Элективный курс «Здоровый образ жизни»
элективный курс по биологии (10 класс)

Селезнева Елена Васильевна

Ученики с высокой мотивацией к учебе нещадно эксплуатируют свой организм. В их режиме дня преобладает деятельность со статической нагрузкой, нерациональное питание, недостаточное пребывание на воздухе, недосыпание, чрезмерная работа с компьютером. Следование нормам здорового образа жизни дает возможность учащимся предупреждать утомление, поддерживать работоспособность, сохранять здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_zozh.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

«Здоровый образ жизни»

Составил: Селезнева Е.В.

Учитель биологии

высшей квалификационной

категории МОУ Лицея № 9

Волгоград 2019

«Человек был и будет самым

любопытнейшим явлением для человека».

В.Г. Белинский.

Пояснительная записка.

        Экономические и социальные преобразования в обществе предъявляют повышенные требования не только к качествам личности, развитию интеллекта учащихся, но и к состоянию их здоровья, обеспечивающего оптимальное функционирование личности в обществе, в продолжении человеческого рода. Одной из приоритетных задач гуманизации образования является сохранение и укрепление здоровья его субъектов.

        Здоровье молодёжи – одна из главных ценностей любого сообщества и одновременно является важнейшим достоянием личности, которое помогает достичь высшего уровня её развития и самореализации на благо Отечества.

        Современные медицинские исследования подтверждают, что образ жизни человека на 50% определяет состояние его здоровья.

        Программа элективного курса составлена на основе междисциплинарной программы «Здоровье» для средних общеобразовательных учреждений, одобренной Министерством образования РФ, Министерством здравоохранения РФ, Российской академией образования, Российской академией медицинских наук под руководством доктора медицинских наук Касаткина В.Н.

        Новизна программы заключается в том, что для  обучающихся  8-х-, 10-х  классов, выбравших естественнонаучный профиль, все занятия представляют интерес, поскольку впервые расширяют базовый уровень и дополняют выбранное направление деятельности.

        Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время здоровье подрастающего поколения является причиной для беспокойства как государственных органов, так и общества самих граждан. В последнее время тревогу у врачей, учителей и родителей вызывает ухудшение здоровья учащихся. За последние десятилетия в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. В период взросления, приходящегося на пребывание ребёнка в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей.  Ученики с высокой мотивацией к учебе нещадно эксплуатируют свой организм. В их режиме дня преобладает деятельность со статической нагрузкой, нерациональное питание, недостаточное пребывание на воздухе, недосыпание, чрезмерная работа с компьютером. Следование нормам здорового образа жизни дает возможность учащимся предупреждать утомление, поддерживать работоспособность, сохранять здоровье.

        Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях  учащимся предоставляется возможность проводить самонаблюдения, выполнять измерения, составлять правильный режим дня, рацион питания, оказывать первую помощь пострадавшему, понять значение физической культуры для здоровья и зависимость её от окружающей среды. Назначение курса в том, чтобы вызвать интерес  учащихся к состоянию своего здоровья, а так же направлено на их ориентацию по профессиям медико-биологического профиля (эколог – гигиенист, медицинская сестра, врач и т. д.)

        Данная программа предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность  учащихся, предоставляет широкие возможности для саморазвития, разнообразия заданий и упражнений разного уровня сложности, соответствующие их возрасту, возможностям и способностям. Она доступна, результативна.

        Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Заканчивается итоговой конференцией, на которой подводится итог работы за год.

        Реализуются такие формы занятий, как:

  • теоретические (лекции, рассказы, беседы, дискуссии);
  •  экскурсии;
  •  игры;
  • индивидуальная и групповая работа;
  • практические (лабораторные и практические работы).

Используются методы:

  • словесные: лекции, рассказы, беседы, дискуссии;
  • наглядные: показ, просмотр, наблюдение;
  • практические: лабораторные и практические работы, работа с литературой, материалом INTERNETа.

Методы контроля:

  • собеседование,
  • тестирование,
  • анкетирование,
  • познавательные игры,
  • проверка умений и навыков.

Средства обучения:

  • литература,
  • таблицы,
  • микроскопы,
  • телевизор,
  • видеомагнитофон,
  • компьютер.        

Цель: Формирование   у   учащихся  интереса   и   мотивации  здорового  образа жизни;

  • сознательного, рассудительного отношения к собственному здоровью как к важнейшей ценности, данной им природой;
  • ориентация на  естественнонаучный профиль в основной и средней школе.

