Адаптированная рабочая программа по предмету «Биология» для слабовидящих учащихся обучающихся в общеобразовательном 8 классе
рабочая программа по биологии (8 класс)

Адаптированная  рабочая программа по предмету  «Биология» для слабовидящих учащихся  обучающихся в общеобразовательном 8    классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptirov_progr_bio.doc286.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан-Удэ»

«Утверждаю»

Директор школы ________________Хамнуев В.И.

Адаптированная  рабочая программа

по предмету  «Биология»

для слабовидящих учащихся  

обучающихся в общеобразовательном 8    классе

                               

                                                      Составитель: Цыденова Инга Ивановна

 учитель биологии

  1. Пояснительная записка

          Адаптированная рабочая учебная программа по биологии 8 класса составлена на основании следующих документов:

- примерной программы «Биология. 5—9 классы: рабочая программа к линии

УМК под ред. А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш.- Вентана-Граф, 2016г.

-  приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования»;

- приказ Минобразования образования и науки Российской Федерации  от

  19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального компонента

  государственных образовательных стандартов образования обучающихся

  с ограниченными возможностями здоровья».

- примерной  адаптированной основной общеобразовательной программы образования слабовидящих обучающихся, одобрена  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22.12.  2015 г. № 4/15).

Календарно-тематическое планирование соответствует учебнику  «Биология: Человек. 8 кл»: А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш.- Вентана-Граф, 2016г.

Особенности учащихся с нарушением зрения.

Слабовидение прямо или опосредованно оказывает негативное влияние на формирование школьных навыков. Обучающимся данной группы характерно: снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий, успешность которых во многом определяется состоянием зрительных функций; замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля; затрудненность выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др.

В условиях слабовидения имеет место обедненность чувственного опыта, обусловленная не только снижением функций зрения и различными клиническими проявлениями, но и недостаточным развитием зрительного восприятия и психомоторных образований.

При слабовидении имеет место своеобразие становления и протекания познавательных процессов, проявляющееся: в снижении скорости и точности зрительного восприятия, замедленности становления зрительного образа, сокращении и ослаблении ряда свойств зрительного восприятия (объема, целостности, константности, обобщенности, избирательности и др.); снижении полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений; возникновении трудностей в реализации мыслительных операций, в развитии основных свойств внимания.

Кроме того, слабовидящим характерны затруднения в овладении пространственными представлениями, в процессе микро-и макроориентировки, в словесном обозначении пространственных отношений.

Цели адаптированной программы биологии с учетом особенностей слабовидящих учащихся:

образовательные: формирование системы биологических  знаний как компонента естественнонаучной картины мира; развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;

воспитательные:

выработка понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как к возможной области будущей практической деятельности.

коррекционно – развивающие: развитие и коррекция:  внимания, зрительного восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.

Программа построена с учетом того, что нарушение зрительных функций,  значительно затрудняет формирование адекватных, точных, целостных, полных чувственных образов окружающего, снижает возможности ориентировки, как в микро, так и макропространстве, осложняет процесс зрительного восприятия, обусловливает возникновение трудностей в процессе реализации учебно-познавательной деятельности.

При проведении занятий  будет осуществляться опора на жизненный опыт обучающихся, учитываться  практическая направленность предмета, соблюдаться принцип необходимости и достаточности.

Учитывая недостаточную сформированность универсальных учебных действий учащихся, наиболее трудные  теоретические вопросы и темы даются в ознакомительном плане. Отдельные лабораторные работы заменены демонстрацией или проводятся виртуально.

Большое внимание в обучении будет придаваться соблюдению регламента зрительных нагрузок; соблюдению светового режима; рациональному чередованию зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала; использованию приемов, направленных на снятие зрительного напряжения. Адаптивная программа предполагает использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности.

Адаптация текстового и иллюстративного материала будет осуществляться путем увеличения размеров шрифта и увеличения времени на выполнение заданий: время может быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

Система оценки планируемых результатов

№ п/п Блок-тема

Наименование разделов, тем

Кол-во

 часов

Формы контроля

Лабораторные работы

Практические

работы

Контроль

ные работы

Контрольный тест

1.

Введение. Науки, изучающие организм человека. Происхождение человека

4

-

-

-

-

2.

Строение организма

4

1

-

1

-

3.

Опорно-двигательный аппарат

6

1

1

-

-

4

Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы  

10

1

1

1

-

5

Дыхание.

