Открытый урок биологии по теме "Бактерии"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Лунгу Наталья Владимировна

Конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_stroenie_i_zhiznedeyatelnost_bakteriy.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Барнуковка

Класс: 5

Предмет: биология

Учитель: Лунгу Наталья Владимировна

Тема урока: Строение и жизнедеятельность бактерий

Цель урока:

• познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразием.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием.

Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнитульную чарактеристику.

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.

Основные понятия урока: бактерии, формы бактерий, спора.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, создание моделей и портрета бактерий, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении особенностей строения и распространения бактерий.

Ход урока

      1. Актуализация  знаний

Характеристика царств живой природы (работа в группе).

Задание:

Даны царства живой природы.

Подберите к каждому царству живой природы представителя данного царства (царство растения, царство животные, царство грибы,  царство вирусы, царство бактерии).

СЛАЙД 1 

Формулирование темы урока: 

     Учитель: У какого царства отсутствует представитель? (царство бактерий)

А вот и необычное существо из этого царство.

Бактерия, будет гостем на нашем уроке.

СЛАЙД 2

Тема сегодняшнего урока: «Строение и жизнедеятельность бактерий».

2.Изучение нового материала 

Отправимся в путь без сомнений и муки,

 Чтоб тайны освоить великой науки.

 Раскроим сегодня бактерий секреты –

 Без ядер, зато санитары планеты!

 Их изучали до нас очень многие

 Открыли секреты заведомо строгие.

 СЛАЙД 3

Первые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».

Название "бактерии" ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг 

Учитель: Сегодня вы познакомитесь с необычными организмами, которые всюду сопровождают нас, но мы их не замечаем. Бактерия  великий чемпион.  А чемпиону необходимо вручить медали.

СЛАЙД 4

Первая медаль за древность. ( ученик вывешивает на доске понятия:

 

Доядерные - одноклеточные, нет ядра.

Архебактерии – древние бактерии

Ученик: Ученые полагают, что именно  бактерии, имеющие хлорофилл, первые насытили атмосферу Земли кислородом. Бактерии  относятся к доядерным организмам. 

На земле нет практически места, где бы не встречались бактерии. Это самые древние существа на земле, которые появились около трех с половиной миллиардов лет назад. Самыми древними из ныне существующих организмов считаются архебактериии. Особенно много бактерий в почве, в одном грамме почвы могут содержаться сотни миллионов бактерий. Некоторые  бактерии  живут в пищеварительной системе человека. Например, кишечная палочка, без нее нормальная жизнедеятельность кишечника невозможна.

Медаль за самые мелкие размеры и разнообразную форму.

СЛАЙД 5

Ученик:  Бактерии – самые мелкие существа на земле. Ученым известно около 10 000 видов  бактерий. Рассмотреть их можно только под микроскопом, т.к. размеры их очень малы  и  они бесцветны.  По-гречески « бактерия » означает «палочка», но эти организмы могут иметь самую разнообразную форму:

Учитель:  Ребята сейчас мы создадим модели различных форм бактерий (создание моделей из пластилина)  Положите перед собой  лист ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

Самая простая форма бактерий – это шарик, он носит название кокк, что в переводе означает «ягода». При размножении кокки иногда остаются соединенными попарно, такое соединение называется диплококк, при большем количестве образуется цепочка, которая носит название стрептококк. При соединении кокков гроздями они получили название стафилококк. Кокки, имеющие вытянутую форму, называются палочки( бациллы), если они имеют изогнутую форму, то носят название вибрион. Спиралевидные длинные бактерии называются – спирилла или спирохета. Бывают и другие формы, но эти самые важные.

СЛАЙД 6

Медаль за выносливость         Ученик вывешивает на доске понятия: спора (работа с учебником)

Ученик: Бактерии могут жить в различных условиях, в местах, где практически никто не может выжить: кипящие гейзеры, нефтяные подземные озера, кислотные озера, где отсутствует рыба. Некоторые бактерии могут выживать даже в космосе. Как  и  всем живым существам, большинству  бактерий  необходим кислород. Однако, существуют  бактерии, способные жить без кислорода. Для того чтобы переносить неблагоприятные условия, бактерии научились образовывать споры – особые формы бактерий. Они образуются путем высыхания бактерии внутри своей оболочки, уменьшаясь в размерах. При этом содержимое клетки, сжимаясь, отходит от оболочки, округляется и образует на своей поверхности, находясь внутри материнской оболочки, новую, более плотную оболочку. В таком виде она может долго существовать не погибая и переносить крайне неблагоприятные условия.

