Урок-игра: Анатомическое путешествие
учебно-методический материал по биологии (8 класс)

Логинова Евгения Николаевна

Данная игра для учащихся 8х классов может использоваться на обобщающем уроке по анатомии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок-игра: Анатомическое путешествие.

Автор: Логинова Евгения Николаевна, учитель биологии и химии

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25 г. Владивостока» Имени Героя Российской Федерации Рыбака Алексея Леонидовича, Приморского края.

Сценарий выполнен в редакторе MS WORD.

Обобщение и систематизация знаний за курс 8 класса. Биология. Человек.                                 (учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н., Беляев –М.: Дрофа, 2017)

Данная игра-путешествие может быть проведена как обобщающий урок анатомии и физиологии человека или внеклассное мероприятие по предмету, для промежуточного контроля знаний и повторения пройденного материала.

Игра проводится между учащимися 8-х классов, из них формируются 3 команды.

В предлагаемом сценарии использованы учебные материалы из курса 8-го класса по биологии, а именно, по анатомии и физиологии человека. Практически все вопросы не выходят за рамки школьной программы, с предлагаемыми заданиями может справиться любой восьмиклассник.

Современный школьник перегружен информацией, поэтому учителей часто беспокоят скучающие лица и тоскующие глаза учеников на уроках. Падает интерес к предмету, развивается детский пессимизм и равнодушие к учёбе. Всем хорошо известно, что только тот вид деятельности способен обеспечить психологический комфорт человека, который основан на добровольности и интересе. Именно в игре человек испытывает радость побед и восторг открытий, он мечтает и фантазирует, стремится помериться силой и умом с противником. Эта разработка поможет не только учителю, но и ребёнку с интересом повторить изученный материал.

Эмоциональный настрой учебной игры способствует нестандартному решению возникающих вопросов и ситуаций. Ребята в игре могут проявлять себя с разных сторон: инициатор игры, участник, ведущий, организатор.

Повторительно-обобщающий урок-игра: «Анатомическое путешествие».

Цели урока:

- обучающие: обобщение, повторение и систематизация полученных знаний по курсу «Человек и его здоровье».


-развивающие: развитие мышления, памяти, речи, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы; развитие познавательного интереса.

-воспитывающие: формировать мировоззрение учащихся, развить самостоятельность, чувство коллективизма и ответственность.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • повторение особенностей строения и функции органов и систем органов человека;
  • умение определять топографо-анатомические взаимоотношения органов и систем.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем.

Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе. Регулятивные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

Коммуникативные УУД: умение общаться с использованием монологической и диалогической речи.

Личностные:

творческое отношение к учебному труду.

Форма организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: химия, математика.

Организация деятельности учащихся: работать с текстом, рисунками, схемами, обсуждение проблем, привлечение имеющихся знаний и личного опыта при обобщении темы.

Оборудование урока: раздаточный материал группам, ПК, мультимедийный проектор, презентация.

План урока

1.Организационный момент 

2. Конкурсы - станции

  • 1 станция «Гонка за лидером» 
  • 2 станция «Лабиринт» 
  • 3 станция «Ассоциация»
  • 4 станция «Математическая»
  • 5 станция «Ткани»

3.  Подведение итогов игры.  

Награждение участников 

Девиз урока:

«Мне необходимо разобраться самому, а, чтобы разобраться самому, надо думать сообща»

 Б. Васильев

Ознакомление с правилами конкурса и создание игровой ситуации: 

Учитель объявляет начало урока-путешествия. На доске висит плакат «Автовокзал».

Участники команд рассаживаются каждый на свои места согласно купленным билетам в «автобусах», на которых они совершат своё анатомическое путешествие. (при входе в класс учащиеся вытягивают билеты – это жетоны разного цвета, для определения принадлежности к определённой команде)

Учитель: «Сегодня Вас, ребята, ждут в нашей игре - путешествии 5 этапов, со следующими остановками: «Гонка за лидером», «Лабиринт», «Ассоциация», «Математическая», «Ткани»».  

Учитель сообщает ученикам, что первое место займут пассажиры, которые проехав все остановки, наберут за своё путешествие наибольшее количество очков. Если у команды нет версий ответа право заработать очки переходит другой команде. Если другая команда отвечает правильно, то зарабатывает себе дополнительные баллы.

Задания оцениваются в зависимости от станции прибытия.

Члены жюри (учащиеся старших классов) получают лист оценивания конкурсов игры «Анатомическое путешествие». (Приложение 1)

Далее учащимся предлагается придумать названия для своих команд-путешественников и записать эти названия фломастером на чистых листах А4. (названия должны соответствовать теме игры и содержать анатомический термин или термины).

