Современное видение интерактивных методов обучения на уроках биологии
статья по биологии

Старокожева Алла Ивановна

Интерактивные методы обучения можно применять на всех этапах уроков биологии. Они универсальны, подходят для работы как со средним, так со старшим звеном школьников. Интерактивные методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самореализации личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современное видение интерактивных методов обучения на уроках биологии

     «Мои ученики будут узнавать новое не от

  меня; они будут узнавать это самостоятельно.

Моя основная задача – помочь им раскрыться»

М.Песталоцци

Современное общество ставит перед школой задачи, направленные на выработку у выпускника умения находить решения в трудных ситуациях, готовности к самоопределению, саморазвитию личности.

В современных условиях учителю мало  формировать определенный объем знаний у учащихся, мало транслировать эти знания, учитель должен реализовывать творческие задачи, развивать у учащихся способности к самореализации, применяя личностно-ориентированный, исследовательский, проектный подходы. При этом учитель должен учитывать, что у каждого человека свой генотип, свои индивидуальные особенности.

Личность ученика для меня самоценна. У ребят, пришедших на мой урок, свое восприятие окружающего мира, свой жизненный опыт. Для того чтобы вызвать интерес у учащихся, я создаю такой микроклимат на уроке, такую атмосферу сотрудничества, что ребята не стесняются высказывать свое мнение, свое видение проблемы, поставленной перед ними. В этом мне помогают интерактивные  методы обучения.

Интерактивные методы обучения были незаслуженно забыты в советской школе, в последнее время они стали активно возрождаться. Современные требования времени привели к значительному пересмотру системы подачи нового материала. Быстрое забывание новой информации является следствием установки на механическое воспроизведение биологических знаний. Ключевые компетенции можно выработать у обучающихся в процессе формирования собственной точки зрения на проблемные вопросы, умение общаться, работать в группах, приходить к коллегиальному решению. Технологии интерактивного обучения, осуществляющие взаимодействие учащихся между собой,  учителя и учащихся, становятся все актуальнее. С помощью технологий интерактивного обучения учащийся видит свою успешность, учитель для него создает комфортные условия обучения, в которых он развивает навыки самостоятельной учебной деятельности, лидерские качества, умение принимать ответственность за собственную и командную деятельность. Я организовываю учебный процесс таким образом, чтобы каждый учащийся вносил свой индивидуальный вклад,  был вовлечен в процесс познания. Для того чтобы учащиеся учились критически мыслить, решать проблемные вопросы, участвовать в дискуссиях, анализировать, принимать  мнение других ребят, я организую на уроках парную, групповую работу, творческие задания, исследовательские проекты.

Одним из видов интерактивного обучения является игра. Я применяю различные виды игры: познавательные, творческие, контролирующие, развивающие, ролевые. Для учащихся среднего звена создаю игру по принципу телепередачи «Где логика?». Например, ребята по видеоряду: лопата, зажмуренные глаза, шуба должны понять, что речь идет о кроте, который имеет конечности копательного типа, редуцированное зрение и красивую шерсть.

Применяю в таких играх работу с фразеологизмами, связанными с биологией. Например, видеоряд: слеза, стекающая по щеке, крокодил, надпись «Так говорят о человеке, который неискренне сочувствует» должны привести учащихся к фразеологизму «Лить  крокодиловы слезы».

Ролевые игры применяю в теме «Цитология», когда ряд учащихся получает карточки с названиями органоидов клетки. Представляя, что школьный кабинет – это клетка, им необходимо найти местоположение и назвать функции своего органоида. Они имеют  группы поддержки, которые могут помогать участникам игры правильно определить свое место по отношению к главным компонентам клетки и объяснить функции органоидов, чью роль они играют. Учащийся, выполняющий роль ядра, как главный компонент клетки,  координирует работу остальных учащихся. При этом создается доброжелательная, творческая атмосфера проведения игры.

