Рабочая программа по биологии. 7 класс. Пасечник В.В.
рабочая программа по биологии (7 класс)

Мурлычева Ирина Никифоровна

Рабочая программа по биологии для 7 класса. Программа Пасечника В. В. 2 часа внеделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya-7r1.7r2.docx47.24 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление.

1.Пояснительная записка._________________________________________2

2. Планируемые результаты учебного предмета.______________________5

3. Содержание учебного предмета. _________________________________9

4. Календарно-тематическое  планирование._________________________14

Пояснительная записка        

   Рабочая программа по биологии для  7 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

1.ФЗ  № 273  «Об образовании в Российской Федерации».

2.Закон РО  № 26-ЗС  «Об образовании в РО».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

4. Примерная программа  основного общего образования по биологии для 7 класса и авторская программа (авторский коллектив под руководством  Пасечника В. В.).

5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.

6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.

7.Учебный план  МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год.

8.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - СанПиН 2.4.2821-10.

    Целью учебного предмета в 7 классе является формирование общих представлений  о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы.

Для достижения данной цели в процессе обучения реализуются следующие задачи:

  • усвоение и применение в своей деятельности основных положений биологической науки о строении и жизнедеятельности животных; многообразии природных сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за животными;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране,экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности принимать экологически правильные решения в области природопользования.

         В 7 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

    Предметная область «ОБЖ» в 7 классе реализуется в следующих темах: «Многообразие простейших. Среды обитания. Факторы среды. Биоценозы. Цепи питания. Значение животных для человека. Охрана животных». (5 ч.)

     В соответствии с учебным планом МБОУ лицея №5, из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час.  Дополнительный час использован на расширение изучения всех тем содержания курса. Согласно календарному учебному графику МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год для 7р1, 7р2 классов количество часов 68.

    В качестве ценностных ориентиров биологического образования в 7 классе выступают животные, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируются ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

  Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

  • ценности научного знания о строении, жизнедеятельности и многообразии животного мира;
  • ценности биологических методов исследования животных: наблюдения, эксперимента, мониторинга;
  • значимости жизни и многообразия животных на планете, их взаимосвязи с другими живыми организмами.

Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию биологической терминологии и символики для описания строения, процессов жизнедеятельности животных;
  • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • умению представлять свою творческую работу перед аудиторией, отвечать на вопросы.

   Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека. Способствует правильному отношению ко многим животным-изгоям (жабы, саламандры и т.д.)

   Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся чувства прекрасного при наблюдении за животными, эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

 Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Предметными результатами  являются:

  • знание структуры зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
  • систематики животного мира;
  • особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
  • исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.
  • основные системы органов животных и органы, их образующие;
  • особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;
  • эволюцию систем органов животных;
  • основные способы размножения животных и их разновидности;
  • отличие полового размножения животных от бесполого;
  • закономерности развития с превращением и развития без превращения;
  • сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;
  • причины эволюции по Дарвину;
  • результаты эволюции.
  • признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;
  • признаки экологических групп животных;
  • признаки естественного и искусственного биоценоза.
  • методы селекции и разведения домашних животных;
  • условия одомашнивания животных;
  • законы охраны природы;
  • признаки охраняемых территорий.

Метапредметными  результатами  являются:

  • умение давать характеристику методам изучения биологических объектов;
  • классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;
  • наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
  • использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
  • применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
  • сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;
  • выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;
  • обобщать и делать выводы по изученному материалу;
  • работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;
  • презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ;
  • сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;
  • выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных;
  • осуществлять наблюдения и делать выводы;
  • толерантно относиться к иному мнению;
  • корректно отстаивать свою точку зрения;
  • сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;
  • составлять тезисы и конспект текста;
  • выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны;
  • находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов.

Личностными результатами являются:

  • знание правил  поведения в природе;
  • понимание основных факторов, определяющие взаимоотношения человека и природы;
  • умение реализовывать теоретические познания на практике;
  • проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
  • испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными;
  • признавать право каждого на собственное мнение;
  • формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
  • проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  • уметь отстаивать свою точку зрения;
  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
  • уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса.

   1. Биология: Животные. 7 кл. : учебник / В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. – М. : Дрофа, 2014.

  1. Комплект учебного и учебно-наглядного оборудования

п/п

наименование

1

Набор моделей «Мозг позвоночных».

