Интересные генетические задачи
методическая разработка по биологии (9, 10, 11 класс)

Natalya Alekseeva

Данный материал предлагает интересные генетические задачи, которые вызывают положительные эмоции при разборе и решении. А кроме того, пбуждают учащихся с созданию собственных задач, а для этого необходимо знать хорошо алгоритм их решения. Ьаким образом создается стимул для овладения алгоритмом решения задачи тема усваивается намного лучше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnye_zadachi_po_genetike.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

«СКАЗОЧНЫЕ»  ЗАДАЧИ ПО  ГЕНЕТИКЕ

Хоть задачи и сказочные, все в них подчиняется известным генетическим законам. Решать такие задачи интереснее, чем обычные о горохе и петушином гребне.

Монодигибридное скрещивание

 1. На астероиде 2244-Р живут цветохвосты. Окраска у них бывает желтая, зеленая и зеленая в желтый горошек. При скрещивании самца зеленого цвета с самкой желтого цвета вывелись детеныши зеленые, желтые и зеленые в желтый горошек. Как наследуется окраска у цветохвостов, если зеленый цвет доминантный? Каковы генотипы родителей и детенышей?

 2. Жар-птица имеет ярко-желтое оперение, Синяя птица – синее. При скрещивании Жар-птицы с Синей птицей вылупились птенцы синего цвета. Каковы генотипы родителей и потомства? Какой признак доминантный?

 3. При скрещивании Аленьких цветочков  с красными и розовыми лепестками (встречаются и такие) было получено потомство с красными и белыми цветками. Объясните полученные результаты.

 4. У Колобков ген лысости доминирует над геном волосатости. Волосатая колобиха, имеющая лысого брата и лысого отца, выкатилась замуж за лысого колобка. У них родилась лысая колобочка. Колобочка выкатилась за волосатого колобка. Какова вероятность, что у них родится лысый колобок; волосатый колобок?

 5. У Белоснежки вторая группа крови (А), а у принца – третья (В). Какова вероятность рождения наследника с первой группой крови (0), в каком случае это возможно?

 6. Конек-Горбунок родился у кобылицы нормального роста. Каковы генотипы родителей, если нормальный рост – признак доминантный и у Конька-Горбунка два брата тоже были нормального роста?

 7. В сказке «Джек и бобовое зернышко» Джек посадил боб, из которого выросло растение высотой до неба. Оказалось, что семя боба получилось при скрещивании растений нормального роста. Таких гигантских семян была только часть от всех полученных. Каковы генотипы родительских форм растений?

 8. Ген, определяющий лень, доминирует над работоспособностью. Есть подозрение, что Емеля из сказки «По щучьему велению» гетерозиготен. Каков процент этой вероятности, если известно, что мать Емели была работящей, а отец – очень ленивый?

 9. На планете Вестер жители очень похожи на людей, но отличатся только тем, что имеют сиреневые глаза и шесть пальцев на руках. Женщина с сиреневыми глазами и шестью пальцами вышла замуж за землянина с голубыми глазами и пятью пальцами. У них родилась дочь с сиреневыми глазами и пятью пальцами. Какова вероятность, что другой ребенок тоже будет такой же? Каковы генотипы родителей и детей?

 10. У единорогов с планеты Крина белый цвет зависит от доминантного гена В, а желтый – от его рецессивной аллели b. Бег рысью зависит от доминантного гена Р, а ходьба шагом – от рецессивного р. Каким будет фенотип первого поколения при скрещивании гомозиготного белого единорога-иноходца с гомозиготным желтым рысаком? Какое потомство и в каких соотношениях будет получено при скрещивании двух особей первого поколения?

 11. Жители планеты Блук имеют большие уши, поэтому их называют Ушанами. Ушанка с  тремя ушами выходит замуж за Ушана с тремя ушами, один из родителей которого имел два уха. От этого брака родился один ребенок с двумя ушами. Составьте родословную семьи. Определите генотипы.

 12. У Черномора маленький рост, его брат был великаном, а родители и сестра были нормального человеческого роста. Каковы генотипы всех представителей семьи, если высокий рост – признак доминантный?

 13. Малышу из сказки «Малыш и Карлсон» на день рождения подарили белого щенка с длинной шерстью. Родители щенка были оба черные с короткой шерстью. У них родилось два щенка: черный с короткой шерстью и белый с длинной шерстью. Объясните, какие признаки являются рецессивными, какие доминантными. Как это можно проверить? Каковы генотипы всех членов этой семьи?

 14. В деревне умер мельник.

 Похоронив отца,

 Наследство поделили

 Три брата-молодца.

 Взял старший братец мельницу,

 Второй прибрал осла,

 А кот достался младшему,

 Кота взял младший брат.

По закону ли поделили наследство братья, ведь многие соседи считали, что не все братья были родными сыновьями мельника? Можно ли на основании групп крови считать братьев сыновьями мельника? Группы крови таковы: мельник – 0А, мать – АВ, первый сын – 00, второй сын – АА, третий сын – 0В.

 15. У Мальчика-с-пальчик группа крови АВ, его матушка имеет группу крови 0А. Какую группу крови может иметь отец?

Наследование признаков, сцепленных с полом

 1. У птиц женский пол гетерогаметный. У Курочки Рябы сцепленный с полом ген D определяет черную окраску, а ген d – рябую. Скрестили черную курочку с рябым петухом. Каковы генотипы родителей и птенцов? Какова окраска этих птенцов? Сколько из них будет рябых курочек?

 2. У Чебурашки большие уши определяются рецессивными генами, локализованными в

Х-хромосоме. Чебурашка с большими ушами выходит замуж за Чебураха с маленькими уша-

ми. Какова вероятность появления в семье Чебурашек и Чебурахов с большими ушами?

