Исследовательский проект "Развитие памяти и творческих способностей учащихся с помощью приемов мнемотехники на уроках биологии"
проект по биологии

Никифорова Марина Юрьевна

Аннотация

Автор проекта: Никифорова Марина Юрьевна

Тема проекта: «Развитие памяти и творческих способностей учащихся с помощью приемов мнемотехники на уроках биологии».

Исследуемая предметная область: биология

Краткое описание проекта. В данном проекте рассматривается новое понятие «мнемотехника-мнемоника», как развивать память, логику, мышление, кругозор, а также творческие способности учащихся с помощью приёмов мнемотехники на уроках биологии  при изучении тем школьного курса.

Актуальность  исследования. Одной из актуальных проблем обучения на сегодняшний день является проблема развития творческой активности учащихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В процессе обучения учащиеся получают огромное количество информации, однако, большую часть из них забывают из-за отсутствия образной памяти и ассоциативного мышления. В силу этих причин снижаются творческие способности учащихся.

Существует множество приемов и методов запоминания, один из которых мнемотехника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций, мысленных образов.

Цель работы: исследовать эффективные способы и приёмы, развивающие память, повышающие интерес к биологии, улучшающие качество знаний по предмету, сохраняющие информацию в долговременной памяти; систематизировать материал по теме исследования, апробированного на уроках биологии.

Задачи:

  1. рассмотреть содержание исходных понятий данного исследования (память, мнемотехника, мнемоприёмы), изучить историю возникновения мнемотехники, литературу;
  2. апробировать приёмы мнемотехники на уроках биологии в 5-9 классах с проведением анкетирования и экспериментов с участием учащихся;
  3. составить памятку с самыми результативными приемами мнемотехники в помощь учащимся.

Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы, создание копилки эффективных приёмов мнемотехники, сбор и обработка результатов эффективности использования наработанных материалов по теме исследования, диагностика.

Результаты работы: памятка «Советы будущему биологу» с самыми  результативными приемами мнемотехники в помощь учащимся, где будут собраны полезные мнемотехнические приёмы запоминания сложных тем по биологии.

Практическая значимость: Результаты моей работы могут применять как учителя биологии, так и учащиеся. Собранная копилка мнемонических правил (памятка) поможет учащимся лучше усваивать материал и применять эти знания в учебе, особенно во время контрольной работы, на экзаменах, в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obr.proekt.docx157.61 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. КЕКЕН-ВАСИЛЬЕВКА - ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. НОВЫЕ КАРАМАЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МИЯКИНСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

Развитие памяти и творческих способностей учащихся

с помощью приемов мнемотехники на уроках биологии

Исследовательский проект

Никифорова Марина Юрьевна

Образование: высшее

Стаж: 9 лет                                                  Категория: высшая

                                                 

                                                             

с. Кекен-Васильевка

2020

Аннотация

Автор проекта: Никифорова Марина Юрьевна

Тема проекта: «Развитие памяти и творческих способностей учащихся с помощью приемов мнемотехники на уроках биологии».

Исследуемая предметная область: биология

Краткое описание проекта. В данном проекте рассматривается новое понятие «мнемотехника-мнемоника», как развивать память, логику, мышление, кругозор, а также творческие способности учащихся с помощью приёмов мнемотехники на уроках биологии  при изучении тем школьного курса.

Актуальность  исследования. Одной из актуальных проблем обучения на сегодняшний день является проблема развития творческой активности учащихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В процессе обучения учащиеся получают огромное количество информации, однако, большую часть из них забывают из-за отсутствия образной памяти и ассоциативного мышления. В силу этих причин снижаются творческие способности учащихся.

Существует множество приемов и методов запоминания, один из которых мнемотехника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций, мысленных образов.

Цель работы: исследовать эффективные способы и приёмы, развивающие память, повышающие интерес к биологии, улучшающие качество знаний по предмету, сохраняющие информацию в долговременной памяти; систематизировать материал по теме исследования, апробированного на уроках биологии.

Задачи:

  1. рассмотреть содержание исходных понятий данного исследования (память, мнемотехника, мнемоприёмы), изучить историю возникновения мнемотехники, литературу;
  2. апробировать приёмы мнемотехники на уроках биологии в 5-9 классах с проведением анкетирования и экспериментов с участием учащихся;
  3. составить памятку с самыми результативными приемами мнемотехники в помощь учащимся.

Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы, создание копилки эффективных приёмов мнемотехники, сбор и обработка результатов эффективности использования наработанных материалов по теме исследования, диагностика.

Результаты работы: памятка «Советы будущему биологу» с самыми  результативными приемами мнемотехники в помощь учащимся, где будут собраны полезные мнемотехнические приёмы запоминания сложных тем по биологии.

Практическая значимость: Результаты моей работы могут применять как учителя биологии, так и учащиеся. Собранная копилка мнемонических правил (памятка) поможет учащимся лучше усваивать материал и применять эти знания в учебе, особенно во время контрольной работы, на экзаменах, в повседневной жизни.


Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….....…4

Глава 1. Теоретическая часть. Понятие «мнемотехника» и способы её

использования в изучении биологии ………………………………………………..7

  1. Понятие «мнемотехника» и история её возникновения ……………...7
  2. Основные методы и приёмы мнемотехники в изучении биологии…..8

Глава 2. Практическая (исследовательская) часть…………………………..…….14

2.1. Анкетирование учащихся «Мнемотехника как средство

запоминания биологических терминов»…………………………………….14

2.2. Эксперименты с участием учащихся «Учим биологию

с помощью мнемотехники»……………………………………………….….15

2.3. Составление памятки «Советы будущему биологу» с самыми  

результативными приемами мнемотехники в помощь учащимся………..18

Заключение…………………………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………………….…20

Приложения………………………………………………………………………….21


Введение

«Единственное сокровище человека – это его память.

Лишь в ней – его богатство или бедность».

