Отчет по работе муниципальной базовой площадки в филиале МБОУ Избердеевской сош в с. Кочетовка «Природоохранная деятельность детей как средство воспитания экологической культуры»
методическая разработка по биологии

Каширина Любовь Ивановна

    Учеными  выявлено, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания.  В становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски.

Актуальность проекта определяется тем, что экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошла к глобальному экологическому кризису. Актуальность  определяется необходимостью 

  • повышать познавательную активность учащихся,

 способствовать творческому развитию личности;

•               необходимостью  формирования у них ответственности перед природой;

•             воспитанием бережного отношения ко всему живому.

    Новизна проекта  заключается в практической направленности деятельности учащихся, т.к. мы являемся филиалом        «АгроЭкоТехшколы».

    Участие школьников в охране природы позволяет формировать у них не только прочные знания, но и  стремление к активной деятельности в природе, способствует активизации краеведческих исследований.

Все вышесказанное учитывалось при составлении плана работы инновационной площадки «Природоохранная деятельность детей как средство воспитания экологической культуры». Создание площадки является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у школьников приобщения к природоохранной деятельности.  Для  выполнения данной цели выдвинули следующие задачи:

  • Включение учащихся в экологическое движение
  • Выявление экологических проблем, существующих в Тамбовской области  и практическое участие обучающихся в их решении
  • Внедрение исследовательского метода в педагогическую практику дополнительного образования детей
  • Воспитание любви к природе, всему живому.

    Работа муниципальной базовой площадки проводится  с 2015 г. На первом этапе – подготовительном (2015 г.) осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экологического образования школьников, сущность экологической культуры личности, теоретические основы экологии; сформирована нормативно-правовая база.

      На втором этапе – практическом (2016г.)  разрабатывалась модель формирования экологической культуры личности подростков; проводилась целенаправленная теоретическая и опытно-экспериментальная работа по реализации разработанной модели,  внедрялись в практику прошедшие проверку методические рекомендации. Создавались разработки в ходе инновационной деятельности ( диагностический материал, сценарии занятий, мероприятий и др) .

3 этап – обобщающий  2017г. Апробация методики и диагностика результатов. Подведение итогов, формулирование выводов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_ploshch2017.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальная базовая площадка в филиале МБОУ Избердеевской сош в с. Кочетовка «Природоохранная деятельность детей  как средство воспитания экологической культуры»

Руководитель инновационной площадки: учитель биологии                                            Каширина Любовь Ивановна

 « Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли»  слова В.И.Вернадский сегодня как никогда актуальны.

12 марта 2018г исполняется 155 лет со дня рождения великому российскому естествоиспытателю и мыслителю, нашему земляку – Владимиру Ивановичу Вернадскому. Вернадский В.И считается одним из основоположников экологической культуры.       

    В результате непродуманных действий при решении многих хозяйственных задач человек ухудшает, а часто полностью разрушает среду обитания живых организмов. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды – это проблемы, которые касаются каждого государства.

    Учеными  выявлено, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания.  В становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски.

Актуальность проекта определяется тем, что экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошла к глобальному экологическому кризису. Актуальность  определяется необходимостью  

  • повышать познавательную активность учащихся,

 способствовать творческому развитию личности;

  •       необходимостью  формирования у них ответственности перед природой;
  •     воспитанием бережного отношения ко всему живому.

    Новизна проекта  заключается в практической направленности деятельности учащихся, т.к. мы являемся филиалом        «АгроЭкоТехшколы».

    Участие школьников в охране природы позволяет формировать у них не только прочные знания, но и  стремление к активной деятельности в природе, способствует активизации краеведческих исследований.

Все вышесказанное учитывалось при составлении плана работы инновационной площадки «Природоохранная деятельность детей как средство воспитания экологической культуры». Создание площадки является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у школьников приобщения к природоохранной деятельности.  Для  выполнения данной цели выдвинули следующие задачи:

  • Включение учащихся в экологическое движение
  • Выявление экологических проблем, существующих в Тамбовской области  и практическое участие обучающихся в их решении
  • Внедрение исследовательского метода в педагогическую практику дополнительного образования детей
  • Воспитание любви к природе, всему живому.

