Методическая разработка урока с применение технологии критического мышления на тему: "Бодрствование и сон" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Головушкина Алена Валерьевна


Методическая разработка урока с применением технологии критического мышления. Технология состоит из 3 стадий: 1. Стадия вызова, 2. Стадия осмысления, 3. Стадия рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

с применением технологии развития критического мышления

На тему: «Бодрствование и сон» 8 класс.

Тема урока: «Бодрствование и сон»

Место урока в учебном курсе: данной теме отводится один час в неделю в соответствии с программой. Тема является актуальной, так как сон играет важную роль в жизни людей. Он необходим как воздух, вода и пища.  

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: изучение роли бодрствования и сна в жизни человека.

Задачи:

1. Личностные: соблюдать гигиену сна, осознанно и бережно относится к своему здоровью;

2. Метапредметные: развивать у школьников умение выделять главное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли; самостоятельно добывать знания; развивать интерес к предмету, используя интересные факты из жизни;

3. Предметные: знать основные понятия: сон, серотонин, ортодоксальный сон, парадоксальный сон, сновидения. Что происходит с организмом во время сна. Показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами.

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока: Заранее ученики готовят сообщения о летаргическом сне, сомнамбулизме (лунатизме). При изучении новой темы ребята объединяются в группы.

Оборудование: презентация, учебник, тетрадь, дидактические карточки.

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин) (Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Отметка отсутствующих. Дисциплина, наличие учебников и тетрадей у учащихся).

II. Открытие новых знаний. (С применением технологии развития критического мышления. Технология состоит из 3 стадий:

1. Стадия вызова. (2 мин) На данной стадии определяются знания детей по данной теме.

Учитель: Ребята, глядя на тему урока, какая у вас ассоциация к данной теме, о чем сегодня пойдет речь? (ребята отвечают: о роли сна для человека, почему человек спит, почему он видит сны, почему человек не может обходится без сна, и т. д.) Да, действительно, сегодня мы будем говорить, что такое сон, о фазах сна, о истории сна, что влияет на сон, что такое сновидения и о гигиене сна.

2. Стадия осмысления содержания (28 мин)

Учитель: Регулярная смена сна и бодрствования - это необходимый суточный цикл любого живого организма. 1/3 жизни человек проводит во сне. Если принять за данность, что средняя продолжительность жизни человека составляет 75 лет, то треть жизни 25 лет мы проводим в состоянии сна. Без сна жизнь невозможна. В проведенных опытах собака без пищи могла прожить 20-25 дней, хотя при этом теряла 50% веса, а собака, лишенная сна погибала на 12 день, хотя в весе теряла всего 5%. Бессонница мучительна. Неслучайно в древнем Китае приговаривали к смертной казни лишением сна. (слайд 3)

Практически все животные спят. В мире животных существует следующая закономерность: чем меньше животное, тем больше оно спит. Землеройки, мыши, кошки спят большую часть своей жизни, а вот слоны, жирафы, крупные антилопы спят совсем немного. (слайд 4) Тем не менее, спать должны все. Отсутствие сна приводит к смерти.

Что же такое сон? Отдых для мозга или работа мозга? (слайд 5)

Найдите определение сна в учебнике и выпишите его в тетрадь.

Сон - это не просто отдых, а особое состояние мозга, которое отражается в специфическом поведении организма, характеризующееся расслаблением мышц, слабой реакцией на внешние раздражители и рядом других признаков.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какое вещество вызывает сон? (находят в учебнике) Серотонин. Это вещество вырабатывается нейронами центральной части среднего мозга. (слайд 6)

Сон протекает в две стадии (фазы): медленноволновый (ортодоксальный) сон и быстроволновый (парадоксальный) сон. Эти фазы были открыты в 1952 г. Н. Клейтманом и Ю. Азеринским. Заполните таблицу у себя в тетради. (слайд 7)

Таблица 1. Фазы сна

Медленноволновый сон

Быстроволновый сон

Сердце бьётся медленнее;

Обмен веществ понижен;

Глазные яблоки под веками неподвижны.

Усиливается работа сердца;

Быстрые движения глаз;

Сокращение мимической мускулатуры;

Движения пальцев.

В этой фазе человек видит сны.

Прибор, с помощью которого наблюдают за фазами сна называется элекроэнцефалограф.

В течение ночи обычно наблюдаются 4-6 полных циклов, повторяющихся приблизительно каждые 90 минут. При медленном сне прибор отмечает редкие волны большой амплитуды В фазе быстрого сна кривая, вычерчиваемая прибором, регистрирует частые колебания небольшой амплитуды. (слайд 9,10)

Наука, изучающая сон и сновидения называется - онейрология. (слайд 11)

Говорим о истории изучения сна (слайд 12,13)

Учитель: Ребята, составьте, пожалуйста, у себя в тетради фишбоун. Почему человек не может обходиться без сна?

