Рабочая программа по биологии 10 класс (1 час в неделю).
рабочая программа по биологии (10 класс)

Есионова Ольга Николаевна

Рабочая программа разработана для учащихся 10 класса на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  с учётом:

•        Примерной основной образовательной программы основного общего образования одобреной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

•        Авторской    программы  по  биологии  В.В. Пасечника «Биология  .Предметная  линия  учебников  «  Линия  жизни».  5-11  классы»  (В.В.  Пасечник,  С.В. Суматохин,  Г.С.  Калинова,  Г.Г.  Швецов,  З.Г.  Гапонюк 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp10_biologiya.docx54.75 КБ

Предварительный просмотр:

1.Введение

          Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  с учётом следующих документов:

•        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

•        Примерной основной образовательной программы основного общего образования одобреной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).  

•        Авторской    программы  по  биологии  В.В. Пасечника «Биология  .Предметная  линия  учебников  «  Линия  жизни».  5-11  классы»  (В.В.  Пасечник,  С.В. Суматохин,  Г.С.  Калинова,  Г.Г.  Швецов,  З.Г.  Гапонюк  

•         Основной образовательной программы УККК-интерната (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Морозовске Ростовской области.

•        Учебного плана основного общего образования на 2019-2020 учебный год.

•         Учебно-календарного графика УККК-интерната (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Морозовске Ростовской области на 2019-2020 учебный год.

        Рабочая  программа  ориентирована  на  использование  учебника Биология: Общая биология. Углубленный уровень. 10 кл./ В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 349,(3) с.:ил.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение предмета биологии в 10 классе в объёме 35 ч из расчета 1 час в неделю.

Согласно календарному учебному графику Университетского казачьего кадетского корпуса-интерната (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского (Первый казачий университет)» в г. Морозовске Ростовской области и в связи с праздничными днями данный курс реализуется в объеме 32 часа из расчета 1 часа в неделю. За счет уроков уплотнения программа выполнена полностью.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

 реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

• признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

• сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей

профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической

безопасности.

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать

гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,

структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих

• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,

аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

• оценивать вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;

• выделять основные свойства живой природы и биологических систем;

• иметь представление об уровневой организации живой природы;

• приводить доказательства уровневой организации живой природы;

• представлять основные методы и этапы научного исследования;

• анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.

 характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

• характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира;

• знать историю изучения клетки;

• иметь представление о клетке как целостной биологической системе; структурной, функциональной и генетической единице живого;

• приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства живых организмов;

• сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, эукариотические и прокариотические клетки,

клетки растений, животных и грибов) и формулировать выводы на основе сравнения;

• представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке;

• проводить биологические исследования: ставить опыты, наблюдать и описывать клетки, сравнивать клетки, выделять существенные

признаки строения клетки и ее органоидов;

• пользоваться современной цитологической терминологией;

• иметь представления о вирусах и их роли в жизни других организмов;

• обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных заболеваний (в том числе ВИЧ-инфекции);

• находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;

• анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.

3. Содержание учебного предмета.

Введение в общую биологию.Уровни организации живой материи.

Введение. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.

Возникновение жизни на земле. История представлений о возникновении жизни на Земле. Современное представление о возникновении жизни на Земле. Коацерватная теория А.И. Опарина. Химическая и биологическая эволюция на Земле.

Клетка –биологическая система

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества. Белки. Углеводы и жиры. Нуклеиновые кислоты. Процессы, проходящие в клетке. Анаболизм. Катаболизм. Фотосинтез. Автотрофный тип обмена веществ.Прокариотическая клетка.

Эукариотическаяклетка.Особенности строения растительной клетки.Лр. №1 Строение растительной и животной клетки под микроскопом. Митоз.Клеточная теория строения организмов. Неклеточные формы жизни. ВИЧ. СПИД. Обобщающий урок по теме «Цитология»

Размножение и развитие организмов

Бесполое и половое организмов размножение. Мейоз. Эмбриональный период развития. Постэмбриональное развитие. Развитие организмов и окружающая среда.

Основы генетики и селекции

Основные понятия генетики. Гибридологический метод Г.Менделя. Биография учёного. 1 закон Г.Менделя. Решение задач на 1 закон Г.Менделя. 2 закон Г.Менделя.3 закон Г.Менделя. Закон частоты гамет. Генетика пола. Наследование групп крови. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. Мутационная изменчивость.Модификационная изменчивость. Лабораторная работа №2 Построение вариационной кривой, модификационная изменчивость.

