнения задания на «анализ» и задания на «синтез»:

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценивается:

– владение метапредметными действиями;

– умение применить их для решения практической задачи;

– умение учащихся взаимодействовать в малой группе (распределять работу, оказывать взаимопомощь, проводить взаимный контроль, объединять результаты работы отдельных участников группы в единый продукт).

Этапы работы над ситуативной  проектной задачей:

  1. Формирование рабочих групп (по 4 человека).  Определение возможностей  членов группы по выполнению заданий и их распределение между членами группы.
  2. Выполнение заданий в группах.
  3. Сведение выполненных заданий в один «продукт».
  4. Представление результатов решения задачи. Ознакомление с  результатами работы групп. Обсуждение результатов работы.
  5. Рефлексия. Позволяет оценить образовательный эффект от работы.
    Оборудование:

1. Атласы

2. Раздаточный материал

3. Компьютер с выходом в Интернет.

«SOS! SOS! SOS!»

     Плывут через океаны тысячи судов, везут грузы: кто машины, кто фрукты, кто зерно. Кто нефть. Пассажирские суда превратились теперь в плавучие гостиницы, в плавучие отели, жилища для туристов. Купишь билет и проведешь свой отпуск на море. Живёшь в гостиничном номере, обедаешь в ресторане, бродишь по прогулочной палубе. А всё это – и твой номер, и ресторан, и палуба - плывёт в это время от одного берега к другому, от одного города к другому. Теплоход «Михаил Лермонтов» взял на борт туристов и вышел из города Санкт-Петербург к берегам Кораллового моря. Он заходил по пути во все порты, и разноцветные автобусы отвозили туристов то в лес, где поют удивительные длиннохвостые птицы, то в горы. Но вот Фёдор Красатов радист пассажирского судна «Михаил Лермонтов» принял по радио сигнал SOS с терпящего бедствие грузового судна. Сигнал SOS, известный морякам всего мира, означает «Спасите наши души». Помощник капитана записывает место бедствия и отмечает его на карте. А что он доложит капитану? Закончите его сообщение: «Получен сигнал «SOS» с грузового судна, терпящего бедствие в южной части  океана  на незначительном удалении от восточного берега самого малого материка Земли. Наше судно находится в непосредственной близости от места бедствия.

      Грузовое судно непрерывно передавало сигнал SOS. Денис Олегович сделал запись в судовом журнале: «19 декабря 2008 года получен сигнал SOS с грузового судна, терпящего бедствие в водах Кораллового моря. Наше судно находится в непосредственной близости от места бедствия». Для принятия возможных действий в рубке теплохода собрались Денис Олегович, все помощники капитана, Уваров Константин Николаевич. В ожидании приказа за дверью рубки стоял радист. В рубке было тихо, но вдруг Фёдор услышал голос Константина Николаевича: «Не можем мы подвергать опасности жизни наших пассажиров! Трюмы грузового судна могут быть загружены чем угодно». Насколько описание  текста соответствует истине?

