Образовательные технологии
методическая разработка по биологии

 

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы учителя биологии Бондарь в. С.

Формирование творческой личности, владеющей важнейшими методами мыслительной деятельности, обладающей исследовательскими качествами, способной к эффективному воздействию с природой и обществом - одна из важнейших задач школьного образования. Особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях биологического образования. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления, формированию свободной личности. 

Для решения этой задачи в своей работе на системной основе использую следующие образовательные технологии:

1. Личностно – ориентированного обучения.

2. Разноуровневого обучения.

3. Проблемно-диалогового обучения.

4. Проектного обучения.

5. Модульного обучения.

6. Информационно-коммуникационные, в том числе сетевые и дистанционные, технологии.

7. Здоровьесберегающие технологии.

Технология личностно-ориентированного обучения основана на личностно-деятельностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения, как мыслить, анализировать, при этом используется личный опыт ученика. Так, в 9 классе при изучении гипотез происхождения жизни, обучающиеся самостоятельно выдвигают гипотезы исходя из собственного опыта, объясняют, почему они являются гипотезой, а не теорией, отстаивают свою точку зрения.

При использовании технологии личностно-ориентированного обучения на уроках биологии, прежде всего, ориентируюсь на потенциальные возможности учащихся и их реализацию путем вовлечения учащихся во все виды деятельности: подготовка сообщений, подборка (или собственное сочинение) стихов, пословиц по определенной теме, проведение и описание опытов (экспериментов), создание презентаций и т.д. Каждый ребенок имеет возможность проявить себя в той области, которая ему интересна, раскрыть свои способности и наклонности.

Результатом данной работы является стабильный интерес обучающихся к предмету, активное участие в предметных олимпиадах школьного, муниципального и регионального уровней.

В целях качественной подготовки старших классов к ЕГЭ использую технологию модульного обучениясуть которой заключается в самостоятельной работе учащихся с индивидуальной учебной программой. При выявлении пробелов в знаниях учащихся по результатам диагностических работ вместе с учащимися составляю план изучения «западающей» темы, подбираю подробные вопросники по теме, и ученики работают самостоятельно. Я оказываю консультативную помощь ученику при необходимости. После изучения темы учащимися проводится диагностическая работа (тестирование).

Результатом использования данной технологии является развитие навыков самообразования, самооценки, критического мышления, умение работать с источниками информации. Мои ученики успешно сдают ЕГЭ по биологии, средний балл на экзамене выше среднего муниципального показателя.

Технологию разноуровневого обучения применяю на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней (разрабатываю сама). При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Самостоятельные и проверочные  работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности. 

Использую дифференцированное домашнее задание, даю возможность ученику выбрать задание самостоятельно. Например, при изучении систематики в 6 классе «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные» предлагаю приготовить карточку по систематике капусты огородной, приготовить сообщения о сортах капусты, приготовить рисунки, отражающие многообразие крестоцветных, составить кроссворд, используя материал учебника.

Технология проблемно-диалогового обучения. Эмоционально насыщенными и продуктивными получаются уроки, где рассматривается проблемная, нестандартная  ситуация.

Например, при изучении темы «Состав и строение костей» в 8 классе озвучиваю такой факт, что большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой в 1500 кг, хотя её масса 0,2 кг. Прошу объяснить данный факт. В беседе обучающиеся приходят к мнению о взаимосвязи состава,  строения и выполняемых функциях. В процессе беседы я не комментирую высказывания учащихся.

При изучении вирусов, говорю о том, что отношение к этим существам у ученого мира неоднозначное, они занимают пограничное положение между живой и неживой природой. После изучения, ответа на главный вопрос урока, задаю такой вопрос: «Можно ли выделить пятое царство живой природы – царство вирусов?». Это  вызывает дискуссию между учениками, где они доказывают, отстаивают свою точку зрения.

Технология проектного обученияИспользование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель).

Проектная технология обучения позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Реализация проектной технологии позволяет мне решать очень важные задачи:

- актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений учащихся,

- получение личностно и общественно значимого результата,

- создание атмосферы делового сотрудничества учителя и учащегося.

Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний. Так в 6 классе обучающиеся выполняют долгосрочные проекты по семействам цветковых растений, в 7 классе по отрядам млекопитающих.

В своей проектной деятельности стараюсь учитывать то, что работа над проектами для учащихся представляет интерес, если они видят реальные, осязаемые результаты своей деятельности.

Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становится в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Так, при выполнении лабораторной работы в 6 классе  «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» обучающиеся в ходе работы выдвигают предположения о том, что по строению определенных органов можно определить принадлежность растения к какому-либо семейству.

