Рабочая программа кружка "Основы проектной деятельности" 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)

Зайцева Яна Алексеевна

Рабочая программа кружка составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации.

Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов и  рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_9_klass_proektnaya_deyatelnost.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 города Волгореченск Костромской области»

Рабочая программа кружка по биологии

«Основы проектной  деятельности»

9 класс

Составила: учитель биологии

МБОУ «СОШ№2 города Волгореченск»

Зайцева Яна Алексеевна

2019-2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации.

Цель программы: развитие у школьников системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности.

Задачи:

  • систематизировать представление обучающихся о проектной и исследовательской деятельности;
  • формировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы;
  • развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, выделять объект и предмет исследования;
  • совершенствовать умение поиска информации из разных источников;
  • формировать культуру публичного выступления;
  • оказывать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на научно-практических конференциях;
  • стимулировать познавательную деятельность школьников, потребность в исследовании и охране растительного мира родного края;
  • готовить к практическому использованию знаний о живых объектах;
  • воспитывать инициативу, ответственность;
  • расширять стили и способы взаимодействия с окружающими людьми.

Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов и  рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Программа предполагает проведение лабораторных работ, что обеспечивает успешное применение технологий активного и развивающего обучения. Для реализации этих технологий используются методы обучения: наглядные, практические, частично – поисковые, исследовательские.

К основным формам работы можно отнести: проектную работу, проектно-исследовательскую работу, работу с научно-познавательной литературой.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам. Работа над проектами позволяет:

  • обрести ученикам ощущение успешности;
  • научиться применять полученные знания на практике;
  • организовывать сотрудничество со сверстниками, учителями,  родителями.

Результаты освоения программы

Предметные:

Ученик сможет:

  • овладеть научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни;
  • характеризовать виды различных исследовательских работ;
  • определять структуру научно-исследовательской работы;
  • выбирать методы научного исследования;
  • работать с различными источниками информации;
  • обосновывать актуальность выбранной темы;
  • составлять индивидуальный рабочий план, библиографический список, тезисы и т.д.;
  • выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при работе с литературой и библиографией по теме исследовательской деятельности;
  • описывать реальные связи и зависимости в ходе проведения исследования;
  • сопоставлять различные точки зрения и аргументировано высказывать свое суждение по теме исследования;
  • высказывать суждение о значении и актуальности своего исследования;
  • подготовиться к практическому использованию знаний о живой природе, потребности в исследовании и охране окружающего мира;
  • расширить знания о живой природе.

Личностные:

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей, развитие критического и творческого мышления;
  • развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания;
  • формирование умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • заинтересованность в личном успехе;
  • оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, умение находить общий язык и общие интересы с сверстниками;
  • воспитание инициативы, ответственности;
  • расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми;
  • привитие любви к родному краю.

Метапредметные:

  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
  • планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
  • освоение навыков решения творческих задач и навыков поиска, анализа и интерпретации информации;
  • овладение умениями работать с информацией, использовать современные источники информации;
  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);
  • осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • формулирование собственного мнения и позиции.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Что такое проект (2 часа)

Что такое проект. Типы проектов по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области. 

Тема 2. Информационные ресурсы (3 часа)

Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению. 

Тема 3. Проектная деятельность (23 часа)

Выбор темы. Постановка проблемы и обоснование  актуальности выбранной темы. Определение объекта исследования. Определение предмета исследования. Гипотеза, ведущая идея (или идеи), замысел исследования. Постановка цели исследования. Постановка конкретных задач исследования, база исследования. Выбор и обоснование методов (методики) проведения исследования (при необходимости - конструирование методик). Обоснование основных этапов исследования. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов исследования, выбор и обоснование критериев оценки результатов. Формулирование выводов и  прогнозирование.

Тема 4. Подготовка и защита проекта (6 часов)

Представление итоговой работы, выполненной под руководством педагога.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Виды деятельности учащихся

Часы

Дата

Тема 1. Что такое проект (2 часа)

1

Что такое проект?

Знакомство с проектной и исследовательской деятельностью.

1

2

Типы проектов.

Ознакомление с многообразием проектов: исследовательские, творческие, игровые, информационные, прикладные; монопроекты, межпредметные и др.  Предварительный выбор типа проекта.

1

Тема 2. Информационные ресурсы (3 часа)

3

Виды информационных ресурсов.

Знакомство с видами информационных ресурсов.

