рабочая программа по биологии 6 класс 2019-2020 учебный год
рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа  составлена по учебнику В.В.Пасечника  2019 Просвещения. В ней есть пояснительная записка , Критерии оценивания, тематическое планирование, планируемые результаты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение  «Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус»

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

казачьего кадетского корпуса

по учебной работе

__________ М.В. Стрельцова

«____» ____________20__ г.

   УТВЕРЖДАЮ

 директор казачьего

  кадетского корпуса

  ___________ А.А. Рембайло

  «___» ___________20__ г.

    Приказ от _____ №___

                                                             БИОЛОГИЯ

                                               рабочая программа

                                                          6 класс

                                              2019_-  2020_ учебный год

класс 6 «А»,«Б»

количество часов: 1 час в неделю; 35 часов в год.

Программа   разработана с учётом общих целей, определённых Государственным стандартом    основного общего образования II поколения 2010 г, на основе авторской  программы   по биологии В.В.Пасечника Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2019.-

                                                                     

                                                                       

                                                                    Разработала преподаватель: _Самсония Н.В.

Рассмотрено и одобрено на заседании

МО "__________________»

протокол № __ от «__»__________20__ г.

       Руководитель МО

_________/________________./

                 (подпись)           (расшифровка)

                                                            г. Новочеркасск – 2019__

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, и  Примерной программы  по биологии для основной школы М. Просвещение, 2019

Нормативные и правовые документы:

 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);

постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 85, от 25 декабря 2013 г. № 72 и от 24 ноября 2015 г. № 81);

примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 в редакции протокола от 28.10.2015 г. № 3/15);

приказ Минобразования Ростовской области «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2019-2020 учебный год»   от 31.05.2019   №  24/4.1-7171;

Приказ Минпросвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  Приказ Минпросвещения РФ от 08.05.2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;

Устав федерального государственного  общеобразовательного учреждения «Донской Императора АлександраIII  казачий кадетский корпус»

 -Учебный план ГБОУ РО «Донской Императора Александра III  казачий кадетский корпус»  на 2019-2020 учебный год;

Программа по биологии к линии УМК под редакцией В.В.Пасечника, учебник Биология 6

Авторы: В. В. Пасечник,  С.В.Суматохин, Г.С.Калинова,  З.Г.Гапонюк  М.; Просвещение 2019.

 Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

Биологическое образований призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умением;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Общая характеристика курса «Биология 6 класс».

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

        В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Содержание курса биологии 6 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников.

Для понимания учащимися сущности биологических явлений  в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность обучающегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение  биологии на этапе основного общего образования в объёме 35 часов в 6 классе  (1 час  в неделю). Лабораторные и практические работы в отдельный урок не выделяются, а являются частью урока

Информация о внесенных изменениях

Авторская рабочая программа В.В.Пасечника оставлена без принципиальных изменений. Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта (УМК), разработанного к учебнику   Биология 6 Авторы: В. В. Пасечник,  С.В.Суматохин, Г.С.Калинова,  З.Г.Гапонюк  М.; Просвещение 2019.

" Лабораторные и практические работы из "Примерного списка лабораторных и практических работ", предложенных в авторской программе к линии УМК под редакцией В.В.Пасечника  , в отдельный урок не выделяются, являются частью урока. В тематический план внесен региональный компонент.

Также выделены часы для 3 контрольных работ и 1 зачёта.

Внесение изменений в примерную образовательную программу

№ п\п

Раздел/Тема

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение

Введение. Повторение курса 5 класса

1

3

2

 Жизнедеятельность организмов   (9ч)

Жизнедеятельность организмов   (9ч)

10

10

3

Раздел 3. Размножение организмов (4 часа)      

Раздел 3. Размножение организмов (4 часа)      

6

4

4

Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 часов)

Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 часов)

16

16

9

 Резерв

2

2

Ведущие технологии, формы, методы и средства обучения

Используемые технологии:

Личностно-ориентированная технология

Проблемно-диалогическая технология

Технология обучения в сотрудничестве

Технология критического мышления

Технология развивающего обучения

Проектная и исследовательская деятельность

ИКТ

игровые технологии

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения по источнику знания: наглядный, словесный, практический, по характеру познавательной деятельности: наглядно-иллюстративный,  репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский; методы интерактивного обучения: проекты, экскурсии, игровой.

Средства обучения: наглядные средства и оборудование (модели, макеты, таблицы, гербарии, натуральные объекты, лабораторное оборудование);  цифровые образовательные ресурсы (электронные учебники, презентации, информационная среда сети Интернет);   технические средства обучения (компьютер, проектор, интерактивная доска);  дидактические материалы (учебники, учебные пособия, методические материалы, разработки игр, индивидуальные карточки с заданиями) и др.

Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в рамках предметных недель, подготовки проектов, внеклассных мероприятий.