СЛАЙД 7

Медаль за всеядность

Ученик: Способы питания бактерий столь же разнообразны, как и условия их жизни. И хотя для захвата пищи у бактерий нет никаких органов (ни рта, ни рук), они умеют схватывать пищу, выделяя в окружающую среду специальные вещества. Большинство видов бактерий питается готовыми органическими веществами, так как они не имеют хлорофилла. Лишь очень немногие способны создавать органические вещества из неорганических. Это цианобактерии.

 Бактерии всеядны, те, которые питаются мертвыми организмами, называются сапротрофами. Бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов, называют паразитами.

Автотрофы -  организмы,  самостоятельно синтезирующие органические  вещества.

Гетеротрофы -  организмы,   питающиеся готовыми органическими веществами.

Сапротрофы- получают готовые органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.

Паразиты- питаются готовыми органическими веществами живых организмов.

СЛАЙД 8

Заполните таблицу: «Разнообразие бактерий по способу питания»

Бактерии по способу питания

Автотрофы

? Гетеротрофы

Фотосинтезирующие

Хемосинтезирующие

Паразиты

? Сапротрофы

? цианобактерии

Железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие

Болезнетворные бактерии

Бактерии гниения, брожения, молочнокислые

СЛАЙД 9 Проверка заполнения таблицы

СЛАЙД 10

Медаль за плодовитость (быструю скорость размножения)

Бактерии очень плодовиты, при благоприятных условиях они могут размножаться каждые 20 минут, ни один живой организм так размножаться не может. Размножаются бактерии делением одной клетки на две.

 Кто быстрее выполнит задание?

Задача. Клетка бактерии делится (одна клетка на две)  каждые 20 минут.                                              Посчитайте, сколько их будет через 3 часа.

 (ответ 512)

СЛАЙД  11 -22

Учитель: Нашему чемпиону мы напишем портрет под названием  «Строение бактерии»  и дадим названия  органоидам  бактерий( рисунок на доске).

Учитель: Каждая бактерия – всего одна клетка с тонкой оболочкой и цитоплазмой.

                             

Бактерия, как любая клетка, покрыта клеточной мембраной, поверх клеточной мембраны располагается особая защитная оболочка – клеточная стенка, которая сделана из особого вещества – муреина. Жидкая часть клетки носит название цитоплазмы, у бактерий нет ядра, вместо него есть сгусток цитоплазмы, в котором находится молекула, несущая информацию – молекула ДНК, и называется нуклеоид, переводится как «подобный ядру». Каждый организм вырабатывает белок, бактерии не исключение, у них тоже есть части, вырабатывающие белок, и называются они рибосомы, они распределены по всей клетке. Жгутик бактерии необходим для движения, но не все бактерии обладают жгутиком, не все они способны к передвижению. Не все бактерии имеют и особые ворсинки, которых существует два вида: одними бактерия прикрепляется к необходимым поверхностям, другие служат для передачи информации между бактериями. Внутри бактерии находится запасное питательное вещество. И клеточная оболочка, и клеточная мембрана проницаемы для веществ, которые необходимы бактерии для жизнедеятельности, в первую очередь, для питания. При образовании вредных веществ для бактерии они удаляются также через оболочку и мембрану, так происходит обмен веществ у бактерий.

3. Закрепление материала об особенностях строения бактерий и их распространении.

Задание: ( на карточках)

Установите соответствие между названием и формой бактериальной клетки. Если вы правильно подберете соответствие между названием и формой, то в результате получится слово, которое обозначает второе название бактерии.

Название

Форма

1 Вибрионы

2 Спириллы

3 Стрептококки

4 Бациллы

5 Кокки

6 Диплококки

7 Стафилококки

Ы. В виде виноградной грозди

О. Шаровидная

М. Изогнутая (в виде запятой)

К. Цепочки из кокков

Р. Палочковидные клетки

И. Спиралевидные клетки

Б. Кокки, слитые попарно

1

2

3

4

5

6

7

В итоге получается слово МИКРОБЫ.