4

-

-

-

-

6

Пищеварение.

6

-

-

-

-

7

Обмен веществ и энергии

5

-

1

-

1

8

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

4

-

-

-

-

9

Нервная и эндокринная системы

8

1

-

-

1

10

Анализаторы. Органы чувств

5

1

-

-

-

11

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5

-

-

-

-

12

Индивидуальное развитие организма

9

-

-

1

-

 Итого:

70

5

3

3

2

Форма промежуточной аттестации: уровневая контрольная работа с элементами теста

  1. Планируемые результаты освоения адаптированной программы «Биология. Человек. 8 класс» слабовидящими учащимися.

Учащийся научится:

- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных арте-фактов;

- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования организма человека и объяснять их результаты;

- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Учащийся получит возможность научиться:

- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

- находить в учебной, научно-популярной литературе, интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

3.Содержание курса «Биология. Человек. 8  класс»

Раздел 1 «Введение. Науки, изучающие организм человека. Происхождение человека»  - 4 часа

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности

организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент).

Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.

Раздел 2  «Строение организма» - 4 часа.

Клетка — основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки.

Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и

функции.  Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Нейрогуморальная регуляция функций организма. Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.

Лабораторная работа № 1  «Выявление особенностей строения клеток разных тканей»

Контрольная работа №1 «Особенности строения человеческого организма».

Раздел 3 «Опорно-двигательный аппарат» -6 часов

Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека.

Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета.  Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Лабораторная работа №2 «Утомление при статической работе»

Практическая работа №1 «Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия. Выявление особенностей строения позвонков».

Раздел 4 «Внутренняя среда организма Кровеносная и лимфатическая системы» - 10 часов

Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение

и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лабораторная работа № 2 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

 Практическая работа №2.

 Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления.

Контрольная работа № 2 «Скелет. Мыщцы. Кровь. Кровообращение»

Раздел  5 «Дыхание» - 4 часа

Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.

Раздел 6  «Пищеварение» - 6 часов

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и

функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка

пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные же-

лезы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит.

Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной же-

лезы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности

пищеварения в толстом кишечнике. Вклад И. П. Павлова в изучение

пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.

Раздел 7 «Обмен веществ и энергии» -5 часов

 Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ.

Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов и меры их

предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.

Практическая работа №3 «Составление рациона питания»

Раздел 8. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение - 4 часа

Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции.  

Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.

Раздел  9. Нервная и эндокринная системы - 8 часов

Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы ре-

гуляции функций. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их

роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.

Лабораторная работа №3 «Изучение строения головного мозга»

Контрольный тест «Функции отделов головного мозга»

Раздел 10 «Анализаторы. Органы чувств» - 5 часов

Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа  слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.

Лабораторная работа № 4 «Изучение строения и работы органа зрения»

Раздел 11 «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика» - 5 часов

Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели

и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как

источника веществ и энергии

Раздел 12 «Индивидуальное развитие организма» - 9 часов

Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутри-

утробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.

Контрольная работа №4    «Организм человека».

Формы организации учебных занятий

•        индивидуальные, групповые, фронтальные;

•        парные формы работы;  

•        самостоятельные работы; практические работы; лабораторные работы;

•        контрольные работы.

Основные виды учебной деятельности

  • слушание объяснений учителя
  • самостоятельные работы
  • лабораторные работы
  • практические работы
  • подготовка и защита сообщений
  • анализ выступлений товарищей
  • контрольные работы

Виды коррекционно-развивающих упражнений:        

    Упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия,  образного мышления:

    "Крестики-нолики"

    "Соедини орган и его функции"

    "Вычеркни лишнее"

    "Найди область применения"

    "Что это?"

    "Добавь недостающее"

    Упражнения, направленные на коррекцию аналитико-синтетической деятельности на основе заданий в составлении целого из частей как способ развития логического мышления и коррекцию мелкой моторики:

    "Составь пары"

    "Распредели по группам"

    Упражнения, направленные на коррекцию пространственного восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении (опора на 2 анализатора):

    "Подчеркни органы"

    «Найди правую часть записи»

    Упражнения, направленные на коррекцию зрительного восприятия на основе упражнений на внимание:

    "Что изменилось?"

    "В чём это находится?"

    Упражнения, направленные на работу с текстом:

    "Вставь пропущенные слова"

    "Исправь ошибки"

    "Дополни ряд"

    "Найди …"

4.  Календарно - тематический план учебного предмета

«Биология 8 класс» (2 часа в неделю, 35 недель, 70 часов).