    Работа муниципальной базовой площадки проводится  с 2015 г. На первом этапе – подготовительном (2015 г.) осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экологического образования школьников, сущность экологической культуры личности, теоретические основы экологии; сформирована нормативно-правовая база.

  1. Приказ №221.1 от 28. 11. 2014 «Об открытии муниципальной площадки»
  2. Положение о муниципальной базовой площадке
  3. Распоряжение №7 от 15.01. 2015г. «Об утверждении состава творческой группы по разработке и апробации программы муниципальной базовой площадки»
  4. Положение о творческой группе педагогов.
  5. Распоряжение №11 от 30.04. 2015г. № 8 «Об утверждении программы муниципальной базовой площадки «Природоохранная деятельность детей  как средство воспитания экологической культуры»
  6. План мероприятий по реализации программы
  7. Проведен мониторинг потребностей, интересов и способностей школьников, по результатам которого разработаны программы дополнительного образования: «Юный эколог», «Маленький мастер».

      На втором этапе – практическом (2016г.)  разрабатывалась модель формирования экологической культуры личности подростков; проводилась целенаправленная теоретическая и опытно-экспериментальная работа по реализации разработанной модели,  внедрялись в практику прошедшие проверку методические рекомендации. Создавались разработки в ходе инновационной деятельности ( диагностический материал, сценарии занятий, мероприятий и др) .

3 этап – обобщающий  2017г. Апробация методики и диагностика результатов. Подведение итогов, формулирование выводов

      Мероприятия по формированию экологической культуры:  Внесены изменения в рабочие программы по предметам «биология», «география», «химия»: дополнены задачи изучения различных тем по предметам, внесены коррективы в список планируемых результатов, в тематическое планирование включены интегрированные и межпредметные уроки. Введены элективные курсы в учебный процесс: «Окружающая среда и здоровье человека» (5кл), «Агрохимия» (9кл),  «Информационная безопасность» (9кл), «Основы безопасности при организации агробизнеса» (8кл).

21.04.2015г. на база нашей школы  был проведен районный семинар учителей биологии  и истории  на тему: «Формирование учебной мотивации посредством педагогических  технологий, активизирующих познавательную деятельность учащихся», где   были показаны открытые уроки по данным предметам, связанных с экологией и краеведением нашей «малой родины».

Внеурочная деятельность - это продолжение учебно- воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды  дополняют и углубляют знания учащихся, а также стимулируют познавательный интерес  к проблемам экологии.

В школе организовано дополнительное образование детей  «Маленький мастер» для уч-ся 1-4 классов. Здесь создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся.Одна из форм стимулирования детей к занятиям – организация выставок, конкурсов, праздников.

Работает ДОД «Юный эколог» Научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом» - вот задача кружка. Дети должны осознать, что научо-технический прогресс заключается не в завоевании природы, а в сохранении ее сложного и хрупкого равновесия.

   Введены курсы внеурочной деятельности в начальном звене: «Будь здоров», «Азбука здоровья», «Экологический клуб», «Народные промыслы».     В нашей школе уже 4 года работает Научного общества учащихся «Мы – юные исследователи». Здесь дети выполняют индивидуальные исследовательские работы, создают проекты. Выращивание экологически чистой культуры огурца – Кораблин Сергей 9к. Первоцветы – уникальные творения природы – Киселева Алена, 9кл.  29 марта 2017 г ученица 8 класса Думитриу Дарья стала призером областной научно-практической  конференции учащихся «Человек и природа»  в номинации «Экология жизненной среды» с исследовательской работой  «Влияние комнатных растений на самочувствие и благополучие человека».

Классные руководители, учителя проводят различные мероприятия по природоохранной деятельности: «Путешествие по экологической тропе», «Жалобная книга природы», «Мой верный друг», готовят конкурсы, проекты, викторины и другое.