Формы, периодичность и порядок контроля успеваемости:

проверочная работа (контрольная, самостоятельная);

фронтальный опрос;

зачет, тест

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, проверочные работы, тесты) и устный опрос (собеседование) не менее 1 раза в четверть. Административные контрольные работы и промежуточная аттестация проводятся в порядке, установленном администрацией корпуса.

Основной формой итогового контроля является контрольное тестирование, зачеты.

Вес отметки

Диагностическая работа  ГУК

2

Биологический диктант/ Терминологический

1

Зачет письменный/ устный

2

Контрольная работа/ итоговый тест

2

Административная контрольная работа

2

Индивидуальный или групповой мини-проект, исследовательская работа

2

Лабораторная/ практическая работа

1

Отчет по экскурсии

1

Проверочная работа (по домашней работе)

1

Устный ответ (по домашнему заданию)

1

Тестирование, самостоятельная работа

1

Устный ответ по домашнему заданию

1

Реферат

1

Работа на уроке

1

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

Изучение биологии в 6 классе основной школы даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

   • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, с учётом устойчивых познавательных интересов;                

   • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;

   • сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

   • эстетического отношения к живым объектам;

   • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

   • освоение социальных норм и правил поведения;

   • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

   • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной,  учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

   • формирование понимания ценности безопасного образа жизни;

   • формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы в 6 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

   • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

   • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;  

   • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

   • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

   • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Познавательные УУД:

   • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

   • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

   • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

   • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнить разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

    • формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Коммуникативные УУД:

   • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения биологии в курсе 7 класса основной школы являются:

   • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

   • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

   • приобретение опыта использования методов биологической науки и провдеения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

   • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных;

   • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли человека в природе, родства общности происхождения растений и животных;

   • формирование представлений  о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем;

   • ознакомление с приёмами выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

 Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Познавательная деятельность:

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношения между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений. Понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность:

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Осознанное беглое чтение текстов различных статей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль. Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.  

Рефлексивная деятельность:

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства и др.) владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности. Своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

 Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения.

 Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

 В основе осуществления целей образовательной программы используется личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного». В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

понимания сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:

уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

понимание необходимости здорового образа жизни;

осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

        Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляет процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценности ориентации курса способствуют:

правильному использованию биологической терминологии и символики;

развитию потребности вести диалог, выслушивать мнения оппонента, участвовать в дискуссии;

развитию способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии направлен на формирование нравственных ценностей – ценностей жизни во всех её проявлениях, включая понимание самооценки, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы. . Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение  основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций с включением регионального казачьего компонента. Это диктуется социально-экономическими условиями развития Ростовской области. При этом решается воспитательная задача – становление социально-адаптированной  личности, испытывающей заинтересованность ко всему, что происходит в нашем регионе, способной анализировать происходящее, делать выводы, а со временем и оказывать влияние на те или иные стороны складывающихся ситуаций. Основные пути введения казачьего компонента в содержание биологического образования: изучение флоры и фауны Ростовской области, экологического состояния и природоохранных мероприятиях, проводимых правительством РО.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема

Количество часов по рабочей программе

практических и лабораторных работ

Контр.работы

Повторение курса 5 класса

5

1

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов  

9

4

1

Раздел 3. Размножение организмов    

4

1

эачет

Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений

17

12

1

Итого

35

17

3к.р. и 1 зачет

Реализация казачьей составляющей

№ п\п

Раздел/ тема урока

казачья составляющая

1

Жизнедеятельность организмов  

Особенности растениеводства в полях, садах и огородах Ростовской области

2

Строение и многообразие покрытосеменных растений

Использование в быту казаков питательных, лекарственных и других растений. Культура возделывания садов и огородов, культурных ланшафтов. Природоохранная деятельность

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета

№ п/п

Структура УМК

Название

Автор

Год издания

1

Примерная программа, рекомендованная Министерством образования РФ

Программа основного общего образования по биологии. 5-9 классы

В. В. Пасечник,

2019

2

Учебник

Биология  6

В. В. Пасечник,  С.В.Суматохин, Г.С.Калинова,  З.Г.Гапонюк

 2019

3

Учебно-методические пособия

Биология  Методическое пособие

В. В. Пасечник,  С.В.Суматохин, Г.С.Калинова,  З.Г.Гапонюк

2019

4

Учебно-практические издания (сборник контрольных заданий, сборник задач, упражнений, тестов)

Диагностические работы

2019

5

Рабочая тетрадь на печатной основе

Биология 6

2019

6

Цифровые образовательные ресурсы

http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru - научные новости биологии

http://www.ebio.ru/bot11 Биология. Электронный учебник

http://school-collection.edu.ru Материалы из Единой коллекции Цифровых образовательных ресурсов

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://biouroki.ru  Уроки биологии

Средства обучения

1.Мультимедийное оборудование кабинета

2.Учебно-лабораторное оборудование кабинета

  3.    Учебные диски (из корпусной и личной коллекций)

4.   Дидактический материал (демонстрационный и раздаточный)

Дополнительная литература

  1. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта +, 1994. – 92 – 336с.
  2. Верзилин Н. И.  По следам Робинзона: книга для учащихся среднего и старшего школьного возраста. М.:  Просвещение, 1994. – 218 с.
  3. Мир культурных растений: справочник / В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. 381 с.: ил.