В процессе достижения поставленной цели программа курса призвана решать следующие задачи:

  • создание  условий для творческой самореализации и саморазвития;
  • предоставление учащимся возможности проведения самооценки текущего состояния здоровья;
  • формирование знаний о психофизиологических возможностях своего организма;
  • формирование представлений о здоровом образе жизни;
  • формирование навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;
  • обучение детей основам правильного питания;
  • развитие творческого потенциала учащихся: подготовка рефератов, сообщений, презентаций, проектов, выполнение исследовательских работ;
  • широкая пропаганда здорового наследия российского народа.

Данный  курс позволяет  учащимся стать активными участниками образовательного процесса, вооружает определенной суммой знаний, делает их независимыми и позволяет работать в темпе, соответствующем их подготовке и личностным особенностям, способствует улучшению успеваемости, дает шансы продвигаться вперед, чувство удовлетворения, успешности.  В структуру программы входят семь разделов. Все разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но формирование деятельностно-практического опыта. Практические занятия способствуют развитию у детей умений и навыков, творческих способностей. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», предположения, придают объемность, «линейному», последовательному освоению материалов в данной программе.

Ожидаемые результаты освоения программы.

 Учащийся будет знать:

  • что такое здоровье и здоровый образ жизни;
  • влияние окружающей среды на здоровье человека;
  • причины заболеваний;
  • принципы закаливания и укрепления здоровья;
  • культуру питания;
  • работоспособность человека;
  • вредные привычки и проблема искоренения пьянства, курения, наркомании;
  • профилактика СПИДа и венерических заболеваний;

 Учащийся будет уметь:

  • производить самооценку текущего состояния здоровья;
  • выдвигать гипотезы;
  • выполнять измерения;
  • составлять режим дня;
  • помогать друг другу в ситуациях, угрожающих здоровью;
  • составлять меню на день и неделю;
  • объяснять причины иммунитета у человека и его дефицита;
  • определять концентрацию нитратов в овощах и плодах;
  • представлять результаты в виде диаграмм и таблиц;
  • делать выводы, обсуждать результаты опытов, исследований, участвовать в дискуссиях и обсуждениях;
  • проводить самостоятельный поиск информации;
  • оказывать доврачебную медицинскую помощь;
  •  подбирать лекарственные препараты, применяемые без назначения врача, с учетом индивидуальной переносимости лекарств, возрастных доз.

Способы проверки результатов освоения программы: тестирование, соревнования, выставки, защита рефератов и презентаций, выпуск бюллетеней ЗОЖ.

Способы оценивания: оценивание учителем, самооценивание, взаимное оценивание учеников.

Учебно – тематический план

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

всего

теор.

практ.

1

Тема 1. Введение. Образ жизни и здоровья.

2

1

1

2

 Тема  2. Самопознание.

3

1

2

3

 

Тема 3. Человек среди людей.

5

3

2

4

Тема 4. Предупреждение потребления ПАВ.

8

2

6

5

Тема 5. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.

7

   2

    5

6

Тема 6. Питание и здоровье.

4

  1

   3

7

Тема 7. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

3

  1

   2

8

Итоговая конференция  « Образ жизни и здоровье».

2

2

Итого:

    34

11

   23

Рекомендуемая литература.

Литература для  учащихся:

  1. Колесов Д. В., Маш Р.Д.. Основы гигиены и санитарии. М.: Просвещение, 1989 г.
  2. Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек школьников. М.: Педагогика, 1984 г.
  3. Федорова М. З., Кучменко В. С., Лукина Т. П. Экология человека. Культура здоровья: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Вентана-Граф, 2007 г.

  Литература для учителя

  1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1991 г.
  2. Горанская С. В., Баранова О. С. Выбираю жизнь: Программа Д.О.М. – Петрозаводск: Петро Пресс, 2001.
  3. Журнал «Учебный год». Здоровьесбережение. Приложение, выпуск 1, № 6, Волгоград, 2004.
  4. Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодёжи. Москва, 1999.
  5. Лебедева Н. Т. Школа и здоровье учащихся. - Минск, 1998
  6. Междисциплинарная программа «Здоровье для средних образовательных учреждений / Вестник образования. 2001 - № 12
  7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе. Москва, 2002 г.

        Интернет-сайты:

  1. http//joumal issep rssi.ru – сайт Соросовского образовательного журнала.
  2. www.nature.ru – сайт Московского Государственного университета.
  3. http//med – lib.ru – Большая медицинская энциклопедия.