   В 2017году в школе был проведен районный семинар  в рамках работы экологической площадки на тему: «Формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеурочное время».  Было показано общешкольное мероприятие «Землянам – чистую планету!», посвященное Дню Земли.

В школе в рамках экологического проекта для учащихся школы был проведен Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!» Тема экоуроков: Отходы большого города: как их собирают, удаляют и перерабатывают (5-8кл);  Чистый район - чистый город - чистая планета (1-4кл). Здесь поднимался вопрос о правильном поведении людей в природе, на производстве и быту.

Очень интересно прошли в нашей школе мероприятия, посвященные 160 - летию со дня рождения И.В.Мичурина (2015г). Была организована «Творческая мастерская плодово-ягодных культур», силами обучающиеся 1-4 кл. Была показана мультимедийная презентация «Мичурин и последователи его научной деятельности». И завершилась череда мероприятий блиц-турниром  команд учащихся 7-8 классов - «Багира» и  «Аэлита.

 Незабываемо будет мероприятие, посвященное Всемирному дню водно-болотных угодий - 2 февраля. Это было инсценированное мероприятие с целью привлечь внимание общественности к проблемам охраны водно-болотных угодий.

 Большое значение имеет природоохранная работа: посадка деревьев, кустарников, цветов и уход за ними, охрана зелёных насаждений, уборка территории поселка.  Под лозунгом  «Зеленая Россия – страна моей мечты!» мы приняли участие в акции Всероссийский экологический субботник «Зеленая Россия». Нами были посажены 40 саженцев дуба около школы. Экологические акции «Покормим птиц зимой»! В этой акции участвует вся школа: младшие и старшие ученики и даже их родители. Они помогают делать кормушки.

  Важную роль в реализации проекта играют экскурсии, походы, где дети учатся видеть и чувствовать красоту родного края. В походах, на экскурсиях учителя стремятся закрепить полученные школьниками в классе знания, усилить их эстетическую восприимчивость, укрепить их нравственную позицию. Здесь ребята узнают правила, которые должны соблюдать люди в природе.

В ходе реализации этого проекта мы совершили экскурсию в Тамбовский областной краеведческий  музей в 2017г, а в 2018г в Мичуринский краеведческий музей. Здесь дети познакомились с экспонатами животных древности и современности.

Формирование преемственности. Коллективы Кочетовского детского сада и филиала школы  сотрудничают в области экологического воспитания. Расположение детского сада и школы в одном здании вносит удобства для тесного взаимодействия. Это позволяет детям детского сада принимать активное участие в совместных мероприятиях, общаться со школьниками. Эффективной формой экологического дошкольного образования является экологическая тропа, выполняющая познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции и служит хорошим средством трудового воспитания.

Диагностика результатов. В ходе исследования результатов  нашей работы было установлено, что у учащихся намечается значительный рост познавательной активности на уроках и во внеурочной время по природоохранной деятельности; повысилась экологическая культура и сознание учащихся (по методике «Натурафил»; улучшилось социально-значимая деятельность детей; увеличилось число учащиеся, ставшими победителями и призерами в различных конкурсах, олимпиадах, проектах; пополнилось наличие материалов по итогам исследовательской (проектной) деятельности, размещенных на различных сайтах, в социальных сетях

   С целью определения уровня экологической культуры была использована методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил». В результате этого исследования  мы получили следующие данные: большинство школьников имеют средний уровень развития интенсивности субъективного отношения к природе - 53%. Он увеличился на 3% от начала проведения нашей работы. Треть испытуемых показали высокий уровень интенсивности (30-32), а очень высокий уровень имеют 15%(на 5%). Высокую натуралистическую эрудицию показали 47% испытуемых (на 7%).

