Рабочая программа по биологии. 9 класс.
рабочая программа по биологии (9 класс)

Мурлычева Ирина Никифоровна

Рабочая программа по биологии для 9 класса. Программа Пасечника В. В. 2 часа внеделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya9r1.9r2.docx48.12 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление.

1.Пояснительная записка._______________________________________2

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.___________6

3. Содержание учебного предмета. ______________________________11

4. Календарно-тематическое  планирование .______________________14

Пояснительная записка.

     Рабочая программа по биологии для  9 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

1.ФЗ  № 273  «Об образовании в Российской Федерации».

2.Закон РО  № 26-ЗС  «Об образовании в РО».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

4. Примерная программа  основного общего образования по биологии для 9 класса и авторская программа (авторский коллектив под руководством  Пасечника В. В.).

5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.

6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.

7.Учебный план  МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год.

8.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - СанПиН 2.4.2821-10.

    Целью обучения биологии в 9 классе является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретении знаний общебиологических закономерностей функционирования биосистем на различных уровнях организации жизни; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Для осуществления цели в процессе обучения реализуются следующие задачи:

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

   В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получат знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.

   Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

   Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

По учебному плану МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год на биологию в 9 классе отводится 68 часов при 2 часах в неделю. Согласно календарному учебному графику МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год количество часов в 9р1 и 9р2 классах  67.

В качестве ценностных ориентиров биологического образования в 9 классе выступают такие объекты, как различные уровни организации жизни, к которым у учащихся формируются ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания об различных уровнях организации жизни, общебиологических закономерностях функционирования биосистем на различных уровнях организации жизни.  Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

ценности биологических методов (общебиологических и узконаучных, теоретических и практических) исследования живой и неживой природы;

понимания сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:

уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

 понимание необходимости здорового образа жизни;

 осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

 правильному использованию биологической терминологии и символики;

 развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения;

развитие монологической речи.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей ценности жизни на всех уровнях организации, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты обучения:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

4) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

6) реализация установок здорового образа жизни;

7) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты обучения:

1) формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) формирование умения  соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) формирование умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8) осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты обучения:

1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса.

1.Биология : Введение в общую биологию. 9кл. : учебник / В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, Г. Г. Швецов. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2018.

2. Учебно-наглядное оборудование.

п/п

наименование

1

таблицы

1

Генетический код

2

Действие факторов среды на живые организмы

3

Строение и функции липидов

4

Метаболизм

5

Вирусы

6

Синтез белка

7

Типы питания

8

Строение клетки

9

Строение экосистемы

10

Биотические взаимодействия

11

Строение ДНК

12

Строение и уровни организации

13

Фотосинтез

14

Строение и функции белков

15

Типы размножения организмов

16

Цепи питания

17

Сукцессия- саморазвитие природного сообщества

2

Комплект таблиц  «Химия клетки»

1

Белки и ферменты.

2

Нуклеиновые кислоты.

3

АТФ- аденозинтрифосфорная кислота.

3

Комплект таблиц  «Портреты учёных-биологов»

1

Левенгук

2

Линней

3

Ламарк

4

Дарвин

5

Луи Пастер

6

Пирогов

7

Сеченов

8

Павлов

9

Мечников

10

Тимирязев

11

Вавилов

12

Вернадский

4

Пособие на DVD

Генетика.

5

Пособие на DVD

Основы селекции.

6

Пособие на DVD

Цитология.

7

Набор палеонтологических находок «Происхождение человека»

8

Набор моделей органов человека и животных

1

Модель структуры ДНК.

2

Модель белка.

9

Комплект карточек «Генетика человека»

1

Генеалогический метод антропогенетики.

2

Генетика групп крови.

3

Строение клетки.

4

Наследование резус-фактора.

5

Перекрест хромосом.

6

Переливание крови.

10

Комплект карточек «Круговорот биогенных элементов»

1

Типичные биоценозы.

2

Биосфера и человек.

3

Биосинтез белка.

4

Биогенный круговорот азота в природе.

5

Биогенный круговорот углерода в природе.

11

Комплект карточек «Основные генетические законы»

1

Моногибридное скрещивание.

2

Дигибридное скрещивание.

3

Неполное доминирование.

12

Микроскопы.

13

Набор микропрепаратов по общей биологии.

Содержание учебного предмета.

 (67ч, 2 ч в неделю).

Раздел 1 «Введение» (4ч)
Биология как наука и методы её исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Раздел 2 «Молекулярный уровень»(10ч
)
Качественный скачок  от неживой к живой природе.  Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды).  Катализаторы. Вирусы.

Лабораторная  работа.
1. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в растительных клетках.

Раздел 3 «Клеточный уровень» (13 ч)
Основные положения клеточной теории.  Клетка -  структурная и функциональная единица жизни.  Прокариоты и эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз).

Лабораторная  работа.
2. Рассмотрение клеток растений и  животных под микроскопом.

Раздел 4 «Организменный уровень» (18 ч)
Бесполое и половое размножение организмов. Мейоз. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Законы Г.Менделя. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутационная изменчивость. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Основные методы селекции. Вклад Н. И. Вавилова в развитие селекции.

Практические работы.

  1. Решение задач на моногибридное скрещивание.
  2. Решение задач на наследование признаков при неполном доминировании.
  3. Решение задач на дигибридное скрещивание.
  4. Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.

Лабораторная работа.

3. Выявление изменчивости организмов

Раздел 5 «Популяционно - видовой уровень» (9ч)
Вид, его критерии. Экологические факторы и условия среды. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция как элементарная единица эволюции. Развитие эволюционных представлений. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная  изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Формы борьбы за существование и естественного отбора. Видообразование. Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс. Пути достижения биологического прогресса.