Информация по данному вопросу

Текст №1. В состав Австралии, кроме материковой части, омываемой водами Тихого и Индийского океанов, входит крупный остров Тасмания, а также много мелких островов, рассыпанных вдоль её береговой линии длиной 25760 км. За последние 30 млн. лет Австралия не испытывала ни каких серьёзных тектонических подвижек. За это время вода и ветер превратили ее поверхность в ровное и однообразное пространство. Климат в Австралии преимущественно сухой, и около ¾ её площади занято пустынями и полупустынями. Изоляция австралийского материка от остального мира привели к тому, что в Австралии появились такие животные, которые не встретишь нигде на планете,- утконос и вомбат, не говоря уже о коалах, кенгуру, страусе эму и огромном количестве попугаев. Животный мир Австралии настолько удивителен, что даже для своего герба австралийцы выбрали изображение эму и кенгуру.    В состав Австралии входят четыре штата:  Восточная Австралия, Тасмания, Центральная Австралия, Западная Австралия и две территории. Австралийский Союз единственное государство, которое занимает целый материк. Его так и называют «страна-материк». По величине территории это шестое государство в мире. Столица Канберра стала резиденцией правительства в 1927 году, после создания в 1901 году Австралийского Союза, государства во главе с королевой Великобритании. Самолеты Королевской воздушной медицинской службы быстро доставляют врачей и оборудование в самые отдалённые районы страны.  Богатые минеральные ресурсы и эффективное сельское хозяйство, развитый морской транспорт превратили её в процветающую страну. Фермеры, не только обеспечивают свою страну продуктами питания, но и продают их за границу. Вдоль восточного побережья протянулась полоса равнин – основного сельскохозяйственного района страны. Сельское хозяйство высокомеханизированное, ручной труд почти не применяется. Фермеры выращивают пшеницу, ячмень, овес, сахарный тростник, арахис, тропические овощи и фрукты, в том числе цитрусовые и бананы. В 19 веке на материк были завезены верблюды, использующиеся как вьючные животные при путешествиях по австралийским пустыням. Теперь в Австралии около 60 тыс. диких верблюдов. Благодаря развитой оросительной системе в Южной Австралии собирают большие урожаи винограда, страна производит превосходные вина, которые экспортируют во многие страны мира. В сельскохозяйственных районах под пастбища отведено свыше 90% используемых земель. Стада овец и коров содержатся на крупных фермах, называемых здесь «станциями». Для того чтобы пересечь земли только одной фермы, нужен лёгкий самолёт. Австралия является крупнейшим экспортёром мяса, масла, сыра, фруктов, а также является лидером по производству и продаже овечьей шерсти. Часть населения занимается рыбной ловлей, разведением моллюсков-жемчужниц, съедобных устриц, промыслом морских черепах и крокодилов.   По всему Тихоокеанскому побережью протянулась обрывистая горная цепь Большой Водораздельный хребет. Средняя высота хребта около 1200м., а его высочайший пик – гора Косцюшко 2228м. Здесь сосредоточены крупные месторождения каменного угля, позволяющие Австралии встать в ряды крупнейших экспортёров этого энергоносителя. Во второй половине ХХ века были обнаружены богатейшие запасы нефти. Самое прибыльное сырьё – нефть, которая широко используется не только как энергоноситель, но и как сырьё для производства пластиков и множества других синтетических материалов. Полезные ископаемые - ценный товар. Особенно в металлических рудах, нуждаются промышленные предприятия, выпускающую разнообразную продукцию. Железные руды – основа металлургической промышленности и производства стали. Австралия исключительно богата полезными ископаемыми. Крупные месторождения полезных ископаемых способствуют развитию горнодобывающей промышленности во всех регионах Австралии. Австралия является главным экспортёром бокситов, меди, никеля, цинка, серебра, золота. Ведётся добыча урана. Открыты в 1970-х годах месторождения алмазов. На долю Австралии приходится третье место в мире по добыче железной руды. Австралия – самый малонаселённый материк (около 18 млн. человек). Люди проживают в основном на южном и восточном побережье. Основной доход Австралия получает от горнодобывающей и перерабатывающей промышленности (добыча и переработка полезных ископаемых и другого сырья). Ведущие отрасли промышленности: машиностроительная  (сельскохозяйственные машины, грузовые и легковые автомобили, локомотивы, вагоны, морские суда), текстильная  (шерсть высокого качества), пищевая (масло, сыр, консервы и т.д.),  химическая (пластмассы, удобрения для сельского хозяйства).  Индустрия туризма является одним их основных источников поступления в казну страны. Одно из чудес природы – Большой Барьерный риф, величайший коралловый риф в мире – протянулся на 2300км. на северо-востоке Австралии в Коралловом море Тихого океана. Удивительный природный объект состоит из отмерших кораллов, едва покрытых водой, а местами поднимающихся над ней. Это крупнейшее на планете коралловое образование, представленное более чем 350 видами полипов, включает в себя свыше 3 тыс. рифов и занимает площадь более 350 тыс.кв.км. Коралловые рифы могут существовать в воде, температура которой держится в течение всего года в пределах 22-28 градусов. В пределах Большого Барьерного рифа обитает более 1500 видов рыб – разнообразных красок и узоров. Здесь выводит потомство горбатый кит, а также шесть из семи существующих в мире видов морских черепах. В коралловых зарослях находят пропитание более 200 видов птиц. Ежегодно сюда полюбоваться красотой природы приезжают до 2 млн. туристов. Но в этом  таится угроза существованию рифа. Хрупкие кораллы легко разрушаются ныряльщиками и прогулочными судами. Губят кораллы также загрязнения. В настоящее время австралийцы стремятся сохранить уникальную природу континента, они любят природу своего материка и заботятся о её сохранении.http://www.2uk.ru/data/i/1/Australia.gif

Текст № 2. Австралийский Союз развитое государство ведущее торговлю со многими странами мира.  Перевоз товаров  осуществляется с помощью морских  судов. Преимущества морского транспорта заключаются в дешевизне перевозок, широком выборе морских путей. В составе флота большую роль играют нефтетанкеры, рудовозы, углевозы, лесовозы, рефрижераторы, некоторые страны обладают рыболовецким, китобойным флотом.

Ознакомление.  Прочитайте еще раз задачу. Как вы её поняли? В каком океане произошло описанное в тексте  событие?

Понимание. Прочитайте дополнительные тексты №1 и  № 2, разъясните  более подробно, за счет чего  развивается экономка Австралийского Союза?

Применение.  Определите, в каком направлении должно двигаться пассажирское судно. Какой груз находился в трюмах грузового судна? Как вы представляете Большой Барьерный риф?

Анализ. Приведите доводы «за» и «против» решения капитана. Если бы вы были капитаном судна, какое бы решение вы бы приняли?

Синтез. Оформите в виде инфографики ответ на вопрос: «Где интереснее путешествовать: по морю или по суше?»

Способ и формат оценивания результатов работы. Обсудите в группах мнение «Самый лучший туризм - безопасный туризм!»  