Информационно-коммуникационные, в том числе сетевые и дистанционные, технологии. Быстрое развитие компьютерной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при обучении учебного предмета биологии.

Сегодня невозможно представить себе урок без использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Цель их использования – повышение эффективности учебного процесса.

ИКТ обладают богатым творческим потенциалом, который можно использовать в различных предметных областях. Так, они позволяют в процессе обучения решить следующие задачи:

·  создать единое информационное пространство;

·  усилить познавательный интерес школьников к предмету (компьютерные презентации, компьютерное моделирование, анимация);

·  реализовать индивидуальный подход на основе индивидуального режима работы с электронным изданием или программой, выбора режима самоконтроля (легкий, средней сложности, повышенной трудности, с подсказками виртуального учителя или без них);

·  реализовать личностно-деятельностный подход на основе развития навыка самостоятельного поиска необходимой информации и ее критического отбора (отбор содержания доклада, анализ полученной информации, преобразование информации из одной формы в другую).

Компьютер, таким образом, становится помощником, как учителю, так и ученику в образовательной деятельности. Сначала ученик учится работать с учебными материалами (электронными ресурсами), а затем применять компьютерные технологии в своей творческой и исследовательской работе.

Выделяю три основные формы работы с ИКТ:

Во-первых, это непосредственно применение информационных технологий на уроках (представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения и т.д.).

Во-вторых, это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся (электронные учебные пособия, обучающие сайты, тренажеры).

И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование электронных энциклопедий и т.д.)

Мультимедийные программы позволяют создать на уроке эффект наглядности излагаемого материала, который обычными путями иногда невозможно осуществить.

В результате возрастает интерес учеников к предмету, одновременное использование звуковой и графической (видео) информации позволяет повысить качество усвоения учебного материала, его запоминаемость, компьютер служит прекрасным средством для контроля знаний, самостоятельной работы по предмету: появляется у учеников желание подготовить презентацию, выступить с сообщением.

На учебных занятиях ведётся работа с мультимедиа продуктами: используется компьютерное интерактивное учебное пособие «Наглядная биология». Совместно с учениками участвую в разработке мультимедиа продуктов: создание и использование презентаций, видеопроектов, ИКТ-проектов. Ведется онлайн-тестирование учащихся по темам государственной итоговой аттестации.

Я не сторонница использования компьютера весь урок. Нужно всегда исходить из целесообразности и принципов здоровьесбережения. Бесспорно, что использование компьютера, разнообразных мультимедийных средств, сети Интернет на уроках оправданно, прежде всего, в тех случаях, когда это обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения.

За годы работы мною накоплен большой дидактический материал. У меня есть большая подборка электронных книг по биологии и экологии . Общаясь с коллегами на семинарах, на открытых мероприятиях, на круглых столах пополняю копилку идей и делюсь своими.

В результате использования ИКТ урок становится ярче, повышается мотивация и познавательная активность учеников в изучении биологии, повышается уровень умений ориентироваться в информационном пространстве.

Здоровьесберегающие технологии.

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

Болезнь – это медицинская категория. А здоровье – мера реализации генетических потенциалов. В процессе воспитания эти потенциалы развиваются – телесные, психические и духовно-нравственные. В процессе воспитания человека в семье, в школе здоровье либо формируется и развивается, либо утрачивается. Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей?

Первый – это инструктивно-программирующие методики. Весь учебный процесс направлен на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При таком психомоторном закрепощении ребенок в начальной школе уже через 10–15 минут испытывает нервно-психические нагрузки, ведущие к ранней стенокардии, близорукости и сколиозу. У него угнетается и парализуется общий тонус организма.

Второй фактор, губительный для здоровья, – это продолжительное воздействие на детей школьной среды: закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными искусственно созданными элементами. При этом угнетается эмоциональная сфера детей, подавляется иммунитет, не реализуется их генетическая программа.

Третий фактор – это словесно-информационный – вербальный принцип построения учебного процесса. Книжное изучение жизни предполагает некритическое восприятие готовой информации. При этом подавляется творчество, которое заложено в них природой, они не могут самостоятельно мыслить и рассуждать.

Четвертый фактор – это лежащие в основе учебного процесса методики, разрушающие целостное восприятие мира.

Пятый фактор – это чрезмерное увлечение методиками "интеллектуального" развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

• благоприятный эмоциональный настрой;

• соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

• построение урока с учетом работоспособности учащихся;

• строгая дозировка учебной нагрузки;

• проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Целью моей педагогической деятельности является внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс с целью предотвращения утомляемости учащихся на уроке и повышение качества обучения.