Начало игры. Общий вопрос для всех команд - пассажиров. Команда давшая правильный ответ, начинает первой своё путешествие.

Вопрос 1

Вам известно высказывание «Пережёвывай пищу 33 раза». Как вы думаете, нужно ли жевать манную кашу, яблочное пюре, протёртый творог? Ответ объясните.

Ответ: нужно. Любые продукты питания должны быть тщательно пережёваны, апробированы и смочены слюной, т. к. переваривание углеводов начинается в ротовой полости.

Вопрос 2 (для оставшихся двух команд)

Её называют «химической лабораторией», «продовольственным складом», «диспетчером организма». А ещё - это самый горячий орган в организме.

Ответ: Печень.

Учитель: ну вот мы и определились с очерёдностью движения наших автобусов.

Первая остановка автобуса на станции «Гонка за лидером», чтобы автобусы смогли следовать дальше, пассажирам необходимо ответить на предложенные им вопросы. Вопросы спрятаны в «Цветике-семицветике», у которого 7 лепестков разного цвета. Всего пассажирам каждого «автобуса», нужно ответить на 5 любых вопросов чтобы продолжить своё движение до следующей станции. Команде даётся 30 секунд на обдумывание ответа. Если ответ верен - 1 балл, если не верен -  ведущий с этим же вопросом обращается к остальным командам, которые могут получить за правильный ответ дополнительные баллы.

Вопросы «Цветика-семицветика» для первой команды:

1. Где у человека находится самый маленький сустав?

(В ухе, там, где соединяются маленькие косточки — «стремечко» и «наковальня»).

2. Назовите самый большой внутренний орган человека.

(Печень. Она весит от 1 200 до 1 500 граммов и составляет 1/36 веса всего тела)

3. Назовите самую длинную кость в теле человека.

(Бедренная кость. У мужчины, ростом 180 сантиметров, она может достигать в длину пятидесяти сантиметров).

4. Назовите самую редкую группу крови человека.

(АВ, или четвертая группа. Встречается всего лишь у трех процентов англичан и у одного процента жителей США).

5. Назовите самую большую артерию.

(Аорта).

6. Назовите самый прочный сустав.

(Тазобедренный).

7. Из какой ткани «сделана» кожа человека?

(Из многослойного эпителия).

Вопросы «Цветика-семицветика» для второй команды:

1. Что такое пульс?

(Это колебание стенок сосудов).

2. Чем заканчивается трахея?

(Бронхами).

3. Какие питательные вещества расщепляются уже в ротовой полости?

(Углеводы).

4. В каком человеческом органе есть стекловидное тело?

(Глаз).

5. В стрессовом состоянии в организме человека вырабатываются опасные токсины. Каким образом, не зависящим от человеческой воли, они выводятся из организма?

(Со слезами).

6. Какие кровяные клетки существуют?

(эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)

7. Назовите самый подвижный сустав человеческого тела.

(Плечевой. Поэтому его легче всего повредить).

Вопросы «Цветика-семицветика» для третьей команды:

  1. Где происходит окончательное переваривание пищи?

   (В тонком кишечнике).

  2. Какой тканью образован язык?

   (Мышечной)

  3.Какое вещество придаёт крови красный цвет?

   (Гемоглобин)

  4. Какое насекомое напоминает серое вещество спинного мозга на поперечном разрезе?

    (Бабочка)

  1. Назовите подвижное соединение костей человека.

 (Сустав)

  1. К какому отряду относят человека?

  (Приматы)

  1. Прибор для измерения артериального давления?

  (Тонометр).

Подводятся итоги конкурса «Гонка за лидером».

Пассажиры «автобуса», не набравшие необходимое количество баллов на данной станции продолжают своё движение на следующей станции последними.

Впереди Вас ожидает следующая остановка на станции «Лабиринт»

«Биологические лабиринты» - это тесты, содержащие 20 тезисов. Принцип работы с лабиринтом несложен. Каждый тезис записан в прямоугольнике, с присвоенным ему порядковым номером (от 1 до 20) и буквой, от которого отходят стрелки с надписями: «Да» и «Нет». Тезисы могут быть верными и неверными.

Участники команд записывают цифры и буквы правильных тезисов на листах, приготовленных для ответов. В результате получается ключевое слово. Причем полученное слово нужно читать справа налево. Такой подход затрудняет при выполнении задания возможность предсказать биологический термин, зашифрованный в лабиринте.

Если участники путешествия отгадывают цифровой шифр задания, то получают за правильно выполненное задание 7 баллов, если им удаётся раскодировать понятие, то за этот конкурс она получают 10 баллов.

