Рабочая программа по биологии 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)

Цырендоржиева Наталия Николаевна

Рабочая программа по учебнику Пономаревой И.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpb_9.docx68.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе  Федерального компонента Государственного стандарта, авторской программы по биологии авторов И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова  (Природоведение. Биология. Экология: 5 – 11 кл.: программы. -  М.: Вентана- Граф, 2008 г.).   Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н.  Биология:  9 класс: Учебник для учащихся    общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова;  под ред. проф. И.Н. Пономаревой. М.: Вентана – Граф, 2011 г.

        Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.          

Программа по биологии  для   9 класса построена на принципиально новой содержательной основе- биоцентризме  и полицентризме, в раскрытии свойств живой природы, её закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биологии как науки и как явления культуры.

Цель программы –

развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия; развивать экологическое образование школьников и воспитывать у них  экологическую культуру.

  Для достижения целей обучения поставлены следующие

задачи:

1.Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

2.Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности  собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами; проводить наблюдения за биологическими объектами, ставить эксперименты;

3.Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе:

5. Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.

      Изучение биологии в  9 классе построено с учётом  развития основных биологических понятий, преемственно от курса к курсу и является заключительным курсом биологии в основной школе.

                                        Место предмета в учебном плане.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Пономарёвой И.Н., в соответствии с которой на изучение курса биологии 9 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю). Срок реализации программы - 1 год.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование учащимися общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета « Биология» на ступени основного общего образования являются распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

                                               Учебно-методический комплект.        

      Учебник:

Биология:  9 класс: Учебник для учащихся    общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова;  под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф, 2011 г.

                            Методические пособия и дополнительная литература:

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии». Поурочные планы.- Волгоград: Учитель, 2013 г.

               Требования к уровню подготовки учащихся:

знать/понимать:

Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений,  животных,  грибов и бактерий; популяций;  экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

Сущность биологических процессов:  обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

Особенности организма человека, его строения,  жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

Объяснять: роль биологии в формировании современной  естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных  (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;  родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и  окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости,   проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.

Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и   животных,  сезонными изменениями в природе,  рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.

Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых  объектах и таблицах органы цветкового растения,  органы и системы органов животных, растения разных отделов,  животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные.

Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.  

Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей  отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения.

Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  животными, бактериями, грибами и вирусами травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха,  инфекционных и простудных заболеваний;

  • Оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животными; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения  в окружающей среде;

  • Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных;

  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Технологии, формы и методы, используемые на уроках биологии

№ п/п

Современные образовательные технологии и (или) методики

Цель использования технологий и (или) методик

Результат использования технологий и (или) методик

1

Технология РКМЧП

(кластер, сиквейн, толстые и тонкие вопросы, лекция с остановками…)

Формирование умения выделять смысловые единицы и графически оформлять их в определенном порядке в виде грозди или составления вопросов в работе с тестом

Развитие мышления и внимания учащихся, формирование умения вести диалог

2

Технология разноуровневого обучения

 Обеспечение каждому учащемуся условий для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.

Определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности.

3

Технология  индивидуального обучения  Ю. С. Драля

Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества

Навыки самостоятельной работы с учебным материалом,  самоконтроля, мотивация к учению в целом и к биологии в частности.

4

Информационные технологии  

Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Развитие у учащихся познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному "добыванию" и обогащению знаний и умений, применяя их в своей практической деятельности.

5

Метод проектов

Развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта.

Умение проводить исследования, систематически и четко излагать свои мысли, анализировать поступающую информацию и представлять новые идеи

Содержание учебной программы курса биологии для 9  класса основной школы.

  1. Введение в основы общей биологии (4 ч.)

Биология – наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз,  рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

                        

 2.Основы учения о клетке (10 ч.)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества  в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

 Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.