             Игровое моделирование применяю при изучении темы «Биосинтез белка». Создаем с учащимися аппликации ДНК смысловой, ДНК транскрибируемой, РНК информационной, РНК транспортной. В заданиях линии 27 ЕГЭ повысилась сложность заданий по данной теме в связи с тем, что необходимо учитывать 3-штрих и 5-штрих концы цепей. Когда ребята начинают пространственно выстраивать цепи ДНК и РНК, им легче понять принцип антипараллельности. Трудная для восприятия тема «Размножение клетки. Митоз. Мейоз» изучается моими воспитанниками с помощью пластилина и цветных нитей. При моделировании фаз деления клетки учащиеся разбираются в особенностях конъюгации и кроссинговера, отличий первого и второго деления мейоза. Принцип комплементарности молекулы ДНК легко понять, подобрав пару по выступам и впячиваниям в карточках.

              Дискуссия, как интерактивный метод обучения, применяю при изучении темы «Глобальные проблемы человечества». Ребята делятся на команды «ученых генной и клеточной инженерии», «нефтяных магнатов», «экологов», «представителей пищевой промышленности», «метеорологов». При обсуждении глобальных проблем человечества происходит обмен идеями, мнениями в группе, предлагаются нетрадиционные пути решения многих проблем, проявляется компетентность и научная корректность членов групп.

              Широкое распространение получили групповые формы работы. В зависимости от цели работы группы формируются по-разному. Это могут быть:

  • группы учащихся с равнозначным уровнем подготовки;
  • разноуровневые группы.

         Особую роль на таких уроках отвожу одаренным детям.  

             Прием проектной деятельности имеет свою специфику. Подготовка участника к научно-практической конференции предполагает его компетентность не во всех областях биологического знания, а лишь в отдельной, хорошо изученной им теме. При этом учащийся  должен обладать определенными навыками в реализации своего творческого потенциала через методологию проектной (на первом этапе) и исследовательской (на последующих этапах) деятельности. Основная положительная черта данного вида работы позволяет развить свои потенциальные возможности на практически любом этапе учебной деятельности при изучении той или иной части учебной дисциплины. Учащийся проходит все этапы проектирования своей деятельности, и это приводит его к необходимости изучения проектной и исследовательской технологии в реализации своего собственного исследования.

              На этапе мотивации урока для концентрации внимания и повышения интереса к изучаемой теме у учащихся применяю такой прием, как «Блиц-опрос». Учитель  и ученик видят рейтинг каждого. Этот прием стимулирует ребят к более ответственному отношению к изучаемому материалу.

            Интерактивные методы обучения на уроках биологии способствуют самостоятельному осмыслению учебного материала учащимися, активизации их познавательной деятельности, сотрудничеству типа «учитель-учащийся», «учащийся-учащийся».

              Интерактивное обучение – творческое направление педагогики, требующее от учителя немалых моральных и физических затрат. Интерактивный учитель уважает своих учеников, помогает им улучшать успеваемость, устанавливать дружеские отношения в классном коллективе, решать проблемы самостоятельно.

             Интерактивные методы обучения я применяю на всех этапах уроков биологии. Они универсальны, подходят для работы как со средним, так со старшим звеном школьников.

             Интерактивные методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самореализации личности.

Список литературы

  1. Вислобоков Н.Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения //Информатика и образования. -2011. - №6. – с.111-114.
  2. Козырев Ю.В. Модель проведения уроков на основе технологии решения проектных задач // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2011. - №6. – с.60-68
  3. Кашлев С.С. интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие // М.: ТетраСистемс, 2013. – с.245
  4. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. технологии игры в обучении и развитии // М.: 1996. – с.268
  5. Райс О.И. Интерактивные технологии в обучении. Практическое пособие // М.: Издательские решения, 2016. – с.439

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

В статье  рассказывается об использовании интерактивных методов обучения на уроках ИЗО....

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках английского  языка....

Интерактивные методы обучения на уроках биологии.

В данной разработке представлены интерактивные методы обученич на уроках биологии...

«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)

Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...

Использование современных приемов и методов обучения на уроках биологии.

Социальный заказ предполагает обеспечить каждому ученику возможность в получении образования в соответствии с его склонностями и интересами .Наиболее эффективным в данной ситуации мне кажется применен...