Диагностический срез по биологии 9 класс
тест по биологии (9 класс)

savchenkosu

Данный материал предназначен для входного контроля знаний в 9 классе с углубленным изучением биологии. Включает тестовые задания разного уровня сложности. Составлен в соответствии с требованиями к проведению экзаменационных работ по биологии. К заданию прилагаются критерии для оценивания работ учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Входная контрольная работа по биологии  9 класс

Вариант 1

1.  Какое изменение в строении стопы появилось у человека в связи с прямохождением?

      1) Срослись кости предплюсны.

2) Сформировались своды.

3) В большом пальце появились две фаланги.

4) Большой палец приобрёл подвижность.

2. Что из перечисленного лежит в основе работы нервной системы человека?

      1) рассудочная деятельность

2) мышление и речь

3) рефлекс

4) восприятие сигналов внешней среды

3.  Какие вещества придают костям эластичность?

      1) соли кальция

2) углеводы

3) жиры

4) белки

4. Некоторые лейкоциты называют фагоцитами за

      1) способность передвигаться и покидать кровеносные сосуды

2) выработку ими антител

3) способность поглощать и переваривать инородные частицы

4) выработку ими фибриногена

5. Какова роль клапанов, находящихся между предсердиями и желудочками?

      1) предотвращают движение крови в обратном направлении

2) обеспечивают движение крови в сердце

3) увлажняют камеры сердца

4) сокращаются и проталкивают кровь в сосуды

6. Какой орган относят к пищеварительному каналу?

      1) печень

2) желудок

3) слюнные железы

4) поджелудочную железу

7. Где в организме человека происходит образование первичной мочи?

      1) в почках

2) в мочеточниках

3) в мочевом пузыре

4) в мочеиспускательном канале

8. Зрительные рецепторы расположены в оболочке глаза, которая называется

      1) сетчаткой

2) сосудистой

3) роговицей

4) радужной

9. Что является примером врождённого рефлекса у человека?

      1) движение пешехода на зелёный сигнал светофора

2) сужение зрачка при попадании в ярко освещённое помещение

3) выделение слюны при звуке столовых приборов

4) возникновение обиды на отметку «2», поставленную педагогом

10. Как правило, врачи не рекомендуют в первые дни болезни давать жаропонижающие таблетки подросткам при повышении температуры тела до 38 °С. Это связано с тем, что

      1) эти таблетки препятствуют активизации защитных сил организма

2) жаропонижающие таблетки приводят к осложнениям болезни

3) эти таблетки не снижают такую температуру тела

4) такая температура считается нормальной

11. Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры (по оси x отложена температура организма (в °С), а по оси y — относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=341

Какое из приведённых ниже описаний скорости химической реакции наиболее точно отражает данную зависимость? Скорость химической реакции в живом организме

 

1) медленно растёт, достигая своего максимального значения, после чего плавно опускается

2) на всём протяжении медленно растёт

3) плавно колеблется около средних показателей

4) резко снижается, достигая своего минимального показателя, после чего резко растёт

 

12. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

Объект

Процесс

Рецептор

...

Чувствительный нейрон

Проведение нервного импульса в ЦНС

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) обработка поступающей информации

2) преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс

3) проведение нервного импульса от ЦНС

4) непосредственное выполнение команды

13. Верны ли следующие суждения о мышечных тканях человека?

 А. Волокна сердечной мышцы имеют контактные участки, благодаря которым сигнал от одной клетки быстро передаётся соседним клеткам.

Б. Гладкая мышечная ткань обладает способностью к быстрому сокращению.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

14.  Какие виды деятельности человека осуществляются при участии мозжечка? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) чихание

2) письмо

3) мигание

4) ходьба

5) мышление

6) подводное плавание

15. Установите соответствие между признаком и типом клеток, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ПРИЗНАК                       

ТИП КЛЕТОК

A) отсутствует оформленное ядро

1) прокариотная

Б) хромосомы расположены в ядре

2) эукариотная

В) имеется аппарат Гольджи   

Г) в клетке одна кольцевая хромосома

Д) АТФ образуется в митохондриях

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

16. Расположите в правильном порядке элементы пути, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