Содержание курса.

Общее количество часов – 34

  1. Введение. Образ жизни и здоровья (2 часа).

        Человек – биосоциальное существо. Природная среда. Здоровье: физическое, психическое, социальное. Здоровый образ жизни – поведение, направленное на укрепление здоровья и основанное на гигиенических нормах.

        Практическое занятие: анкетирование «Мое здоровье».

2. Самопознание (3 часа).

Знание своего тела. Самопознание через ощущение, чувство, образ.

Лабораторная работа: оценка состояния физического здоровья.

Практическая работа: самопознание через самоощущение и чувство.

3. Человек   среди людей (5 часов).

Я и другие. Поведение в группе. Биологические  ритмы и их значение для организма.

Тип суточной активности.

Практические занятия:

  • что мне в себе нравится
  • уверенный ответ-отказ.

4. Предупреждение потребления ПАВ (8 часов).

Вредные привычки и их влияние на организм человека. Основные группы вредных привычек.

Основные виды ПАВ. Употребление ПАВ. Социальные, психологические и физиологические последствия. Возможности, трудности и пути выздоровления курильщика, алкоголика, наркомана.  Юридическая и личная ответственность за распространение ПАВ.

Практические работы:

  • восемь способов сказать нет;
  • содержание          токсических веществ в сигарете;
  • оказание первой помощи пострадавшему;
  • игра  «У доктора».

Экскурсия в музей медицинского университета для изучения влияния вредных привычек на организм человека.

5.Гигиенические правила

и предупреждение инфекционных заболеваний (7 часов).

 История борьбы человечества с инфекционными заболеваниями. Инфекционный процесс. Вирулентность. Иммунитет, иммунная система. Инфекционные заболевания:

а) пищеварительной системы: холера, дизентерия,  сальмонеллез, ботулизм ( бактериальные); гепатит А (вирусное); б) дыхательной системы: туберкулез, грипп, ОРВИ. Заболевания кожи: чесотка, грибковые заболевания. Глистные инвазии: аскаридоз, описторхоз. Статистика, причины появления заболевания, клиническая картина, меры профилактики ВИЧ/СПИД..

Практические занятия:

  • подбор косметических средств;
  • техники восстановления работоспособности;
  • изготовление ватно-марлевой повязки;
  • игра  « У доктора».

Экскурсия в стоматологический кабинет.

6. Питание и здоровье (4 часа).

Правильное питание и здоровье человека. Основные правила  рационального питания.  Энергетические и пищевые потребности организма человека. Рацион здорового питания. Питьевой режим. Витамины. Кулинарная  обработка пищевых продуктов. Пищевые добавки, красители, эмульгаторы. стабилизаторы и консерваторы. Гигиена питания. Болезни. Соблюдение   условий хранения  пищевых продуктов.

Практические занятия:

  • определение суточного расхода энергии  и калорийности питания;
  • определение количества минеральных солей и основных витаминов;
  • составление индивидуального меню.

7. Основы личной безопасности и профилактика травматизма ( 3 часа)

Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Техника безопасности в быту.

Виды травм. Открытые и закрытые повреждения. Предупреждение травматизма.

Практические занятия:

  • первая доврачебная помощь при ранениях, травмах, потере сознания;
  • оказание первой помощи при травмах в быту ( наложение шин, повязок).

8. Заключительное занятие ( 2 часа).

Итоговая конференция « Образ жизни и здоровье». Презентации, коллажи, бюллетени ЗОЖ выступления учащихся по выбранным темам.    

             

Методические рекомендации

        Ухудшение здоровья обучающихся  - это объективный процесс, на который влияют различные взаимодействующие факторы: биологические, социальные, экологические, условия и технология воспитания и обучения детей и подростков.

        В соответствии с замыслом основными целями элективного курса стали:

  • формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
  • формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек.

        Выбирая способы реализации поставленных целей, ставится задача не столько передача знаний, сколько формирования стойких убеждений. При этом должен соблюдаться принцип: от представления о ситуации (явлении) к выработке соответствующего отношения к нему и, далее, адекватных способов поведения.