2

Комплект скелетов позвоночных животных

1

Скелет конечностей лошади.

2

Скелет конечностей овцы.

3

Рельефные таблицы:

1

Внутреннее строение кролика

2

Внутреннее строение лягушки

3

Внутреннее строение рыбы

4

Внутреннее строение собаки

5

Внутреннее строение голубя

6

Внутреннее строение ящерицы

7

Желудка жвачного животного

8

Археоптерикс

9

Внутреннее строениебрюхоного моллюска

10

Внутреннее строение гидры

11

Внутреннее строение жука

12

Строение дождевого червя

4

Комплект карточек:

1

Развитие лягушки

2

Цикл развития аскариды

3

Цикл развития бычего цепня

4

Пчелы. Устройство улья.

5

Муравьи. Устройство муравейника.

5

Комплект муляжей «Позвоночные животные».

6

Набор по зоологии(микропрепараты)

7

Микроскопы.

8

Комплект таблиц «Животные»

Содержание учебного предмета.  

(68 ч, 2 ч в неделю)

1 Раздел «Введение» (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

2 Раздел «Многообразие животных. Простейшие» (2 ч)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Лабораторная работа.

1.Знакомство с  многообразием  водных одноклеточных животных.

3 Раздел «Многоклеточные животные. Беспозвоночные»  (24 ч)

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Тип Плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа.

2. Распознавание животных типа  Круглые черви.

Тип Кольчатые черви.  Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности.  Значение в природе и жизни человека.

 Лабораторная работа.

3.Внешнее строение дождевого червя.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа.

4. Внешнее строение моллюсков разных классов.

Тип Иглокожие.  Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение.  Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.  Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение.  Биологические и экологические  особенности.  Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа.

5.Знакомство с ракообразными.
Класс Паукообразные.  Многообразие.  Среда обитания, образ жизни и поведение.                Биологические и экологические особенности.  Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые.  Многообразие.  Среда обитания, образ жизни и поведение.   Биологические и экологические особенности.  Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа.

6.Изучение представителей отрядов насекомых.

4 Раздел « Многоклеточные животные. Хордовые».(19 часов)

Тип Хордовые. Класс Ланцетники.

Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа.

7.Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.

Класс Земноводные.  Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.  Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся.  Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.  Среда обитания, образ жизни и повеление. Биологические и экологические особенности.  Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа.

8.Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни.

Класс Млекопитающие.  Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности.  Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

5 Раздел «Эволюция строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие». (14 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения.  Кровь.  Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода.  Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс.  Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные  работы.

9.Изучение особенностей различных покровов тела.

10.Изучение способов передвижения у животных .

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения.  Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа.
 11.Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

6 Раздел «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы».  (7 часов)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.  Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.  

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

Естественные и искусственные биоценозы: водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт.  Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность  друг к другу.

Законы об охране животного мира.  Система мониторинга. Охраняемые территории.  Красная книга.  Рациональное использование животных.

Тематическое планирование учебного предмета.

Раздел

Количество часов

Из них

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

Введение.

2

Многообразие животных. Простейшие.

2

1

Многоклеточные животные. Беспозвоночные.

24

5

2

Многоклеточные животные. Хордовые.

19

2

1

Эволюция строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие.

14

3

1

Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы.

7

1

Итого

68

11

5

Календарно-тематическое планирование учебного предмета.

№ п/п

Раздел учебного курса

7р1

Дата

7р2

Дата

Тема урока.

Введение. 2ч.

1

Инструктаж по технике безопасности. История развития зоологии.

04.09

04.09

2

Диагностическая работа. Современная зоология.

05.09

05.09

Многообразие животных. Простейшие. 2ч.

3

Простейшие. Лабораторная работа №1 «Знакомство  с многообразием водных простейших».

11.09

11.09

4

Многообразие простейших.

12.09

12.09

Многоклеточные животные. Беспозвоночные. 24ч.

5

Тип Губки.

18.09

18.09

6

Тип Кишечнополостные.

19.09

19.09

7

Многообразие кишечнополостных.

25.09

25.09

8

Тип Плоские черви. Белая планария.

26.09

26.09

9

Плоские паразитические черви. Бычий цепень.

02.10

02.10

10

Плоские паразитические черви. Печеночный сосальщик.

03.10

03.10

11

Тип Круглые черви. Лабораторная работа №2 «Распознавание животных типа Круглые черви».

