Конспект урока биологии "Питание и пищеварение"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Фетисова Оксана Юрьевна

Данная разработка урока может быть полезна педагогам при  методической подготовке к занятиям по биологии. Урок составлен с учетом возрастных, психологических особенностей обучающихся.  В конспекте урока указываются основные этапы работы с обучающимися, уделяется внимание  познавательным исследовательским действиям (поиск информации, работа с табличными данными, рисунками, исследование текста, смысловое чтение); работа с научными понятиями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_8_klass_pitanie._pishchevarenie.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока биологии в 8 классе

(учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев)

Тема урока: «Питание и пищеварение»

Цель урока: сформировать знания у обучающихся о процессе питания и пищеварения, ознакомить с составом пищи, строением пищеварительного тракта.

Тип урока: изучения нового материала.

       Современные образовательные технологии:

      - технология деятельностного обучения;

      - технологии проблемно-поискового обучения;

      - личностно-ориентированого обучения;

      - ИКТ-технологии.

        Задачи:

Образовательные:

- раскрыть значение понятий «пища», «пищевые продукты», «питательные вещества», «питание», «пищеварение»;

-  показать различия между понятиями «продукты питания» и «питательные вещества;

- расширить представления учащихся об основных группах питательных веществ, определить их роль в организме человека;

- сформировать представление о строении пищеварительного тракта;

- выяснить роль кулинарной обработки пищи.

Воспитательные:

- воспитывать культуру питания, научить применять теоретические знания на практике.

Развивающие:

- продолжить развивать умения работать с информационными источниками, таблицами, логически мыслить;

- развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, обосновывать свою точку зрения, делать выводы;

- развивать умения и навыки самостоятельной работы, индивидуальной и в группе.

Планируемые результаты освоения материала

Предметные

-  знать определение понятий: «питание», «пищеварение»;

- знать пластическую и энергетическую функцию питательных веществ;

- знать органы пищеварительного канала и пищеварительные железы;

- знать значение и этапы процесса пищеварения;

- уметь объяснять пластическую и энергетическую функцию пищи;

- уметь объяснять отличие понятий «продукты питания» и «питательные вещества»;

- уметь распознавать органы пищеварительного канала и пиеварительные железы на рисунках, таблицах, в своем организме;

- уметь находить ответы на поставленные учителем вопросы;

- уметь применять теоретические знания на практике (правила питания).

Метапредметные

Регулятивные:

- самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели.

Коммуникативные:

- обсуждать в группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Познавательные:

- работать  с учебником;

- отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию, делать соответствующие выводы;

- работать с информационными источниками;

- объяснять значения новых слов;

- уметь использовать схемы для структурирования информации.

Личностные:  

- проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы с обучающимися: фронтальная,  индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (объяснение с элементами беседы, фронтальная беседа, индивидуальный опрос); наглядные (работа с карточками, учебником, таблицей).

    Основные понятия: пища, пищевые продукты, питательные вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода), пластический и энергетический обмен, питание, пищеварение, пищеварительный тракт, пищеварительные железы, брыжейка, перистальтика, рацион, балластные вещества,

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки для работы на каждый стол, стикеры разного цвета,  таблица «Пищеварительная система человека».

Литература:

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Учебник. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2016.- 333 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).

2. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2016.

3. Биология 5-9 кл.: рабочая программа к линии УМК под редакцией В.В. Пасечника: учебно-методическое пособие / В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. - М.: Дрофа, 2017. - 54 с.

4. Биология. Весь школьный курс в таблицах. Для школьников и абитуриентов / составитель Л.В. Елкина. - изд. 2-е . – Минск, 2010. - 416 с.

5. Человек. Энциклопедия. – М.: Росмен, 2008. – 119 с.

 Структура урока:

1.Организационная часть.

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3. Актуализация знаний.

4. Усвоение новых знаний.

5. Проверка понимания.

6. Закрепление знаний.

7. Информация о домашнем задании.

8.  Рефлексия. Итоги урока.

Ход урока

  1. Организационная часть. Приветствие. Проверка присутствующих.

                Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии у нас гости. И поэтому от вас потребуется сотрудничество и взаимная помощь, а также появится возможность показать свои знания и смекалку. Готовы? (Ответы детей) Молодцы! Я искрене надеюсь, что у нас все получится.

                2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.

                Учитель предполагает осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности.

                Учитель: Наш урок хочу начать с таких слов: «Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в котором он подвергается известной механической и главным образом химической обработке, и через бесчисленные боковые ворота переводится в магазины тела…..» И.П. Павлов русский учёный, физиолог

Вопрос к детям: Как вы думаете, о чем он говорил? (Ответы детей)

Учитель: Да, действительно, он говорил о пище и процессе пищеварения. Как вы догадались, тема нашего урока: «Питание и пищеварение», запишите ее в тетрадь.