3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)  (5 ч.)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное  развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторная работа.  Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

4.Основы учения  о наследственности и изменчивости (11ч)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность. Ген, генотип, фенотип,  изменчивость. Закономерности изменчивости.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая ( комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторная работа.  Решение генетических задач.

Лабораторная работа. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений, разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях.

5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч.)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение  Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.  Основные направления селекции микроорганизмов.  Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.   

6.Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч.)

Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Ранее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот – к эукариотам. Влияние  живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

7.Учение  об эволюции (9 ч.)

Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный  отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие  силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном  принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторная работа. Изучение изменчивости у организмов.

  8.Происхождение человека (антропогенез)  (6 ч.)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические  отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность   человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление  Человека разумного.  Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

9.Основы экологии  (12 ч.)

Экология – наука о взаимосвязях организмов  с окружающей средой. Среда  - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно – воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура, функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие  о биоценозе, биогеоценозе, экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как  основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития  сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса   на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический  круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Лабораторная работа.  Оценка качества окружающей среды.

Лабораторная работа. Приспособленность организмов к среде обитания.

 10.Заключение (1 ч)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранения биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

Учебно – тематический план.

Название темы

Количество часов

Лабораторные работы

Экскурсии

Контрольные работы

  1. Введение в основы общей биологии

4 ч.

1

  1. Основы учения о клетке

10 ч.

1

1

  1. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

5 ч.

1

1

  1. Основы учения о наследственности и изменчивости

11 ч.

2

1

  1. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5 ч.

  1. Происхождение жизни и развитие органического мира

5ч.

  1. Учение об эволюции

9 ч.

1

1

  1. Происхождение человека (антропогенез)

6 ч.

1

  1. Основы экологии

12 ч.

2

1

  1. Заключение

1 ч.

1

Итого:

68ч

7

1

7

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Название раздела, тема урока.

Тип урока

Элементы содержания

Кол-во часов

НРК

Форма урока

Средства обучения. Информационное сопровождение

Дата

по плану

факт

  1. Введение в основы общей биологии  (4 ч)

1.

 Биология- наука о живом мире.

 §1, вопросы 1 - 3

 Биология- наука о живой  природе.  Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение,  описание и измерение биологических объектов

 1

 Беседа

Таблица»Комплекс биологических наук»

2.

 Общие свойства живых организмов.

 

§ 2, заполнить таблицу

 Отличительные особенности живых организмов от неживых тел:  клеточное строение, обмен веществ и  превращение энергии,  раздражимость. Гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Эволюция.

 1

 Беседа

Мультимедийная презентация «Свойства живых организмов»

3.

 Многообразие форм живых организмов.

§ 3, вопросы 1-3

 

Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы.

 1

 Беседа

 Таблица

« Многообразие форм живых организмов»

4.

Биологическое разнообразие вокруг нас.

Отчет по экскурсии, с.11 -12

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана.

Биоразнообразие местности

Экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас»

 Блокнот, карандаш  .

  1. Основы учения о клетке (10ч)

5.

 Цитология- наука о клетке. Многообразие клеток.

 §4

Из истории цитологии. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка- основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Свойства клетки.

 1

 Беседа с элементами рассказа

Таблицы»Строение клетки», «Разнообразие клеток»

6.

  Химический состав клетки.

  §5, вопросы 1- 3

 Общность хим. состава  клетки. Неорганические  (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты). Полимеры, мономеры.

 1

 Беседа с элементами рассказа

 Таблица-схема хим. состава клетки

7.

 Белки и нуклеиновые кислоты.

§6

 

 Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК,    их структура и функции.  Репликация.

 

1

 Рассказ

Модель ДНК, таблица «Строение белка»

8.

 Строение клетки.

 §7

 Строение клетки.  Мембрана клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Типы клеток: прокариоты, эукариоты. Вирусы- неклеточные формы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

 1

 Беседа

Таблицы»Строение клетки», Таблица «Вирусы»

9.

 Органоиды клетки и их функции.