Основы генетики и селекции.

Селекции растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология.

Перечень контрольных работ:

Контрольное тестирование за первое полугодие

Итоговый тест

4. Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Кол-во лабораторных и практических работ

Кол-во контрольных работ

1. Введение

2

1

2. Возникновение жизни на Земле

3

3. Клетка как биологическая система

15

1

1

4. Размножение организмов

5

1

5. Основы генетики

6

1

1

6. Селекция

1

Всего

32

3

3

Региональный компонент отражен в следующих темах:

 Размножение организмов

Основы генетики

 Селекция

Проектно- исследовательская   работа:

проект по темам

Как научиться жить в согласии с природой? (биоритмы человека).
Кофе - вред или польза?

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Что пройдено на уроке

Вид и форма контроля

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

Тема №1 Введение

1

2.09

Биология - наука о жизни. Уровни организации живой материи.

Место курса «Общая биология» в системе естественно-научных дисциплин,а также в биологических науках. Цели и

задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы

Земли. Место курса «Общая биология» в системе естественно-научных дисциплин,

а также в биологических науках. Цели и

задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы

Земли. Биология как наука; предмет и

методы изучения в биологии. Общая

биология — дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на

Земле; общая биология как один из источников формирования диалектико-

материалистического мировоззрения.

Общебиологические закономерности —

основа рационального природопользования; сохранения окружающей среды;

интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья

человека.

Опрос. Карточки.

Характеризуют общую биологию какучебный предмет об основных законах

жизни на всех уровнях ее организации.

Выявляют в изученных ранее биологических дисциплинах общие черты организации растений, животных, грибов и

микроорганизмов. Объясняют единство

всего живого и взаимозависимость всех

частей биосферы Земли.

Характеризуют уровни организации

живой материи, выделяя системные

уровни; описывают особенности процессов жизнедеятельности, характерные

для каждого уровня. Составляют план параграфа.

§ 1.1 вопросы

2

9.09

Критерии живых систем. Входная диагностическая работа.

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточноестроениеорганизмов, населяющих Землю. Обмен

веществ (метаболизм) и саморегуляцияв

биологических системах;Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи, ихпроявления на различных уровнях организации живого.

Фронтальный опрос.

Характеризуют отличия химического

состава объектов живой и неживой природы; общий принцип клеточной организации живых организмов. Сравнивают обменные процессы в неживой и живой природе; вскрывают смысл реакцийметаболизма. Объясняют механизмы саморегуляции биологических систем различного иерархического уровня. Анализируют процессы самовоспроизведения,роста и развития организмов.

§ 1.2 вопросы

Тема №2 Возникновение жизни на земле

3

16.09

История представлений о возникновении жизни на Земле

Мифологические представления. Представления Аристотеля, Эмпедокла и других античных ученых. Первые научные

попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды У. Гарвея, Д. Нидгема; эксперименты Л. Пастера. Теории вечностижизни Г. Рихтера и других ученых

(Г. Гельмгольц, Г. Томсон, С. Аррениус,

П. Лазарев). Материалистические представления о возникновении жизни на

Земле. Предпосылки возникновения

жизни на Земле: космические и плане-

тарные предпосылки; химические пред-

посылки эволюции материи в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция

химических элементов, неорганических

и органических молекул на ранних эта-

пах развития Земли.

Опрос. Карточки.

Описывают античные и средневековые

представления о возникновении и сущности жизни. Характеризуют первые научные попытки объяснения сущности и

процесса возникновения жизни; опыты

Ф. Реди, взгляды У. Гарвея, эксперименты Л. Пастера; теории вечности жизни.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

Изучают материалы и выполняют задания в рабочей тетради и на мультимедийном CD-приложении к учебнику

§ 2.1 вопросы

4

23.09

Современное представления о возникновении жизни на Земле Коацерватная теория А.И.Опарина

Современные представления о возникновении жизни; взгляды Э. Пфлюгера,

Дж. Эллена. Эволюция химических элементов в космическом пространстве.

Образование планетных систем. Первичная атмосфера Земли и химические

предпосылки возникновения жизни.

Источники энергии и возраст Земли.

Условия среды на древней Земле; теория

А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Химическая эволюция. Небиологический

синтез органических соединений.

Фронтальный опрос.