Лабораторная работа.
4. Изучение морфологического критерия вида.

Раздел 6 «Экосистемный уровень» (6 ч)
Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Межвидовые отношения организмов в экосистеме. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Пирамиды численности и биомассы. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.  Значение экологических сукцессий.

Раздел 7 «Биосферный уровень»  (8 ч)
Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Биогехимические циклы. Гипотезы возникновения жизни. Эволюция биосферы. Краткая история развития органического мира. Антропогенное воздействие  на биосферу. Рациональное природопользование.

Тематическое планирование.

Раздел

Количество часов

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

Введение.

4

Молекулярный уровень.

10

1

1

Клеточный уровень.

13

1

1

Организменный уровень.

18

1

4

2

Популяционно-видовой уровень.

9

1

1

Экосистемный уровень.

6

1

Биосферный уровень.

8

1

Итого

68

4

4

7

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел учебного курса

9р1 Дата

9р2 Дата

Тема урока.

Введение. 4ч.

1

Инструктаж по технике безопасности. Биология - наука о живой природе.

1.09

1.09

2

Диагностическая работа.

4.09

4.09

3

Методы  исследования в биологии.

8.09

8.09

4

Сущность жизни и свойства живого.

11.09

11.09

Молекулярный уровень. 10ч.

5

Элементарный состав. Неорганические вещества.

15.09

15.09

6

Углеводы.

18.09

18.09

7

Липиды

22.09

22.09

8

Белки.

25.09

25.09

9

Функции белков.

29.09

29.09

10

Нуклеиновые кислоты.

2.10

2.10

11

АТФ. Витамины.

6.10

6.10

12

Биологические катализаторы. Лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в  растительных  клетках».

9.10

9.10

13

Вирусы

13.10

13.10

14

Контрольная работа №1  по теме «Молекулярный уровень».

16.10

16.10

Клеточный уровень. 13 ч.

15

Клеточная теория.

20.10

20.10

16

Клетка. Клеточная мембрана. Ядро.

23.10

23.10

17

Ядро.

27.10

27.10

18

Инструктаж по технике безопасности. Немембранные и одномембранные органоиды клетки.

6.11

6.11

19

Двумембранные органоиды клетки.

10.11

10.11

20

Строение клеток эукариот и прокариот. Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеток растений и  животных под микроскопом».

13.11

13.11

21

Контрольная работа №2 по теме «Клетка».

17.11

17.11

22

Ассимиляция. Диссимиляция. Метаболизм.

20.11

20.11

23

Энергетический обмен в клетке.

24.11

24.11

24

Фотосинтез. Хемосинтез.

27.11

27.11

25

Автотрофы и гетеротрофы.

1.12

1.12

26

Синтез белков в клетке.

4.12

4.12

27

Жизненный цикл клетки. Митоз.

8.12

8.12

Организменный уровень. 18ч.

28

Способы размножения. Бесполое. Половое размножение.

11.12

11.12

29

Мейоз. Развитие половых клеток. Оплодотворение.

15.12

15.12

30

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

18.12

18.12

31

Контрольная работа №3   по теме «Размножение».

22.12

22.12

32

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем.

25.12

25.12

33

Инструктаж по технике безопасности. Моногибридное скрещивание. 1-й и 2-й законы Менделя.

12.01

12.01

34

Практическая работа №1 Решение задач на моногибридное скрещивание.

15.01

15.01

35

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

19.01

19.01

36

Практическая работа №2 Решение задач на наследование признаков при неполном доминировании.

22.01

22.01

37

Дигибридное  скрещивание. 3-й закон Менделя.

         26.01

         26.01

38

Практическая работа №3 Решение задач на дигибридное скрещивание.

29.01

29.01

39

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

2.02

2.02

40

Практическая работа №4 Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.

5.02

5.02

41

 Модификационная изменчивость. Норма реакции. Лабораторная работа № 3 «Выявление изменчивости организмов».

9.02

9.02

42

Мутационная изменчивость.

12.02

12.02

43

Основные методы селекции.

16.02

16.02

44

Вклад Н. И. Вавилова в развитие селекции.

19.02

19.02

45

Контрольная работа №4   по теме «Наследственность и изменчивость».

26.02

26.02

Популяционно-видовой уровень. 9 ч.

46

Вид, его критерии.  Лабораторная работа №4 «Изучение морфологического критерия вида».

2.03

2.03

47

Экологические факторы и условия среды.

5.03

5.03

48

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений.

9.03

9.03

49

Популяция как элементарная единица эволюции.

12.03

12.03

50

Борьба за существование.

16.03

16.03

51

Формы естественного отбора.

19.03

19.03

52

Видообразование.

23.03

23.03

53

Инструктаж по технике безопасности. Макроэволюция. Пути биологического прогресса.

6.04

6.04

54

Контрольная работа № 5 по теме « Эволюция».

9.04

9.04

Экосистемный уровень. 6ч.

55

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

13.04

13.04

56

Состав и структура сообщества.  

16.04

16.04

57

Межвидовые отношения организмов в экосистеме.

20.04

20.04

58

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

23.04

23.04

59

Саморазвитие экосистемы.

27.04

27.04

60

Контрольная работа № 6 по теме

 «Экосистемы».

30.04

30.04

Биосферный уровень. 8ч.

61

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов.

4.05

4.05

62

Круговорот веществ в биосфере.

7.05

7.05

63

Эволюция биосферы. Гипотезы возникновения жизни

11.05

11.05

64

Развитие жизни на Земле

14.05

14.05

65

Контрольная работа за год.

18.05

18.05

66

Антропогенное воздействие на биосферу.

21.05

21.05

67

Основы рационального природопользования

25.05

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...