Показатели

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Субъективное отношение к природе

До

После

До

После

До

После

До

После

10%

15%

30%

32%

50%

53%

10

-

Невербальная эрудиция

20%

22%

20%

25%

45%

50%

15%

3%

Результаты анкетирования «Мое отношение к природе» показали, что 90% школьников бережно относятся к живым объектам природы, они участвуют в проектах по преобразованию природы, 8% не знают, а 2 % еще не определились в этом вопросе. Влияет ли природа на ваше настроение? Все обучающиеся заметили, что их здоровье, благополучие и  настроение зависит от окружающей среды, а раньше - в 2015г, только 75% анкетируемых имели положительный ответ. На вопрос «Приходилось ли вам вольно или невольно чем – то вредить природе?» почти все  ученики (98%) ответили, что они не  вредят природе.   Из вышесказанного можно сделать вывод, что в результате этой деятельности у наших детей повысилась экологическая культура и сознание учащихся. В анкетировании участвовало 25 чел обучающихся 5-9 классы.

1.Всегда ли вы бережно относитесь к природе?

2.Влияет ли природа на ваше настроение?

3.Приходилось ли вам вольно или невольно чем – то вредить природе?

    В ходе реализации этого проекта был разработан наглядный учебный материал для кабинета биологии-географии: «Редкие растения и животные Тамбовской области»-рефераты, «Правила поведения в природе»- коллекция рисунков. Разработаны сценарии мероприятий: Землянам - чистую планету! Люби и охраняй природу. Кто живет в болоте?

  Созданы мультимедийные презентации: «Лес-богатство природы», «Они нуждаются в охране», «Землянам - чистую планету!», «Экологическое состояние нашего края», «Мичурин и последователи его  научной деятельности». «Выращивание экологически чистой культуры огурца», «Изучение и сохранение первоцветов родного края», «Влияние комнатных растений на самочувствие и благополучие человека», « Кто живет в болоте?»                                                      

У нас в школе появился живой уголок. В нем живет сухопутная черепаха. Учащиеся ухаживают за ней, в результате этой работы у детей развивается самостоятельность, ответственность, организаторские навыки, трудолюбие.

Результативность за 2015г :

1.Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников:

по биологии:  Киселева Алена 7 кл – победитель;  Тезина  Екатерина 9 кл – призер по экологии -  Тезина Екатерина 9 кл – призер 2016г

2.Участие в зимней  сессии Всероссийского конкурса «Пятерочка» по биологии -12 человек, по химии -2 чел – Январь 2015г Результаты: Два 1 места: Думитриу Дарья -6 кл и Киселева Алена -6 кл; 2 место: Кораблин Сергей- 6 кл,  3 места: Киселева Надежда- 7 кл и Кусова Дарья -9 кл

3.Областной конкурс «Человек и природа» февраль 2015 с исследовательской работой: «Воздействие табачного дыма на организм человека» ученица 9 кл  Кусова Дарья, сертификат участника

4.Областной научно - познавательный конкурс «Микромир глазами детей»; 3 место- Зайцева Мария уч 8 кл «Тайна невидимок», Павленко Алина 3кл. участие

5. Проект «Погода», проводимый Воронинским природным заповедником, Областная научно – практ конф «У природы нет плохой погоды» февраль 2015 -  2 уч –ся 5 кл. ПановА. И Пещеров К,5кл- Диплом участника.

6. Юннат – 2015, 2место - Кораблин Сергей 7 кл., Думитриу Дарья – участие

7. Областной конкурс-сочинений «Мой вклад в экологию родного края» Тезина Е, Зайцева М. 9кл, участие

Результативность  за 2016г:

 Фотоконкурс «Зорко одно лишь сердце». 1м-Кораблин Сергей, 1м-Казанцев В, 1м Позднякова А

Зеленая планета - 2016  2м- Киселева Н.8кл, 3м- Зайцева М,2м- Павленко А, 2м-Субботина О.

Олимпиада школьников Киселева Алена, 8кл, Киселева Н.9кл – призер –биология Пещеров К, 7кл – призер – экология, Думитриу Дарья 8кл- призер- химия

Конкурс детских исследовательских проектов «Ступени знаний» Тезина Екатер, 9кл - Зайцева Мария, 9кл - лауреаты

II Всероссийский конкурс «Очарование цветов»- 1м-Киселева Н, 1м- Кораблин С. 2м-ТемиреваВ., 2м Киселева А

Результативность:  за 2017г:

Муниципальный конкурс экологических плакатов  3м- Думитриу Д.8кл, Павленко А.,5 кл- участие

Олимпиада школьников: Киселева Алена, 9кл – призер – химия, Пещеров К, 8кл побед биология

Зеленая планета - 2017  2м - Киселева А.- 8кл, 2м - Думитриу Дарья - 8 кл..