Образовательный процесс сопровождается использованием следующих приемов здоровье сберегающей технологии:

1. Рациональная организация урока (по Н.К Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, плотность не менее 60%,смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки.

2. Приемы по снятию утомления зрения «зрительная гимнастика». Цель приемов - снятие зрительного напряжения и утомления глазных мышц.

3. Приемы по профилактике нарушений опорно-двигательной системы (рекомендованную министерством здравоохранения). Цель приемов - снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, профилактика правильной осанки.

4. Приемы, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС (релаксация, игра, воздействие цветовых гамм, использование музыки, ситуации «новизны, удивления, успеха»).

В своей педагогической деятельности я регулярно внедряю здоровьесберегающие технологии, создаю на уроке условия, способствующие сохранению психического и физического здоровья обучающихся, уменьшению утомляемости, улучшению настроения и повышению активности обучающихся на уроке и, как результат, развитие интеллектуальных способностей, повышение качества знаний.

Мною используется следующий методический инструментарий здоровьесберегающих образовательных технологий.

Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках ) обучающихся;

-использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

-введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

-строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

-индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития);

- оптимизация учебной нагрузки;

- проведение физкультминуток.

Начну с того, что каждый учебный день пред первым уроком провожу утреннюю 10-минутную физзарядку.

Утренняя гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Как правило, дети охотно занимаются утренней гимнастикой. Я использую готовые комплексы упражнений, но при этом стараюсь разнообразить их. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма. Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова:

а) потягивание;

б) ходьба (на месте или в движении);

в) упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;

г) упражнения для мышц туловища и живота;

д) упражнения для мышц ног (приседания и прыжки);

е) упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед (в стороны));

ж)упражнения на расслабление.

Утренняя гимнастика не только "пробуждает" организм, но и оказывает определенный тренирующий и укрепляющий эффект.

Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест. На перемене я проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветриваю помещение. Стараюсь, чтобы каждый ученик был приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть.

В реализации здоровьесберегающего подхода в учебном процессе одним из важных условий является формирование положительного настроя учащихся на урок. Для нормального развития и самочувствия ребенок должен не только уметь учиться, но и хотеть этого.

Эмоции сами по себе, естественно, имеют мотивирующие значение и зависят от особенностей деятельности и ее организации. Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней, обусловлены ровными взаимоотношениями с учителем и одноклассниками; отсутствие конфликтов, активным участием в жизни классного и школьного коллектива, с успешностью учебы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворения от справедливо выставленной отметки, эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом - все это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально-познавательные отношения к предмету, увлеченность им.

С первых минут урока, с приветствия я создаю обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Он проводится в форме диалога или прочтения стихотворения, которое настраивает школьников на работу. Вот некоторые из них:

1.Звенит звонок все громче, все сильней. Какая трель над миром разливается!

Ты думаешь, распелся соловей? Не соловей — уроки начинаются!

2.— С добрым утром! Начат день, первым делом гоним лень.

На уроке не молчать, всем работать, отвечать!

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому моя задача, как учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

На своих уроках стараюсь исключить стрессовые ситуации на уроке, потому что это является важным условием успешной деятельности учащихся. Регулярное использование мною различных направлений здоровьесберегающей технологии улучшает психологический климат в классном коллективе, снижает количество пропусков уроков по болезни и приобщает родителей и детей к стремлению к здоровому образу жизни. Ребята активны на уроках. Это сказывается и на повышении успеваемости учащихся.

Используя современные образовательные технологии в учебном процессе, я пришла к выводам:

  1. Применение системно–деятельностного подхода к обучению позволяет формировать у обучающихся учебные и общеучебные компетенции.
  2. Использование разнообразных методов, средств обучения позволяет поддерживать интерес к предмету, мотивировать обучающихся.
  3. Современные образовательные технологии позволяют подготовить выпускников к успешной сдаче выпускных экзаменов ОГЭ, ЕГЭ.

В заключение хочется отметить, что современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями и технологиями здоровьесбережения могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед профильной школой задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности и создания максимально благоприятных условий для самоопределения старшеклассников в отношении их будущей профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Методическая разработка "Применение инновационных образовательных технологий в Профессиональном лицее № 45. Учебный магазин как образовательная технология"

  В данноё методической разработке представлена инновационная педагогическая технология профессиональной школы, направленная на практико-ориентированное обучение студентов, - создание учеб...

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...