9.10

9.10

12

Тип Кольчатые черви. Полихеты.

10.10

10.10

13

Тип кольчатых червей. Олигохеты.  Лабораторная работа №3 «Внешнее строение дождевого червя».

16.10

16.10

14

Контрольная работа №1  по теме «Черви».

17.10

17.10

15

Тип Моллюски. Лабораторная работа №4 «Внешнее строение моллюсков разных классов».

23.10

23.10

16

Тип Иглокожие.

24.10

24.10

17

Инструктаж по технике безопасности. Тип Членистоногие.

06.11

06.11

18

Ракообразные. Лабораторная работа №5 «Знакомство с ракообразными».

07.11

07.11

19

Паукообразные.

13.11

13.11

20

Насекомые. Лабораторная работа №6 «Изучение представителей отрядов насекомых».

14.11

14.11

21

Отряды: Таракановые и Прямокрылые.

20.11

20.11

22

Отряды: Уховёртки и Подёнки.

21.11

21.11

23

Отряды: Стрекозы и Клопы.

27.11

27.11

24

Отряды: Жуки и Вши.

28.11

28.11

25

Отряд Бабочки.

04.12

04.12

26

Отряды: Равнокрылые и Блохи.

05.12

05.12

27

Отряд Перепончатокрылые.

11.12

11.12

28

Контрольная работа №2  по теме «Членистоногие».

12.12

12.12

Многоклеточные животные. Хордовые. 19 ч.

29

Тип Хордовые. Ланцетник. Класс  Круглоротые.

18.12

18.12

30

Классы рыб. Лабораторная работа №7 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

19.12

19.12

31

Класс Хрящевые рыбы

25.12

25.12

32

Многообразие костных рыб.

26.12

26.12

33

Класс Земноводные. Инструктаж по технике безопасности.

15.01

15.01

34

Многообразие земноводных.

16.01

16.01

35

Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые.

22.01

22.01

36

Отряды Черепахи и Крокодилы.

23.01

23.01

37

Класс Птицы. Лабораторная работа №8 «Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни».

29.01

29.01

38

Отряды нелетающих птиц.

30.01

30.01

39

Отряды птиц:  Гусеобразные, Куриные, Совы, Дневные хищники.

05.02

05.02

40

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.

06.02

06.02

41

Класс Млекопитающие.

12.02

12.02

42

Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные.

13.02

13.02

43

Отряды: Ластоногие и  Китообразные.

19.02

19.02

44

Отряд Хищные.

20.02

20.02

45

Отряды Парнокопытные и   Непарнокопытные.

26.02

26.02

46

Отряды Приматы.

27.02

27.02

47

Обобщающий урок по теме «Хордовые».

05.03

05.03

48

Контрольная работа №3 по теме «Хордовые».

06.03

06.03

Эволюция строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие. 14 ч.

49

Покровы тела.  Лабораторная работа №9 «Изучение особенностей покровов тела».

12.03

12.03

50

Опорно-двигательная система. Лабораторная работа №10 «Изучение способов передвижения у животных»

13.03

13.03

51

Способы передвижения. Полости тела.

19.03

19.03

52

Инструктаж по технике безопасности. Органы дыхания и газообмена.

20.03

20.03

53

Органы пищеварения.

3.04

3.04

54

Кровеносная система. Кровь.

09.04

09.04

55

Органы выделения.

10.04

10.04

56

Нервная система. Органы чувств.

16.04

16.04

57

Органы размножения.

17.04

17.04

58

Способы размножения животных.

23.04

23.04

59

Развитие животных с превращением и без превращения. Лабораторная работа №11 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста».

24.04

24.04

60

Периодизация и продолжительность жизни животных.

30.04

30.04

61

Контрольная работа №4 по теме «Эволюция строения и функций».

07.05

07.05

Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы. 7ч.

62

Доказательства эволюции животных.

08.05

08.05

63

Чарльз Дарвин о причинах эволюции. Этапы развития животного мира.

14.05

14.05

64

Среды обитания. Факторы среды.

15.05

15.05

65

Биоценозы. Цепи питания.

21.05

21.05

66

Контрольная работа №5  за год.

22.05

22.05

67

Значение животных для человека.

28.05

28.05

68

Охрана животных.

29.05

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника  по 6 классу ФГОС...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)

Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....

Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек)

Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек) Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н. Беляев 68 часов...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...