        По своей структуре занятия состоят:

  • актуализация имеющегося опыта и житейских знаний (применяются психологические упражнения и тренинги «мозговой штурм», аудио- и видеоматериалы и др.);
  • формирование новых представлений (психологические игры, творческие этюды, элементы психодрамы и др.);
  • отработка личной стратегии поведения («аукционы идей», проблемные ситуации);
  • осмысление полученного опыта, рефлексия («продолжи фразу, найди ошибки в тексте»);

        В конце каждого занятия предлагается домашнее задание, которое необходимо выполнить при обязательном участии членов семьи и других близких.

Задания и вопросы для обсуждения:

по теме «Самопознание»

  1. Спланируйте режим нагрузок, отдыха, питания в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья.
  2. Смоделируйте свой собственный имидж и достижения  его.
  3. Составьте для себя реалистичные ясные цели  и спланируйте пути их достижения.
  4. Как вы контролируете собственные эмоциональные и поведенческие реакции?
  5. Как вы относитесь к особенностям пожилых людей и инвалидов.

по теме «Человек среди людей»

  1. Расскажи о своем отношении к людям со специфическим строением тела,     особенностями умственной деятельности, различными религиозными, национальными и социальными установками.
  2. Каковы правовые аспекты взаимоотношений между людьми?
  3. Назовите  ситуации манипулирования.
  4. Назовите         формы группового взаимодействия.
  5. Охарактеризуйте  типологии межличностных конфликтов и укажите пути их разрешения.

по теме «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний»

  1. Назовите гигиенические средства по уходу за телом.
  2. Какова взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья?
  3. Спланируйте режим деятельности в период нагрузок.
  4. Назовите      причины, пути передачи, способы предупреждения СПИДа.
  5. Какова профилактика инфекционных заболеваний в различных социальных и жизненных ситуациях ?

по теме «Предупреждение потребления ПАВ»

  1. Почему подростки курят, употребляют алкоголь, наркотики?  
  2. Чем страдают дети  курящих людей?
  3. Какие существуют способы отказа от курения, алкоголя, наркотиков?
  4. Что такое токсикомания?
  5. К каким социальным последствиям приводит злоупотребление наркотиками?
  6. От кого зависит  принятие   решения не принимать наркотики?
  7. Назовите    несколько способов сказать «Нет».
  8. Обсудите «Возможные последствия употребления ПАВ для общества, семьи, друзей».

по теме «Питание и здоровье»

1.Каковы основные правила рационального питания?

2.Назовите химические и биологические загрязнители пищи.

3. О чем рассказывает    этикетка продуктов?

4. Разработай правила поведения в местах общественного питания.

5. Составь меню во время экзаменов, в походе.

6. Что вы знаете о витаминах?

по теме «Основы личной безопасности  и профилактика травматизма»

1. Назовите   сформированные стереотипы подростков   по соблюдению правил безопасности   на  дороге.

2.Как рассчитать траекторию    движения транспорта ?

3. Какова административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации, нанесении телесных    повреждений?

4.Предложите приемы конструктивного решения конфликтных ситуаций.

5. Опишите ваши действия  по оказанию первой помощи при ранениях, травмах, потере сознания.

По завершении элективного курса в сфере здоровья и здорового образа жизни                      обучающийся  должен :

  • знать, как это делать;
  • хотеть это делать;
  • уметь это делать.          

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Здоровый образ жизни"

Представлена программа элективного курса на 17 часов  "Мы за здоровый образ жизни"....

Элективный курс "Здоровый образ жизни"

Рабочая программа элективного курса "Здоровый образ жизни" предназначена для учащихся 8 класса....

План-конспект урока по элективному курсу "Здоровый образ жизни" в 8 классе "Суточный пищевой рацион школьника"

Форма урока: практическое заниятие. Цели урока: научиться рассчитывать приход энергии в организм школьника и расход энергии в зависимости от энергетических затрат, а также научиться определять примерн...

Программа элективного курса «Здоровый образ жизни»

Содержание элективного курса: курс позволяет в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы,содержание курса, форма его организации по...

Элективный курс "Здоровый образ жизни"

Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессияммедико - биологического профиля (врач, медицинская сестра, эколог-гигиенист и т.д.)За основу  взят    курс...

Программа элективного кружка здоровый образ жизни

Курс предназначен для учащихся 9 класса....

Программа элективного курса «Здоровый образ жизни» для 9 класса (8 часов)

Элективный курс "Здоровый образ жизни" интересен и нужен подросткам. Он включает вопросы правильного питания, гигиены и культуры питания. Изучается материал об инфекционных и функциональных заболевани...