Формирование естественнонаучной грамотности в обучении биологии
методическая разработка по биологии (7 класс)

Хайбулина Карина Владимировна

Формирование естественнонаучной грамотности в обучении биологии может осуществляться с использованием коллективных форм деятельности. Рассмотрим формирование на примере организации индивидуально-групповой методики на уроках и внеурочной деятельности.
 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл haybulina_k.v.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование естественнонаучной грамотности в обучении биологии Хайбулина К.В. к.п.н., доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, учитель биологии МБОУ СОШ №10 г.о. Королев

Слайд 2

Формирование естественнонаучной грамотности в обучении биологии может осуществляться с использованием коллективных форм деятельности. Рассмотрим формирование на примере организации индивидуально-групповой методики на уроках и внеурочной деятельности. Организация учебно-познавательной деятельности по индивидуально-групповой методике осуществляется в соответствии с основными составляющими: 1. Инструктаж, вводная беседа или лекция. 2. Самостоятельная работа школьников. 3. Систематизация и коррекция знаний. 4. Обобщение и оценка знаний учащихся. В.В. Пасечник

Слайд 3

Технологическая карта Урок . Многообразие насекомых

Слайд 4

Задачи урока: - продолжить ознакомление учащихся с многообразием насекомых, их ролью в природе и жизни человека; - сформировать у учащихся представления о биологических особенностях общественных насекомых; - раскрыть практическое значение пчеловодства; - обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных животных.

Слайд 5

Планируемые результаты обучения: Предметные: учащиеся расширяют знания о многообразии насекомых, знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности жуков, бабочек, двукрылых, перепончатокрылых, блох, значением насекомых, учатся различать их среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; у учащихся формируются понятия об общественных насекомых, пчеловодстве.

Слайд 6

Планируемые результаты обучения: Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о насекомых в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи в другую, использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке презентаций, самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основании полученных результатов делать выводы.

Слайд 7

Планируемые результаты обучения: Личностные: у учащихся развиваются познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение насекомых, интеллектуальные умения доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы, формируются установки на ведение здорового образа жизни, соблюдение правил личной гигиены для борьбы с насекомыми, распространяющими возбудителей болезней человека.

Слайд 8

Основные понятия урока: жуки, бабочки, двукрылые, перепончатокрылые, блохи, общественные насекомые, пчеловодство.

Слайд 9

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы.

Слайд 10

Деятельность учителя: Ход урока I . Организационный момент Учитель вместе с учениками формулирует основные цели и задачи урока. II . Актуализация и проверка знаний Учащиеся сообщают учителю о результатах самоконтроля. Самоконтроль усвоения изученного материала внутри группы проводится по вопросам в конце параграфа учебника или по вопросам в инструктивной карточке. Учитель может сам проконтролировать усвоение материала учащимися в одной из групп.

Слайд 11

Деятельность учителя: III . Изучение нового материала 1. Отряд Жесткокрылые, или Жуки (объяснение учителя с элементами беседы; выполнение задания в рабочей тетради). 2. Отряд Чешуекрылые, или Бабочки. Отряд Перепончатокрылые. Отряд Двукрылые (объяснение учителя с элементами беседы, демонстрация наглядных пособий, возможно использование ЭП или ЭФУ и других средств ИТ).

Слайд 12

Деятельность учителя: 3. Понятие о жизнедеятельности медоносных пчёл. Пчеловодство (объяснение учителя с элементами беседы, демонстрация наглядных пособий, возможно использование ЭП или ЭФУ и других средств ИТ) 4. Учитель контролирует работу учащихся по инструктивной карточке в группах, проверяет правильность выполнения лабораторной работы «Изучение внешнего строения насекомого», при необходимости оказывает помощь.

