Роль педагога в формировании личности ребенка.
статья по биологии

Шадрина Елена Владимировна

Учитель влияет не только на интеллектуальное развитие ребенка, но и оказывает непосредственное участие на его психологическое развитие и социализацию. Рассуждения о влиянии разнообразной деятельности учителя на воспитание ребенка как личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

Роль педагога в формировании личности ребенка.

Каждый человек уникален и неповторим  и с самого своего дня рождения развивается его сознание и самосознание, что и формирует его как личность.

На процесс этого формирование влияет совокупность многих факторов,  как  биологических( - инстинкты, генетические склонности, установки)  и природных (климатическая зона, катаклизмы, космические факторы), так и ноосфера, в том числе новейшие технические изобретения человечества и повсеместное их использование. Все это безусловно влияет на психологическое развитие, формирование интересов, оценочных суждений , действий личности. Но все же главную и определяющую роль в формировании феномена личности является социальная среда.  

Самые сложные процессы развития и становления личности человека под влиянием социальной среды происходят, вероятно, в детском и юношеском возрасте. Ведь процесс общения и  воспитания играет в этом основополагающую роль.

Изначально ребенок общается с родителями, перенимает их взгляды и установки, но потом в этот процесс так же подключается школа, первые друзья и ,конечно, учителя.

Учитель влияет не только на интеллектуальное развитие ребенка, но и оказывает непосредственное участие в его психологическом развитии и социализации.  

Одна из главных задач педагога, помимо передачи знаний о своем предмете, повлиять на личностный рост ученика и подготовить его к выполнению определенных разнообразных социальных ролей в обществе. Развитие личности происходит под влиянием педагогического процесса и усвоением научных знаний и деятельности. В результате общения с учителем происходит получение и освоение человеческого опыта учеником.

 Педагогу не просто нужно быть профессионалов в своем деле, но и искренне любить детей и свою деятельность, ведь без этого он не сможет создать нужную, безопасную и интересную среду для своих воспитанников, благоприятные условия для детей, при которых они не будут бояться раскрыть и развить свои самые лучшие качества.

 Они должны верить и доверять своему учителю, для детей он второй пример для подражания после их собственных родителей, что делает данную профессию особенно ответственной. Правильно выстроенное общение педагога с классом позволяет ему быть в курсе всех сильных и слабых сторон и настроений коллектива, влиять на общение в нем и соответственно развивать социализацию детей.

Большую роль в работе педагога играет диагностика процесса работы. Чтобы правильно спланировать воспитательную и образовательную деятельность коллектива, необходимо постоянная психолого-педагогическая диагностика.

Данный вид диагностики включает в себя: накопление, проверку, оценку и анализ статистических данных, выявление и прогнозирование динами и дальнейшего развития событий. Все это помогает проанализировать процессы и результаты обучения.   Диагностика помогает выявить и обратить внимание на проблемные аспекты работы в коллективе и сложные индивидуальные ситуации, что дает возможность выбрать правильную стратегию работы с каждым учеником, вовремя проводить родительские собрания, внеклассные мероприятия, индивидуальные консультации, поездки, экскурсии для расширения кругозора и создания более доверительных отношений в коллективе.

Наш современный мир богат на огромное количество различного рода информации.  Этот поток обрушивается на неокрепшую психику детей с которой они не в состоянии справиться без определенной базы знаний и опыта. В связи с чем следующая немаловажная задача учителя помочь воспитанникам правильно находить, структурировать, использовать новую информацию, отсеивая ненужное. Организовать процесс обучения различным способам переработки информации.

Данные опыт ученики приобретут только на базе практических постоянных занятий. Педагог должен помогать находить и структурировать данные, но не делая это за них, а лишь направляя и объясняя. Как показывает практика, лучший способ в этом - применение дидактических игр. Игра важнейший вид детской деятельности и эффективное средство в формировании личности. Игрой лучше всего можно заинтересовать и завладеть вниманием ребенка, повысить интерес к предмету и организации процесса деятельности, развить морально-волевые качества личности.

Такие уроки могут быть в формате ролевой игры, интегрированные, экспериментальные, включающие в себя процесс открытия детьми новых знаний по средствам научных открытий и экспериментов, ролевыми, театральными, уроки-семинары и пр. Эмоциональный фактор в виде удивления, радости, восторга, появляющийся на таких занятиях, хорошо влияет на запоминание нового материала и закрепление полученных знаний и опыта. В процессе такой работы очень важны организационные моменты проведения данных занятий, учет индивидуальных и возрастных и психологических особенностей коллектива, опыт и мастерство педагога.

Педагог влияет на развитие личностных качеств ребенка - гуманность, целеустремленность, трудолюбие, активность, организаторские способности, отношение к труду и новым знаниям, дружелюбие, уверенность в себе и своих силах. Личностно -ориентированный подход и опора на сильные стороны ученика - одни из главных особенностей работы учителя.

Успешное формирование личности ученика во многом зависит от взаимопонимания и контакта с педагогом. Так методы диалога и дискуссии важно широко применять во взаимодействии с учениками, важен процесс включения детей в педагогическую деятельность, способствуя их сближению с педагогом и возникновению доверительных отношений. Это позволяет педагогу лучше понимать индивидуальные особенности личности и иметь на нее значительное воздействие. Ученикам важно вступать в активный диалог с педагогом, занимать инициативную позицию в учебном процессе, познавать новый материал самому, искать ответы и делать выводы. Только такие методы помогут личности ученика в дальнейшем становиться все уверенней и более развитой.

Конечно, с возрастом роль собственной активности в личностном развитии индивида сильно увеличивается, ведь развитие личности это непрерывный саморегулирующийся процесс, постоянное движение от самых низших уровней жизнедеятельности к высшим. Но все же внешние обстоятельства  в виде обучения и воспитания в процессе формирования личности сложно переоценить.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании личности ребенка.

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья - это институт первичной социализации ребенка. Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребност...

Роль семьи в формировании личности ребенка

Семья для ребенка - это не только место его рождения, но и основная среда его воспитания и развития. Каким будет воспитание - позитивным или негативным зависит от семьи....

Роль педагога в развитии личности ребенка

laquo;Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не име...

«Роль социального педагога в формировании личности ребенка в условиях жизни в социально-реабилитационном центре»

Описание деятельности социального педагога в социально-реабилитационном центре...

Статья на тему «Роль педагога в формировании личности ребенка.»

Статья на тему «Роль педагога в формировании личности ребенка.»...

Статья "Роль педагога в формировании личности ребенка и создании условий для его развития"

Ребенок, как субъект общественных отношений, является одной из главных категорий в социально-педагогическом аспекте, который изучает роль и место ребенка в обществе, его взаимодействие с другими людьм...