  4.Домашнее задание

Изучить § 9

Распространение бактерий. Игра «верю – не верю».

(Верю – не верю)

На Земле бактерии есть везде

Они могут выжить при температуре – 100 0С

Бактерии выживут при температуре + 88 0С

Особенно много бактерий в воде

Чем чаще проветриваешь помещение, тем больше в нем бактерий

Некоторые бактерии могут жить без кислорода

Бактерий можно убить кипячением

5. Рефлексия.

Учитель: Ребята, а теперь подведём итог. Вы выберите  смайлик:                                                                  Большой: Мне было интересно на уроке

Маленький: Мне не все было понятно на уроке.                                                                                             Вручение медалей.

Спасибо за урок.

Рабочая карта урока

Тема урока:____________________________________________________________

Деятельность учащихся на уроке.

Изучение нового материала 

1. Медаль за древность

Понятия:

Доядерные - это______________________________________

Архебактерии - это______________________________________

2. Медаль за самые мелкие размеры и разнообразную форму.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

3.Медаль за выносливость        

Ученик вывешивает на доске понятия: спора (работа с учебником)

Что такое спора? Каково её значение в жизни бактерии?________________

_________________________________________________________________

4. Медаль за всеядность

Автотрофы -  организмы,  самостоятельно синтезирующие органические вещества (цианобактерии).

Гетеротрофы -  организмы,   питающиеся готовым органическим веществом.

Сапротрофы- получают готовые органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.

Паразиты- питаются готовыми органическими веществами живых организмов.                                                  

Заполните таблицу: «Разнообразие бактерий по способу питания»

Бактерии по способу питания

Автотрофы

?

Фотосинтезирующие

Хемосинтезирующие

Паразиты

?

?

Железобактерии, серобактерии

Болезнетворные бактерии

Бактерии гниения,

брожения,

молочнокислые

5.Медаль за плодовитость (быструю скорость размножения)

Задача. Клетка бактерии делится (одна клетка на две)  каждые 20 минут.                                              Посчитайте, сколько их будет через 3 часа.

Ответ: ______________

Написание  портрета  под названием  «Строение бактерии»  

Зарисуйте строение клетки бактерии и подпишите название органоид клетки бактерии.

 Закрепление материала.

Задание:

Установите соответствие между названием и формой бактериальной клетки. Если вы правильно подберете соответствие между названием и формой, то в результате получится слово, которое обозначает второе название бактерии.

Название

Рисунок

форма

1 Вибрионы

2 Спириллы

3 Стрептококки

4 Бациллы

5 Кокки

6 Диплококки

7 Стафилококки

Ы. В виде виноградной грозди

О. Шаровидная

М. Изогнутая (в виде запятой)

К. Цепочки из кокков

Р. Палочковидные клетки

И. Спиралевидные клетки

Б. Кокки, слитые попарно

1

2

3

4

5

6

7

  4.Домашнее задание

Изучить § 9

Распространение бактерий. Игра «верю – не верю».

(Верю – не верю)

На Земле бактерии есть везде

Они могут выжить при температуре – 100 0С

Бактерии выживут при температуре + 88 0С

Особенно много бактерий в воде

Чем чаще проветриваешь помещение, тем больше в нем бактерий

Некоторые бактерии могут жить без кислорода

Бактерий можно убить кипячением

5. Рефлексия.      Выберите  смайлик:

 Большой: Мне было интересно на уроке                                                                                              Маленький: Мне не все было понятно на уроке

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Форма бактерий:

 Шаровидные:

 кокки -

                             

      диплококк –

      стрептококк (цепочка из кокков)-

стафилококки (грозди кокков) -

 палочковидные:

 бациллы, клостридиум (палочка) -

вибрионы  (извитые) -

спиралевидные:

спириллы (похожие на спираль) -

 

спирохеты (6-10 витков) -

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

Открытыйурок

Открытый урок физики в 8классе.Тема: «Электрический ток. Источники электрического тока»....

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...