Задача №2

Название задачи

«Материк наоборот»

Предмет

География, биология

Класс

7

Вид задачи

Метапредметная проектная задача.

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

Познакомить учащихся с методом решения проблемных задач;

сформировать первоначальное умение поиска и выделения необходимой информации из нескольких неструктурированных текстов;

- включить учащихся в организацию смыслового чтения как выбора вида чтения в зависимости от поставленной цели;

- научить первоначальным аналитико-синтетическим умениям: анализу объектов с целью выделения признаков, составлению целого из разнообразных частей,

в том числе самостоятельного достраивания объекта из недостающих компонентов.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

Предметные умения:

Биология:

-умение определять видовое разнообразие материков;

География:

-умения определять географическое положение материка;

- умения анализировать  тематические карты атласа;

Информатика:

- навык создания презентации.

Универсальные умения:

- развитие навыка работы в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;

- формирование навыка работы с разными видами

текстов, умение выделять необходимую для целей решения задачи информацию

Планируемый педагогический результат

-  сформированность первоначального умения поиска и выделения необходимой информации из нескольких неструктурированных текстов на основе организации смыслового чтения как выбора вида чтения в зависимости от поставленной цели  

- сформированость первоначальных аналитико-синтетических  умений в решении задач на основании выполнения задания на «анализ» и задания на «синтез»:

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценивается:

– владение метапредметными действиями;

– умение применить их для решения практической задачи;

– умение учащихся взаимодействовать в малой группе (распределять работу, оказывать взаимопомощь, проводить взаимный контроль, объединять результаты работы отдельных участников группы в единый продукт).

Этапы работы над ситуативной  проектной задачей:

  1. Формирование рабочих групп (по 4 человека).  Определение возможностей  членов группы по выполнению заданий и их распределение между членами группы.
  2. Выполнение заданий в группах.
  3. Сведение выполненных заданий в один «продукт».
  4. Представление результатов решения задачи. Ознакомление с  результатами работы групп. Обсуждение результатов работы.
  5. Рефлексия. Позволяет оценить образовательный эффект от работы.
    Оборудование:

1. Атласы

2. Раздаточный материал

3. Компьютер с выходом в Интернет

4. Роман  Ж. Верна «Дети капитана Гранта»

«Материк наоборот»

  А  я  говорю, повторяю Вам, клянусь Вам, что этот край —  самый интересный на всем земном шаре! Его происхождение, природа, растения, животные, климат —  все это удивляло, удивляет и  будет  удивлять ученых мира.  Самая  странная, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших!  Земля  парадоксальная, что противоречит законам природы! Климат  её ещё более необычный, чем всё, что в нём растет и живет.  Я не говорю уже о том, как богат воздух кислородом и  беден  азотом; не говорю об отсутствии влажных лесов вследствие того, что пассаты дуют параллельно побережью, и о том, что большинство болезней здесь просто неизвестно. Здесь  металлы не ржавеют на воздухе, то же происходит  с людьми. Сухой и чистый воздух здесь быстро все отбеливает — белье и души. Здесь все люди становятся лучше…

Ж.        Верн

Насколько описание  текста соответствует истине?

Информация по данному вопросу

Текст 1.  Австралия - единственная страна мира, занимающая территорию целого одноименного материка, а также о. Тасмания и прилегающих островов. Страна расположена в южном и восточном полушариях, омывается морями Тихого и Индийского океанов. На севере омывается Тиморским, Арафурским морями и проливом Торреса, на востоке - Коралловым и Тасмановым морями, на юге - проливом Басса и Индийским океаном, на западе - Индийским океаном. Береговая линия изрезана слабо. Австралия - материк пустынь, полупустынь и сухих редколесий, занимающих обширные внутренние пространства, лишь на восточном побережье страны поднимается невысокая горная цепь Большого Водораздельного хребта с самой высокой точкой страны - г. Косцюшко (2228 м.). Вдоль восточного побережья почти на 2000 км. протянулось скопление мелких островов, подводных возвышенностей и коралловых рифов - Большой Барьерный риф. 

Общая площадь страны - около 7,7 млн. кв. км.

Текст №2. Климат  Из-за своих огромных размеров и уникального географического положения, страна обладает широчайшим разнообразием климатических условий - от субэкваториальных районов на севере до умеренных морских на юге. Жаркие и влажные северные участки страны сменяются полупустынными тропическими центральными районами, а южное и юго-восточное побережья относятся уже к зоне субтропиков, с достаточно приятным теплым климатом. Тасмания - самая "холодная" область страны с умеренным климатом, но и здесь достаточно участков, превосходно подходящих для отдыха. Поэтому следует внимательно относиться к выбору места отдыха с учетом климатических особенностей страны. Самое жаркое время года - с ноября по январь, в это время по всей территории страны температура составляет от +20 С до +32 С, а в центральных районах может доходить и до +38-42 С. При этом уже через 1,5 - 2 часа после захода солнца, температура может опускаться на 10-12 С. На побережье Тихого океана и островах Большого Барьерного Рифа погода в это время более мягкая.  Относительно холодно в июне - августе, температура поднимается не выше +15-18 С, а в умеренном поясе иногда опускается и до 0 С. В зимнее время часты дожди. С мая по август - идеальное время для поездки, сентябрь - декабрь - пик сезона.http://www.2uk.ru/data/i/1/Australia.gif

