Внеклассное мероприятие "Войди в лес другом"
методическая разработка по биологии (8 класс)

Васина Маргарита Алексеевна

Цель: Обобщить знания учащихся о значении леса в природе и жизни человека; подчеркнуть необходимость охраны леса, отметить правила поведения в лесу;

 

Мероприятие  можно использовать при проведении предметной недели по биологии, как  конкурсное мероприятие  ко Дню Земли, Всемирному Дню окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voydi_vles_drugom.doc59 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc574 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий конкурса

ВОЙДИ В ЛЕС ДРУГОМ

Задачи: 

  1. Обобщить знания учащихся о значении леса в природе и жизни человека;

    подчеркнуть необходимость охраны леса, отметить правила поведения в лесу;

  1. Воспитание у детей бережного отношения к единым общечеловеческим ценностям в соответствии с принципом сохранения культурного и природного разнообразия.

На стене плакат:         И ещё боготворю деревья,

Их доверьем детским дорожу,

В лес вхожу, как будто к другу в дверь я,

Как по царству по лесу брожу.

Р. Гамзатов

(Учащиеся делятся на две команды.

Ответы оценивают юные лесоводы.)

1 Ведущий:         Когда идёшь усталый, запыленный, 

                Дорогой длинною в полуденный зной, -

                Сверни смелее в тихий лес зеленый,

                И он усталость снимет как рукой!

        Я славлю чудо из чудес –

        Родимый лес,

        Зеленый лес!        

Учащийся:  Когда на сердце неспокойно станет,

                Когда не в силах совладать с тоской, -

                Побудь в лесу на солнечной поляне –

                И все печали снимет как рукой!

                 Я славлю чудо из чудес –

                Родимый лес,

                Зеленый лес!        

2 Ведущий:          Когда раздумья вещий час настанет,

                Когда мечтаешь  о грядущем ты, -

                С зеленым другом поделись мечтами,

                И окрылит он все твои мечты.

                Я славлю чудо из чудес –

                Родимый лес,

                Зеленый лес!        

Учащийся:  Мы были вместе в радости и в горе.

                Он в дни войны стеною встал за нас,

                Застыли сосны тихо как в дозоре,

                Лес и сегодня охраняет нас.

                Я славлю чудо из чудес –

                Родимый лес,

                Зеленый лес!                                                                                               В. Лукша.

ВОПРОС КОМАНДАМ: Какую роль играет лес в нашей жизни?

(Правильный ответ оценивается 6 баллами)

(После ответов «лесовод» дает правильный ответ)

(ОТВЕТ: Лес – источник древесины, источник кислорода, естественный фильтр воздуха;

                источник ягод, грибов, лекарственных растений; место обитания растений и

                 животных; защитник почв, водоемов; место отдыха и туризма; источник

                здоровья.)

Ведущая: Красота пейзажа, особый микроклимат, ароматы, звуки, воздушные течения –

                   всё это привлекает людей в лес, благоприятно влияет на их здоровье, вселяет

                   бодрость и творческую энергию. Но люди, устремляющиеся в лес, не  

                   задумываются о том, что он очень раним.

ВОПРОС КОМАНДАМ: Почему лесная среда деградирует при большом наплыве людей,

                 даже если люди не срывают растений?

(ОТВЕТ: Уплотняется и разрушается лесная подстилка, повреждаются корни и корневища растений, расположенные в ней, гибнут животные, населяющие подстилку. В уплотненную почву плохо проникает влага и кислород, поэтому ухудшаются условия корневого питания растений, изменяется видовой состав трав, увеличивается количество поврежденных и больных деревьев, снижается ежегодный прирост.)      (3 балла)

Ведущая:         О каждом новом свежем пне,

                О ветви, сломанной бесцельно,

                Тоскую я душой смертельно,

                И так трагично – больно мне.                                       И. Северянин

- Когда зацветает черемуха, многие хотят вернуться домой из леса с цветущим букетом.

   Нередко и сборщики плодов черемухи беспощадно обламывают целые ветви, а то валят

   и целое дерево.

   ВОПРОС:  Знаете ли вы, какой вред приносите таким поведением?    

(ОТВЕТ: Вы губите будущие плоды, в которых содержатся лекарственные вещества – амигдалин, синильная, яблочная, лимонная кислоты и эфирное масло.)    (1 балл)

Ведущая:         Не дарите любимым черемухи

                Стон, боль сирени и вопли жасмина.

                Будьте щедры душой, не тревожа кустов,

                Подарите звезду в небе синем.