      1) рабочий орган

2) чувствительные нервные окончания

3) чувствительный путь

4) участок ЦНС

5) исполнительный путь

17.  Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

В организме человека выделяют различные системы органов, среди них — пищеварительная, дыхательная, кровеносная и др. Эндокринная система — это система жёлез ___________ (А) секреции. Они выделяют в кровь особые химические вещества — ___________ (Б). Так, адреналин вырабатывается ___________ (В). Благодаря другой системе органов, иммунной, в организме человека создаётся иммунитет. К органам иммунной системы относят костный мозг, вилочковую железу, ___________ (Г) и др.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) внешняя

2) внутренняя

3) фермент

4) гормон

5) антитело

6) селезёнка

7) надпочечник

8) поджелудочная железа

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

18.  Пользуясь таблицей «Работа сердца тренированного и нетренированного человека» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

У какого из людей больше изменятся частота сердечных сокращений при нагрузке?

На сколько см3 меняется минутный объём крови за 1 сокращение у тренированного и нетренированного человека?

За счёт чего сердце тренированного человека работает более экономно?

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=5471

19.  Какие функции в организме человека выполняют поступающие с пищей белки? Укажите не менее двух функций. Поясните их.

Входная контрольная работа по биологии  9 класс

Вариант 2

1.  Наиболее близкий родственник современного человека?

      1) неандерталец

2) кроманьонец

3) питекантроп

4) австралопитек

2. Какая система органов регулирует функции организма с помощью гормонов?

     1) выделительная

2) дыхательная

3) иммунная

4) эндокринная

3.  Твёрдость костей обеспечивается благодаря наличию в них

     1) минеральных солей

2) углеводов

3) жиров

4) белков

4. Какую роль играют тромбоциты в крови человека?

      1) участвуют в её свёртывании

2) переносят питательные вещества

3) переносят конечные продукты обмена веществ

4) участвуют в фагоцитозе

5. У какого отдела сердца самая толстая стенка?

      1) левое предсердие

2) правое предсердие

3) левый желудочек

4) правый желудочек

6. Какой орган человека может служить «образцом» при изготовлении гибких душевых шлангов?

      1) пищевод

2) аорта

3) трахея

4) позвоночник

7. Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже человека?

      1) укрепляет клетки кожи

2) защищает организм от ультрафиолетового излучения

3) способствует сохранению тепла организмом

4) служит резервным питательным веществом для клеток кожи

8. Что расположено в ухе человека непосредственно перед барабанной перепонкой?

     1) наружный слуховой проход

2) слуховая труба

3) молоточек

4) улитка

9. Примером динамического стереотипа служит

      1) внезапное нахождение ответа при решении математической задачи

2) полёт ночного насекомого на яркий свет фонаря

3) выделение слюны на слово «торт»

4) катание на велосипеде в парке

10. Какая из следующих рекомендаций может быть полезной для сохранения почек здоровыми?

      1) Не ешьте много острой пищи.

2) Не читайте лежа.

3) Не сидите долго за письменным столом.

4) Не ешьте много мороженого.

11.  Изучите график зависимости объёма запомненной информации (в %) от времени (по оси x отложено время (в часах), а по оси y — количество запомненной информации (в %)).

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=368

Через сколько часов объём запомненной информации составит 30%?

 

1) 20 ч.

2) 25 ч.

3) 30 ч.

4) 35 ч.

12. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

Целое

Часть

кровеносная система

сердце

...

гипофиз

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

      1) система органов выделения

2) пищеварительная система

3) эндокринная система

4) дыхательная система

13.  Верны ли следующие суждения о нервной ткани человека? 

А. Короткие отростки — аксоны — сильно ветвятся.