Раздел 1 «Введение. Науки, изучающие организм человека. Происхождение человека»

                    - 4 часа

Основные виды учебной деятельности:

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Объяснение места и роли человека в природе. Выделение существенных признаков организма человека, особенности его биологической природы. Определение значения знаний о человеке в современной жизни. Выявление методов изучения организма человека. Объяснение связи развития биологических наук и техники с успехами в медицине. Объяснение места человека в системе органического мира. Приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными. Определение черт сходства и различия человека и животных. Объяснение современной концепции происхождения человека. Выделение основных этапов эволюции человека. Объяснение возникновения рас. Доказательство несостоятельности расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.

№п/п

Название темы урока

Кол-во часов

Домашнее

задание

Дата план.

Дата факт.

1

Науки о человеке. Здоровье и его охрана. Становление наук

о человеке.

1

§1 прочитать, выучить определения, выполнить задания 2, 4 на с.16 (устно).§2 прочитать, вопросы 1-7, задание 2 на с.21 (устно).

04.09.18

2

Систематическое положение человека

1

§3 прочитать, вопросы 1-2, задание 1, 2 на с.28 (устно).

06.09.18

3

Историческое прошлое

людей.

1

§4 прочитать, вопросы 1-5, задание 1, 2 на с.32 (устно).

11.09.18

4

Расы человека. Среда обитания.

1

§5 прочитать, вопросы 1-2, задание 1-2 на с.36 (устно).

13.09.18

РАЗДЕЛ 2. Строение организма - 4 часа.

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение уровней организации человека. Выделение существенных признаков организма человека. Сравнение строения человека со строением млекопитающих животных. Отработка умений пользования анатомическими таблицами, схемами. Установление различий между растительной и животной  клеткой. Установление единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении. Раскрытие строения и функций клеточных органоидов. Выделение особенностей биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов человека. Сравнение клеток, тканей организма чело века, формулирование выводов на основе сравнения. Наблюдение и описание клеток и тканей на готовых микропрепаратах. Сравнение увиденного под микроскопом с приведенным в учебнике изображением. Работа с микроскопом, умение делать выводы на основе полученных результатов. Выделение существенных признаков процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Объяснение особенностей рефлекторной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека.

5

Общий обзор организма. Клеточное строение организма человека.

1

§6 прочитать, вопросы 1-4, задание 1-3 на с.39-40, §8 прочитать, вопросы 1-7, на с.55.

18.09.18

6

 Лабораторная работа № 1 

«Выявление особенностей

строения клеток разных

тканей»

1

§7 прочитать, вопросы 1-7, задание 1,2 на с.47,48 (устно).

  20.09.18

7

 Рефлекторная регуляция.

1

§9 прочитать, вопросы 1-6, задание 2 на с.21 (устно).

25.09.18

8

Контрольная работа №1

«Особенности строения человеческого организма».

1

Повторить основные положения главы 3 на с.61-62.

27.09.18

РАЗДЕЛ 3. Опорно-двигательный аппарат - 6 часов

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Распознавание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы (кости). Вы деление существенных признаков опорно-двигательной системы человека. Проведение биологических исследований, умение делать выводы на основе полученных результатов. Объяснение особенностей строения скелета человека. Распознавание на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объяснение зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника. Определение типов соединения костей. Объяснение особенностей строения мышц. Проведение биологических исследований, умение делать выводы на основе полученных резуль татов. Объяснение особенностей работы мышц. Объяснение механизмов регуляции работы мышц. Проведение биологических исследований, умение делать выводы на основе полученных результатов. Объяснение условий нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определение гармоничности физического развития, нарушения осанки и наличия плоскостопия. Приведение доказательств (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Освоение приемов оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

9

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав.  Строение костей.

1

§10 прочитать, вопросы 1-4, задание 1,2 на с.69 (устно).

02.10.18

10

Скелет человека. Осевой

скелет. Соединение костей.

1

§11 прочитать, вопросы 1-4, задание 1,2 на с.75 (устно).

04.10.18

11

Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей.

1

§12 прочитать, вопросы 1-4, задание 1-4 , эксперименты 1,2 на с.83 (устно).

09.10.18

12

Строение мышц.

1

§13 прочитать, вопросы 1-4, задание 1-3 на с.89,90 (устно).