                Не губите цветы на лугах и в лесу,

                Берегите  красу первозданную!                                В. Динабургский

Как приятно ранней весной утолить жажду березовым соком! Но иногда, зайдя в березовый лес, встречаешь «плачущую» березу. Кто-то нанес березе глубокую рану

ножом, наполнил банку соком и не подумал залечить нанесенную дереву рану.

ВОПРОС:  А как поступите вы? Почему необходимо залечить дереву рану?  

(ОТВЕТ:  Одна раненая большая береза может потерять за сезон до 200 л. сока. В раны на стволах проникают болезнетворные микробы. Поэтому рану необходимо замазать глиной.)                                                        (1 балл)

Ведущая: Береза зеленые косы развесила

                                        с тонких ветвей

               Вся в белое платье одета, в сережках,

               Встречает горячее лето она

                                        на опушке лесной

               Гроза ли над ней пронесется,

                                прильнет ли болотная мгла

              Дождинки стряхнув, улыбнется береза

                                и вновь весела.

              Наряд её легкий чудесен, нет дерева сердцу милей,

              И много задумчивых песен поется

                                в народе о ней.

              И делят с ней радость и слезы,

                                и так её дни хороши,

              И кажется - в шуме березы

                        Есть что-то от русской души.                             Р. Рождественский

- Узнайте растения, изображенные на рисунках. Что их объединяет?

(поочередно показывает медуницу, сон-траву, ветреницу, ландыш, колокольчик, купальницу, волчье лыко, любку двулистную, рябчик русский)      Приложение 1 

(ОТВЕТ:  Эти цветы рвать нельзя. Они нуждаются в защите. Помните, что сорванный вами цветок может оказаться последним.) (За каждое угаданное растение – 1 балл)

Учащийся:         Как-то раннею весной

                На проталинке лесной

                  Увидал медведь матерый

                Человека под сосной.

                Человек был с рюкзаком

                И с походным котелком

                Он стоял и любовался

Появившимся цветком.

- Вот чудак – сказал медведь, -

Никакого смысла ведь

Нет от этого цветка,

Вот нашел-ка что смотреть!

Лучше в ельник бы пошел

Муравейник бы нашел.

Или в улей заглянул бы,

Нет ли меда там у пчел…..

Зверя мы судить не будем,

Что ж медведь – медведь и есть.

Плохо, если люди любят

Толь то, что можно есть.                                     Г. Ладонщиков

ВОПРОС:   Какие лекарственные растения дарит нам лес?                

(ОТВЕТ:  Шиповник, подорожник, зверобой, калину, черемуху, липу, березу, ландыш, душицу, шалфей и т. д.)                        (За каждое угаданное растение – 1 балл)

ВОПРОС:    Назовите правила заготовки лекарственных трав.

(ОТВЕТ:  1. Не проводить сбор растений ежегодно на одной и той же территории.

              2. Траву собирать без корней.

              3. Не обрывать полностью листья с растений.

              4. Корни и корневища заготавливать после созревания и осыпания семян,

                      оставляя часть для восстановления зарослей.

              5. Почки и кору собирать, не с растущих растений, а со срубленных деревьев и

                   кустарников.     (за полный ответ – 5 баллов)

Ведущая: Часто лес страдает от нарушений людьми правил поведения в лесу.

Учащийся:          Забывчивый охотник на привале

                   Не разметал, не растоптал костра.

                Он в лес ушел, а ветви догорали

                И не хотя чадили до утра…

                А утором ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался от ствола на ствол.

С морозным треском падали стволы

                И, как снежинки, искры с них летели

                Над серыми сугробами золы.                                   В Шефнер.

Ведущий: Сейчас вы увидите сценку «Два туриста».

                  Задача участников конкурса – Определить, какие правила поведения человека в лесу нарушены туристами.

(На сцене декорация – 2-3 подготовленных из картона дерева).

Выходят два туриста с рюкзаками.

1 турист: Давай здесь устроим привал. Ты наломай веток с деревьев для костра, а я вот

                 здесь у старого пня, под елью разведу костер.

(На полную мощь включает плеер, танцует)

2 турист: (подбегает) Там среди кустов я обнаружил гнездо птицы, а в гнезде крохотные птенцы. Я люблю птиц, возьму птенца домой и выкормлю.

1 турист: Предлагаю подкрепиться. (туристы садятся, достают из рюкзаков продукты в полиэтиленовых пакетах, консервы. Всё это раскладывают вокруг себя)

2 турист: Ай, ноги щиплет! Ах, да это же муравьи! А вот и муравейник за деревом. Вот

                  вам! Сейчас я раскидаю их жилище, чтобы в следующий раз не мешали

                  отдыхать.