Адам Смит

Значение памяти в жизни человека сложно переоценить. Память играет важную роль в нашей жизни, принимая непосредственное участие во многих процессах его жизнедеятельности. Важнейшей функцией памяти является запоминание необходимой информации. Благодаря наличию памяти, человек способен запоминать события и предметы, а также приобретать опыт и знания. Если бы у человека не было бы памяти, его мировосприятие основывалось бы исключительно на том, что существует «здесь и сейчас», что значительно ограничивало бы его возможности.

Лежащая в основе способностей человека, память является условием научения, формирования умений и навыков, приобретения знаний. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Как часто вы замечали, что после объяснения учителя как будто поняли всё, а через пять-десять минут – ничего не помните?

Что же нужно делать для того, чтобы знания, попадая в голову, задерживались там на долгое время? Что может облегчить запоминание? Как сэкономить время при запоминании?

Оказывается, существует множество приемов и методов запоминания. В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Есть дети, которые испытывают затруднения при изучении биологии. Применяя образы, учащиеся с удовольствием занимаются биологией. Система образов помогает понимать, с легкостью воспроизводить научную информацию. Процесс запоминания материала становится более эффективным.

 Биология включена в обязательные всероссийские проверочные работы, очень многие учащиеся выбирают по этому предмету экзамен в 9, 11 классах и требуется при поступлении во многие ВУЗы. Поэтому биологию учить необходимо. Как же совместить биологию с жизненными ситуациями с помощью игровых приёмов?

Наверняка некоторые из вас слышали, что сделать это позволяют различные приемы мнемотехники. Однако далеко не все знают, что это вообще такое, как овладеть этими приемами, как правильно их использовать и как они вообще работают. В моем проекте вы узнаете, что такое мнемотехника и какие мнемонические приемы можно применять на уроках биологии при изучении тем школьного курса.

        Тема моего проекта: «Развитие памяти и творческих способностей учащихся с помощью приёмов мнемотехники на уроках биологии».

Проблема: отсутствие «мнемотехнических» подборок для запоминания информации, особенно по биологии.

Ведущая педагогическая идея: для реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов перед школой сейчас стоит задача не просто дать выпускнику как можно больше знаний, а, обеспечив его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его крайне важным умением – умением учиться. А развитое творческое мышление и наличие хорошей памяти является, на мой взгляд, важнейшим критерием для самообразования. Поэтому в своей работе я и сделала акцент на формирование у детей именно этих способностей.

Актуальность моего исследования заключается в том, что одной из проблем обучения на сегодняшний день является проблема развития творческой активности учащихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В процессе обучения учащиеся получают огромное количество информации, однако, большую часть из них забывают из-за отсутствия образной памяти и ассоциативного мышления. В силу этих причин снижаются творческие способности учащихся. В результате мы сталкиваемся с такими проблемами, как: отсутствие у детей интереса к учебной деятельности, нерегулярное выполнение домашних заданий, неумение работать самостоятельно, и, как следствие, низкая обучаемость и успеваемость.

В своей работе я предлагаю к рассмотрению новые приемы эффективного запоминания посредством создания необычных, нестандартных образов, ассоциаций. Оказывается, существует множество приемов и методов запоминания. В своей работе я расскажу об одном из них – мнемотехнике, как добиться развития образной памяти и ассоциативного мышления. А для тех, кто увлекается биологией, я составила картотеку «запоминалок», которые помогут обучающимся лучше запоминать, а значит, и усваивать биологические знания.

Проблема улучшения памяти сейчас особенно актуальна в школе, с каждым годом всё более возрастают требования к умственной деятельности. Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Предмет Биология требует запоминания сложной терминологии, определенных понятий. И перед учителем стоит задача: найти такие педагогические приемы, чтобы объемный и часто сложный материал стал более доступным.

Предлагаю некоторые приёмы мнемотехники, которые помогут ученикам легче усваивать информацию на уроках биологии. Некоторые приемы были апробированы из опыта коллег и наиболее эффективные взяты на вооружение.

Цель моей работы: исследовать эффективные способы и приёмы, развивающие память, повышающие интерес к биологии, улучшающие качество знаний по предмету, сохраняющие информацию в долговременной памяти; систематизировать материал по теме исследования, апробированного на уроках биологии.

Для решения данной цели мною были поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть содержание исходных понятий данного исследования (память, мнемотехника, мнемоприёмы), изучить историю возникновения мнемотехники, литературу;
  2. апробировать приёмы мнемотехники на уроках биологии в 5-9 классах с проведением анкетирования и экспериментов с участием учащихся;
  3. составить памятку с самыми результативными приемами мнемотехники в помощь учащимся.

Объектом исследования является мнемотехника.

Предмет исследования: эффективность мнемонических приёмов при изучении биологии в 5-9 классах.

Гипотеза: я предполагаю, что изучение биологии будет более эффективным, если умело использовать на уроках способы развития образной памяти и ассоциативного мышления при помощи мнемонических приёмов.

Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы; создание копилки эффективных приёмов мнемотехники; сбор и обработка результатов эффективности использования наработанных материалов по теме исследования; диагностика.

Новизна опыта: состоит во внедрении творческой, но в то же время, высокоэффективной технологии развития памяти и образного мышления (мнемотехники) в традиционный процесс преподавания биологии, где, казалось бы, нет места творчеству. Но в то же время, внедряемые приёмы мнемотехники, которые иногда некоторые учителя применяют на своих уроках на интуитивном уровне, поставлены в данной работе на прочную научно обоснованную платформу.        

Практическая значимость: Результаты моей работы могут применять как учителя биологии, так и учащиеся. Собранная копилка мнемонических правил (памятка) поможет учащимся лучше усваивать материал и применять эти знания в учебе, особенно во время контрольной работы, на экзаменах, в повседневной жизни.