11.10.18

13

Работа скелетных мышц и

их регуляция. Лабораторная работа №2 «Утомление при статической работе»

1

§ 14 прочитать, вопросы 1-3, задание 1,2 на с.94 (устно).

16.10.18

14

Практическая работа №1

«Выявление нарушения

осанки и наличия плоскостопия. Выявление особенностей

строения позвонков».

Первая помощь при повреждениях опорно-двигательного аппарата.

1

§15 прочитать, вопросы 1-3, задание 1-4на с.97-98 (устно).

§16 прочитать, вопросы 1-4 на с.103.

18.10.18

РАЗДЕЛ 4. Внутренняя среда организма Кровеносная и лимфатическая системы  - 10 часов.

 Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Объяснение принципов вакцинации и действия лечебных сывороток, переливания крови и его значение.  Объяснение строения и роли кровеносной и лимфатической систем. Различение на таблицах органов кровеносной и лимфатической систем. Выделение особенностей строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Освоение приемов измерения пульса, кровяного давления. Проведение биологических исследований, умение делать выводы на основе по лученных результатов. Установление взаимосвязи строения сердца с выполняемыми функциями. Установление зависимости кровоснабжения органов от нагрузки. Приведение доказательств (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики тики сердечно-сосудистых заболеваний. Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления. Освоение приемов оказания первой помощи при кровотечениях. Нахождение в учебной и научно-популярной литературе информации о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформление ее в виде рефератов, докладов.

15

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.        

1

§17 прочитать, вопросы 1-6, задание 1-4 на с.114 (устно).

23.10.18

16

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1

§18 прочитать, вопросы 1-8, задание 1,2 на с.120 (устно).

25.10.18

17

Иммунология на службе здоровья.

1

§19 прочитать, вопросы 1-9, задание 1,2 на с.127 (устно).

06.11.18

18

Транспортные системы

организма. Круги кровообращения.

1

§20 прочитать, вопросы 1-3, задание 1-4на с.69 (устно).§21 прочитать, вопросы 1-3, задание 1-3 на с.137 (устно).

08.11.18

19

Строение и работа сердца.

1

§22 прочитать, вопросы 1-5, задание 1-4 на с.144 (устно).

13.11.18

20

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа № 3  Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

1

§23 прочитать, вопросы 1-7, задание 1-3 на с.151 (устно).

15.11.18

21

Практическая  работа № 2

«Подсчет пульса в разных

условиях. Измерение артериального давления».

1

Повторить основные положения главы 5, на с.128

20.11.18

22

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

1

§24 прочитать, вопросы 1-6, задание 1-6 на с.158(устно).

22.11.18

23

Первая помощь при кровотечениях.

1

§25 прочитать, вопросы 1-8, задание 1,2 на с.163 (устно).

27.11.18

24

Контрольная работа № 2 «Скелет. Мыщцы. Кровь. Кровообращение»

1

Основные положения главы 6, на с.163.

29.11.18

РАЗДЕЛ 5. Дыхание - 4 часа

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение существенных признаков процессов дыхания и газообмена. Умение различать на таблицах органы дыхательной системы. Сравнение газообмена в легких и тканях, умение делать выводы на основе сравнения. Объяснение механизма регуляции дыхания. Приведение доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики легочных заболеваний. Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Нахождение в учебной и научно-популярной литературе информации об инфекционных заболеваниях, оформление ее в виде рефератов, до кладов.

25

Значение дыхания. Органы

дыхательной системы. Голосо-образование. Заболевания

дыхательных путей.

1

§26 прочитать, вопросы 1-9, задание 1-4 на с.175(устно).

04.12.18

26

Легкие. Газообмен в легких

и других тканях.

1

§27 прочитать, вопросы 1-4, задание 1-3 на с.177(устно).

06.12.18

27

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

1

§28 прочитать, вопросы 1-11, задание 1-4 на с.183(устно).

11.12.18

28

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья.  Болезни и травмы органов дыхания:

1

§29 прочитать, вопросы 1-10, задание 1-2 на с.191(устно).

13.12.18

РАЗДЕЛ 6. Пищеварение - 6 часов

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение существенных признаков процессов питания и пищеварения. Умение различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы. Объяснение особенностей пищеварения в ротовой полости. Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы. Проведение биологических исследований, умение делать выводы на основе полученных результатов. Объяснение особенностей пищеварения в желудке и кишечнике. Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы. Проведение биологического исследования, умение делать выводы на основе полученных результатов. Объяснение механизма всасывания веществ в кровь. Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы. Установление роли нервной и гуморальной регуляции пищеварения. Доказательство (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.