Характеризуют химический, предбиологический (теория академикаА.И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Описывают эволюцию протобионтов,возникновение генетического кода. Оценивают значение работ С. Фокса иДж. Бернала.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

Изучают материалы и выполняют задания в рабочей тетради и на мультимедийном CD-приложении к учебнику

§ 2.2 вопросы

5

30.09

Химическая и биологическая эволюция на Земле

Начальные этапы биологической эволюции. Прокариотические клетки. Теория

симбиогенетического происхождения

эукариотической клетки и ее доказательства; возникновение фотосинтеза,

эукариот, полового процесса и многоклеточности. Теории происхождения

многоклеточных организмов (Э. Геккель, И. И. Мечников, А. В. Иванов).

Опрос. Карточки.

Характеризуют начальные этапы биологической эволюции. Определяют филогенетические связи в живой природе исравнивают их с естественной классификацией живых организмов. Описываютгипотезусимбиогенеза в происхождении

эукариот. Сравнивают гипотезы возникновения многоклеточных.Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 2.3-2.5 вопросы

Тема №3 «Клетка - как биологическая система»

6

7.10

Химический состав клетки. Неорганические вещества

Элементный состав живого вещества

Биосферы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в

образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества:

вода, ее химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды в

компартментализации и межмолекулярных взаимодействиях, теплорегуляция и др.

Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Буферные системы клетки и организма.

Опрос. Карточки.

Характеризуют химические элементы,

образующие живое вещество; различают

макро- и микроэлементы. Описываютнеорганические молекулы живого вещества, их химические свойства и биологическую роль.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 3.1 вопросы

7

14.10

Органические вещества. Белки.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки. Структурная

организация молекул белка: первичная, варианты вторичной, третичная и

четвертичная; химические связи, их

удерживающие; фолдинг. Свойства бел-

ков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и другие;

денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация — биологический

смысл и практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические

катализаторы — белки, их классификация, свойства и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Регуляторная и информационно-коммуникативная роль белков; транспортные идвигательные белки; антитела.

Углеводы в жизни растений, животных,

грибов и микроорганизмов. Структурно-

функциональные особенности организации моно- и дисахаридов. Строение и

биологическая роль биополимеров — полисахаридов.

Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник

энергии. Особенности строения жиров и

липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма.

Нуклеиновые кислоты. ДНК — молекулы наследственности; история изучения.

Фронтальный опрос.

Характеризуют органические молекулы: биологические полимеры — белки;

структурную организацию и функции;

углеводы, их строение и биологическую

роль; жиры как основной структурный

компонент клеточных мембран и источник энергии. Характеризуют, описывают и зарисовывают ДНК как молекулынаследственности. Запоминают процесс

редупликации ДНК и его значение.Различают структуру и функции РНК.

Описывают процесс передачи наследственной информации из ядра в цитоплазму — транскрипцию.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§3.2.1. вопросы

8

21.10

Углеводы и жиры

Опрос. Карточки.

§3.2.2. – 3.2.3. вопросы

9

11.11

Нуклеиновые кислоты

Фронтальный опрос.

§3.2.4. вопросы

10

18.11

Процессы, проходящие в клетке. Анаболизм

Совокупность реакций биологическогосинтеза — пластический обмен, или анаболизм. Регуляция активности генов прокариот; оперон: опероны индуцибельныеирепрессибельные. Регуляция активнос

ти генов эукариот. Структурная часть гена. Регуляторная часть гена: промоторы,

энхансеры и инсуляторы. Передача наследственной информации из ядра в цито-

плазму; транскрипция, транскрипционные факторы. Структура ДНК-связываю-

щих белков. Процессинг РНК; сплайсинг,альтернативныйсплайсинг, биологический смысл и значение. Механизм обеспечения синтеза белка; трансляция; ее сущность и механизм, стабильность иРНКиконтроль экспрессии генов.

Опрос. Карточки.

Описывают структуру генома прокариот; характеризуют работу индуцибельного и репрессибельного оперона. Разбирают строение генов эукариот, выделя-

ют структурную и регуляторные части

гена. Сравнивают процесс транскрипции генов у про- и эукариот. Характеризуют процессинг и выделяют его биологическое значение. Выявляют механизмы регуляции экспрессии генов.

Характеризуют процесс трансляции.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают

демонстрации (работа в малых группах).

§ 4.1. вопросы

11

25.11

Катаболизм

Энергетический обмен; структура ифункции АТФ. Этапы энергетического

обмена. Автотрофный и гетеротрофныйтипы обмена. Анаэробное и аэробное

расщепление органических молекул.Подготовительный этап, роль лизосом;

неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в митохондриях.Сопряжение расщепления глюкозы вклетке с распадом и синтезом АТФ. Компартментализация процессов метаболизма и локализация специфических фер-

ментов в мембранах определенных кле-

точных структур. Понятие о гомеостазе;

принципы нервной и эндокринной регу-

ляции процессов превращения веществ

и энергии в клетке.