 3. В одном из рассказов Кира Булычева говорится о пирате Крысе. Этот пират мог превращаться в разных людей. Его папа тоже мог, а мама не умела. Выяснилось, что в роду все мужчины умели это делать, так как ген превращения сцеплен с полом. Объясните, почему только мужчины в семье имели способность к превращению.

 4. Карлсон очень любит сладкое. Ген, определяющий этот признак, рецессивный и находится в Х-хромосоме. Бабушка Карлсона тоже сладкоежка, а мама нет. Запишите генотипы семьи. Если бы у Карлсона были братья и сестры, какова вероятность, что они были бы сладкоежками? Решите два варианта задачи: папа любит сладкое и не любит.

 5. Иванушка поймал Жар-птицу, когда насыпал в корыто зерна с вином. Одна из птиц попалась. Оказывается, ген любви к вину рецессивен и находится в Х-хромосоме. Определите генотип и пол Жар-птицы, если женский пол у нее, как и всех птиц, гетерогаметный.

 6. Соловей-разбойник и его отец имеют очень мощный голос. У матери – голос нормальной силы. Правильно ли будет сказать, что в этой семье сын унаследовал голос от отца, если ген соловьиного свиста находится в Х-хромосоме?

 7. Ген золотоносности яиц находится в Х-хромосоме. Курочка Ряба может нести золотые и простые яйца. Причем золотые яйца получаются только в случае, если обе Х-хромосомы несут этот ген. Какими должны быть генотипы Курочки и Петуха, чтобы яйцо получилось золотым?

 8. У Золотой рыбки ген а является рецессивным, сцепленным с полом и летальным. Каково будет численное соотношение полов в потомстве от скрещивания самки Аа с нормальным самцом?

 9. При скрещивании красноглазой самки Золотой рыбки с синеглазым самцом получено 8 самцов с красными глазами и 8 самок с синими глазами. Определите генотипы.

Взаимодействие неаллельных генов

 1. На планете Брасак (из рассказа Кира Булычева) жители брасаки имели голубые и желтые глаза. Причем выяснилось, что брасаки с голубыми глазами были честными, а с желтыми – предателями, которые помогали пиратам. Цвет глаз наследуется двумя парами генов, и глаза бывают голубыми, желтыми, оранжевыми. Чем ярче проявлялась склонность к предательству, тем желтее были глаза. Объясните, как наследуется окраска глаз у брасаков.

 2. На планете Голубого Солнца растут очень красивые цветы, имеющие различную форму венчика. При скрещивании растений с воронковидной формой венчика (А) с растением, имеющим бокаловидную форму (В), в первом поколении все гибриды имели чашевидную форму. Рецессивная аллель определяет цилиндрическую форму. Определите, как наследуется форма венчика у растений и какие гибриды получатся во втором поколении при скрещивании гибридов первого поколения.

 3. На Третьей планете системы Медуза Алиса Селезнева обнаружила цветы с зеркальной сердцевиной, которая наследуется двумя парами генов. Оказалось, что зеркальные сердцевины получаются, если скрестить два растения с обычными сердцевинами. Как наследуется зеркальность у растения? Каковы генотипы растения?

 4. Птицы Говоруны отличаются умом и сообразительностью. Хохолки на голове бывают белые и красные, окраска наследуется двумя парами генов. Скрещиваются две птицы с белыми хохолками, и у них выводится птенец с красным хохолком на голове. Как наследуется окраска хохолка у Говорунов? Каковы генотипы родителей и птенца?

 5. Исследуя вновь открытую планету, ученые обнаружили две расы растения душистый колокольчик, имеющие белые цветки. В дальнейшем, скрестив их в первом поколении, получили все растения с фиолетовыми цветками, а во втором получили расщепление: 53 фиолетовых, 19 синих, 56 белых. Как можно объяснить этот факт?

 6. При скрещивании Тигрокрысов черной и рыжей масти с планеты Пенелопа в первом поколении было получено примерно 1/2 рыжих, 3/8 черных и 1/8 коричневых. Как наследуется окраска шерсти? Каковы генотипы родителей и потомков?

 7. При скрещивании дракона с тремя головами с драконом с шестью головами получились девятиголовые драконы. При скрещивании их между собой во втором поколении обнаружили драконов всех четырех форм: 6 девятиголовых, 4 шестиголовых, 3 трехголовых и 1 двенадцатиголового. Объясните полученные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение генетических задач

Разработка уроков на профильном уровне по теме "Решение генетических задач", 10 класс....

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи"....

Элективный курс «Практикум по решению генетических задач с использованием ИКТ»

Практикум по решению генетических задач является элективным курсом к предмету «Общая Биология» и предназначен для учащихся 9 классов, изучающих естественно-научные дисциплины, а также можно и...

Основы наследственности. Решение генетических задач.

Урок путешествие по решению генетических задач.Работа по группам, где учащиеся должны из виртуального путешествия вернуться с полным кариотипом хромосом. У групп будет возможность отыграться в интелле...

Решение генетических задач и анализ составленных родословных

Урок-презентация, в ней приведены примеры родословных известных людей, символика используемая при составлении родословны, тренировочные зачачи для работы на уроке.  Материал больше чем 3 МБ, поэт...

Методическое пособие по биологии "Технология решения генетических задач"

В пособии приведена основная терминология, необходимая для понимания и успешного решения генетических задач, общепринятые условные обозначения, так же приведены примерные алгоритмы решения задач на ра...

Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач"

Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач"      Хочу ознакомить с методикой решения биологических задач по генетике курса 10-го класса на дигибридное скре...