Результаты работы: памятка «Советы будущему биологу» с самыми  результативными приемами мнемотехники в помощь учащимся, где будут собраны полезные мнемотехнические приёмы запоминания сложных тем по биологии.


Глава 1. Теоретическая часть. Понятие «мнемотехника» и способы её использования в изучении биологии

  1. Понятие «мнемотехника» и история её возникновения

Свою работу я начала с изучения вопроса о том, что такое мнемоника. Из Википедии я узнала, что мнемоника (от греческого mnemonikon — искусство запоминания), мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Проще говоря, мнемотехника – это способы, которые помогают запомнить нужную информацию.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Одни говорят, что она была известна на востоке, другие “изобретателем” этого искусства считают греческого поэта – Симонида (умер 469 до н.э.) Об этом существует даже легенда, которая рассказывает о том, что Симонида пригласили к одному богатому человеку на пир. Когда гости уже сидели за столом, ему доложили, что пришли два молодых человека, которые желают его видеть. Он тот час же встал из-за стола и вышел, но никого не нашел. А в это время, комната, в которой происходило пиршество, провалилась, и все в ней находившиеся были убиты. Родственники погибших попросили Симонида вспомнить, кто и где сидел. Он действительно вспомнил, в каком порядке сидели пирующие за столом и места, ими занимаемые. Этот случай и привел к открытию особенности памяти, что по месту можно вспомнить информацию, имеющую конкретный образ.

Мнемоника впервые была описана неизвестным римским учителем риторики. Мнемоника использовалась как инструмент, позволяющий точно запоминать большие объемы смысловой информации. Надо заметить, что ни один оратор греческий или римский не выступал перед публикой с конспектом в руках, что делало необходимым применение искусственных приемов запоминания.

Мнемотехнику преподавал даже Джордано Бруно, разъезжая по разным городам Европы он предлагал memoria technica. В средние века это искусство пользовалось большим успехом, и легко понять почему. Нужно было знать наизусть чрезвычайно много; для богословских споров, в то время особенно практиковавшихся, необходимо было знание наизусть и целиком места из Священного Писания; требовалось иногда указать точно, в какой книге, главе, параграфе и прочее находится известное место. Все эти трудности, возможно, было обойти, только воспользовавшись мнемоникой.

Мнемотехникой интересовался и Аристотель, который обучил этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладал Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

К сожалению, только в конце прошлого века вновь возродился интерес к мнемотехнике. Стали создаваться новые приемы, методы и техники запоминания.

20 век – особый в истории мнемотехники. Она стала развиваться семимильными шагами по всему миру.

Итак, что же такое современная мнемотехника?

Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании. Это сохранение запомненных сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придётся учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове. Это просто отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.

В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность приёмов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе, а термин мнемотехника трактуется как практическое применение методов определенных в данной конкретной мнемонике.

Для лучшего запоминания с давних пор используются мнемотехнические приемы. Их суть заключается в том, что информация, которую необходимо запомнить, определенным образом структурируется. Например, дату французской революции – 1789 год – легко запомнить, если обратить внимание на последовательность цифр: 7,8,9.

Шерлок Холмс – известный интеллектуал, любил говорить: «Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела».

  1. Основные методы и приёмы мнемотехники в изучении биологии

Следующим этапом моей работы стало знакомство с основными методами и приёмами, применяемыми в мнемотехнике.

В мнемотехнике четко определены четыре основных этапа запоминания:  

  1. кодирование элементов информации в образы,
  2. соединение образов (запоминание),
  3. фиксация последовательности образов с помощью ассоциаций   (непосредственно между собою или с помощью систем опорных образов),
  4. закрепление связей в мозге (три способа мысленного повторения).

Кодирование в образы. Чтобы информация запомнилась в зрительной анализаторной системе, любые запоминаемые сведения должны быть преобразованы в простые зрительные представления. Это достигается приемами и методами кодирования на первом этапе запоминания. Сохраненные в памяти зрительные образы вновь переводятся в исходную информацию при припоминании.

Соединение образов. После того как элементы информации преобразованы в зрительные образы, их необходимо соединить в искусственную ассоциацию. При этом происходит фиксация в мозгу взаимосвязей между образами ассоциации. В дальнейшем любой из образов зафиксированной ассоциации вызывает из памяти всю ассоциацию целиком. Процесс образования ассоциативной связи путем мысленного соединения нескольких воображаемых образов называется запечатлением.

Запоминание последовательности ассоциаций. Запоминанием последовательности образованных ассоциаций, содержащих конкретные сведения, формируется четкая программа припоминания, позволяющая в будущем безошибочно воспроизводить последовательность запомнившейся информации.

Закрепление в памяти. Осуществляется многократным мысленным повторением. Природа памяти такова, что созданные ассоциации (взаимосвязи) самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут при условии однократного восприятия. Длительность сохранения информации в памяти зависит от частоты ее активизации. Поэтому, для того, чтобы необходимая информация надолго сохранилась в памяти её нужно периодически припоминать.

По словам М.А. Зиганова (доктор педагогических наук (МАН), профессор Европейского университета права, директор Школы рационального чтения, основатель НОУ «Ломоносовская школа»), возможности запоминания с помощью методов мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти. Так, для человека практически невыполнима задача запоминания двухсот цифр. Овладевшие методами мнемотехники запоминают такой объем точных сведений всего за 10-15 минут.

Важнейшие принципы мнемотехники

В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение.

Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию. Для эффективного запоминания правила можно привести созданную ассоциацию в движение. «Движение» помогает живо представить образ. Оно делает процесс запоминания не только простым, но и интересным. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными, смешными и нелепыми. Чем банальнее и скучнее будут ассоциации, тем они менее эффективны. И наоборот, чем абсурднее связь между элементами, тем она прочнее. Положительные и приятные образы запоминаются быстрее (они близки, доступны и понятны детям) и процесс запоминания приносит удовольствие.