Текст № 3. Хиллер – самое необычное озеро в Австралии и, возможно, самое удивительное в мире. Его главной особенностью является розовый цвет воды. Озеро расположено на юго-западе Австралии, на острове Средний - одном из 105 мелких островов, входящих в состав архипелага Исследования. По краям Розовое озеро окружено песком и эвкалиптовым лесом. Озеро Хиллер является уникальным в своем роде. Каждый год к нему приезжают путешественники из разных стран, чтобы убедиться в том, что вода действительно неестественного розового цвета, даже если налить ее в отдельный сосуд, и восхититься этим творением природы. Озеро эффектно окаймляет белый пояс соли, и с высоты птичьего полета оно выглядит так, будто его писал Моне, в полной мере проявивший фантазию, или Ван Гог, немного приглушивший краски. Неудивительно, что туристы часто фотографируют Розовое озеро, именно находясь в воздухе, чтобы на всю жизнь сохранить яркие впечатления и еще раз убедиться в изобретательности природы.Розовое озеро Хиллер

Текст № 4.    June 21st, 2016, 06:01 pm   Подготовка Федора Конюхова к кругосветке на воздушном шаре.  Сейчас я нахожусь на западном побережье Австралии, где Федор Конюхов заканчивает подготовку к очередной своей рекордной затее. На этот раз 64-летний путешественник решил в одиночку и без посадок на землю облететь вокруг света на воздушном шаре МОРТОН. Вот как будет выглядеть маршрут полета.

Старт  из Нортхэма, Австралия, затем полет над сложнейшей зоной с очень плотным авиатрафиком Мельбурна и Аделаиды, Новая Зеландия, Чили, Аргентина, ЮАР и финиш снова в Нортхэме.https://img-fotki.yandex.ru/get/113961/67700761.2f1/0_139100_1a10f4c5_orig

      На вопрос, почему старт из Австралии, Федор Конюхов ответил следующее:
  Поднявшись в Австралии, я полечу над океанами, мне придется всего пересекать территорию пяти стран.  Внизу «ревущие сороковые», справа Антарктида и полярные ночи, слева экватор. Есть еще и символический момент: «Мортон» - так называется мой воздушный шар - на языке поморов это северный ветер. И вот он полетит в южном полушарии, чего в природе быть не может...

Ознакомление.  Прочитайте тексты №1-3, перечислите те факты, которые  вызвали у вас наибольшее удивление

Понимание. Подтвердите примерами из текстов слова профессора Паганеля , что это «Самая  странная, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших!  Земля  парадоксальная, что противоречит законам природы! Климат  её ещё более необычный, чем всё, что в нём растет и живет»

Применение.  По  информации текста № 4,  покажите какие страны пересек Ф. Конюхов в своем путешествии  

Анализ. Проанализируйте схему движения ветров в данных широтах (атлас стр.  10-11  ). Был ли ветер попутным для отважного путешественника?

Синтез. Опишите свои  впечатления, если бы вы  вместе с Ф. Конюховым поднялись ввысь над Австралией.

Способ и формат оценивания результатов работы. Сделайте поздравительную открытку Ф. Конюхову,  отразив  на ней  особенности природы Австралии.

Задача № 3

Название задачи

  «Ледяной континент»

Предмет

География, биология

Класс

7

Вид задачи

Метапредметная проектная задача.

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

Познакомить учащихся с методом решения проблемных задач;

сформировать первоначальное умение поиска и выделения необходимой информации из нескольких неструктурированных текстов;

- включить учащихся в организацию смыслового чтения как выбора вида чтения в зависимости от поставленной цели;

- научить первоначальным аналитико-синтетическим умениям: анализу объектов с целью выделения признаков, составлению целого из разнообразных частей,

в том числе самостоятельного достраивания объекта из недостающих компонентов.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

Предметные

География

-устанавливать причинно-следственные связи между ГП материка и особенностями его природы;

-определять сходные черты природы Антарктиды с группой Южных материков;

- показать на карте материк, моря, его омывающие

Биология

-знания особенностей строения мхов, лишайников;

-знания особенностей строения водных млекопитающих;

Планируемый педагогический результат

Вызвать познавательный интерес к изучению Антарктиды.

Развивать умение высказывать свое мнение,  умение слушать и воспринимать речь других.;

Умение оценивать свою работу и работу одноклассников.

Показать на карте материк, моря, его омывающие. Определять по карте особенности климата, растительного и животного мира.

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценивается:

– владение метапредметными действиями;

– умение применить их для решения практической задачи;

– умение учащихся взаимодействовать в малой группе

Оборудование:

1. Атласы

2. Раздаточный материал

3. Компьютер с выходом в Интернет

Предварительное задание: посмотреть кинофильм «Белый плен» Ф. Маршалла.