Фронтальный опрос.

Приводят примеры энергетического об-

мена. Описывают процессы синтеза

АТФ. Выписывают реакции бескислородного и аэробного расщепления глюкозы.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§4.2. вопросы

12

2.12

Фотосинтез.

Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность.

Опрос. Карточки.

Характеризуют и объясняют события

фотосинтеза: реакции световой и темно-

вой фазы. Характеризуют и приводят

примеры хемосинтеза. Характеризуют

роль фотосинтеза и хемосинтеза в эволюции.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§4.3. вопросы

13

9.12

Контрольное тестирование за 1 полугодие

14

16.12

Автотрофный тип обмена веществ

Темновая фаза фотосинтеза, процессы, в ней протекающие, использование энергии. Типы фотосинтеза и источники водорода для образования органических молекул; реакции световой и темновой фазы фото-

синтеза. Хемосинтез.

тест

15

23.12

Прокариотическая клетка

Предмет и задачи цитологии. Методыизучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические

и эукариотические клетки. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий; особенности ре-

ализации наследственной информации.

Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы.

Фронтальный опрос.

Характеризуют форму и размеры прокариотических клеток; строение цитоплазмы, организацию метаболизма,

функции генетического аппарата бактерий. Описывают процесс спорообразования, его значение для выживания бактерий при ухудшении условий существования; размножение прокариот. Оценивают место и роль прокариот в биоценозах.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§5.1  вопросы

16

13.01

Эукариотическая клетка

Цитоплазма эукариотической клетки.

Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны,

морфологические и функциональныеособенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы,их структура и функции. Наружнаяцитоплазматическая мембрана, эндо-

плазматическая сеть, аппарат Гольджи,лизосомы; механизм внутриклеточного

пищеварения. Митохондрии — энергетические станции клетки; механизмы

клеточного дыхания. Рибосомы и ихучастие в процессах трансляции. Клеочный центр. Органоиды движения:

жгутики и реснички. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы: сократительные вакуоли и др. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма.

Клеточное ядро — центр управленияжизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка,хроматин (гетерохроматин и эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра. Дифференциальная

активность генов; эухромтин. Хромосомы. Структура хромосом в различные

периоды жизненного цикла клетки; кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.

Фронтальный опрос.

Характеризуют цитоплазму эукариотической клетки: органеллы цитоплазмы,

их структуру и функции. Характеризуют транспорт веществ в клетку и из нее:

фагоцитоз и пиноцитоз. Объясняют события, связанные с внутриклеточнымпищеварением, подчеркивая его значение для организма. Отмечают значение

цитоскелета. Характеризуют включения, значение и их роль в метаболизмеклеток. Характеризуют клеточноеядрокак центр управления жизнедеятельно-

стью клетки; структуры ядра (ядерная

оболочка, хроматин, ядрышко).Выполняют практические работы. Составляют план параграфа. Выполняют

практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§5.2.   вопросы

17

20.01

Особенности строения растительной клеткиЛр. №1 Строение растительной и животной клетки под микроскопом

Изучениестроения растительной и животной

клетки под микроскопом.

Опрос. Карточки.

Наблюдение

за движением цитоплазмы в растительных клетках.

§5.4. вопросы

18

27.01

Митоз

Клетки в многоклеточном организме.

Понятие о дифференцировке клетокмногоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с

разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза — периодподготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотическогоделения и преобразования хромосом в

них. Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних хромосом в анафазе. Биологический смыслмитоза. Биологическое значение митоза

(бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Регуляция жизненного цикла клетки многоклеточного организма. Факторы роста.

Запрограммированная клеточная гибель — апоптоз; регуляция апоптоза.

Понятие о регенерации. Нарушения интенсивности клеточного размножения и

заболевания человека и животных: трофические язвы, доброкачественные и

злокачественные опухоли

Фронтальный опрос.

Определяют роль клетки в многоклеточном организме. Разъясняют понятие одифференцировке клеток многоклеточного организма. Описывают митотический цикл: интерфазу, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение

митоза (бесполое размножение, рост,

восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Описывают механизмы регуляцииклеточного деления и апоптоза.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§5.3. вопросы

19

3.02

Клеточная теория строения организмов

Клеточная теория строения организмов.