Все методы обучения очень похожи на увлекательную игру. Есть дети, которые испытывают затруднения при изучении математики: абстрактные цифры, формулы и многое другое их часто пугают. Применяя образы, учащиеся с удовольствием занимаются математикой.

В учебниках математики правила для заучивания длинные. Для тех учащихся, чья память плохо развита, эти правила заучить наизусть трудно. Система образов помогает понимать, с легкостью воспроизводить научную информацию. Процесс запоминания материала становится более эффективным, т.к. задействовано не только левое полушарие головного мозга, отвечающее за логическое мышление, но и правое, способствующее развитию образного мышления.

Физиологи пришли к заключению, что при односторонней загрузке левого полушария головного мозга, ведающего речевыми функциями и абстрактным мышлением, уменьшается продуктивность умственного труда. Когда учение упирается только на логическое мышление, возможности мозга используются частично. Перенапряжение левой половины мозга оказывает тормозящее воздействие на его работу в целом. Активизация работы правого полушария представляет резерв повышения эффективности. Физиологи подчеркивают, что необходимо сочетать логическое мышление с образным.

В чем же «секрет» мнемотехники?

Мнемотехника является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И «секрет» мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), вы непременно вспомните и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь «секрет»!

С помощью мнемотехники можно запомнить за короткое время большой объем точной информации, что просто невозможно сделать обычными методами. Область применения мнемотехники довольно обширна, т.к. точную информацию и различные последовательности приходится запоминать практически каждый день. Без специальных приемов не обойтись и при запоминании плана дел на каждый день, и, что самое важное, при вспоминании любой учебной или другой важной информации. Поэтому мнемотехника сейчас уже не является «искусством избранных», она уже давно находится на службе у студентов и школьников, менеджеров и руководителей разного ранга, политиков и ораторов.

Основные приемы мнемотехники

  1. Метод ассоциаций (картинки, фразы).
  2. Аббревиатура (акроним).
  3. Рифмизация и ритмизация.
  4. Метод «ключевого слова».
  5. Метод Цицерона.
  6. Метод Айвазовского.
  7. Методы запоминания цифр (закономерности, знакомые числа).

  1. Метод ассоциаций

Суть метода заключается в образовании ассоциаций. Главное в этом методе – яркость образа. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, может даже абсурдными.

  1. Аббревиатура (акроним)

Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации Мы сталкиваемся с аббревиатурами каждый день, поскольку их использование весьма популярно. Мы уже привыкли к таким словам, как ООН, МЧС, и т.д. Эти аббревиатуры не только сокращают длинные названия организаций (Организация Объединенных Наций, Министерство по чрезвычайным ситуациям), но и способствуют их запоминанию.

Принцип аббревиатуры также широко используется для фиксирования различного материала, не связанного логическими принципами, помогает нам лучше его запоминать и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации. Вы можете попробовать применять этот принцип и вскоре сами убедитесь в его успешности.

  1. Рифмизация и ритмизация

Данный способ основан на подборе рифмы к слову. Этот способ, используемый в некоторых мнемонических упражнениях, также нашел широкое применение в рекламе. Специалисты, занимающиеся рекламой, отлично понимают значение рифмы для запоминания различной информации. Вы, без сомнения, замечали, что во многих рекламных роликах информация о товарах зарифмована, и это способствует более быстрому ее запоминанию, а следовательно, скорейшей реализации товаров.

Приём рифмизации можно усилить, если соединить с приёмом ассоциации.

  1. Метод ключевого слова

Способ этот очень простой и заключается он в следующем: к слову нужно подобрать другое ключевое слово из русского языка, которое будет похоже на него по написанию первой буквы.

  1. Метод Цицерона

Этот метод основан на пространственном воображении. Древнеримский оратор Цицерон произносил длинные речи с именами, датами и фактами. Чтобы запоминать информацию, он размещал её в хорошо знакомом здании или комнате. Как? Воображал хорошо знакомое помещение. Затем представлял нужную информацию и привязывал её к определённому месту. Если он хотел что-то вспомнить, то просто мысленно обходил комнату. То же самое можно проделывать и со словами.

  1. Метод Айвазовского

Основан на тренировке зрительной памяти. Тренировать зрительную память таким образом можно где угодно: по пути на работу, дома, в транспорте и т. д. Упражнение, развивающее фотографическую память, основано на методе работы и особенностях восприятия великого русского художника. Он мог представить себе волну в определенный момент времени и перенести ее на холст, сохраняя ощущение движения. Посмотрите внимательно на предмет, пейзаж или человека. Не менее пяти минут изучайте его. После этого закройте глаза и попытайтесь воссоздать увиденное. Открыв глаза, вы сможете оценить собственную фотографическую память.

  1. Методы запоминания цифр (закономерности, знакомые числа).

Суть данного приёма в том, что информация, которую необходимо запомнить, определенным образом структурируется. Например, дату французской революции – 1789 год – легко запомнить, если обратить внимание на последовательность цифр: 7,8,9.

Кому нужна мнемотехника?

Все мнемонические упражнения основаны на внесении какой-либо ясности в бессмысленный материал, то есть хаос преобразуется в порядок посредством некоторой систематизации.

Обучающиеся пишут шпаргалки перед экзаменами. Мнемотехника позволит запомнить эти шпаргалки. Тогда на экзаменах вы будете списывать из своей памяти. Это намного безопаснее. К тому же, если вы захотите, информация может быть сохранена в вашей памяти пожизненно. Это может потребоваться в случае, если вы захотите стать высококлассным специалистом, профессионалом в своей области.
Мнемотехника существенно сократит вам время подготовки к экзаменам. Если применять мнемонические методы запоминания в течение учебного года, то вообще не придется готовиться к экзаменам. Вы просто будете помнить содержание всех своих учебников.