«Ледяной континент»

В кинофильме Ф. Маршалла «Белый плен»  Джерри Шепард, его лучший друг Купер и геолог, отправляется на поиски метеорита. Однако неожиданное происшествие и тяжелые погодные условия вынуждают их оставить свои собачьи упряжки и вернуться назад. И теперь восемь собак должны в течение шести месяцев бороться за выживание в ледяной пустыне и ждать, пока их спасут. Насколько реальны события, показанные  в фильме.

Информация по данному вопросу

 Текст №1  

Есть материк на белом свете,

Покрыт огромной толщей льда.

Один такой он на планете,

Но был такой он не всегда.

     Давным - давно, когда по миру

     Ещё не бегал человек,

     Располагался в другом месте

     Ныне холодный материк.

Возможно, бегали там зайцы

И кактусы кругом росли,

Цвели цветы и пели птицы,

Потом замёрзли и ушли.

     Нет не цветы ушли, а зайцы,

     Ушли туда где потеплей.

     Цветы завяли и засохли,

     С тех пор прошло уж много дней.

А ныне, там ветрам раздолье,

Пингвины бегают вокруг.

В край необъятного простора

Советую вам съездить, друг.

Кататься с горки на салазках,

Играть с пингвинами в лапту,

Рассказывать друг другу сказки

И строить замки на снегу.

    Пройтись по птичьему базару,

    Послушать чаек болтовню,

    Сходить на зимнюю рыбалку

    И рыбку там поймать свою.

Она исполнит три желанья,

 Махнёт хвостом и уплывёт.

 Конечно скажет "До свиданья".

 И глазом хитро подмигнёт.

     Залезть на горы Элсуэрта,

     Пройтись в долине МГГ,

     Там вы поймёте, что всё это

     Вы не увидите нигде.

Текст  №2

Антарктида отличается крайне суровым холодным климатом. В Восточной Антарктиде расположен абсолютный полюс холода, где были зафиксированы температуры до −89,2 °C (район станции «Восток»). Другой особенностью метеорологии Восточной Антарктиды являются стоковые (катабатические) ветра, обусловленные её куполообразным рельефом. Эти устойчивые ветра южных направлений возникают на достаточно крутых склонах ледникового щита вследствие охлаждения слоя воздуха у поверхности льда, плотность приповерхностного слоя повышается, и он под действием силы тяжести стекает вниз по склону. Толщина слоя стока воздуха составляет обычно 200—300 м; из-за большого количества ледяной пыли, несомой ветром, горизонтальная видимость при таких ветрах очень низка. Сила стокового ветра пропорциональна крутизне склона и наибольшей силы достигает на прибрежных районах с высоким уклоном в сторону моря. Максимальной силы стоковые ветра достигают антарктической зимой — с апреля по ноябрь они дуют почти непрерывно круглые сутки, с ноября по март — в ночные часы или когда Солнце находится низко над горизонтом. Летом в дневные часы благодаря прогреву приповерхностного слоя воздуха солнцем стоковые ветры у побережья прекращаются.

Текст № 3. Биосфера.

Биосфера в Антарктиде представлена на четырёх «аренах жизни»: прибрежные острова и льды, прибрежные оазисы на материке (например, «оазис Бангера»), арена нунатаков (гора Амундсена возле Мирного, гора Нансена на Земле Виктории и др.) и арена ледникового щита.  Растения и животные наиболее распространены в приморской полосе. Наземная растительность на лишённых льда участках существует в основном в виде различных видов мхов и лишайников и сомкнутого покрова не образует (антарктические мохово-лишайниковые пустыни).  Антарктические животные полностью зависят от прибрежной экосистемы Южного океана: из-за скудости растительности все сколь-либо значимые пищевые цепи прибрежных экосистем начинаются в водах, окружающих Антарктику. Антарктические воды особенно богаты зоопланктоном, в первую очередь, крилем. Криль прямо или опосредованно является основой цепи питания многих видов рыб, китообразных, кальмаров, тюленей, пингвинов и других животных; полностью сухопутные млекопитающие в Антарктиде отсутствуют, беспозвоночные представлены примерно 70 видами членистоногих (насекомых и паукообразных) и нематодами, обитающими в почвах.  Из наземных животных обитают тюлени (Уэдделла, тюлени-крабоеды, морские леопарды, Росса, морские слоны) и птицы (несколько видов буревестников, два вида поморников, пингвины Адели и императорские пингвины). В пресноводных озёрах материковых прибрежных оазисов — «сухих долин» — существуют олиготрофные экосистемы, населённые сине-зелёными водорослями, круглыми червями, веслоногими рачками (циклопами) и дафниями, птицы же (буревестники и поморники) залетают сюда эпизодически. Для нунатаков характерны лишь бактерии, водоросли, лишайники и сильно угнетённые мхи, на ледниковый щит изредка залетают только поморники, следующие за людьми. Существует предположение о наличии в подледниковых озёрах Антарктиды, таких как озеро Восток, крайне олиготрофных экосистем, практически изолированных от внешнего мира. В 1994 году учёные передали сообщение о быстром увеличении числа растений в Антарктике, что выглядит подтверждением гипотезы о глобальном потеплении климата на планете. Антарктический полуостров с прилегающими островами имеет самые благоприятные на материке климатические условия. Именно здесь произрастают единственные цветковые растения региона — луговик антарктический и колобантус кито.