На выполнение данного задания путешественникам даётся 10 минут.

(Закодированное слово «прячет» древних, человекообразных обезьян, ходивших на двух ногах и являющихся предшественниками людей.)

Инструкция участникам конкурса как работать с лабиринтами                     (Приложение 2)

Биологический лабиринт (Приложение 3)

Правильный ответ:1-7-2-8-12-17-18-13-9-14-15-19-20

Ключевое слово: КЕТИПОЛАРТСВА - АВСТРАЛОПИТЕК

Подводятся итоги конкурса «Лабиринт».

Далее наш маршрут продолжается и впереди нас ждёт станция «Ассоциации», где ребятам предстоит проверить взаимопонимание пассажиров наших автобусов.

Условия конкурса:

От каждой команды выходят по одному человеку, которым из предложенных карточек заданий необходимо будет вытянуть 1, где будет записано биологическое понятие. Игроку нужно объяснить своей команде смысл этого понятия, при этом не озвучивая его и не применяя однокоренные слова. Можно использовать жесты и мимику.

Очерёдность выполнения задания зависит от количества баллов за предыдущие конкурсы. Первыми выполняют это задание, ребята, команды которых набрали наибольшее количество баллов.

Игрок должен объяснить понятие за 1 минуту. Если участники команды игрока за указанное время догадываются о биологическом понятии, то команда получает 3 балла, если правильный ответ на это задание дают участники других команд, они получают 2 балла.

Понятия, записанные на карточках:

  1. Слепая кишка
  2. Анализатор
  3. Вакцина
  4. Гортань
  5. Лимфоциты
  6. Неандерталец

Подводятся итоги конкурса «Ассоциации».

Учитель: «Уважаемые пассажиры автобусов, поспешите занять свои места, согласно «купленным» билетам, наш путь проследует до следующей станции под названием «Математическая»».

 На этой станции участникам необходимо поучаствовать в конкурсе под названием «Мир человека в математических задачах».

Роль математики в медицине – помощь в проведении диагностических процедур, пользовании компьютером, медицинском оборудовании. Большинство медицинских центров используют методы математического моделирования, что помогает установить более точный диагноз.

В связи с выше сказанным командам предлагается решить математическую задачу.

На выполнение задания командам отводится 5 минут. Правильно выполненное задание оценивается 5 баллами. Все задачи из раздела «Обмен веществ и энергии».

Задача 1 команды:

В состоянии покоя на единицу массы (1 кг) юноши за 1 час тратят 150 кДж энергии. При подготовке к урокам у учащихся на 30% возрастают энергозатраты. Рассчитайте количество энергии, расходуемой юношей при подготовке к урокам (3 часа)

(30% от 150 кДж = 45 кДж, 150 кДж + 45 кДж = 195 кДж (за 1ч.)

за 3 часа уроков – 195 х 3 = 585 кДж)

Задача 2 команды:

В состоянии покоя на единицу массы (1 кг) юноши за 1 час тратят 150 кДж энергии. При подготовке к урокам у учащихся на 400% возрастают энергозатраты. Рассчитайте количество энергии, расходуемой юношей при занятии спортом (2 часа)

(400% от 150 кДж = 600 кДж, 150 + 600 = 750 кДж (за 1 час)

за 2 часа занятии – 750 х 2 = 1500 кДж)

Задача 3 команды:

В состоянии покоя на единицу массы (1 кг) девушки за 1 час тратят 130 кДж энергии. При подготовке к урокам у учащихся на 30% возрастают энергозатраты. Рассчитайте количество энергии, расходуемой девушкой при подготовке к урокам (3 часа)

(30% от 130 кДж = 39кДж, 130 + 39 = 169кДж

за 3 часа уроков – 169 х 3 = 507 кДж)

Подводятся итоги конкурса.

Учитель: «Наше путешествие продолжается и через минуту мы прибудем на станцию «Ткани»».

Пассажирам наших «автобусов» предлагается рассмотреть под микроскопом 5 видов микропрепаратов тканей человека (Приложение 4), на листке записать названия соответственно номерам, поставленным на препаратах. За каждый правильно названный препарат учащиеся получают по 1 баллу. Максимальный балл за это задание -5.

Ответ: 

1 соединительная –костная ткань;

2 нервная ткань;

3 соединительная ткань – кровь;

4 мышечная – гладкая ткань;

5 многослойный эпителий.

Подводятся итоги конкурса «Ткани».