Цель нашего урока: раскрыть понятия «питание», «пищеварение», определить состав пищи; какие органы образуют пищеварительную систему человека; выяснить значение термической обработки пищи для организма.

- Вы знаете, что тело любого живого существа от мельчайшей бактерии до большого синего кита содержит большое количество органических соединений и веществ. Они должны постоянно присутствовать в их оранизме для поддержания жизни.

Вопрос: Каким же образом обеспечивается эта потребность? (Примерные ответы детей: - Потребность эта удовлетворяется за счет питания.). – Верно. Давайте совершим небольшую экскурсию в прошлое, и вспомним способы питания живых организмов. Как вы помните, одноклеточные организмы питаются разными способами. Фагоцитозом называют процесс захвата твердых частиц пищи при помощи выростов цитоплазмы, которые есть у простейших, а также других специализированных клеток у многоклеточных. А пиноцитоз  - процесс захвата жидкости самой клеточной поверхностью.

У  пресноводной гидры в захвате добыче участвуют стрекательные клетки, а пищеварение начинается в кишечной полости (полостное пищеварение), заканчивается внутри пищеварительных вакуолей эпителиально-мускульных клеток энтодермы (внутриклеточное пищеварение). Непереваренные остатки пищи выбрасываются через рот. У членистоногих и моллюсков появляется пищеварительная железа, способствующая перевариванию пищи.

С течением эволюции развивалась пищеварительная система хордовых. У этих организмов гетеротрофный способ питания. Происходит развитие  органов и их функций и т.п.

- Чтобы жить человек тоже должен питаться. Он каждый день принимает пищу, т.е. осуществяет процесс питания. Давайте вместе сформулируем определение «питание»? (Высказывания детей).

3. Усвоение новых знаний. Объяснения учителя.

Учитель: Питание – процесс поступления в организм питательных веществ (записи определения в тетрадь).

Вопрос учителя: Ребята, посмотрите на доску. На доске расположены карточки с надписями продуктов питания: капуста, лук, яблоки, груши, рыба, хлеб, рис, мясо, молоко, по какому критерию можно разделить эти продукты на группы? (Ответы детей). - Правильно, растительного и животного происхождения. И они являются продуктами питания человека. Любой из этих продуктов состоит из разных компонентов – питательных веществ.

- Какие же это компоненты? (Ответы детей: белки, жиры, углеводы и др.) – А что мы знаем о них? (Ответы детей).

Вопрос учителя: Ребята, почему пищевые продукты, например молоко, сок, введенные прямо в кровь могут вызвать гибель человека? (Ответы).

- Да, получив с пищей питательные вещества, организм их должен их усвоить. Но органические вещества представляют собой очень сложные соединения и в таком виде не могут быть усвоены организмом человека. Организм будет распознавать их как чужеродные. Поэтому они должны превратиться в более простые вещества. Давайте обратимся к таблице в учебнике на стр. 195. (Работа с таблицей, записи в тетрадях).

Пояснения учителя. Эти питательные вещества выполняют две важных функции: энергетическую и пластическую. Энергетическая – для жизнедеятельности организма необходима энергия, которая выделяется при расщеплении сложных органических веществ. Пластическая функция – снабжение организма веществами, необходимыми для создания новых клеток и внутриклеточных структур.

Вопрос учителя: А в результате, какого процесса белки будет расщепляться до аминокислот, жиры – до глицерина и жирных кислот, углеводы – до глюкозы? (Ответы детей). – Молодцы, теперь мы с вами готовы сформулировать определение «пищеварение».

Пищеварение – это сложный физиологический процесс в организме, обеспечивающий переваривание пищи и ее усвоение клетками.

Объяснения учителя: В ходе пищеварения происходит превращение крупных молекул пищи в более мелкие молекулы. И этот процесс осуществляется с помощью ферментов. Ферменты - это биологические катализаторы (ускорители различных реакций), представляют собой белки сложного строения, о них мы будем говорить на следующих уроках.

Итак, процесс пищеварения складывается из нескольких этапов:

1) механическая обработка пищи в ротовой полости и желудке, ее измельчение и смешивание с пищеварительными соками;

2) расщепление углеводов, белков, жиров ферментами пищеварительных соков до элементарных органических соединений;

3) всасывание этих соединений в кровь и лимфу;

4) удаление непереваренных остатков из организма.

Учитель: перейдем к следующему этапу урока - изучению строения пищеварительной системы человека (Работа с текстом параграфа 30 и карточками. Карточки на каждой парте у обучающихся. Схема для  проверки на доске или экране).

4. Самостоятельная работа, проверка понимания материала

Задание учащимся. Рассмотрите рисунок 91 на стр. 197, а также таблицу "Пищеварительная система человека" и ответьте на вопросы:

1. Какие органы пищеварения обозначены цифрами 1-9? Выпишите их названия в карточку.