Ознакомление.  Прочитайте стихотворение (текст №1), перечислите те особенности природы материка , которые вас особенно удивили.

Понимание. Найдите в тексте №1 примеры, доказывающие, близость Антарктиды к природе Южных материков. Почему автор говорит «…один такой на белом свете…»

Применение.  Что послужило причиной «…ухода туда, где потеплей зайцев»? Расскажите как изменился климат,  какая растительность и  какой животный мир был на материке. Как они изменились в настоящее время.

Анализ.  Прочитайте текст № 2 и 3, как вы думаете, судя по тексту, в какой части   материка  происходили съемки  фильма «Белый плен»?

Синтез. Представьте, что вы режиссер и набираете для съемок актеров, которым надо было бы некоторое время провести на материке,   с какими бы словами вы к ним обратились?

Способ и формат оценивания результатов работы.  Придумайте афишу для вашего кинофильма, который вы бы могли снять  про Антарктиду.        

Задача № 4

Название задачи

«Чистая вода – для хворобы беда»

Предмет

География, основы химии, физики и биологии

Класс

6-7

Вид задачи

Метапредметная проектная задача.

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

Познакомить учащихся с методом решения проблемных задач

- сформировать первоначальное умение поиска и выделения необходимой информации из нескольких неструктурированных текстов;

- включить учащихся в организацию смыслового чтения как чтения в зависимости от поставленной цели;

- научить первоначальным аналитико-синтетическим умениям: анализу объектов с целью выделения признаков, составлению целого из разнообразных частей,

в том числе самостоятельного достраивания объекта из недостающих компонентов.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

Предметные

- владеть приёмами наблюдения и измерения  объектов и явлений природы в аспекте поставленной задачи;

- различать понятия о физических и биологических

явлениях;

- владеть простейшими умениями биотестирования загрязненной воды.

Универсальные:

- умение работать с текстами естественнонаучного характера (поиск и обработка информации);

- иметь навык подготовки кратких сообщений с использованием научных понятий и аргументов;

- иметь навык свёртывания информации, имеющейсяв письменном тексте, в виде плана, схемы;

- иметь навыки работы в группе,  уметь оценить собственный вклад в деятельность группы.

Планируемый педагогический результат

-  сформированность первоначального умения поиска и выделения необходимой информации из нескольких неструктурированных текстов на основе организации смыслового чтения как выбора вида чтения в зависимости от поставленной цели  

- сформированость первоначальных аналитико-синтетических  умений в решении задач на основании выполнения задания на «анализ» и задания на «синтез»:

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценивается:

– владение метапредметными действиями;

– умение применить их для решения практической задачи;

– умение учащихся взаимодействовать в малой группе (распределять работу, оказывать взаимопомощь, проводить взаимный контроль, объединять результаты работы отдельных участников группы в единый продукт).

Этапы работы над ситуативной  проектной задачей:

  1. Формирование рабочих групп (по 4 человека).  Определение возможностей  членов группы по выполнению заданий и их распределение между членами группы.
  2. Выполнение заданий в группах. В каждой группе работает эксперт. Эксперту необходимо наблюдать за тем, распределены ли задания между учащимися адекватно их возможностям, каковы формы работы внутри группы, оказывают ли «сильные» ученики помощь «слабым», не возникают ли конфликтные ситуации и т.п.

По необходимости (по запросу учащихся) учитель оказывает консультативную помощь каждой группе.

  1. Сведение выполненных заданий в один «продукт». Соотнесение полученной модели с реальностью. Этот этап – кульминация всего учебного блока. Принципиально, в какой степени в «конечном продукте» будут учтены результаты, полученные в ходе всей предшествующей работы.  
  2. Представление результатов решения задачи. Ознакомление с  результатами работы групп. Обсуждение результатов работы.
  3. Рефлексия. Позволяет оценить образовательный эффект от работы.
    Оборудование:

1. Карта –схема р.п. Базарный Сызган

2. Раздаточный материал

3. Набор для анализа воды

4. Компьютер с выходом в Интернет

                                «Чистая вода – для хворобы беда»

Вода – важнейшая составляющая твоего организма. Содержание воды в различных органах тела колеблется от 70 до 90 %. Поэтому вода, которую ты пьёшь, должна быть чистой. Некачественная, загрязненная вода вызывает ухудшение состояния здоровья и даже гибель человека, особенно она губительна для детей. По санитарным нормам любая вода, которая течёт из крана, должна отвечать государственным стандартам по чистоте питьевой воды. Но уже давно в своих докладах, на научных конференциях, ученые биологи всё чаще говорят, что из нашего крана течёт далеко не питьевая вода, а скорее техническая. Задумывался ли ты, каким образом вода попадает в твой дом? Какими способами можно проверить качество водопроводной и речной воды? Хотите научиться

простым природным способам проверки чистоты воды?