 §8

 Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосома, клеточный центр) органоиды. Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток.  Одноклеточные и многоклеточные организмы.

 1

 Лаб. раб. № 1 «Сравнение строения  клеток растений, животных, бактерий»  

Лаб. раб. №2

«Изучение клеток бактерий»

Таблицы»Строение  растительной клетки»,  Строение  животной клетки», «Разнообразие клеток»

10.

 Обмен веществ и превращение энергии.

 

§9

 Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки. Анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция). Энергия клетки. АТФ.

 1

Беседа с элементами рассказа

Таблица «Метаболизм»

11.

Биосинтез  белков в живой клетке.

 §10

 Понятие о биосинтезе.  Ген- участок ДНК.  Генетическии  код, его свойства.Этапы синтеза белка в клетке: транскрипция, трансляция.

 1

 Урок - лекция

Таблица «Биосинтез белка»

12.

 Биосинтез углеводов- фотосинтез.

 §11

Питание. Различия организмов по способу питания. Понятие о фотосинтезе. Роль пигмента хлорофилла. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений.

 

Беседа с элементами рассказа

Таблица «Фотосинтез», «Типы питания», портрет К.А. Тимирязева

13.

Обеспечение  клетки энергией.

 §12,  подготовиться к зачету

 Понятие о клеточном дыхании. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Этапы биологического окисления: подготовительный, неполное безкислородное расщепление, полное кислородное  расщепление. Гликолиз.

 1

 

Мультимедийная презентация «Биологическое окисление»

14.

Зачет по теме «Основы учения о клетке»

 

 Содержание всей темы.

 1

Урок-зачет

Тестовые задания, биологические задачи

  1. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)

15.

 Типы размножения организмов.

 §13

 Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение- древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Смена поколений. Вегетативное размножение.

1

 Урок взаимообучения

16.  

Деление клетки. Митоз.

 §14

 Понятие о делении клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.  Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Фазы митоза. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

 1

 

Таблица «Митоз», микроскопы, микропрепараты делящихся клеток растения

17.

Образование половых клеток. Мейоз.

 §15

 Набор хромосом в клетке. Соматические клетки. Половые клетки, строение и их функции. Диплоидная и гаплоидная клетка. Мейоз, его сущность.  Редукция. Гомологичные хромосомы. Первое и второе деление мейоза. Кроссинговер. Оплодотворение, его биологическое значение. Образование половых клеток  ( гаметогенез).

1

Рассказ с элементами беседы

Таблица «Мейоз»  

18.

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

 

§16, с. 58 -59

Рост и развитие организмов. Онтогенез, его этапы. Эмбриональный период онтогенеза и постэмбриональный период. Влияние факторов среды и вредных привычек на онтогенез человека.

1

Рассказ с элементами беседы

Таблица «Индивидуальное развитие Хордовых (на примере ланцетника)

19.

Зачет по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

 

 Содержание всей темы.

1

Карточки с биологическими терминами, биологические задачи, тест

  1. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)

20.

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

 

§17, 18

 Генетика – наука о закономерностях наследственности  и изменчивости.. Предистория генетики. Основные понятия: наследственность и изменчивость –свойства организмов, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы . Закономерности изменчивости организмов.

1

 

 Урок – лекция

Мультимедийная презентация «История развития генетики»

21.

 Генетические опыты

Г. Менделя.

 §19, вопросы 1 - 4

 Методы в исследованиях Г. Менделя

 (гибридологический метод).  Скрещивание. Гибрид.Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование.  Закон единообразия, закон расщепления. Гипотеза чистоты  гамет. Рецессивные и доминантные признаки.

 1

 Рассказ

Таблица «Моногибридное скрещивание», портрет Г. Менделя

22.

 Дигибридное скрещивание. 

§20, задачи в тетради

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Анализирующее скрещивание.  

 1

Рассказ с элементами беседы

Таблица «Дигибридное скрещивание»

23.

 Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

 §21

 Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Закон  сцепленного наследования

Т. Моргана.  Группа сцепления. Кроссинговер.

 1

Рассказ с элементами беседы

Портрет Т Моргана,

24.

 Взаимодействие генов и их множественное  действие.

 

§22

Понятие о гене. Гены и хромосомы. Типы влияния генов. Полимерия. Плейотропия. Условия проявления признаков. Генотипическая среда.

 1

 Рассказ

Учебник

25.

 Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

 

§23

 Х-хромосомы, Y- хромосомы, аутосомы. Кариотип. Механизм определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

 1

 Рассказ

Таблица «Генетика пола»

26.

Наследственная изменчивость.

 §24

 Изменчивость- свойство организмов.  Наследственная изменчивость.

 Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Мутации. Мутагены. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова.

 

1

Рассказ с элементами беседы

Таблица «Наследственная изменчивость. Полиплоидия»

27.

  Типы изменчивости.

 §25, сообщения

 Модификационная изменчивость (ненаследственная), ее характеристики. Норма реакции: широкая, узкая. Модификации.

Онтогенетическая изменчивость (возрастная).

 1

 Лаб. раб. №3«Выявление  изменчивости у организмов»

Комнатные растения, листья растений одного вида (березы), гербарии, инструктивные карточки

28.

 Наследственные болезни, сцепленные с полом.

 §26

Группы наследственных болезней: болезни, связанные с мутациями генов; болезни, связанные с мутациями хромосом. Генные болезни: дальтонизм, гемофилия. Хромосомные болезни: болезнь Дауна. Диагностика заболеваний. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

 1

Наследственные заболевания в нашем селе

 Урок –лекция

Мультимедийная презентация «Наследственные болезни»

29.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

Содержание всей темы.

Беседа

Подготовиться к зачету

30.

Зачет по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

 

 Содержание всей темы.

1

 Урок защиты знаний

Карточки- задания

5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)

31.

 Генетические основы селекции организмов.

 

§27

 Из истории селекции. Селекция как наука. Задачи и методы селекции. Искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Полиплоидия.

 1

Рассказ с элементами беседы

Таблица – схема «методы селекции»

32.

 Особенности селекции у растений.

 

§28

Особенности культурных растений. Методы селекции растений: гибридизация и отбор. Полиплоидия. Достижения селекционеров страны, области. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов растений.

1

Рассказ с элементами беседы

Таблица «Сорта и гибриды культурных растений», коллекции семян, распечатка о достижениях селекционеров Кировской области

33.

 Центры многообразия и происхождения культурных растений.

 §29

 Исследования Н.И. Вавилова.  Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

 1

Урок-экспедиция

Портрет Н.И. Вавилова, таблица «Центры происхождения культурных растений»

34.

Особенности селекции животных.

 

§30

 Цели селекции животных. История одомашнивания.  Методы селекции животных: гибридизация (инбридинг и аутбридинг) и отбор (массовый и индивидуальный). Современные методы селекции животных (искусственное осеменение, клонирование). Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород животных.

 1

 Породы местных животных и сорта растений

Рассказ с элементами беседы

Мультимедийная презентация «Селекция животных»

35.

 Основные направления селекции микроорганизмов.

 

§31

 Значение селекции микроорганизмов для развития с/х, медицинской, микробиологической  и других отраслей промышленности. Методы селекции микроорганизмов: генная инженерия, клеточная инженерия. Биотехнология. Использование грибов, бактерий в биотехнологии.

 1

Рассказ с элементами беседы

Мультимедийная презентация «Микробиология и ее значение в народном хозяйстве»

6.Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч)

36.

 Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

   §32, сообщения

Гипотезы происхождения жизни. Идея абиогенеза и биогенеза.  Значение работ Л. Пастера

1

Рассказ

Таблица «Эволюция растительного и животного мира», портрет  Л. Пастера

37.

Современные представления о возникновении жизни на Земле .