1 турист: А я у старого пня нашел несколько съедобных грибов, выдернул их за ножки. А

                  грибы мухоморы сшиб ногой, потому что они ядовиты.

ОТВЕТ: Нарушены следующие правила поведения в лесу:

Ведущий:

1. Нельзя обламывать ветви деревьев и кустарников, повреждать их топорами и

     режущими предметами.

2. Нельзя разводить костры под кронами деревьев и около пней.

3. Нельзя в лесу поднимать шум, включать громко музыку – потревоженные птицы и

     звери покидают свои места. Птенцы и зверята нередко теряются и гибнут.

4. Нельзя трогать птичьи яйца, вынимать птенцов из гнезда – это приводит к их гибели.

5. Нельзя загрязнять лес.

Ребята, нельзя загрязнять лес, потому что оставленная бумага до полного разложения лежит два года, консервная банка более 90 лет, полиэтиленовые пакеты более 200 лет, стекло – более 1000 лет.

6. Нельзя повреждать муравейники. Муравьи – санитары леса. Они уничтожают за день

    70-100 тысяч вредителей леса.

7. Грибы, чтобы не повредить грибницу, надо срезать ножом. Нельзя сбивать несъедобные

     грибы, они очень нужны лесу и многим лесным животным. Мухомор – лекарство для

     лосей.

Ведущий:         Не разоряйте птичьего гнезда, -

                Так счастлива в своем жилище птица!

                   Она в гнезде спокойна и тогда,

                Когда над рощей буря злится.

                Храните дерево от топора6

                Оно высокое и вековое,

                Дает нам тень, когда стоит жара,

                Оно чарует все живое.

                Не разоряйте птичьего гнезда!

                Мне больше, чем другому, боль знакома

                Того, чья песня глохнет в холода,

                Кто на земле живет без дома                              К. Кулиев.

КОНКУРС РИСОВАННЫХ ФИЛЬМОВ.

«Оживляется» какой-либо объект лесного сообщества, пострадавший от жестокого обращения с ним человека.

Каждая команда – киностудия по созданию рисованных фильмов – рисует 2-3 сюжета на бумажной ленте, разделенной не кадры. Фильм озвучивается.

Ведущий:         Старательно вникая в опыт древних

                И постигая суть его корней,

                Я стойкости учился у деревьев,

                А ловкости и силе – у зверей.

                У птиц учился чувствовать свободу,

                У рыб – сосредоточенно молчать, -

                Поэтому обязан я природу

                     От всех врагов достойно охранять.                               П. Сергеев. 

Подведение итогов конкурса.

Литература:

  1. Баринова И.И. и др. Внеурочная работа по географии. М., Просвещение, 1988.
  2. Бобров Р.В. Беседы о лесе. М. Молодая гвардия, 1979.

3.         У истоков юннатского движения / Сост. В.Г. Холостов М.

        



Предварительный просмотр:

Приложение 1  

           

ПРОСТРЕЛ (СОН - ТРАВА)

ЛЮБКА ДВУЛИСТНАЯ

КОЛОКОЛЬЧИК ОКУЧЕННЫЙ

КОЛОКОЛЬЧИК ШИРОКОЛИСТНЫЙ

ВОЛЧЬЕ ЛЫКО

ВЕТРЕНИЦА ДУБРАВНАЯ

МЕДУНИЦА

ХОХЛАТКА

                                 РЯБЧИК РУССКИЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассный урок "Давайте говорить друг другу комплименты"

Этот внеклассный урок дает понятие словам, как комплиент и лесть.уметь различать комплимент от неправдивой похвалы; научить говорить друг – другу ласковые и вежливые слова; воспитывает быть дружными, ...

Внеклассное мероприятие"Огонь- наш друг и враг"

внеклассное мероприятие в 3 классе...

внеклассное мероприятие беседа "Мой друг платок"

Женский шейный платок - очень старинный и востребованный аксессуар во все времена. Он будет уместен в любой ситуации - работа, прогулка, деловая встреча или вечеринка. Способов завязывания ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Огонь наш друг и враг. Как уберечься от пожара"

Цели:Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности.Развивать память, сообразительность, находчивость....

Внеклассное мероприятие "Компьютер мой друг"

Мероприятия для недели "Высоких технологий"...

Разработка внеклассного мероприятия «Язык мой – друг мой»

Цели: воспитать у учащихся бережное отношение к русскому слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и  во внеурочное время; расширить кругозор учащихся...

Внеклассное мероприятие "Доброта - наш друг"

Данная разработка составлена с учетом возрастных особенностей учащихся 6 классов и направлена на укрепление социо-культурных норм поведения...