Рабочая программа по биологии 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс)

Цырендоржиева Наталия Николаевна

Рабочая программа по учебнику А.Г.Драгомилова 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpb_8.docx43.46 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по биологии  основного  общего образования, Авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2012). Программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы.

Человека изучают в течение одного учебного года. Школьный курс Человек имеет комплексный характер, включая основы различных наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и зоологии и частью специального цикла биологических дисциплин о человеке. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с систематическим положением человека в ряду живых существ, его генетической связью с животными предками. Курс  позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Место курса биологии в базисном учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Рабочая программа предусматривает изучение биологии в 8 классе в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года. Общее число учебных часов за один год составляет 70 часов.

Технологии, формы и методы, используемые на уроках биологии

№ п/п

Современные образовательные технологии и (или) методики

Цель использования технологий и (или) методик

Результат использования технологий и (или) методик

1

Технология РКМЧП

(кластер, сиквейн, толстые и тонкие вопросы, лекция с остановками…)

Формирование умения выделять смысловые единицы и графически оформлять их в определенном порядке в виде грозди или составления вопросов в работе с тестом

Развитие мышления и внимания учащихся, формирование умения вести диалог

2

Технология разноуровневого обучения

 Обеспечение каждому учащемуся условий для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.

Определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности.

3

Технология  индивидуального обучения  Ю. С. Драля

Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества

Навыки самостоятельной работы с учебным материалом,  самоконтроля, мотивация к учению в целом и к биологии в частности.

4

Информационные технологии  

Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Развитие у учащихся познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному "добыванию" и обогащению знаний и умений, применяя их в своей практической деятельности.

5

Метод проектов

Развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта.

Умение проводить исследования, систематически и четко излагать свои мысли, анализировать поступающую информацию и представлять новые идеи

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

а) литература для учащихся:

  1. Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.

«Биология: человек» (М., издательский центр «Вентана-Граф», 2008 г.)

  1. Зверев И.Д.

 «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1989 г.)

  1. Колесников Д.В., Маш Р.Д.

«Основы гигиены и санитарии» (М., «Просвещение», 1989 г.)

б) литература для учителя:

  1. Бруновт Е.П. и др.

 «Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека» (М., «Просвещение», 1978 г.)

  1. Сапин М.Р., Брыксина З.Г.

«Анатомия и физиология человека» - для 9 класса школ с углубленным изучение биологии (М., «Просвещение», 1999 г.)

  1. Анастасова Л.П. и др.

 «Человек и окружающая среда» (М., «Просвещение», 1981 г.)

  1. Чусов Ю.Н.

 «Физиология человека» (М., «Медицина», 1986 г.)

  1. Георгиева С.А. и др.

 «Физиология» (М., «Просвещение», 1981 г.)

  1. Воронин Л.Г. и др.

«Физиология ВНД и психология» (М., «Просвещение», 1977 г.)

  1. Бинас А.В., Маш Р.Д, и др.

«Биологический эксперимент в школе» (М., «Просвещение», 1990 г.)

  1. Воронин Л.Г., Маш Р.Д.

«Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1983 г.)

  1. Демьяненков Е.Н.

«Биология в вопросах и ответах» (М., «Просвещение», 1996 г.)

  1. Лернер Г.И.

«Человек: анатомия, физиология и гигиена (поурочные тесты и задания)» (М., «Аквариум», 1998 г.)

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
  5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Мультимедиапроектор
  3. Экран
  4. Таблицы по курсу «Человек»
  5. Муляжи

  1. Микроскопы
  2. Готовые микропрепараты по анатомии
  3. Фильмы для 8  класса
  4. Презентации

Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 8классе

         В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

( 70 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1 . Общий обзор организма человека (5 часов). Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. Строение организма человека. Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Тема 6. Опорно-двигательная система (9 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Тема 3 . Кровеносная система. Внутренняя среда организма (9 часов)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Тема 4. Дыхательная система (6 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Тема 5. Пищеварительная система (7 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Тема 6. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 7. Мочевыделительная система (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Тема 8. Кожа (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Тема 9. Эндокринная система и нервная системы (7 часов)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг –  центральная нервная система; нервы и нервные узлы  –  периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста                           и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и Внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты,            их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Тема 11. Поведение человека. Высшая нервная деятельность (8 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-                     торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы.  Сон  и  бодрствование.  Стадии  сна.  Сновидения.  Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя  и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия  и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание.

Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (4 часа)

Мужская и женская половые системы. Образование и развитие зародыша. Влияние табака, алкоголя, наркотиков на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

уроки

лабораторно-практические работы/уроки развития речи, диктанты, сочинения, изложения

контрольные работы

1

Общий обзор организма человека

5

3

2

1

2

Опорно-двигательная система

9

6

2

1

3

Кровеносная система

9

7

1

1

4

Дыхательная система

6

3

2

1

5

Пищеварительная система

7

4

2

1

6

Обмен веществ и энергии

2

2

1

7

Выделительная система

2

2

1

8

Кожа

3

2

1

9

Эндокринная и нервная системы

7

6

1

1

10

Органы чувств и анализаторы

6

5

1

1

11

Поведение человека

8

7

1

1

12

Половая система. Индивидуальное развитие организма

4

3

1

13

Повторение и итоговая контрольная работа

2

1

1

Итого:

70

50

9

11

5

Календарно-тематическое планирование курса биологии в 8 классе

Тема урока

НРК

Дата

По плану

По факту

Тема1: «Общий обзор организма человека» - 5 часов

1

Науки об организме человека. Место человека в живой природе.

2

Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки

Лабораторная работа № 1

«Действие каталазы на пероксид водорода»

3

Ткани организма человека

Лабораторная работа №2 «Клетки и ткани  под микроскопом»

4

Системы органов в организме человека.

5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие сведения о мире животных»

Тема 2: «Опорно-двигательная система» - 9 часов

6

Строение, состав и типы соединения костей

Лабораторная работа №3 «Строение костной ткани»

Лабораторная работа №4 «Состав костей»

7

Скелет головы и туловища

8

Скелет конечностей

9

Первая помощь при повреждениях ОДС

10

Строение, основные типы и группы мышц

11

Работа мышц

12

Нарушение осанки и плоскостопие

13

Развитие ОДС

14

Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно-двигательная система».

Тема 3: «Кровеносная система» - 9 часов

15

 Значение крови и ее состав

Лабораторная работа №5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

16

Иммунитет

17

Тканевая совместимость и переливание крови

18

Сердце. Круги кровообращения.

19

Движение лимфы

20

Движение крови по сосудам

21

Регуляция работы органов кровеносной системы

22

Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях

23

Обобщение и систематизация знаний по теме «Кровеносная система».

Тема 4: «Дыхательная система» - 6 часов 

24

Значение дыхательной системы. Органы дыхания

25

Строение легких.  Газообмен в легких и тканях

Лабораторная работа №6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

26

Дыхательные движения.

Лабораторная работа №7 «Дыхательные движения»

27

 Регуляция дыхания

28

Заболевания дыхательной системы. Первая помощь при повреждении дыхательных путей

29

Обобщение и систематизация знаний по теме «Дыхательная система».

Тема 5: «Пищеварительная система» - 7 часов

30

 Строение пищеварительной системы

31

Зубы

32

Пищеварение в ротовой полости и желудке.

Лабораторная работа №8 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Лабораторная работа №9 «Действие ферментов желудочного сока на белки»

33

Пищеварение в кишечнике

34

Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и ее состав

35

Заболевания органов пищеварения

36

Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система».

Тема 6: «Обмен веществ и энергии» - 2 часа

37

Обменные процессы в организме

38

Нормы питания. Витамины

Тема 7: «Выделительная система» - 2 часа 

39

Строение и функции почек

40

Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим

Тема 8: «Кожа» - 3 часа 

41

Значение кожи и ее строение

42

Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов

43

Обобщение и систематизация знаний по темам «Обмен веществ и энергии», «Выделительная система», «Кожа».

Тема 9: «Эндокринная и нервная системы» - 7 часов 

44

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции

45

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

46

Значение, строение и функция нервной системы

47

Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция

48

Спинной мозг

49

Головной мозг

50

Обобщение и систематизация по теме «Эндокринная и нервная системы».

Тема 10: «Органы чувств. Анализаторы» - 6 часов 

51

Принцип работы органов чувств и анализаторов

52

Орган зрения и зрительный анализатор

53

Заболевания и повреждения глаз

54

Органы слуха, равновесия и их анализаторы

55

Органы осязания, обоняния и вкуса

56

Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы чувств. Анализаторы».

Тема 11: «Поведение человека» - 8 часов 

57

Врожденные формы поведения

58

Приобретенные формы поведения

59

Закономерности работы головного мозга

60

Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление

61

Психологические особенности личности

62

Регуляция поведения. О вреде наркогенных веществ

63

Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение

64

Обобщение и систематизация знаний по тем «Поведение человека».

Тема 12: «Половая система. Индивидуальное развитие организма» - 4 часа 

65

Половая система человека

66

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

67

Развитие организма человека

68

Обобщение и систематизация знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма».

Повторение и итоговая контрольная работа – 2 часа 

69-70

Итоговый контроль знаний по курсу «Человек и его здоровье»

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...