29

Питание и пищеварение.

1

§30 прочитать, вопросы 1-6, задание 1-4 на с.199, 200(устно).

18.12.18

30

Пищеварение в ротовой полости.

1

§31 прочитать, вопросы 1-5, задание 1-3 на с.204-205(устно).

20.12.18

31

Пищеварение в желудке

и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.

1

§32 прочитать, вопросы 1-11, задание 1-4 на с.211(устно).

25.12.18

 

32

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника.

1

§33 прочитать, вопросы 1-5, задание 1-3 на с.216(устно).

27.12.18

33

Регуляция пищеварения.

1

§34 прочитать, вопросы 1-3, задание 1-3 на с.219(устно).

29.12.18

34

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

1

§35 прочитать, вопросы 1-8, задание 1-4 на с.228(устно).

10.01.19

РАЗДЕЛ 7. Обмен веществ и энергии - 5 часов

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение существенных признаков обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Объяснение особенностей обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объяснение механизма работы ферментов. Объяснение роли ферментов в организме человека. Классификация витаминов. Объяснение роли витаминов в организме человека. Доказательство (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов. Обсуждение правил рационального питания.

35

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ.

1

§36 прочитать, вопросы 1-9, задание 1-2 на с.235(устно).

15.01.19

36

Витамины.

1

§37 прочитать, вопросы 1-7, задание 1-4 на с.241(устно).

17.01.19

37

Энергозатраты человека и пищевой рацион

1

§38 прочитать, вопросы 1-6, задание на с.245(устно).

22.01.19

38

Практическая работа №3 «Составление рациона питания».

1

Решу ОГЭ задание 32.

Повторить основные положения главы 7 на с.192 и главы 8 на с.226.

24.01.19

39

Контрольный тест №1 «Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ»

1

Повторить основные положения главы 9 на с.247

29.01.19

РАЗДЕЛ 8. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение - 4 часа

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение существенных признаков покровов тела, терморегуляции. Проведение биологических исследований, умение делать выводы на основе полученных результатов. Доказательства (аргументация) необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, необходимости соблюдения правил гигиены. Доказательства (аргументация) роли кожи в терморегуляции. Освоение приемов оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова. Выделение существенных признаков процесса удаления продуктов обмена из организма. Умение различать на таблицах органы мочевыделительной системы. Объяснение роли выделения в поддержании гомеостаза. Приведение доказательств (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы

40

Покровы тела. Строение и функции кожи.

1

§39 прочитать, вопросы 1-5, задание 1-5 на с.255(устно).

31.01.19

41

Уход за кожей. Гигиена

одежды и обуви. Болезни кожи.

1

§40 прочитать, вопросы 1-8, задание 1-4 на с.262(устно).

05.02.19

42

Терморегуляция организма. Закаливание.

1

§41 прочитать, вопросы 1-8, задание 1-5 на с.266(устно).

07.02.19

43

Выделение. Строение и функции почек.

1

§42 прочитать, вопросы 1-5, задание 1-3 на с.273(устно).

12.02.19

РАЗДЕЛ 9. Нервная и эндокринная системы - 8 часов

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Объяснение значения нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности. Определение расположения спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознавание на наглядных пособиях органов нервной системы. Объяснение функций спинного мозга. Объяснение особенностей строения головного мозга и его отделов. Объяснение функций головного мозга и его отделов. Распознавание на наглядных пособиях отделов головного мозга. Объяснение функций переднего мозга. Объяснение влияния отделов нервной системы на деятельность органов. Распознавание на наглядных пособиях отделов нервной системы. Проведение биологического исследования, умение делать выводы на основе полученных результатов.

44

Значение нервной системы.

Строение нервной системы.

1

§43 прочитать, вопросы 1-5, задание 1-2 на с.278(устно).

14.02.19

45

Спинной мозг.

1

§44 прочитать, вопросы 1-5, задание 1-2 на с.285(устно).

19.02.19

46

Строение головного мозга.

Продолговатый мозг, мост,

мозжечок, средний мозг.

1

§45 прочитать, вопросы 1-7, задание 2 на с.289(устно).

21.02.19

47

Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария.

1

§46 прочитать, вопросы 1-3, задание 1-3 на с.294(устно).

26.02.19

48

Лабораторная работа №4

Изучение строения головного мозга

1

Рассказ по записям в тетради

28.02.19

49

Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Контрольный тест  «Функции отделов головного мозга».