Б. Двигательные нейроны передают нервные импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14.  Выберите один правильный ответ из четырех предложенных:

Какие структуры относят к форменным элементам крови человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) эритроциты

2) плазма

3) лейкоциты

4) лимфа

5) тромбоциты

6) миоциты

15. Установите соответствие между признаком и слоем кожи, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

              ПРИЗНАК         

СЛОЙ КОЖИ

A) расположены рецепторы

1) эпидермис

Б) расположены сальные и потовые железы    

2) дерма

В) при ультрафиолетовом облучении в клетках синтезируется меланин

Г) клетки постоянно слущиваются и обновляются

Д) слой пронизан многочисленными кровеносными и лимфатическими

сосудами

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

16. Определите правильную последовательность прохождения порции кислорода через организм человека от момента вдоха до поступления в легкие. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) лёгкие

2) трахея

3) носоглотка

4) бронхи

5) гортань

17.  Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

Орган — это ___________ (А), имеющая определённую форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и ___________ (Б). Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются ___________ (В). Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) ткань

2) часть тела

3) нервы

4) кишечник

5) желудок

6) почки

7) продукт обмена

8) непереваренные остатки пищи

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

18. Ниже приведена таблица, отражающая содержание витаминов в некоторых плодовых соках (по данным Популярной медицинской энциклопедии). В нижней строке показана средняя суточная потребность в этих веществах ( в мг). Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

 

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=5434

 

1) Стакан (200 мл) какого сока достаточно выпить в день, чтобы удовлетворить суточную потребность в витаминах А и В1 одновременно?

2) Какие соки наиболее полезны при повышении температуры, заболевании дёсен?

3) Правы ли те, кто рекомендует, пить по 3-4 литра соков в день? Ответ объясните.

 

19.  Какую роль в пищеварении играет соляная кислота? Укажите не менее двух её функций.

Ответы        

1 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

2

4

4

3

1

2

1

1

2

1

1

2

1

14- Ответ: 246.

15- Ответ: 12212

16- Ответ: 23451

17- Ответ: 2476.

18 Пояснение.

1) У нетренированного

2) У тренированного на 50 см3, а у нетренированного на 10 см3

3) За счёт увеличения минутного объёма крови. При меньшем количестве сокращений большее количество сокращений большее количества крови выталкивается сердцем

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит

биологических ошибок

ИЛИ

Ответ включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок,

ИЛИ

ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

3

19 Пояснение.

В ответе должны быть указаны следующие функции:

1) строительная;

2) защитная;

3) ферментативная;

4) энергетическая;

5) двигательная;

6) запасающая;

7) регуляторная.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

2

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Вариант 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

2

4

1

1

3

3

2

1

4

1

3

3

2

14- Ответ: 135.

15- 22112

16- Ответ: 35241

17- Ответ: 2367.

18- Пояснение.

1) Морковного

2) Черносмородиновый, лимонный, апельсиновый

3) Нет, так как при избытке соков может возникнуть гипервитаминоз, болезни почек и сердца

19- Пояснение.

В ответе могут быть указаны следующие функции:

1) стимулирует секреторную активность желёз желудка;

2) активирует деятельность фермента пепсина;

3) создаёт оптимальную кислотность для действия ферментов желудочного сока;

4) вызывает денатурацию и набухание белков (что способствует их расщеплению ферментами);

5) обеспечивает антибактериальный эффект секрета;

6) участвует в осуществлении механизма перехода пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку, раздражая хеморецепторы её слизистой оболочки;

7) участвует в створаживании молока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демонстрационный материал диагностического среза в 7 классе

Демонстрационный материал диагностического среза в 7 классе...

Диагностический срез по химии

Диагностический срез по химии....

Диагностический срез за I полугодие для 8 класса

Диагностический срез составлен для проверки уровня сформированности ЗУН учащихся 8 класса (к УМК Биболетовой М.З.)...

Диагностический срез по музыке в 7 классе за I триместр

Контрольно-методический срез по итогам I триместра на уроке музыка в 7 классе, с использованием технологии критериального оценивания...

Диагностический срез по английскому языку 6 класс

Входная контрольная работа по английскому языку 6 класс...

Диагностический срез на тему: "Действия с десятичными дробями", 5 класс

Работа направлена на диагностику уровня усвоения правил действий с десятичными дробями...

Диагностический срез на тему: "Действия с противоположными числами", 6 класс

Работа направлена на диагностику уровня усвоения правил действий с противиположными числами....