Урок биологии в 10 классе (углубленный уровень) Тема «Прокариотическая клетка»
учебно-методический материал по биологии (10 класс)

Говорова Елена Владимировна

Тип урока по целеполаганию: рефлексия с элементами «открытия» нового знания. Особенности строения клеток прокариотических организмов, на примере бактерий, школьниками изучались ранее, на данном этапе целесообразно провести анализ, коррекцию, закрепление,  и углубление, имеющихся знаний. Урок строится таким образом, чтобы обучающиеся смогли оценить уровень имеющихся знаний, выявить знание и незнание, построить и реализовать проект  выхода из затруднения, а также дополнить имеющиеся знания с целью поднятия их на более высокий уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: биология  

Класс: 10

Говорова Елена Владимировна, учитель биологии МОУ СШ №86 г. Волгограда.

«Особенности строения клеток Прокариот»

Цель урока: 1. выстроить целесообразную систему взаимодействий учитель- ученик в целях решения учебной задачи, организовать деятельность обучающихся по рефлексии, корректировке имеющихся знаний.

2. Систематизировать знания об особенностях строения клеток про - и эукариотических организмов.

Задачи урока:

Предметные задачи: 1. Провести сравнительный анализ строения клеток эукариотических и прокариотических организмов.

2. Расширить знания о строении структурных элементов клеток прокариотических организмов на примере  Царств Эубактерии (Подцарство Бактерии и Подцарство Цианобактерии) и Архебактерии.

Метапредметные: 1. Освоить элементы исследовательской деятельности на уровне дозированной помощи учителя.

2. Использовать и преобразовывать информацию для выполнения учебной задачи.

3. Совершенствовать навыки решения задач на анализ, синтез, ассоциации.

Регулятивные:  Выполнить исследовательскую часть по инструктивной карточке, планировать и прогнозировать результат эксперимента по выращиванию культуры бактерий.

Личностные: 1. Совершенствовать способность к  самоанализу и  самооцениванию собственного уровня знаний.

2. Приобретение опыта межличностных отношений.

Коммуникативные: Совершенствовать умения слушать, задавать вопросы, работать в группе, отстаивать точку зрения.

Методы: частично- поисковые, исследовательский, аналитический, сравнительный.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.

Используемое оборудование: лабораторное оборудование для исследования бактерий в культуре, готовые микропрепараты клеток бактерий, растений,  животных, грибов, электронные образовательные ресурсы                  (мультимедийное учебное пособие к учебнику-навигатору Биология. Общая биология. 10 класс. Авт. В.И. Сивоглазов) ; видеоматериал ( определение Грам (+) и Грам (-) бактерий ), раздаточный материал.

План урока:

  1. Стадия «Вызов»
  2. Основная часть урока, включающая этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности, этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, этап включения в систему новых знаний и этап коррекции.  
  3. Рефлексия результатов усвоения знаний данного урока.

  1. Стадия  «Вызов»

? Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого, что « Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью».   (Слайд №1)  

В таком случае, я предлагаю вам сегодня повторить известный материал и приобрести новые знания в ходе выполнения исследовательской работы. Мы побываем с вами в нескольких лабораториях.  (Слайд №2)

  ?   Решив ассоциативную задачу, вы можете ответить на вопрос: что будет являться объектом изучения сегодня на уроке  (Слайд №3)

На предыдущих уроках мы изучали  строение клеток растений, животных, грибов, работали с микропрепаратами. Для выполнения исследовательской работы «Определение принадлежности клеток к определенному царству организмов» мы с вами поработаем в лаборатории цитологии.

Практическая работа с микроскопом : 

?  Определите по микропрепаратам  клетки,  каких царств находятся на предметных столиках ваших микроскопов. Ответ обоснуйте. ( Слайд №4)

? Перечислите основные отличительные особенности строения клеток Царства Растений, Царства Животных и Царства Грибов. ( Слайд №5)

? Какая главная особенность строения клеток этих царств объединяет их в одну Подимперию (Слайд №6)

На слайде № 7 показана культура и клетка организма,  особенности  строения которой,  мы будем повторять сегодня на уроке.

? Назовите Подцарство и организм, поясните,  в чем основное отличие  строения данной клетки от клеток ранее изученных организмов.

II.Основная часть урока, включающая этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности, этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, этап включения в систему новых знаний и этап коррекции.  

Предлагаю обратить ваше внимание на современную классификацию Подимперии Прокариоты (Слайд № 8)

? Вашим домашним заданием было вырастить культуру бактериальных клеток. Назовите алгоритм выполнения практической части домашнего задания (школьники рассказывают о поиске методик выращивания бактерий, выборе доступного варианта)

? Какие возникли проблемы (школьники в основном называют ограниченные сроки) и какие варианты вами были выбраны. Аргументируйте выбор.

? Выполняемая вами работа, может являться частью исследовательской работы. Назовите  алгоритм выполнения исследовательской работы. (Слайд №9)  Обозначьте цель, задачи, проблему, план выполнения работы.

Для выполнения лабораторной работы «Изучение клеток бактерий в культуре и на готовых микропрепаратах с использованием светового микроскопа» мы с вами переместимся в лабораторию микробиологии.