История развития клеточной теории; работы М.Шлейдена, Т.Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; сов-

ременное состояние клеточной теории

строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии.

Опрос. Карточки.

Характеризуют основные положения

клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Определяют значение клеточнойтеории для развития биологии. Делают

сообщения о жизни и деятельности ученых, внесших значительный вклад в

развитие клеточной теории.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§5.5.   вопросы

20

10.02

Неклеточные формы жизни. ВИЧ. СПИД

Вирусы — внутриклеточные паразитына генетическом уровне. Открытие виру-

сов, механизм взаимодействия вируса иклетки, инфекционный процесс. Вертикальный и горизонтальный тип передачи вирусов. Заболевания животных ирастений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания, встречающиеся учеловека; грипп, гепатит, СПИД. Бактериофаги. Происхождение вирусов. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

Фронтальный опрос.

Характеризуют вирусы и бактериофаги

как внутриклеточных паразитов на генетическом уровне. Обсуждают гипотезы о

происхождении вирусов; открытие виру-

сов, механизм взаимодействия вируса и

клетки, инфекционный процесс. Характеризуют механизмы вертикальной и горизонтальной передачи вирусов; заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Отмечают вирусные

заболевания, встречающиеся у человека;

грипп, гепатит, СПИД; предлагают меры

и способы профилактики вирусных инфекций.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§5.6. вопросы

Тема №4. «Размножение организмов»

21

17.02

Бесполое и половое организмов размножение. Л.Р. 2 «Вегетативное размножение растений».

Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных;

спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение.

Опрос. Карточки.

Характеризуют сущность и формы бес-

полого размножения организмов; размножение растений и животных. Выделяют биологическое значение бесполого

размножения.

§6.1  вопросы

22

2.03

Мейоз

Половое размножение растений и животных; биологический смысл. Гаметогенез. Периоды образования половых

клеток: размножение и рост. Период

созревания (мейоз); профаза-1 и процессы, в ней происходящие: конъюгация,

кроссинговер. Механизм, генетические

последствия и биологический смысл

кроссинговера. Биологическое значение

и биологический смысл мейоза. Период

формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение.

Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Эволюционное значение полового размножения.

Фронтальный опрос.

Характеризуют половое размножение

растений и животных. Определяют гаметогенез, его периоды: размножение ирост, созревание (мейоз). Рассматривают и комментируют конъюгацию и кроссинговер. Описывают механизм, генетические последствия и биологическийсмысл кроссинговера; биологическое

значение и биологический смысл мейоза. Характеризуют период формирования при сперматогенезе. Проводят сравнение сперматогенеза и овогенеза. Описывают осеменение и оплодотворение,

партеногенез. Определяют эволюционное значение полового размножения.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§6.2.  вопросы

23

16.03

Эмбриональный период развития

Типы яйцеклеток; полярность, распре-

деление желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к развитию.Основные закономерности дробления;

бластомеров; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаст

рулы. Зародышевые листки и ихдальнейшая дифференцировка; гомология зародышевых листков. Первичный

органогенез (нейруляция) и дальнейшаядифференцировка тканей, органов и

систем. Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная

индукция. Генетический контроль развития.

Опрос. Карточки.

Характеризуют периодизацию индивидуального развития. Определяют эмбриональный период развития и описывают

основные закономерности дробления —

образование однослойного зародыша —

бластулы; гаструляцию и органогенез.

Запоминают этапы дальнейшей дифференцировки тканей, органов и систем.

Характеризуют регуляцию эмбрионального развития; детерминацию и эмбриональную индукцию, генетический контроль. Демонстрируют роль нервной и эндокринной систем в обеспеченииэмбрионального развития организмов.

Составляют план параграфа. Выполняют

практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§7.2.   вопросы

24

30.03

Постэмбриональное развитие.

Развитие организмов и окружающая среда

Закономерности постэмбрионального периода развития. Прямое развитие; дорепродуктивный, репродуктивный и пост-

репродуктивный периоды. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз.

Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального

развития при непрямом развитии (личинка, куколка, имаго). Старение и смерть;

биология продолжительности жизни.

Роль факторов окружающей среды вэмбриональном и постэмбриональном

развитии организма. Критические периоды развития. Влияние изменений гомеостаза организма матери и плода

в результате воздействия токсическихвеществ (табачного дыма, алкоголя, нар-

котиков и т. д.) на ход эбриональногоипостэмбрионального периодов развития

(врожденные уродства).

Фронтальный опрос.

Карточки.

