Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (10 класс)

Konopkina Marina Yurievna

Программа по биологии для 10 класса разработана  в соответствии:На основе  авторской программы В.В. Пасечник Швецов Г.Г., Ефимова Т.М.  Биология. Предметная линия учебников "Линия жизни". 10-11 классы М.: Просвещение, 2018. Программа     ориентирована на использование учебника: Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и др., ред. Пасечника В.В Биология, 10 класс М.: Просвещение, 2020,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

10 КЛАСС

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Биология

10 класс

Пояснительная записка

Программа по биологии для 10 класса разработана  в соответствии:

1) Федеральным  законом РФ №273- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.12г.

2) С требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897

3) На основе  авторской программы В.В. Пасечник Швецов Г.Г., Ефимова Т.М.  Биология. Предметная линия учебников "Линия жизни". 10-11 классы М.: Просвещение, 2018. Программа     ориентирована на использование учебника: Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и др., ред. Пасечника В.В Биология, 10 класс М.: Просвещение, 2020,

Изучение курса «Биология» в старшей школе направлено на решение следующих задач:

 1) формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

3) выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.

Цели биологического образования в старшей школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальными целями биологического образования являются:

— социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений;

— приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

— формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.

Личностные результаты:

1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

 2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью.

Метапредметные результаты:

 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, про- водить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать мате- риал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

 2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты: 

1)характеристика содержания клеточной теории; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

2) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека;

 3)умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

4)выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки)

5)сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы), процессов и формулировка выводов на основе сравнения.

6) решение элементарных биологических задач;

В ценностно-ориентационной сфере:

1) анализ и оценка биологической информации, получаемой из разных источников; 2) оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии

В сфере трудовой деятельности:

овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.

В сфере физической деятельности:

обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания); правил поведения в окружающей среде.

МЕСТО КУРСА БИОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 Данная рабочая программа рассчитана на проведение 1 часа классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы).

Содержание учебного предмета

Введение (5 ч)

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии.

Молекулярный уровень (12 ч)

Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. Органические вещества: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии. Вирусы — неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.

Клеточный уровень (18 ч)

Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Транскрипция. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке. Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение. Амитоз. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Биологическое значение оплодотворения

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования выпускник 10 КЛАССА на базовом уровне научится:

— раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

— понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

— понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка;

 — использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

— формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

— сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

— обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

 — приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

— распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

Выпускник 10 класса на базовом уровне получит возможность научиться:

— давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории – клеточную;

— характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

— сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

— решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

— решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов).

Тематическое планирование  с указанием количества часов на освоение каждой темы

№ урока

Раздел

Тема

Количество часов

1

Введение (5 ч)

Биология в системе наук

1

2

Объект изучения биологии

1

3

Методы научного познания в биологии

1

4.

Биологические системы и их свойства

1

5.

Обобщающий урок

1

6.

Молекулярный уровень (12 ч)

Молекулярный уровень: общая характеристика

1

7.

Неорганические вещества: вода, соли

1

8.

Липиды, их строение и функции Лабораторная работа №1 «Обнаружение липидов с помощью качественной реакции»

1

9.

Углеводы, их строение и функции. Лабораторная работа №2 «Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции».

1

10.

Белки. Состав и структура белков. Лабораторная работа №3 «Обнаружение белков с помощью качественной реакции».

1

11.

Белки. Функции белков

1

12

Ферменты — биологические катализаторы

1

13

Обобщающий урок

1

14

Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК

1

15

АТФ и другие нуклеотиды. Витамины

1

16

Вирусы — неклеточная форма жизни

1

17

Обобщающий урок

1

18

Клеточный уровень (18 ч)

Клеточный уровень: общая характеристика. Клеточная теория

1

19

Строение клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма. Клеточный центр. Цитоскелет

Лабораторная работа №4 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука».

1

20

Рибосомы. Ядро. Эндоплазматическая сеть

1

21

Вакуоли. Комплекс Гольджи. Лизосомы

1

22

Лабораторная работа №5 «Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений».

1

23

Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Клеточные включения

Лабораторная работа №6 «Наблюдение движения цитоплазмы на примере листа элодеи».

1

24

Особенности строения клеток прокариотов и эукариотов

Лабораторная работа №7 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий».

1

25

Обобщающий урок

1

26

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

1

27

Энергетический обмен в клетке

1

28

Типы клеточного питания. Фотосинтез и хемосинтез

1

29

Пластический обмен: биосинтез белков

1

30

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме

1

31

Деление клетки. Митоз

1

32

Деление клетки. Мейоз. Половые клетки

1

33

Обобщающий урок

1

34

Обобщающий урок-конференция (по итогам учебно-исследовательской и проектной деятельности)

1

35

Организация подготовки к ЕГЭ

1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования выпускник 10 КЛАССА на базовом уровне научится:

— раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

— понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

— понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка;

 — использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

— формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

— сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

— обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

 — приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

— распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

Выпускник 10 класса на базовом уровне получит возможность научиться:

— давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории – клеточную;

— характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

— сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

— решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

— решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...