Учитель: «Ну вот наше путешествие и подошло к концу. Сейчас будут подведены итоги нашей игры. Всем участникам команд огромное спасибо за участие, все Вы огромные молодцы и неплохие знатоки анатомии человека!!!»

Жюри подсчитывает, сколько баллов набрали команды.

Выставление оценок за урок (команды выделяют самых активных и пассивных игроков).

Награждение. Команда-победитель награждается дипломом.

Интернет - ресурсы:

  1. https://medicina.top/rol-matematiki-v-medicine-primery-interesnye-fakty/
    © Справочник Садовской
  2. https://multiurok.ru/files/viktorina-po-anatomii-cheloveka-v-8-klassakh.html
  3. https://infourok.ru/viktorina_po_anatomii_i_fiziologii_cheloveka-575040.htm
  4. https://multiurok.ru/files/mir-chielovieka-v-matiematichieskikh-zadachakh-zad.html
  5. http://veselyy-ranets.ru/index.php/anatomiya/zadachi-po-anatomii
  6. http://znaew.ru/index.php/anatomiya-i-fiziologiya/labirinty-po-kursu-biologiya-chelovek

7) http://tana.ucoz.ru/load/uroki_biologii/materialy_dlja_urokov_biologii/436-1-0-589

8) https://gym1554.mskobr.ru/files/uchebnye_igry_na_urokah_biologii.pdf

9) https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/01/22/devizy-urokov

Приложение 1

Лист оценивания

конкурсов игры «Анатомическое путешествие»

_____ класс

Команды

1 конкурс

2 конкурс

3 конкурс

4 конкурс

5 конкурс

Итого баллов:

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

3.

Приложение 2

Инструкция участникам конкурса как работать с лабиринтами

  1. Прочитайте тезис № 1 и решите, согласны вы с ним или нет. Если вы согласны с предложенным тезисом, то двигайтесь по стрелке «Да», если нет – то по стрелке «Нет» к следующему тезису. Последовательность прохождения тезисов и их количество будут зависеть от правильности ответов.
  2. Задание считается выполненным, если Вы попали на последний тезис. При этом не обязательно прохождение всех тезисов по пути к финишу. Существует только одно правильное решение, которое включает около 10-15 тезисов.
  3. Участники команд записывают цифры и буквы правильных тезисов на листах, приготовленных для ответов. В результате получается ключевое слово. Причем полученное слово нужно читать справа налево.
  4. Закодированное слово «прячет» древних, человекообразных обезьян, ходивших на двух ногах и являющихся предшественниками людей.

Приложение 3

Ппп                                                                                                    нет                                                          да                                                                  да

 да                                             нет                        да                                   да                      нет                                                           нет                            да                              нет                           

                                           нет                                                                                                                                  нет                                                      нет

да                            нет                                                                 да                         нет                           да                                                                                    да

                                                                                                                                                                                                       да                           нет

                             да

                                                                                                                                                                                                                                      да                                                                                                                                                                                                

нет                        да                                нет                                                             да                                  нет                   нет                             да                            нет

                       да                                                                    нет                                                                нет                                                           да                                                                                                         

Приложение 4

1                   2

1.соединительная –костная ткань                 2. нервная ткань

Красн                   5

3. соединительная ткань – кровь                   4. гладкая мышечная ткань

7

5. многослойный эпителий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Большое космическое путешествие" 5 класс

Урок-игра "Большое космическое путешествие" в форме познавательной игры позволяет закрепить и обощить знания по теме "Вселенная" в курсе Природоведения в 5 классе....

Урок-игра Поле чудес "Путешествие в страну Химляндия"

Данная презентация урока-игры Поле чудес "Путешествие в страну Химляндия" для учащихся 8 классов исползуется на уроке-обобщения. Урок в такой форме позволяет активизировать работу учащихся, прививать ...

Урок-игра по теме "Путешествие в страну Глаголия"

Урок можно провести в конуе изучения темы "Глагол" в 6 классе...

Урок-игра по информатике "Путешествие в страну Информика"

Материал можно использовать как внеклассное мероприятие по информатике....

Урок – игра На тему: «Путешествие по Северной Америке».

Урок – игра  На тему: «Путешествие по  Северной Америке».  «Познания и странствия неотделимы друг от друга». К.Паустовский Цель урока: закрепить знания учащихся, полученные при изу...

Урок-игра (8 класс) «Путешествие по морю основных классов неорганических соединений»

Материалы урока-игры (8 класс) «Путешествие по морю основных классов неорганических соединений»...

Конспект урока - игры на тему "Путешествие по Смутному времени" в 7 классе

Конспект урока - игры на тему "Путешествие по Смутному времени"  в 7 классе...