Мнемотехника значительно повышает обучаемость человека любым дисциплинам, использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно, можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. У представителей многих профессий - летчиков, космонавтов и т.д. - зачастую просто нет времени обращаться к другим источникам информации, кроме собственной памяти.

Память можно улучшить с помощью специальных упражнений, благодаря постоянному заучиванию стихотворений. Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить с собой записные книжки.

Гораздо больше людей сомневаются в своей памяти, чем доверяют ей. Чем меньше доверяют, тем меньше хотят ею пользоваться. Чем меньше пользуются, тем меньше она работает и, как следствие, доверяют ей еще меньше. Казалось бы, это замкнутый круг, но ситуацию можно изменить.

В своей работе я рассказала о «мнемотехнике», одном из приемов запоминания информации. Но теперь я знаю, что существует множество приемов запоминания, их огромное количество. Имея воображение, желание и капельку терпения, немного посидев, вы и сами сможете придумать свои приемы, которые сможете использовать для улучшения запоминания.

Значение мнемотехники

Занятия мнемотехникой способствуют развитию внимания, мышления, воображения, творческой деятельности.

  1. Внимание. Необходимость контролировать ход своих мыслей, постоянная концентрация на объектах запоминания приводит к улучшению внимания. В результате человеку становится легче сосредоточиваться на текущих делах и проблемах, его жизнь становится гораздо организованнее, меньше подверженной влиянию помех.
  2. Мышление. Развитие памяти улучшает и мышление за счет того, что постоянно приходится работать с мысленными объектами, придумывать связывающие их ассоциации. В результате развивается ассоциативное мышление - ответственное за обобщение и абстракцию и наглядно-образное, использование которого помогает целостному восприятию реальности и интуитивному решению проблем. Ну и, разумеется, просто сама способность к запоминанию помогает мышлению.
  3. Воображение и творческая деятельность. Ассоциации, придумываемые мнемонистом, часто необычны и абсурдны. Связывая объекты, приходится создавать невероятное. Уже через некоторое время после начала занятий можно заметить, что при решении своих проблем начинаешь использовать методы, раньше казавшиеся слишком нестандартными. А неразрешимые проблемы вдруг получают простое и элегантное решение.

Как видим, развитие памяти помогает не только памяти, но и способствует гармоничному развитию других способностей человека.

После знакомства с теоретическими сведениями по выбранной мною теме и изучив вышеперечисленные приёмы мнемотехники, я решила перейти к выполнению практической части мой работы.


Глава 2. Практическая (исследовательская) часть

2.1. Анкетирование учащихся «Мнемотехника как средство запоминания биологических терминов»

Ещё в начале учебного года мною была разработана анкета, с помощью которой, я хотела выяснить, испытывают ли учащиеся 5-9 классов трудности с запоминанием новых биологических терминов, в чём именно заключаются эти трудности, каким методом пользуются учащиеся для запоминания новых терминов, знают ли они понятие «мнемотехника».

Анкета состоит из трёх вопросов и нескольких вариантов ответов, один из них предполагает собственное мнение (Приложение 1).

Следующим этапом моей работы было проведение анкетирования учащихся. Данный вид работы привлёк к себе внимание учеников, и они с удовольствием приняли в нём участие. Опрос проводился в 5-9 классах.

Результаты данного анкетирования представлены на следующих диаграммах.

По результатам анкетирования 87% учащихся сталкиваются с трудностями запоминания нового материала, и лишь 13% не испытываю сложностей. Основными причинами возникновения трудностей оказались: нехватка времени, большой объём информации по другим предметам, отсутствие интереса и желания учиться. Понятие «мнемотехника» оказалось новым для большинства учащихся, только малая часть из них знают что это такое. По подсчетам получились такие результаты: 8% учащихся ответили «да», 92% ответили «нет».

2.2. Эксперименты с участием учащихся «Учим биологию с помощью мнемотехники»

Проведённое анкетирование вызвало большой интерес у учащихся к понятию «мнемотехника». Поэтому на уроках биологии в течение учебного года я ознакомила ребят с приёмами мнемотехники. В качестве эксперимента учащимся было предложено выучить новые термины и определения, применяя некоторые приёмы мнемотехники почти на каждом уроке.

После чего был проведен сравнительный анализ эксперимента в начале и в конце учебного года по следующим критериям:

  1. Уровень  механического запоминания (ассоциативной памяти).
  2. Уровень  объёма памяти.
  3. Уровень учебной мотивации.

Диагностика уровня развития памяти обучающихся проводилась с помощью теста по методике А.Р. Лурия (Приложение 2).

Сравнительный анализ развития механической (ассоциативной) памяти у учащихся в 5-9 классах (2018-2019 учебный год)

Период времени

Низкий уровень,

(%)

Норма, (%)

Высокий уровень,

(%)

Начало уч.года

37

55

8

Конец уч. года

18

68

14

Результаты данного исследования представлены на следующих диаграммах.

Учебный год 2018-2019 начало года

Учебный год 2018-2019 конец года

        Из представленных диаграмм видим положительную динамику  развития ассоциативной памяти обучающихся: увеличилось количество учащихся с высоким и нормальным уровнем развития и уменьшилось с низким   уровнем развития памяти.

Сравнительный анализ объёма памяти по методике А.Р. Лурия

(в начале и в конце 2018-2019 учебного года)

Анализ данного исследования показывает, что изучаемые приёмы мнемотехники позволили почти вдвое увеличить объём памяти у учащихся с низким уровнем, а так же увеличить количество учащихся с нормальным и высоким уровнем объёма памяти.

Изучение мотивации к учебной деятельности проводилось по методике                 Г.Н. Казанцевой (Приложение 3).

Сравнительный анализ учебной мотивации учащихся 5 класса

 за два учебных года 2018-2019 и 2019-2020

Класс

Мотив оценки,

%

Учебный мотив,

%

Социальный мотив,

%

5

51

19

30

6

38

34

28

Анализ результатов говорит о возросшем уровне учебной мотивации и одновременно снижении уровня мотива оценки и социального мотива, где систематически применялись приёмы мнемотехники, что свидетельствует о повышении уровня заинтересованности учащихся именно в самом процессе обучения.

