Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии
учебно-методический материал по биологии

Полухина Валентина Николаевна

На уроках биологии важно развивать естественнонаучную грамотность учащихся, то есть подготовить их правильно использовать в практической ситуации усвоенные знания и эффективно применять в процессе социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_estestvennonauchnoy_gramotnosti.docx45.46 КБ

Предварительный просмотр:

      «Формирование естественнонаучной грамотности

                                на уроках биологии»

               

                                    из опыта работы

учителя биологии МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Железногорска Курской области

Полухиной Валентины Николаевны

Естественнонаучная грамотность является основной целью школьного естественнонаучного образования.

Современный грамотный человек должен стремиться участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

  • научно объяснять явления;
  • понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

На уроках биологии важно развивать естественнонаучную грамотность учащихся, то есть подготовить их правильно использовать в практической ситуации усвоенные знания и эффективно применять в процессе социальной адаптации

Я, как учитель биологии на своих уроках стремлюсь развивать у своих учеников естественнонаучную грамотность. Мои ученики должны не только заучивать, запоминать понятия и явления, они должны уметь решать жизненные задачи и применять полученные знания на практике.

В своей работе, я использую различные технологии:  технологию проблемного обучения, технологию развития креативного мышления, технологию проектно-исследовательской деятельности, ИКТ, кейс-технологии и др.

В темах школьного курса я применяю задания прикладного характера, отражающие все многообразие нашей жизни. Часто использую метод «Ситуационные задачи», «Проблемные вопросы. Привожу примеры из жизни, занимательные истории из дополнительных источников информации.

Знакомлю учащихся с современными, проблемами биологии, экологии, психологии, медицины,  способствует профориентационной работе и позволяет пробудить интерес к предмету.

В любой теме обращаю внимание на практическое значение полученных знаний. Для того чтобы обучить школьников не к механическому заучиванию материала, а думать, обосновывать и доказывать свои решения, я применяю беседы, дискуссии, круглые столы.

Разрабатываю и использую систематически на уроках различные типы заданий по разным темам

                   Разработка различных типов заданий

                    по естественнонаучной грамотности

                    по теме «Кровь и Кровообращение»

                                      (8 класс)

Группы естественнонаучных умений

   

                             Задания

Типы заданий:

(Выбор всех правильных ответов;

Задания на сопоставление;

Задания на исключение неправильных суждений и др.)

Умение находить и извлекать информацию

Задание 1

Выберите все правильные суждения

Воспалительный процесс при попадании в кожу человека болезнетворных бактерий сопровождается:

1) увеличением числа лейкоцитов в крови

2) свёртыванием крови

3) расширением кровеносных сосудов

4) активным фагоцитозом

5) образованием оксигемоглобина

6) повышением артериального давления

Ответ 1,3,4

Задание 2

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их . 1) Сердце у человека располагается в грудной полости. 2) Его предсердия сообщаются между собой . 3) Между предсердиями и желудочками имеются створчатые клапаны, которые открываются только в стороны предсердий. 4) Кровь из левого желудочка поступает в аорту, а из правого желудочка – в легочную вену. 5) Сердце работает непрерывно в течение всей жизни человека. 6) Его работоспособность объясняется ритмичными чередованиями сокращения и расслабления предсердий и желудочков.

Ответы: 2) Предсердия не сообщаются друг с другом.3) Створчатые клапаны открываются только в сторону желудочков.4) Из правого желудочка кровь течет в легочную артерию.)

Задание3

По представленным рисункам сделайте объяснения

Ответ: В плазме крови всегда содержится 0,9% хлорида натрия (NaCl). И если эритроциты поместить в физиологический раствор, они не изменятся (Рис. 2)

 Если поместить красные кровяные тельца (эритроциты) в среду с более низким содержанием NaCl (0,2), то они начнут поглощать воду до тех пор, пока не лопнут.  (Рис. 3)При этом образуется очень красивая и яркая «лаковая» кровь, не способная выполнять функции нормальной крови. Вот почему при кровопотерях нельзя вводить в сосуды воду.

 Если же эритроциты поместить в раствор, содержащий более 0,9% NaCl(2,0), то вода будет выходить из эритроцитов, и они сморщатся. (Рис. 1)

Задание 1 на выбор всех правильных ответов

Задание2 на исключение и исправление неправильных суждений

Задание 3 на сопоставление (с объяснением)

Умение интегрировать и интерпретировать информацию

1 задание

Вставьте необходимые ответы

  1. (эритроцит)……– безъядерная клетка крови, а сердце –……(орган кровеносной системы);
  2. (лейкоцит)……– разновидность клеток крови, а кровь –……(разновидность соединительной ткани);
  3. (гемоглобин)……– вещество, входящее в состав эритроцитов, а плазма –……(межклеточное вещество крови);
  4. (культура ослабленных микробов)……– входят в состав вакцины, а готовые антитела – ……(в состав сыворотки);
  5. (транспорт газов)……– функция эритроцитов, а фагоцитоз –…… (функция лейкоцитов);
  6. (реципиент)……– принимающий кровь при переливании, а донор –……(отдающий кровь);
  7. (введение культур ослабленных микробов)……– активный искусственный иммунитет, а введение готовых антител –……(пассивный искусственный иммунитет);
  8. (невосприимчивость к некоторым болезням животных)……– врождённый естественный иммунитет, а после перенесённого заболевания –……(естественный приобретённый иммунитет)