2. Какие органы пищеварительной системы не являются частью пищеварительного канала? Как они соединяются с ним? (Совместная проверка по слайду)

3. Что такое балластные вещества,  зачем они нужны нашему организму? (Ответы детей).

4. Что такое сбалансированное питание?

5. Какие этапы мы можем выделить в процессе пищеварения? (Обучающиеся работают с перепутанным текстом в карточках. Взаимопроверка заполнения на экране).

Пищеварение=поступление, продвижение и механическая обработка пищи+расщепление питательных веществ (белков, жиров, углеводов) ферментами до элементарных органических соединений  + всасывание соединений в кровь и лимфу+ удаление непереваренных остатков пищи из организма.

    Учитель: Для того чтобы процесс пищеварения осуществлялся эффективно необходимо тщательно подходить к выбору продуктов питания. Для более успешного усвоения пища должна подвергаться термической обработке. Рацион питания должен определяться с учетом энергозатрат, профессии и особеностей развития организма. Например, растущему организму школьника требуется сбалансированное питание (слайд). Подбором продуктов питания необходимых организму также занимаются диетологи. Правильный подбор продуктов питания обеспечивает человеку здоровье.

Учитель: Итак, какие мы можем выделить функции пищеварительной системы?

Ответы учащихся: - механическая (измельчение пищи, продвижение по пищеварительному тракту, выделение; - секреторная (химическая) выработка слюны, ферментов, пищеварительных соков, желчи; - всасывающая (всасывание питательных веществ, воды и т.п.).

5. Закрепление изученого материала.

Фронтальный опрос. Работа с понятиями.

  1. Какие компоненты входят в состав пищи?
  2. Что является продуктами расщепления компонентов пищи?

Решение познавательных задач:

  1. Сколько порций овощей и фруктов необходимо съедать в день две, четыре, пять?
  2. Какой цвет тарелки автоматически подавляет аппетит: синий, красный, желтый?
  3. Что насыщает больше: целое яблоко, яблочное пюре, яблочный сок?

6. Домашнее задание: §30, составить меню школьника на день.

7. Рефлексия. Итоги урока. Учитель: Ребята, наш урок подошел к концу. Как вы считаете, достигли мы с вами поставленной цели урока? (Ответы детей. Выставление оценок обучающимся). Теперь ребята возьмите стикеры разного цвета (зеленый - мне все понятно, я спокоен; желтый - у меня возникли вопросы, но я смогу найти ответы сам; красный - у меня есть вопросы, мне нужна помощь учителя)), которые лежат у вас на столе, и поделитесь своими впечатлениями об уроке.

Приложение 1

Карточка- задание обучающимся:

1. Рассмотрите рисунок 91 на стр. 197 учебника, и таблицу "Пищеварительная система человека" и ответьте на вопросы:

1. Какие органы пищеварения обозначены цифрами 1-9? Укажите их названия и расположение на рисунке.

2. Какие органы пищеварительной системы не являются частью пищеварительного канала? Как они соединяются с ним? Укажите их.

3. Что такое балластные вещества,  зачем они нужны нашему организму?

4. Что такое сбалансированное питание?

5. Какие этапы мы можем выделить в процессе пищеварения?

                       

 

 - Слюнные железы: подъязычная, околоушная, поднижнечелюстная

        - Ротовая полость

        - Глотка

        - Пищевод

        - Желудок

        - Печень с желчным пузырем

        - Поджелудочная железа

        - Тонкая кишка

- Толстая кишка                                                              

-  Аппендикс                                                          

-  Прямая кишка

     2. Расположите последовательно в виде цифр этапы пищеварения:

- Удаление непереваренных остатков пищи из организма

- Механическая обработка пищи в ротовой полости и желудке, ее размельчение и смешивание с пищеварительными соками

- Всасывание простых соединений в кровь и лимфу

- Расщепление углеводов, белков, жиров ферментами биологических соков до элементарных органических соединений

3. Распределите продукты питания и питательные вещества по группам.

Список: йогурт, яблоки, жирные кислоты, нуклеиновые кислоты, хлеб, углеводы, судак, сливочное масло, белки, глицерин, картофель, мясо, минеральные соли, аминокислоты, вода, сыр, жиры.

продукты питания

питательные вещества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. "Пищеварение в полости рта"

Урок раскрывает процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов слюны в них....

конспект урока по биологии в 8 классе: "Пищеварение в ротовой полости".

О строении и функциях пищеварительной системы, о пищевых   продуктах и питательных  веществах; о строении и функциях ротовой полости; о классификации зубов, их стр...

Конспект урока по теме "Пищеварение в желудке. Гигиена пищеварения"

Конмпект урока содержит: целеполагание, краткое описание этапов урока, а также содержит текстовые приложения, которые позволяют организовать различные виды деятельности обучающихся....