Характеризуют постэмбриональный период развития; формы постэмбрионального периода развития. Характеризуютпрямое развитие и его периоды (дорепродуктивный, репродуктивный и пост-

репродуктивный); старение. Разъясняют сущность непрямого развития; полного и неполного метаморфоза. Демонстрируют понимание биологическогосмысла развития с метаморфозом.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

Характеризуют роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма.

Определяют критические периоды раз-

вития. Характеризуют влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсических веществ; обосновывают вредное

воздействие табачного дыма, алкоголя,

наркотиков и т. д. на ход эмбрионального и постэмбрионального развития. Определяют причины возникновения

врожденных уродств.

§7.3.  – 7.4 вопросы

§7.5.   вопросы

Тема №5 «Основы генетики»

25

6.04

Основные понятия

генетики

Гибридологический метод Г.Менделя

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования

признаков. История развития генетики.

Основные понятия генетики. Признаки

и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы.

Генотип и фенотип организма; генофонд.Методы изучения наследственности и

изменчивости. Чистая линия: порода,

сорт. Принципы и характеристика гибридологического метода Г. Менделя.

Опрос. Карточки.

Описывают представления древних ученых о родстве и характере передачи при-

знаков из поколения в поколение. Характеризуют взгляды средневековых

ученых на процессы наследования при-

знаков. Демонстрируют знания истории

развития генетики. Приводят основные

понятия генетики: наследственность и

изменчивость; признаки и свойства; гены, аллельные гены; гомозиготные и гетерозиготные организмы.Характеризуют гибридологический метод изучения характера наследования

признаков

§9.1 – 9.2  вопросы

26

13.04

П.Р. 1 Решение задач на 1 и 2 закон Г.Менделя

Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон

Менделя — закон доминирования. Полное и неполное доминирование; множественный аллелизм. Второй закон Мен-

деля — закон расщепления. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Анализирующее скрещивание.

Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон

независимого комбинирования.

Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом.

Фронтальный опрос.

Опрос. Карточки.

Фронтальный опрос.

Карточки.

Формулируют законы Менделя. Запоминают цитологические обоснования законов Менделя. Демонстрируют способность выписывать генотипы организмов

и гамет. Составляют схемы скрещивания, решают генетические задачи. Строят родословные.

Объясняют механизмы хромосомного

определения пола.Анализируют генотип как систему взаимодействующих генов организма; определяют формы взаимодействия аллельных и неаллельных генов.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 9.2  вопросы

27

20.04

Решение задач на  3 закон Г.Менделя

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола

§ 9.3 вопросы

28

27.04

Генотип как целостная система. Взаимодействие генов

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование,

неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистазиполимерия) генов в определении призна-

ков. Плейотропия. Экспрессивность и

пенетрантность гена.

Фронтальный опрос.

определяют формы взаимодействия аллельных и неаллельных генов.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 9.5. вопросы

29

4.05

Наследственная и фенотипическая изменчивость.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации.

Свойства мутаций; соматические и гене-

ративные мутации. Нейтральные мута-

ции. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль

мутаций; значение мутаций.

Опрос. Карточки.

Характеризуют основные формы изменчивости; генотипическую изменчивость:

мутации, их классификацию, значение

мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии, комбинативную

изменчивость. Обосновывают эволюционное значение мутационной и комбинативной изменчивости.

§ 10.1. – 10.2 вопросы

30

11.05

Итоговый тест

Работа с тестами

Тема № 6 «Основы селекции»

Фронтальный опрос.

31-32

18.05-25.05

Селекции растений, животных и микроорганизмов

Биотехнология

Создание пород животных и сортов растений. Разнообразие и продуктивность

культурных растений. Центры происхождения и многообразия культурных

растений. Закон гомологических рядов в

наследственной изменчивости.

Опрос. Карточки.

Перечисляют центры происхождения

и многообразия культурных растений,

запоминают культуры, в них сформировавшиеся. Дают определения понятий«сорт», «порода», «штамм». Характеризуют методы селекции растений и животных.

Составляют план параграфа.

§ 11.1. – 11.4. вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю

Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...

Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.

Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....

Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю

Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику  Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б.  Сотский Н.Н  ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе,  М: Просвещение ...

Рабочая программа для 10 класса ,2 часа в неделю (по Мякишеву)

Данное планирование создано для 10 классов,изучаемых физику 2 часа в неделю по учебнику Мякишева...

Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф.

Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф....

Рабочая программа для 6 класса 1 час в неделю

Рабочая программа для 6 класса 1 час в неделю...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...