Технологическая карта Приложение №1 (Слайд №10)

Бактериальная клетка меньше эукариотических клеток в десятки раз и детальное рассмотрение клетки возможно только при помощи электронного микроскопа, который был изобретен в 1930 году, а в 1977 году с развитием молекулярной биологии были открыты и коренные различия среди самих прокариот: между эубактериями и археями. (Слайд №11)

  1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Мы с вами уже изучали строение, особенность жизнедеятельности и значение бактерий в 7 и 9 классах, давайте проведем рефлексию имеющихся знаний  (Слайд №12, интерактивное задание с мультимедийного приложения к учебнику-навигатору Биология. Общая биология. 10 класс. В.И.Сивоглазов).

 Школьники вспоминают особенности строение клетки прокариот, возникают затруднения, создается потребность в коррекции и дополнении знаний.

  1. Предлагаю вам изучить строение бактериальной клетки более подробно.

В ходе поисковой работы необходимо заполнить таблицу в Листке диагностики (Приложение №2)

6-а) Нуклеоид =  кольцевая молекула ДНК+иРНК+ белки-активаторы

(Слайд №13) ? Можно ли назвать нуклеоид хромосомой?

6-б) Плазмиды- мелкие молекулы ДНК в форме небольших, свободно расположенных в цитоплазме колец. Участвуют в обмене генетической информации. (Слайд №14)

6-в) Мезосомы - впячивания ц.п.м., выполняющие функцию органоидов эукариот. Например,  мембраны, содержащие ферменты, выполняют дыхательную функцию. (Слайд №15)

6-г) Покровы бактериальной клетки трехслойны: слизистая капсула+ клеточная стенка+ цитоплазматическая мембрана

? Как вы думаете, каково предназначение этих оболочек?

Слизистая капсула - п/ж коллоидная масса из белков или полисахаридов, может содержать токсины (Слайд №16)

Клеточная стенка из пептидогликанов (муреин), соединенных водородными связями и липополисахаридов. (Слайд №17)

Различают Грам (+) и Грам(-) бактерии, отличающиеся толщиной клеточной стенки ( у Грам+ она 20-80 нм, а у Грам- 2-3 нм).  Названы так по фамилии датского ученого Кристиана Грама, предложившего специальный метод окраски бактерий – окраску по Граму. Просмотр видеофрагмента: (Слайд №18) http://www.youtube.com/watch?v=ySsXmU5iBIM 

После окрашивания краской генцианвиолетом бактерии обрабатывают спиртом, в результате чего Грам (+) бактерии сохраняют фиолетовую окраску, а Грам (-) бактерии обесцвечиваются.

Клеточная стенка Грам (+) состоит из пептидогликана – муреина (до 90–95%), тейхоевых кислот , полисахаридов. Она имеет однослойную структуру, плотно прилегает к цитоплазматической мембране.
У Грам (-) бактерий в составе клеточной стенки муреина мало (5–10%), тейхоевые кислоты отсутствуют, в больших количествах содержатся липопротеиды и липополисахариды, мембрана как правило, имеет неровную, искривленную форму.

6-г) ? Каковы особенности строения рибосом ( Слайд №19)

? Какова функция рибосом

6-д) Особенности строения, функции жгутиков, ворсинок, пилей. Основа жгутиков - флагелин (бактериальный белок, который способен самоорганизовываться в полые цилиндрические структуры), ворсинки  и пили меньших размеров. Ворсинки тоньше жгутиков  и  необходимы для прикрепления бактерии к субстрату, принимают участие в транспорте, а пили  — необходимы клетке-донору для передачи реципиенту ДНК при конъюгации (Слайд №20)

  1. Используя раздаточный материал, подготовить сообщение об особенностях строения клеток циано - и архебактерий (Приложение №3) Рефлексия- сравнение с эталоном (Слайды № 21, 22)

III. Рефлексия усвоения знаний данного урока.

  1. Заполнение обобщающей таблицы «Сравнительная таблица особенностей строения клеток различных организмов» (Слайд №23)

Используемая литература:

  1. П.М. Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень: в 2ч. Изд. «Просвещение»
  2. В.И. Сивоглазов, М.Р.Сапин, А.А. Каменский  Биология. Общая биология 10 класс : учебник для общеобразовательных учреждений- М.:Дрофа (Навигатор)
  3. В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т. Захарова Биология. Общая биология. 10 класс, углубленный уровень - М.: Дрофа
  4. Мультимедийное учебное пособие к учебнику-навигатору Биология. Общая биология. 10 класс. Авт. В.И. Сивоглазов
  5. http://www.youtube.com/watch?v=ySsXmU5iBIM 
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%EA%E0%F0%E8%EE%F2%FB

Приложение

  1. Технологическая карта к работе  «Изучение клеток бактерий в культуре и на готовых микропрепаратах»
  2. Диагностический лист
  3. Раздаточный материал
  4. Мультимедийная  презентация к уроку
  5. Ссылки на сайты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки»

Тема урока: Строение клетки.Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.Цель:  изучить  строение клетки, выя...

Календарно-тематическое планирование уроков биологии 11 класса, углубленный уровень.

Календарно-тематическое планирование уроков биологии 11 класса, углубленный уровень к учебнику для общеобразовательных организаций под редакцией В.В. Пасечника...

Промежуточная аттестация по биологии 11 класс Углубленный уровень (Комплексная контрольная работа)

Промежуточная аттестация по биологии11 класс Углубленный уровень (Комплексная контрольная работа)...

Рабочая программа по биологии 11 класс (углубленный уровень)

Рабочая программа по биологии 11 класс (углубленный уровень) к учебнику  Пасечника!...

Материал для уроков в 11 классе (углубленный уровень)

В данном материале предлагается карточки для индивидуальной работы, информация по фразовым глаголам...