Мой вклад в экологию родного края, Киселева А – 9кл, Кораблин С- 9кл, Жирова С- 6кл -участие

Научно-практическая конференция учащихся «Человек и Природа», Думитриу Дарья, 8кл -3 место

Всероссийский экологический субботник «Зеленая Россия» - участие

Акция «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе» Киселева Н.,9 кл - участие

III Всероссийский конкурс «Шуми, родной зеленый уголок»- 3м-Жирова С, Киселева А – участие.

Публикация работ за 2015г

учеников:

1.Его величество ПОГОДА! Панов Антон, ПещеровК.5кл _http://contact@calameo.com

2.Тайна невидимок Зайцева Мария 2015г. Алые паруса http://nsportal.ru/kasirinal

                                   

 учителей:

1. СМИ «Сельские зори» №47 от18.11.2015,  «Великий садовод»

2.Вернадский – выдающийся российский ученый, http://infourok.ru/

3.Рабочая программа дополнительного образования детей «Юный эколог», Сайт http://infourok.ru

4.Экологическое воспитание, сайт http://. nsportal.ru/kasirinal

 Публикация работ за 2016г

И.В.Мичурин, биография, Социальная сеть работников образования, http://. nsportal.ru/kasirinal

Экологическое состояние родного края, «АРТ- талант»,  www.art-talant.org, Тезина Екатерина, Зайцева Мария

СМИ «Сельские зори» №17 от 27 апреля 2016г «Самые первые и храбрые», Киселева Алена

СМИ «Сельские зори» №7 от 16 февраля 2016г «Арктика – фасад России», Епифанцева В.С.

СМИ «Сельские зори» №29 от 20 июля 2016г «Вспомним старину»,  Каширина Л.И.

СМИ «Сельские зори» №30 от 27 июля 2016г «Путешествие в прошлое» (Усадьба Терпигорева), Кондратьев Илья

Публикация работ  за 2017г

Отчет по работе муниципальной базовой площадки, образовательный портал «Знанио», Каширина Л.И. http://.znanio.ru/media

Влияние комнатных растений на самочувствие и благополучие человека, Думитриу Дарья,  http://www.tofmal.ru

Отчет о проделанной работе открытого всероссийского конкурса «Эколидер», проводимого в рамках Акции «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!», Киселева Надежда, 05.05.2017г. http://www.doit-together.ru

СМИ «Сельские зори» №16 от 19 апреля 2017г «Есть в травах и цветах целительная сила», Каширина Л.И.

 

 Из вышесказанного можно сделать вывод, что в рамках работы экологической площадки в течение 3 лет  в школе были созданы все условия для природоохранной деятельности детей через участие их в экологических акциях, конкурсах. Это все  способствовало экологическому воспитанию обучающихся, эколого-биологическому образованию и их профессиональному самоопределению.

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...

Методическая работа по теме " Экологический компонент на уроках географии как средство воспитания экологической культуры.

Работа содержит описание целей, задач, принципов экологического воспитания, возможности формирования экологической культуры в общеобразовательном учреждении на уроках географии и в каждом курсе геогра...

"Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"

     Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организа...

Презентация :«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...

«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...

Отчет по работе муниципальной базовой площадки в филиале МБОУ Избердеевской сош в с. Кочетовка «Природоохранная деятельность детей как средство воспитания экологической культуры»

  Учеными  выявлено, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания.  В стан...

Природоохранная деятельность детей как средство воспитания экологической культуры

laquo; Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли»  слова В.И.Вернадский сегодня как никогда актуальны.12 марта 2018г исполнилось155 лет со дня рождения вел...