Internet – ресурсы:

  1. Банк передового преподавательского опыта – биология.  http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sorJich/bio
  2. Бесплатные обучающие программы по биологии. http://www.history.ru/freebi.htm
  3. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
  5. Информация по экспериментам в областях: биохимия, биофизика, физиология, генная инженерия. http://rpg.da.ru/
  6. Министерство образования РФ.http://www.mmistry.ru/
  7. Научные новости биологии. www.bio.nature.ru/
  8. Новости науки и биотехнологии.http://molbiol.edu.ru/
  9. Проект «Вся Биология». http://sbio.info/
  10. Сайт еженедельника «Биология» издательского дома «Первое сентября» http://www.1september.ru/ru/bio.htm
  11. Сайт Центра экологического обучения и информации. http://www.ceti.ur.ru/
  12. Способ создания виртуальной модели биологического объекта. http://biology.id.ru/
  13. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». http://www. km.ru/education
  14. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/

Критерии и нормы оценивания:

Устный ответ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала.

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами.

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочѐта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Отметка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала.

Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений.

Отметка "3" ставится, если ученик:

Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

Излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.

Отметка "2" ставится, если ученик:

Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

Имеет слабо сформированные и неполные знания,        не        умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Письменный ответ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

Выполняет работу без ошибок и допускает не более одного недочета.

Соблюдает  культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Отметка «4» ставится, если ученик:

Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней

не более одной негрубой ошибки и одного недочета не более двух недочетов.

Соблюдает  культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.

Отметка «3» ставится, если ученик:

Правильно выполняет не менее половины работы.

Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более трех негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трех недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочетов.

Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «2» ставится, если ученик:

Правильно выполняет менее половины письменной работы.

Допускает число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка"3".

Контрольная работа по вопросам (дать развернутый ответ на вопрос):

Допустим, предложено три задания на среднем уровне сложности и одно задание повышенной сложности.

«5» – выполнил все задания правильно;

«4» - выполнил все задания, иногда ошибался;

«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину заданий;

«2» – почти ничего не смог выполнить правильно

Каждый вопрос развернутого задания так же можно заранее оценить в баллах, тогда легче определить, сделал учение все полностью или только половину.

Практические (лабораторные) работы: Оценка"5" ставится, если ученик:

Правильно определил цель опыта.

Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

Самостоятельно и рационально выбрали подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

Или было допущено два-три недочета.

Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Или эксперимент проведен не полностью.

Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если ученик:

Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке"3".

Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка тестовых работ

Текущий (тематический)контроль

«2»

0-35%

«3»

36-60%

«4»

61-85%

«5»

86-100%.

Критерии оценивания  презентации:

14-15 баллов- отметка «5»

11-13 баллов - отметка «4»

8-10 баллов - отметка «3»

Менее 8 баллов – отметка «2»

Критерии оценивания

Параметры

Баллы

Дизайн

презентации

общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

2

Содержание

раскрыты все аспекты темы;

1

материал изложен грамотно;

2

подача материала (наличие фото, рисунков, схем);

1

слайды расположены в логической последовательности;

1

заключительный слайд с выводами;

1

ссылки на источники информации

1

Защита

речь учащегося четкая и логичная;

3

ученик владеет материалом своей темы.

3

Общее количество баллов

Итоговая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2019-2020 учебный год. 5 класс.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31....

Рабочие программы 5-7 класс 2019-2020 год

Русский язык и литература...

Рабочая программа по литературе на 2019-2020 учебный год 10 класс (по ФГОС) коррекционной школы.

Главная идея данной рабочей программы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа данного курса – чтение и изучение художественн...

Рабочая программа по литературе на 2019-2020 учебный год 9 класс (по ФГОС) коррекционной школы.

Данная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по литературе 5--11 классов (Базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Программа издана издательством «Просве...

Рабочая программа. Литература 10 класс 2019-2020 год

Рабочая программа. Литература  10 класс...

Рабочая программа. Литература 9 класс 2019-2020 год.

Рабочая программа. Литература 9 класс  2019-2020 год....

Рабочая программа.Русский 9 класс 2019-2020 год

Рабочая программа.Русский 9 класс 2019-2020 год...