         Прослеживается так же  положительная динамика   участия школьников  в различных конкурсах,  творческих проектах и олимпиадах (Приложение 4).

Участие учащихся в конкурсах различного уровня

Учебный год

Кол-во человек

2018-2019

27

2019-2020

37

Учащиеся ежегодно принимают участие на олимпиадах школьного и районного этапа, во всероссийской предметной олимпиаде «Олимпус», «Сириус».

При проведении анализа своей работы по применению приемов мнемотехники, наблюдается достижение обучающимися положительная динамика результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых в школе. За последних два учебных года в разрезе двух классов успеваемость составляет 100%, качество знаний значительно повышается (Приложение 5).

Результаты данного исследования представлены на следующей диаграмме.

Подводя итоги опыта работы с применением приёмов мнемотехники я сделала вывод, что  мы лишь прикоснулись к большому источнику идей и открытий, позволяющих сделать обучение простым и доступным для каждого ученика.  

Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что используя приёмы мнемотехники при обучении, учащиеся постоянно участвуют в творческом процессе, что способствует серьёзному увеличению их количественных и качественных характеристик личности.

Выяснилось, что использование некоторых мнемонических приёмов дали  хорошие результаты, а также сократилось время, необходимое для запоминания новых терминов. Более того, для всех участников эксперимента, процесс запоминания новых терминов превратился в увлекательную игру, развивающую воображение и память.

Таким образом, мы подтвердили предположение о том, что мнемотехника может решать проблемы, связанные с запоминанием терминов и определений.

2.3. Составление памятки «Советы будущему биологу» с самыми  

результативными приемами мнемотехники в помощь учащимся

При работе над проектом с целью повышения мотивации у учащихся к изучению биологиии для улучшения качества знаний, мною была составлена памятка «Советы будущему биологу» с самыми  результативными приемами мнемотехники в помощь учащимся (Приложение 6).

Заключение

Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию.

Поэтому нужно тренировать память, развивать ее способности. Память можно улучшить с помощью специальных упражнений, улучшить память можно благодаря постоянному заучиванию стихотворений.

Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить с собой записные книжки. Научись говорить себе «да» и это будет решением проблемы.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Мнемотехника значительно повышает обучаемость человека любым дисциплинам, процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге полностью контролируется.

Этот проект посвящен «мнемотехнике», одному из приемов запоминания информации. Но теперь я знаю, что существует множество приемов запоминания, их огромное количество. Имея воображение, желание и капельку терпения, немного посидев, вы и сами сможете придумать свои приемы, которые сможете использовать для улучшения запоминания.

В ходе выполнения работы цели и задачи были достигнуты.

  1. Мы изучили литературу по данной теме, нашли основные источники.
  2. Изучили историю возникновения мнемотехники.
  3. Апробировали приемы мнемотехники на уроках биологии в 5-9 классах.
  4. Провели анкетирование и эксперименты с участием учащихся.
  5. Составили памятку «Советы будущему биологу» с самыми результативными приемами мнемотехники в помощь учащимся.

Моя гипотеза нашла подтверждение в проведенном исследовании.

Выполняя данную работу, мы убедились в практической значимости собранной копилки мнемонических правил – памятки «Советы будущему биологу», который поможет учащимся лучше усваивать материал и применять эти знания в учебе, особенно во время контрольной работы, на экзаменах, в повседневной жизни.

Составленная мною памятка поможет учащимся в поиске своего подхода к изучению терминов не только по биологии, но и любого другого предмета.

Результаты моей работы могут применять как учителя биологии, так и учащиеся.


Список литературы

  1. Амодт С., Вонг С. Тайны нашего мозга или почему умные люди делают глупости. – М.: Эскмо, 2010, 216с.
  2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.:Мир.
  3. Голубева А. Индивидуальные особенности памяти человека. - М.: Наука.
  4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов-на-Дону: Феникс.
  5. Диборский С, Энгель В. Энциклопедия запоминалок. - М.: Владос, 2009.153с.  
  6. Запомнить так, чтобы не забыть, 5-9 классы: приёмы запоминания и ассоциации в математике (авт.- сост. Е.В. Глебова - Великий Устюг: «Малая академия», 2013. - 44с.
  1. Зиганов М.А., Козаренко В.А. Мнемотехника. Запоминание на основе

визуального      мышления // М.: Школа рационального чтения , 2001.- 173 с.

  1. Концепция федеральных государственных образовательных   стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред.    А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2008. — 39с.
  2. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. – Самара: СамГПУ, 2002. – 400с.
  3. Мустафин А.Г., Лагкуева Ф.К., Быстренина Н.Г., Вахтель Н.М., Гринева Г.Г., Студитская О.А. Биология для поступающих в ВУЗы – М.:Высшая школа, 2004, 214с
  4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. –М.: Высшее образование, 2008, 302с.
  5. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.476-486.                  
  6. Солсо Р. Когнитивная психология. – С.-Пб.: Питер, 2006, 163с.
  7. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как      реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№1. http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm.

Интернет-ресурсы:

  1. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. – Сайт Mnemonicon

http://www.mnemotexnika.narod.ru.

  1. Русские рифмы[Электронный ресурс]. – Словарь разновидностей рифмы. – Режим доступа: http://rifma.com.ru/.Дата обращения: 18.01.2018.
  2. Техники запоминания https://biology100.ru/index.php/tekhniki-zapominaniya.
  3. Челпанов Г. И. О памяти и мнемонике https://psy.wikireading.ru/5062.
  4. Что такое мнемоника https://ru.wikipedia.org/wiki/Мнемоника.