2 задание

Числовой диктант на «слух»:

  1. Количество кругов кровообращения умножить на количество фаз сердечного цикла (2×3=6)
  2. К количеству жидкостей, составляющих внутреннюю среду, прибавить количество форменных элементов крови (3+3=6)
  3. Из количества групп крови вычесть количество форменных элементов крови (4–3=1)
  4. К количеству предсердий в сердце прибавить количество желудочков сердца (2+2=4)
  5. Из количества камер в сердце вычесть количество фаз сердечного цикла (4−3= 1)
  6. Количество камер в сердце разделить на количество кругов кровообращения (4:2=2)
  7. Количество фаз сердечного цикла разделить на количество форменных элементов крови (3:3=1)
  8. Количество букв в имени автора теории фагоцитоза разделить на продолжительность 3-ей фазы (пауза) сердечного цикла (Мечников (8):0,4=20)
  9. Из количества букв в имени врача, впервые в мире сделавшего прививку от оспы, вычесть количество букв в слове, обозначающем культуру ослабленных микробов (Дженнер (7)−вакцина (7)=0)
  10. К количеству букв слова, обозначающего субъекта, отдающего кровь прибавить количество букв слова, обозначающего субъекта, принимающего кровь при переливании (донор (5)+реципиент (9)=14)

Задание3

Изобразите в рисунке - схеме информацию о скорости движения крови с учетом площади сечения сосудов

Чем больше общая площадь сечения сосудов, тем меньше скорость движения крови, самая большая площадь сечения в капиллярах, поэтому скорость в них меньше. Наименьшим просветом обладает аорта, в связи с чем скорость движения крови здесь наибольшая — 50−70 см/сек. В средних артериях она равна 20−40 см/сек, в артериолах — 0,5 см/сек. Наибольшей суммарной площадью просвета обладают капилляры (у человека она примерно в 800 раз больше, чем просвет аорты). Скорость движения крови в капиллярах — 0,05 см/сек. Очень низкая скорость движения крови по капиллярам — один из важнейших механизмов, позволяющих протекать обменным процессам между кровью и тканями. По мере приближения вен к сердцу их суммарный просвет уменьшается, следовательно, постепенно растет скорость движения крови. В полой вене скорость равна 20 см/сек.

Ответы в виде рисунков -схем с обозначениями

Задание 1 на выбор всех правильных ответов

Задание 2 на сопоставление

Задание3 на установление соответствия (текст-рисунок схема с указанием площади сечения и скорости)

Умение осмыслять, оценивать содержание и форму текста

1 задание

Осмыслите несколько фактов из различных текстов:

А) У лягушки, лишенной головного мозга, сохраняются рефлексы;

Б) Изолированное от тела сердце лягушки, если его положить на ватку, смоченную физиологическим раствором, продолжает сокращаться20-30 минут;

В) Сокращаются при раздражении и другие изолированные мышцы лягушки;

Г) Человека можно оживить в фазе клинической смерти;

Д) У трупа несколько дней продолжают расти волосы

Объясните:  1.- о каких свойствах свидетельствуют эти факты; 2  -дайте биологическое обоснование данным фактам

2 задание 

  

Прочитайте текст и составьте схему взаимодействия веществ внутренней среды организма:

У высших животных и человека внутренняя среда организма образована кровью, тканевой жидкостью и лимфой. Тканевая жидкость омывает клетки, которые поглощают из нее питательные вещества и кислород и выделяют углекислый газ и продукты метаболизма. Между тканевой жидкостью и жидкой частью крови – плазмой через стенки капилляров постоянно осуществляется обмен веществ путем диффузии. Кровь отдает в тканевую жидкость вещества, необходимые клеткам, и поглощает выделяемые клетками продукты обмена. Лимфа образуется из тканевой жидкости, поступающей в лимфатические капилляры, которые берут начало между клетками тканей и переходят в лимфатические сосуды. Лимфатические сосуды собираются в два сосуда, впадающих в крупные вены груди.

Ответ : представленная схема может быть любой, но оценивается правильность в ней взаимодействия компонентов внутренней среде

Задание 1 на осмысление и объяснение фактов из текстов

Задание 2 на составление схемы по  содержанию

текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии

В данной работе предлагается с помощью особых типов задач развивать естественно-научную грамотность на уроках биологии. Использование таких заданий помогает развить универсальные учебные действия, учи...

задания по теме «Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии».

В данной работе представлены задания по теме "Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии"...

Формирование естественнонаучной грамотности в обучении биологии

Формирование естественнонаучной грамотности в обучении биологии может осуществляться с использованием коллективных форм деятельности. Рассмотрим формирование на примере организации индивидуально-групп...

Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии

В статье поднимается проблема качества российского естественнонаучного образования. Автор предлагает разработанные задачи для формирования у обучающихся естественнонаучной грамотности. Материал будет ...

"Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии "

Естественно-научная грамотность является составной частью функциональной грамотности, которая оценивается в международном исследовании образовательных достижений 15-летних школьников PISA .Результаты ...

"Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии».

Методическая разработка :"Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии». В статье поднимается проблема качества российского естественнонаучного обр...

Мастер-класс "Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии"

Мастер-класс подготовлен в рамках участия в муниципальном этапе конкурса "Учитель года 2023"...