§33

Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина. Коацерваты. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

Портрет А.И. Опарина

38.

 Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

 §34

 Появление первичных живых организмов –протобионтов. Предполагаемая гетеротрофность протобионтов. Ранее возникновение фотосинтеза и биолог. круговорот веществ. Афтотрофы и гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот  к эукариотам. Возникновение биосферы.

1

Рассказ с элементами беседы

Таблица «Эволюция растительного и животного мира», «Строение прокариотической и эукариотической клетки»

39.

Этапы развития жизни на Земле.

 

§35, создать презентацию «Этапы развития жизни на Земле»

Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Основные черты приспособленности.  Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

 1

Рассказ с элементами беседы

Таблица «Эволюция растительного и животного мира»,

40.

 Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

 

 С. 131 - 132

 Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши  животными. Многообразие животных – результат эволюции. Основные приспособительные черты животных к наземному образу жизни.

 1

История живой природы местного региона

Урок-экскурсия 

 Блокнот, карандаш (отчет по экскурсии)

Учение об эволюции (9 ч)

41.

 Идея развития органического мира в биологии.

 

§36

 Появление идей  об эволюции. Учение об эволюции органического мира. Предпосылки учения Ч. Дарвина.

Ч. Дарвин – основоположник  учения об эволюции.

1

 

Рассказ с элементами беседы

Портреты ученых

42.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

 

§ 37

Дарвин – основоположник   учения об эволюции, его исследования.  Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор – движущие силы эволюции. Искусственный отбор. Значение работ Ч. Дарвина.

1

Рассказ с элементами беседы

Портрет Ч Дарвина, таблица «Движущие силы эволюции»

43.

Результаты  эволюции: многообразие видов и приспособленность  организмов к среде.

 Записи в тетради

Приспособительные особенности растений и животных. Адаптация. Многообразие адаптаций. Приспособительность организмов   как результат естественного отбора. Движущие силы и результат эволюции.

 1

Лаб. раб. № 4«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

44.

 Современные представления об эволюции органического мира.

 

§38

Популяция как элементарная единица эволюции. Современные представления об эволюции органического мира. Факторы эволюции.

 1

Рассказ с элементами беседы

Таблица-схема «Факторы эволюции»

45.

Вид, его критерии и структура.  

 

§39, заполнить таблицу

Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический,  генетический. Экологический. Географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида.

 1

Рассказ с элементами беседы

Гербарные экземпляры  растений разных видов, таблица «Вид. Критерии вида»

46.

 Процессы  образования новых видов в природе – видообразование.

 

§40

 Видообразование: географическое и экологическое.  Изолирующие механизмы:  географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: биологическая и географическая. Микроэволюция.

1

Виды животных в нашей местности

Рассказ с элементами беседы

Таблица «Видообразование»

47.

 Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

  Основные направления эволюции.

§41,42

Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический регресс и  биологический прогресс.

1

 Рассказ с элементами беседы

Мультимедийная презентация «Главные направления эволюции»

48.

Основные закономерности эволюции.

  Влияние деятельности человека на процессы эволюции видов.

 

§43, сообщения, подготовиться к зачету

 Основные особенности эволюции. Эволюция – необратимый процесс исторического развития органического мира.  Адаптации (общие, частные).

 1

 Рассказ с элементами беседы

Таблица «Формы филогенеза», кинофрагменты «Основные ароморфозы в растительном мире», «Идиоадаптации в растительном мире»

49.

Зачет по теме «Учение об эволюции»

 

 Содержание всей темы.

1

Зачет

Карточки-задания

  1. Происхождение человека (антропогенез) (6ч)

50.

 Место человека в системе органического мира.

 

§44

 Человек как вид, его сходство с животными и  отличие от них.

1

Дискуссия

Таблица «Человекообразные обезьяны»

51.

 Доказательства эволюционного происхождения человека.

 

§45

 Антропогенез.  Накопление фактов о происхождении человека. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения.  