1

4

Методы изучения теоретических источников.

Выбор методов изучения теоретических источников.

1

5

Характеристика и требования к научному наблюдению.

Знакомятся с требованиями к научному наблюдению.

1

Тема 3. Проектная деятельность (23 часа)

6

Тема исследования и ее практическая и научная актуальность.

Выбор темы исследования.

1

7

Проблема научного исследования.

Постановка проблемы исследования.

1

8

Объект и предмет научного исследования.

Определение объекта и предмета исследования.

1

9

Гипотеза как предположение.

Гипотеза, ведущая идея (или идеи), замысел исследования.

1

10

Цель как представление о результате. Правила постановки целей и задач исследования.

Постановка цели и конкретных задач исследования.

1

11

Методы исследования.

Выбор и обоснование методов (методики) проведения исследования (при необходимости - конструирование методик).

1

12

Ознакомление с различными источниками информации и правилами работы с ними.

Виды информационных ресурсов и способы работы с ними.

1

13

Печатные ресурсы. Библиотечные каталоги. Правила составления библиографии.

Работа с каталогами в библиотеке. Составление списка библиографии.

1

14

Техника работы с печатными ресурсами.

Составление конспектов, выписок и т.д.

1

15

Интернет – ресурсы.

Подбор интернет - ресурсов по теме исследования.

1

16

Тезисный план.

Составление тезисного плана.

1

17

Формирование  творческих групп.

Распределение обязанностей между членами группы.

1

18

Этапы организации исследовательской деятельности, методика работы над проектом, структура проекта.

Ознакомление со структурой проекта, с правилами его написания и оформления.

1

19-20

Работа над  введением.

Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.

2

21-23

Работа над основной частью проекта.

Оформление теоретической и практической части.

3

24-25

Работа над заключением.

Формулирование результатов исследования.

2

26-28

Оформление результатов исследовательской работы в программе Microsoft PowerPoint.

Создание презентации.

3

Тема 4. Защита проекта (6 часов)

29

Структура доклада.

Подготовка к выступлению по теме исследования.

1

30-31

Составление доклада по теме исследования.

Подготовка к выступлению по теме исследования.

2

32-33

Защита проекта.

Представление доклада и его обсуждение.

2

34

Рефлексия.

Осуществляется рефлексия процесса.

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозростных группах: пособие для учителей общеоб. Организ. / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
  2. Высоцкая Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся. Изд-во Учитель, 2008. – 203 с.
  3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2010.
  4. Петрова Е. Б. Изучение биологии с использованием учебного физического эксперимента //Биология в школе. — 2012. — № 10.
  5. Подготовка, учащихся к исследовательской работе при обучении биологии // Биология в школе. — 2012. — № 8.
  6. Розанова Т. А. Проектная деятельность на уроках биологии и экологии в рамках ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 616–620. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54241.htm.
  7. Самошкина Т. Г. Проектная деятельность на уроках биологии /Т.Г. Самошкина//Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 138-140.
  8. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»  http://www.researcher.ru
  9. Российская государственная библиотека  http://www.rsl.ru
  10. Центр развития исследовательской деятельности учащихся  http://www.redu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе по ФГОС

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Курс входит в раздел  учебного плана "Внеурочная деятельность" в 5 классе....

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" 6 класс

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для учащихся 6 классов; рассчитана на 35 час...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса для 6 класса проектная деятельность по математике «Быстрый счет без калькулятора»

       Программа курса «Быстрый счет без калькулятора», предназначена для учащихся 6-х классов, рассчитана на 19 часов. Разработанная программа позволяет за короткое время н...

Рабочая программа по проектной деятельности «Клуб робинзонов» по географии, 5 класс

Программа программа курса "Клуб робинзонов" расчитан на 16 часов, 1 час в неделю. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования умения у школьников учиться - самос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТЕМЕ «Формирование компетенции проектирования на основе информационно-коммуникационных технологий» ДЛЯ 10 класса

Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно – ориентированного подхода  в методике преподавания английского  языка важную роль играет проек...

Рабочая программа " Основы проектной деятельности" 5 класс 17-18 год

Рабочая программа " Основы проектной деятельности" 5 класс 17-18 год...

Рабочая программа по проектной деятельности"Я выбираю профессию". 5 класс. Потапкина М.С. Лесколово.

Рабочая программа для внеурочной деятельности. Проектная работа "Я выбираю профессию" для учащихся 5 классов....