Группы думают, работают также с учебником. Далее каждая группа докладывает свой фишбоун (слайд 14,15). Затем делаем обобщающий вывод.

Сон - это показатель физического и психического состояния здоровья человека.

Потребность во сне так же естественна, как голод и жажда. Если ложиться спать в одно и то же время, повторять ритуал отхода ко сну, то вырабатывается условно-рефлекторная реакция и сон приходит очень быстро. (слайд 16)

Учитель: Ребята, а что такое сновидение? (дети отвечают) Сновидения – это образы, которые возникают во время сна. (слайд 17)

Все люди видят сны, но не все их запоминают и могут о них рассказать. Это связано с тем, что работа головного мозга не прекращается. Во время сна информация, полученная в дневное время, упорядочивается. Этим объясняют факты, когда во сне решаются задачи, которые не удалось решить в состоянии бодрствования. Обычно человеку снится то, что его волнует, беспокоит, тревожит. (слайд 18 - 19)

Учитель: Существуют различные расстройства сна, например сомнамбулизм (лунатизм) (слайд 21). Послушаем сообщение школьника.

Заслушиваем сообщение школьницы о летаргическом сне (слайд 22)

Учитель: А сколько подростку нужно спать? (отвечают дети…) (слайд 22-24)

Короткоспящим был Наполеон, Черчиль. Долгоспящим – Эйнштейн (10-12 ч) (слайд 25)

Учитель: Итак, каково же значение сна? Составьте кластер в тетради. Далее его озвучиваем. (слайд 26-27) Нарушения режима сна и бодрствования могут иметь негативные последствия: раздражительность, провалы в памяти, нарушение иммунной системы, и т. д. (слайд 28)

Учитель: Что необходимо для того чтобы сон был здоровым (полноценным)? (проветривать комнату, ложиться спать в одно и то же время, спать не менее 9-10 часов и. т. д.) (слайд 29)

Учитель приводит интересные факты о снах и сновидениях (слайд 30)

III. Закрепление и контроль изученного материала. (3 мин)

Блиц-опрос для учащихся (групп). (слайд 31)

1. Сколько времени за всю жизнь человек проводит во сне? (1/3 жизни)

2. Прибор, приоткрывший завесу тайны сна? (электроэнцефалограф)

3. Наука о снах? (сомнология, онейрология)

4. Какие виды сна вам известны? (медленный и быстрый или парадоксальный)

5. Во время какой стадии сна снятся сновидения? ( во время парадоксального сна)

6. Зачем нужен сон? (чтобы восстановить силы организма)        

IV. Домашнее задание с. 235-237. Запомнить все термины. Дополнительно: найти интересные факты. (1 мин)

3. Стадия рефлексии. Подведение итогов урока (5 мин)

Учитель: А теперь ребята составьте, пожалуйста, синквейн (Каждая группа составляет и зачитывает свой синквейн) (слайд 32)

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. (Сон)

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. (Ортодоксальный, парадоксальный)

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

(Лечит, восстанавливает, бодрит)

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. (Неотъемлемая часть жизни)

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). (Здорово!)

Давайте подведем итог: Что вы знали? Что узнали на уроке? Что бы хотели еще узнать?

Полноценный сон – залог здоровья и бодрости!

Выставление оценок.

Список литературы

  1. Борбели А. Тайны сна./ Пер. с нем. В.М. Ковальзона. - М.:Знание, 1990. – 192 с.
  2. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. 8 -11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. - Волгоград: Учитель, 2011. – 138 с.
  3. Каменский А.А. Организм человека: просто о сложном: Материалы для подготовки к ЕГЭ и вступительным экзаменам в ВУЗы: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2012.- 267 с.
  4. Наймарк Е. Наука во власти сна. // Что нового в науке и технике. №7-8, 2005. http://elementy.ru/lib/164545/164547?page_design=print 
  5. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М. Р. Сапин. - 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 287 с.

13 фактов про сны и сновидения.

  1. http://solomko.net/13-faktov-pro-sny-i-snovideniya/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с элементами технологии критического мышления «Начало правления Петра I» 10 класс

Урок разработан на основе учебника Левандовского А.А. (базовый уровень) 10 класс , является первым  в теме "Россия в период  правления Петра I»".В разработке урока использованы приёмы т...

Урок с применением технологии критического мышления.

Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов, решение уравнений....

Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».

Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...

Методическая разработка урока по теме: « Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»

Данная разработка показывает, какие приёмы технологии развития критического мышления можно использовать на уроках литературы....

Разработка урока с применением технологии критического мышления

Разработка урока технологии с применением технологии критического мышления....

(Урок с применением технологии критического мышления) Класс: 7б - класс Тема: Разложение многочленов на множители с помощью различных способов

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 2Мосенкова Л.А.Предмет: алгебра (Урок с применением технологии критического мышления)Класс: 7б - клас...