 1

 Рассказ с элементами беседы

Набор «Происхождение человека»

52.

 Этапы эволюции человека.

 §46,  47,заполнить таблицу

 Движущие силы и этапы  эволюции человека: древнейшие, древние. Современные люди. . Биосоциальная сущность человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

 1

Урок-лекция

Мультимедийная презентация «Этапы эволюции человека»

53.

 Человеческие расы, их родство и происхождение.

 §48 , 49, с.183 - 184

Человеческие расы: негроидная, монголоидная, европеоидная. Их родство и происхождение. Человек как единый биологический  вид.

 1

Беседа

Таблица «Человеческие расы», фотографии

54

Человек как житель биосферы и его влияние на природу

1

Беседа

55.

Зачет по теме «Происхождение человека (антропогенез)»

 

 Содержание всей темы.

 1

Зачет

Карточки - задания

  1. Основы экологии (12 ч)

56.

Условия жизни. Среды жизни и экологические факторы.

 

§50

Экология –  как наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле. Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организмы.

 1

 Рассказ с элементами беседы

Таблица «Среды жизни»

57.

 Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

 

§51

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организм. Основные экологические законы. Фотопериодизм.

1

 Рассказ с элементами беседы

Таблица-схема «Экологические факторы»

58.

 Приспособленность организмов к действию факторов среды.

 

§52, сообшения

 Приспособленность организмов к различным  экологическим факторам среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов.

1

  Лаб. раб. №6   «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»

Таблица «Приспособленность организмов»

59.

 Биотические связи в природе.

 

§53

 Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты. Значение биотических связей.

1

 

Видеофрагмент «Трофические связи живых организмов»

60.

 Популяции как форма существования видов в природе.

 §54

Взаимосвязь организмов в популяции. Популяция. Популяция – форма существования вида в природе. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура.

1

 Рассказ с элементами беседы

Видеофрагмент

61.

Функционирование популяции  и динамика ее численности в природе.

 §55

 Популяция. Функционирование популяции  в природе. Динамика численности  популяций в природе. Биотические связи в регуляции численности.

1

Рассказ

Таблица

62.

 Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

 §56

Естественные и искусственные биоценозы.  Структура сообщества живых организмов. Биотоп. Эдификаторы.  Экологические ниши. Роль видов в природе. Особенности агроэкосистем.

1

Урок -лекция

Таблицы  «Экологические ниши», схема «Многообразие форм связей и видов взаимоотношений в биоценозе»

63.

Понятие о биогеоценозе и экосистеме.  

  §57

Экосистемная организация живой природы.  Экосистемы. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.  

1

 Лаб. раб. №7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Видеофрагмент из фильма «Основы экологии»

64.

Развитие  и смена биогеоценозов.

 §58

Саморазвитие биогеоценозов. Первичные и вторичные сукцессии. Продолжительность и значение сукцессии.

1

 

 Рассказ с элементами беседы

Таблица «Биогеоценоз дубравы», « Биогеоценоз пресного водоема», «Зарастание водоема»

65.

 Изучение и описание экосистем  своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

 

 Повторить §57

 Состояние экосистемы своей  местности. Видовое разнообразие. Плотность популяции. Биомасса. Взаимоотношения организмов. Свойства экосистемы.

1

 Экосистемы местности

Лаб. раб. №8  «Изучение и описание экосистемы своей местности»  

Лаб. раб. №9

« Выявление типов взаимодействия  разных видов в конкретной экосистеме»

66.

 Основные законы устойчивости живой  природы.

 

§59

 Цикличность в экосистемах. Биологическое разнообразие в экологических системах.

1

Озерный ГОК

67.

 Биосфера как глобальная  экосистема. Экологические проблемы.

 

§60

 

 Записи в тетради

 Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биоразнообразия в устойчивом развитии биосферы. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды.

1

 Лаб. раб. №10«Анализ и оценка  влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»»

Видеофильм «Биосфера»

68

Итоговая контрольная работа

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...