Информация по данному вопросу

Текст 1. На сегодняшний день 1 млрд. человек на Земле не имеет возможности пить нормальную питьевую воду и 10 млн. человек ежегодно гибнут из-за заражённой воды. Программа ООН по окружающей среде(United Nations Environment Programme  –  ЮНЕП)

недавно опубликовала данные, согласно которым 30% населения Земли столкнутся с нехваткой питьевой воды к 2050 году. Но даже там, где вода будет в наличии, проблемой станет ее качество. Уже сейчас более 80 % всех болезней в развивающемся мире связано с

водным загрязнением. Чтобы вода приносила пользу, её необходимо очистить от всяких вредных примесей и доставить чистой человеку. Современные станции по очистке воды представляют собой сложный комплекс специальных сооружений и  устройств (см. схему водоочистительной станции).

Текст № 2. Россия – государство, одно из самых обеспеченных пресной водой, однако проблема качества этой воды стоит очень остро. Наша страна входит в число мировых лидеров по загрязнению собственных водных ресурсов. Водоёмы постоянно загрязняются  путём попадания в них бесчисленного множества недоочищенных согласно нормам сточных вод промышленных предприятий, сельскохозяйственных комплексов, отходов шахт и иных добывающих полезные ископаемые структур. Свою лепту в загрязнение водоёмов вносит также железнодорожный и водный транспорт. Вещества, попадающие в водоёмы, активно изменяют физические свойства воды, ее структуру. Появляется  достаточно неприятный запах, привкус, также меняется химический состав воды – в нём появляются крайне вредные вещества и их соединения – некоторые из них концентрируются на поверхности водоёмов, другие откладываются на дне. Также отходы и прочие вещества проникают и в подземные воды. Таким образом, загрязнение водных ресурсов, это, в общем, изменения свойств воды любым путём: будь-то физический, химический, биологический и т. п. Связано оно, как правило, со сбросом в водоём веществ (газообразных, жидких или твёрдых), которые наносят значительный урон народному хозяйству, а также жизни и здоровью населения.

Текст 3. Питьевая вода – способ передачи кишечных инфекций и многих других возбудителей заболеваний. По статистике ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) 85 % заболеваний передается через воду, и от этих заболеваний умирает ежегодно 25 миллионов человек. С целью уничтожения в воде инфекций проводится

ее обеззараживание. Эта процедура может производиться химическими веществами. Чаще всего используются серебро, йод, озон, хлор. Наиболее распространено в России обеззараживание воды хлором – хлорирование. Озонирование воды (обработка воды озоном) проводят не только для уничтожения инфекций (дезинфекция), но и для того, чтобы воду обесцветить, а также удалить запах (дезодорировать). Среди наиболее простых видов обеззараживания воды самый популярный, несложный и недорогой – кипячение. Такое обеззараживание воды очень просто организовать и оно достаточно надежно

избавляет воду от большого числа возбудителей заболеваний. При этом вкусовые качества воды мало меняются. В последнее время для обеззараживания воды начинают активно применяться лампы (установки) ультрафиолетового обеззараживания. Но, всё-таки, единственно верно и полностью эффективного способа обеззараживания воды пока не существует, и в каждом конкретном случае нужно индивидуально подходить к выбору способа обеззараживания воды.

Текст 4.  Газета «Новое время» (статья-объявление).

Произошло загрязнение р. Сызганки: водоснабжениев поселке может быть прекращено. «В реку Кувай попали продукты переработки КБК №1. Они движутся по направлению из  фабричного микрорайона  в р. Сызганку. В связи с этим власти поселка настоятельно рекомендуют жителям создать двухдневный запас питьевой воды, так как подача жидкости с водозабора может быть экстренно остановлена. Одновременно категорически не рекомендуется плавать в реках Сызганке и Кувай и набирать из них воду для питьевых и гигиенических целей. Ограничение не распространяется на микрорайоны, подача воды в которые осуществляется из реки Тумайки. К таким районам относится заводской микрорайон.

Текст 5. «…Между тем Рукодельница воротится с колодца, воду процедит, в кувшин нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная…»                            Из сказки «Мороз Иванович».