Приложение 1

Анкетирование учащихся

«Мнемотехника как средство запоминания биологических терминов»

Анкета для учащихся 5-9 классов

Вопросы

Ответы

Да

Нет

  1. Знаете ли вы, что такое мнемотехника?

  1. Испытываете ли вы трудности с запоминанием новых биологических терминов, понятий, сложных тем?

  1. В чем именно заключаются эти трудности?

_________________________________________________________________


Приложение 2

Диагностика уровня развития памяти обучающихся с помощью теста

по методике А.Р. Лурия

Протокол методики «Заучивание 10 терминов»

Ф.И.О. учащегося

Класс

Дата

Возраст

Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов

Набор терминов  

Порядок предъявления

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общее количество воспроизведенных терминов

Оценка результатов

В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10. Отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов.

4 балла - Высокий уровень - запомнил 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.

3 балла - Средний уровень - запомнил 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении.

2 балла - Ниже среднего - запомнил 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении.

1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.


Приложение 3

Изучение общей самооценки

(методика Г.Н. Казанцевой)

Описание

Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.

Обработка

Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от – 10 до +1.

Интерпретация

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.

Инструкция: « Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. «Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Текст опросника:

1.Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5.Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8.Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19.Мне чаще везет, чем не везет.

20. Я всегда чего-то боюсь.

Приложение 4

Достижения обучающихся за последние 2 года

Название мероприятия

Год

Уровень участия (районный, республиканский, федеральный, международный)

Присужденное место

Ф.И.О (полностью) участника, класс

Республиканский конкурс научно-исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников в секции «Свет познания», в направлении «Экология»

2019

Районный

1

Герасимова Елизавета Геннадьевна,

8 класс

Республиканский конкурс научно-исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников в секции «Свет познания», в направлении «Химия»

2019

Районный

2

Алексеева Ангелина Борисовна,

8 класс

Всероссийская олимпиада школьников

2019

Районный

Участник

Алексеева Ангелина Борисовна,

9 класс

Всероссийская олимпиада школьников

2019

Районный

Участник

Яковлева Анна Владимировна, 8 класс

Всероссийская олимпиада школьников

2019

Районный

Участник

Шамсутдинова Карина Ильдаровна,

8 класс

Фотоконкурс «Моя семья – счастливые мгновения», посвященный Году семьи в РБ в номинации «Традиции моей семьи»

2018

Районный

2

Никифоров Денислав Сергеевич,

1 класс

Фотоконкурс «Моя семья – счастливые мгновения», посвященный Году семьи в РБ в номинации «Трудовая семья»

2018

Районный

3

Никифоров Денислав Сергеевич,

1 класс

I Всероссийская олимпиада школьников для 8 класса по предмету «Биология»

2018

Всероссийская дистанционная олимпиада

Диплом II степени

Герасимова Елизавета Геннадьевна,

8 класс

Всероссийская олимпиада школьников

2018

Районный

Участник

Матвеев Дмитрий Борисович,

9 класс

Всероссийская олимпиада школьников

2018

Районный

Участник

Алексеева Ангелина Борисовна,

8 класс

Всероссийская олимпиада школьников

2018

Районный

Участник

Яковлева Анна Владимировна, 7 класс


Приложение 5

Достижение обучающимися положительной  динамики

результатов освоения образовательных программ

по итогам мониторингов, проводимых в школе

Учебный год

Класс

Предмет

Кол-во 5

Кол-во 4

Кол-во 3

Кол-во 2

Успеваемость%

Качество%

2018-2019

Год.оценка

7

биология

2

2

-

-

100%

100%

2019-2020

Год.оценка

8

биология

3

1

-

-

100%

100%

2018-2019

Год.оценка

6

биология

7

3

4

-

100%

71%

2019-2020

Год.оценка

7

биология

6

6

1

-

100%

92%


Приложение 6

Памятка «Советы будущему биологу»

с самыми результативными приемами мнемотехники в помощь учащимся

Классификация Царство Животные         Классификация Царства Растений

Все

Вид

Все

Вид

Рэп (Рок)

Род

Растения

Род

Считают

Семейство

Симпатичны

Семейство

Очень

Отряд

Посмотри

Порядок

Классной

Класс

Они

Отдел

Темой

Тип

Кругом

Класс

Царь

Царство

Царствуют

Царство

Систематика животных

Для запоминания систематических категорий животных можно предложить учащимся запомнить фразу: Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем Вернется.

Или, если вам больше нравится, такую: Цепко Тащит Кот Огрызок Серебристой Рыбки Веткой: Царство, Тип, Класс, Отряд, Семейство, Род, Вид.

Систематика растений

Цирк, Огромный Купол Пестрый,

Словно Радугу, Вознес (ты).

По первым буквам «стиха» легко вспомнить правильную последовательность расположения систематических групп растений: Царство, Отдел, Класс, Порядок, Семейство, Род, Вид.

Ткани

Название ткани

1 вариант

2 вариант

Слово ассоциация

Основная

Основной

составленное, по согласным буквам

Механическая

Механик

 

Проводящая

Проводит

 

Покровная

Перекличку

 

Образовательная

Отроков, Оболтусов

 

Растительные ткани

Лист

Имеет

Механическую

Покровную

Образовательную

Проводящую

Основную ткани

Учащиеся, запомнив ключевое слово-ассоциацию (название реки Лимпопо хорошо им знакомо по сказке К.Чуковского «Айболит»), смогут вспомнить даже давно пройденный учебный материал.

Характеристика Классов Двудольных и Однодольных Цветковых растений.