Слайд 13

Деятельность учителя: IV . Закрепление знаний 1. Проверка правильности выполнения заданий учащимися. 2. Фронтальная беседа с дополнениями и уточнениями учителя по вопросам задания «Синдром гибели пчелиных семей» Используя средства ИКТ (ПК, интерактивную доску, проектор)

Слайд 14

Деятельность учителя: V . Подведение итогов Учитель даёт указания по дальнейшей работе, характеризует работу каждой группы. Возможна индивидуальная оценка наиболее активно работавших учеников. Учитель по своему усмотрению может проверить и оценить результаты лабораторной работы у всех или у нескольких учащихся из разных групп.

Слайд 15

Инструктивная карточка темы План работы Самоконтроль в группе. Объяснение учителя. Самостоятельная работа. Закрепление знаний. Подведение итогов.

Слайд 16

Ход урока I . Самоконтроль в группе Проведите в группе самоконтроль усвоения материала, изученного на прошлом уроке. Результаты сообщите учителю. II . Объяснение учителя Внимательно прослушайте объяснение новой темы учителем.

Слайд 17

Ход урока Самостоятельная работа 1. Изучите § 47 учебника. 2. Выполните задание «Синдром гибели пчелиных семей». 3. Выполните задания 1—2 на с. 82 рабочей тетради. 4. Устно ответьте на вопрос: «Почему так велико видовое многообразие насекомых?» 4. Закрепление знаний Фронтальная беседа по вопросам задания «Синдром гибели пчелиных семей».

Слайд 18

Синдром гибели пчелиных семей

Слайд 19

Синдром гибели пчелиных семей

Слайд 20

Синдром гибели пчелиных семей

Слайд 21

Синдром гибели пчелиных семей

Слайд 22

Синдром гибели пчелиных семей

Слайд 23

Ход урока 5. Подведение итогов Учитель даёт указания по дальнейшей работе, характеризует работу каждой группы. Возможна индивидуальная оценка наиболее активно работавших учеников. Учитель по своему усмотрению может проверить и оценить результаты лабораторной работы у всех или у нескольких учащихся из разных групп.

Слайд 24

Использование индивидуально-групповой методики во внеурочной деятельности осуществляется по представленной технологической карте.

Слайд 25

Технологическая карта внеурочного занятия по индивидуально-групповой методике Тема занятия: Задачи занятия: Планируемые результаты обучения: Основные понятия: Деятельность учащихся: Деятельность учителя: Инструктивная карточка темы Этапы занятия:

Слайд 26

Список используемых источников Пасечник В. В. Уроки биологии. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова ; под ред. В. В. Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2014. — 174 с. Пасечник В.В. Биология. 7 кл.:учеб.для общеобразоват. Учреждений с прил. На (DVD) / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова ; под ред. В. В. Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 3-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2014. — 255 с. Примеры открытых заданий по естествознанию PISA 2015 (По материалам исследований) file:///C:/Users/warcr/AppData/Local/Temp/Rar$DI00.078/Instr_Sci_PISA2015.pdf Хайбулина К.В. Формирование естественнонаучной грамотности на уроке биологии в 7 классе «Многообразие насекомых»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии

В статье поднимается проблема качества российского естественнонаучного образования. Автор предлагает разработанные задачи для формирования у обучающихся естественнонаучной грамотности. Материал будет ...

"Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии "

Естественно-научная грамотность является составной частью функциональной грамотности, которая оценивается в международном исследовании образовательных достижений 15-летних школьников PISA .Результаты ...

"Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии».

Методическая разработка :"Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии». В статье поднимается проблема качества российского естественнонаучного обр...

Формирование функциональной грамотности в обучении биологии на основе математических знаний

Формирование функциональной грамотности в обучении биологии на основе математических знаний...

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии

На уроках биологии важно развивать естественнонаучную грамотность учащихся, то есть подготовить их правильно использовать в практической ситуации усвоенные знания и эффективно применять в процессе соц...

Мастер-класс "Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии"

Мастер-класс подготовлен в рамках участия в муниципальном этапе конкурса "Учитель года 2023"...