Текст 6. Токсичность (вредность для человека и других живых организмов) водопроводной, ключевой, колодезной воды или любой другой воды можно установить методом  биотестирования. Многие организмы чувствительны к загрязнению среды обитания. При загрязнении среды у них может нарушиться рост и развитие. Живой организм, по реакциям которого судят о токсичности воды, называют тест-организмом или биоиндикатором. Люди давно пользуются биоиндикаторами, например, для предсказания погоды (народные приметы): если ласточки летают высоко – это к хорошей погоде. Для индикации воздуха экологи используют лишайники. А японцы использовали рыб для индикации чистой воды – форель обитает в самой чистой воде, а карп – в самой грязной. Научное биотестирование проводят в специальных лабораториях. При этом сравнивают развитие организмов в контрольной и опытной средах. Индикацию воды возможно проводить и в домашних условиях. При этом мы не можем узнать количество загрязнителя, для этого требуется сложный химический анализ. Но с помощью этого метода можно быстро оценить состояние водной среды, нарушена она или нет (под загрязнением мы будем понимать попадание в окружающую среду химических веществ, которые могут отрицательно воздействовать на животных и растения).

       Ознакомление  

Рассмотрите схему водоочистительной станции.  Текст 1. Какие этапы очистки проходит вода, прежде  чем попасть к нам в дом, школу? Запишите последовательность этапов очистки воды (поясните, что происходит на каждом этапе), которая течёт из твоего крана в виде таблицы или изложите в форме текста, как вода приходит в ваш дом, школу.

    Понимание

Найдите в текстах  2  и 3 источники загрязнения природной воды. Что ещё с вашей точки зрения будет загрязнять воду. Составьте перечень основных загрязнителей         воды в бассейне реки Сызганки, используя карто-схему поселка.

Применение  Предложите способ(-ы), позволяющий воду, набранную в реке во время туристического похода, сделать максимально пригодной (безопасной для здоровья) для питья.

Анализ  Прочитайте текст 4. Представьте ситуацию: вы проживаете в фабричном микрорайоне местности, на берегу р. Кувай. О загрязнении воды вы ничего не слышали. Набрав воды из реки, вы увидели на её поверхности плёнку, почувствовали неприятный запах. Как вы поступите в данном случае? Объясните.

Синтез Составьте обращение к своим одноклассникам (в виде текста, плаката, стихотворения и др.) « Почему надо беречь воду?». Лучшие работы будут размещены в фойе школы.

Способ и формат оценивания результатов работы 

Проведите биотестирование воды трёх разных водных источников с помощью репчатого лука (см. инструкцию). Составьте отчёт, сделайте выводы.

Инструкция

Использование репчатого лука для биотестирования воды (методика Б. Эклунд, Стокгольмский университет) Многие организмы чувствительны к загрязнению среды обитания. При этом у них может нарушаться рост и развитие, например, у растений появляются пятна на листьях. Такие организмы называются биоиндикаторами, а проверку среды с помощью таких организмов – биотестированием. При биотестировании сравнивают развитие организмов в контрольной и опытной средах. При этом мы не сможем узнать количество загрязнителя,  так как для этого требуется сложный химический анализ. Но с помощью метода биотестирования можно быстро оценить состояние среды, нарушена она или нет. Под загрязнением окружающей среды, в данном случае воды, мы будем понимать попадание в воду химических веществ, которые могут отрицательно  воздействовать на растения. В качестве загрязнителя воды можно использовать такие вещества как стиральный порошок, жидкость для мытья посуды, жидкость для отпугивания насекомых и другие.

Цель работы: изучить метод биотестирования воды

Оборудование: 10 стаканчиков на 100 мл, 10 одинаковых по размеру луковиц репчатого лука с проросшими на 2-3 мм корнями, вода чистая (контроль) и тестируемая (опытная – загрязненная химическими веществами), линейка.

Ход работы

1. Пронумеруйте стаканчики от 1 до 10.

2. Налейте в стаканчики с 1 по 5 чистую воду (контроль), с

6 по 10 – тестируемую воду (опыт).

3. Измерьте длину корней каждой луковицы и запишите данные в таблицу.

4. Поместите луковицы в стаканчики так, чтобы их корни касались воды. Оставьте их на 3-6 дней при комнатной температуре, но не на солнце.

5. Через 3-6 дней измерьте и запишите длину корней лука в контрольной и опытной группах.

6. Зарисуйте схему опыта.

7. Сделайте вывод о чувствительности лука к чистоте воды.

Этапы работы

Длина корней

Контроль

Опыт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Начало опыта

Завершение опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология конструирования и приемы решения ситуационных задач на уроках географии

В статье можно познакомиться с технологией конструирования и приемами решения ситуационных задач на уроках. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операц...

Решение ситуационных задач как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии и химии

Жизнь показывает, что успешность человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получать новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умени...

Ситуационные задачи по географии

Ситуация системы есть оценка (анализ, обобщение) совокупности характеристик объектов и связей между ними, которые состоят из постоянных и причинно-следственных отношений, зависящих от произошедших соб...

Ситуационная задача по биологии

Ситуационные задачи являются средством формирования и оценки предметных и метапредметных результатов обучения дисциплинам естественно-научного цикла...

Биология 7 класс Ситуационные задачи по классу Пресмыкающиеся

Ситуационные задачи по классу Пресмыкающиеся...

Разработка ситуационной задачи по естественно-научной функциональной грамотности для урока биологии по теме "Разнообразие птиц"

Решение практико-ориентированных заданий по формированию естественно-научной грамотности...