Признаки Двудольных

Признаки

Фраза

Количество семядолей в зародыше

2 Семядоли

2 СЕМЁНА

Жилкование

Сетчатое

Сидели

Тип корневой системы

Стержневая

Скромно

Признаки Однодольных

Признаки

Фраза

Количество семядолей в зародыше

1 семядоля

1 СЕМЁН

Жилкование

Параллельное

Пинал

 

Дуговое

Дорогой

Тип корневой системы

Мочковатая

Мяч

Отделы позвоночника

Отделы позвоночника

1 вариант

2 вариант

Шейный

Шарик

Шампиньоны

Грудной

Грозный

Грибы

Поясничный

Пес

Приготовил

Крестцовый

Кусает

Карлуша

Копчик

Копчик

Карлик

 

Сверху вниз

Снизу вверх

Форменные элементы крови

Элементы

1 вариант

2 вариант

Эритроциты

Это

Эрик

Тромбоциты

Так

Тратил

Лейкоциты

Легко

Лавандос

10 пар черепных нервов

Обломов

Обонятельный

Знает

Зрительный

Где

Глазодвигательный

Была

Блоковый

Татьяна

Тройничный

Он

Отводящий глаз

Летит

Лицевой

Стрелой

Слуховой

Язык

Языкоглоточный

Болтается

Блуждающий

До

Добавочный

Пят

Подъязычный

Анатомия и физиология человека

Ткани

Эпителиальная

Соединительная

Мышечная

И

Нервная ткань

Единое

Целое

Школьники легко запоминают слово-ассоциацию (эсминец – военный корабль), а затем восстанавливают в памяти типы тканей.

Обмен веществ и энергии

Метаболизм включает два противоположных процесса: анаболизм – процесс образования сложных веществ из простейших компонентов и катаболизм – процесс распада сложных органических веществ на более простые. Пользуясь приемами мнемонического запоминания можно без труда запомнить:

анаболизм – Аня строит; катаболизм – Катя рушит.

ЦНС. Строение головного мозга

1.Охранять Здоровье Граждан,

(Их) Болезненное Тело,

Облегчать Людскую Стражду –

Явно Благостное Дело.

Стихотворение поможет запомнить названия 12 пар черепно-мозговых нервов, начиная с первой пары: Обонятельный (I), Зрительный (II), Глазодвигательный (III), Блоковый (IV), Тройничный (V), Отводящий (VI), Лицевой (VII), Слуховой (VIII), Языкоглоточный (IX), Блуждающий (X), Добавочный (XI). Остается запомнить только подъязычный – XII пара нервов.

2. Я обонял, я зрил, я глазом двигал,

я блок тройничным разом отводил

лицом и слухом и языкоглоткой,

блуждая шел добавочной походкой,

под языком все нервы находил.

Зрительный анализатор. Фоторецепторы

Днем работают с колбочками, ночью ходят с палочками – для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза.

Общая биология

Геохронологическая шкала.

Геологические периоды можно запомнить с помощью шуточной фразы: Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы; Ты, Юра, Мал – Пей Ночью Чай: Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеоген, Неоген, Четвертичный.

Названия 20 аминокислот

Этот материал важен для учеников, особо интересующихся биологией. Если расположить аминокислоты в соответствии с химическими свойствами радикалов, почти так, как это сделано в учебнике: «Биологическая химия для медицинских вузов» (Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф., 1990), то их названия запоминаются таким описанием осеннего пейзажа:

Алый Вальс. Летит (из лога)

Медь Прощаний, Трав Финал.

Глина Серая, Тревога,

Церемонность, Тишина.

Аспидные Глуби Листопада

(Падают в) Гигантские Аркады.

То есть: Аланин, Валин, Лейцин, Изолейцин, Метионин, Пролин, Триптофан, Фенилаланин, Глицин, Серин, Треонин, Цистеин, Тирозин, Аспарагин и Аспарагиновая кислота, Глутамин и Глутаминовая кислота, Лизин, Гистидин, Аргинин.

Онтогенез. Эмбриональное развитие

Прием - слово-ассоциация

Основные этапы в эмбриональном развитии предлагаются запомнить в формате слова – ассоциации.

Бластула

Бо

Гаструла

Ги

Нейрула

Н

Я родился

Я

 

БОГИНЯ

Слово-образ «БЕГОНИЯ»   

Бластула

Е

Гаструла

О

Нейрула

И

Я родился

Нуклеиновые кислоты

Ананас – Тарелка

Цыпленок – Гнездо.

(Ананас на Тарелке, Цыпленок в Гнезде). А–Т Ц–Г.

Генетика. Хромосомный механизм определения пола

Папа – икс и игрек

Мама – два икса.

Если будет игрек икс,

То родится только сын.

Два икса (и точка),

Родится только дочка.

Функции белков

Нелепая фраза быстро запоминается школьниками, и по ней несложно воспроизвести многочисленные функции белков:

Каждая Девушка Должна Точно Знать Свой Седьмой Этаж.

Начало каждого слова соответствует определенной функции белков: Каталитическая, Двигательная, Дыхательная, Транспортная, Защитная, Строительная, Сигнальная и Энергетическая.

Прием составление слова

Взаимопревращение углеводов и жиров, белков

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/651334/img1.gif

Объясняя взаимовпревращение углеводов в жиры и наоборот указать на сходство их химического состава (СОН). Обратить внимание на наличие одних и тех же химических элементов .Для простоты запоминания предлагается запомнить название химических элементов в виде слов НОС или СОН (совмещение приемов образование слова по согласным буквам и схемы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«О развитии творческих способностей учащихся при использовании графического метода на уроках физики»

Использование графического метода в обучении физики для формирования и анализа изучаемых физических понятий....

«Развитие творческих способностей учащихся с помощью здоровьесберегающих технологий на уроках музыки и во внеурочное время».

Данная работа знакомит с простейшими элементами вокально- хорового обучения: даются понятия о звукообразовании и звуковедении. певческом дыхании и артикуляции, постановке корпуса. необходимом для пени...

«Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС».

Тема самообразования "Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС"....

Доклад на тему «Активизация познавательных интересов и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела и во внеурочное время».

·        Доклад на тему «Активизация познавательных интересов и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела и во ...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".

Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...