1

§47 прочитать, вопросы 1-2, задание 1-3  на с.299(устно).

05.03.19

50

Роль эндокринной регуляции.

1

§58 прочитать, вопросы 1-5, задание 1-2 на с.372устно).

07.03.19

51

Функции желез внутренней

секреции.

1

§59 прочитать, вопросы 1-10, задание 1-4 на с.294(устно).

12.03.19

РАЗДЕЛ 10. Анализаторы. Органы чувств - 5 часов

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение существенных признаков строения и функционирования органов чувств. Выделение существенных признаков строения и функционирования зри тельного анализатора. Приведение доказательств (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения. Выделение существенных признаков строения и функционирования слухового анализатора. Умение приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха. Выделение существенных признаков строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объяснение особенностей кожно-мышечной чувствительности. Распознавание на наглядных пособиях различных анализаторов

52

Анализаторы.

1

§48 прочитать, вопросы 1-4, задание 1-2 на с.294(устно).

14.03.19

53

Зрительный анализатор.

Лабораторная работа № 5

Изучение строения и работы органа зрения

1

§49 прочитать, вопросы 1-7, задание 1-4 на с.309(устно).

19.03.19

54

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1

§50 прочитать, вопросы 1-3, задание 1-4 на с.314(устно).

21.03.19

55

Слуховой анализатор.

1

§51 прочитать, вопросы 1-4, задание 1-2 на с.319(устно).

02.04.19

15

56

Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы.

1

§52 прочитать, вопросы 1-7, задание 1-3 на с.327(устно).

04.04.19

16

РАЗДЕЛ 11. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика - 5 часов

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Объяснение вклада отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Выделение существенных особенностей поведения и психики человека. Объяснение роли обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Характеристика фаз сна. Объяснение значения сна.

Характеристика особенностей высшей нервной деятельности человека, роли речи в развитии человека.

57

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

1

§53 прочитать, вопросы 1-6, задание 1-2 на с.336(устно).

09.04.19

18

58

Врожденные и приобретенные программы поведения.

1

§54 прочитать, вопросы 1-5, задание 1-4 на с.344(устно).

11.04.19

59

Сон и сновидения.

1

§55 прочитать, вопросы 1-6, задание 1-2 на с.348(устно).

16.04.19

60

Особенности высшей нерв-

ной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

1

§56 прочитать, вопросы 1-14, задание 3 на с.356(устно).

18.04.19.

61

Воля, эмоции, внимание.

1

§57 прочитать, вопросы 1-9, задание 1-3 на с.294(устно).

23.04.19

РАЗДЕЛ 12. Индивидуальное развитие организма - 9 часов

Определение понятий, формируемых в ходе темы. Выделение существенных признаков органов

размножения человека. Определение основных признаков беременности. Характеристика условий нормального протекания беременности. Выделение основных этапов развития зародыша человека. Объяснение вредного влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. При ведение доказательств (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек. Приведение доказательств (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.

62

Размножение. Половая

система.

1

§60 прочитать, вопросы 1-3, задание 1-4 на с.387(устно).

25.04.19

63

Развитие зародыша

и плода. Беременность

и роды

1

§61 прочитать, вопросы 1-4, задание 1 на с.393-394(устно).

30.04.19

64

Наследственные и

врожденные заболевания

и заболевания, передавае-

мые половым путем.

1

§62 прочитать, вопросы 1-5, задание 1 на с.294(устно).

07.05.19

65

Развитие ребенка после

рождения. Становление

личности.

1

§63 прочитать, вопросы 1-6, задание 1-4 на с.294(устно).

14.05.19

66

Интересы, склонности,

способности

1

§64 прочитать, вопросы 1-2, задание 1 на с.405(устно).

16.05.19

67

  Контрольная работа №4    «Организм человека».

1

Повторить основыне положения глав 11 -12

21.05.19

68

Закаливание.  Гигиена человека.

1

Сообщения «Закаливание», «Применение знаний о организме человека в бионике».

23.05.19

69

Особенности строения и функционирования организма человека.  

1

Сообщение «Человек и окружающая среда»

28.05.19

70

Человек и окружающая

среда

1

30.05.19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

рабочая программа учебного предмета «Биология» для учащихся 5-9 общеобразовательных классов

Программа разработана в соответствии с учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Надыма» для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса по адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта.

Рабочая программа учебного предмета  "Биология" для 8 класса по адаптированной пограмме для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта....