Лабораторная работа « Знакомство с клетками растений»
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Технологическая карта урока биологии. Публикация будет полезна учителям биологии работающим в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Биология |
Учитель | Виноградова Л.А. |
Класс | 5 |
Тип урока | Урок общеметодологической направленности |
Технология построения урока | развивающее обучение, здоровьесбережение, развития исследовательских навыков, группового обучения. |
Тема | Лабораторная работа №2 « Знакомство с клетками растений» |
Цель | повторить строение клетки, выявить роль органоидов клетки, |
Основные термины, понятия | Ядро, цитоплазма, хлоропласты, клеточная мембрана, вакуоли. Микроскоп. |
Планируемый результат | |
Предметные умения - знать строение клетки; - рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке; - готовить микропрепарат, | Личностные УУД: - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - выстраивать собственное целостное мировоззрение, - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы. Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности, - искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; Познавательные УУД: - работать с учебником; - находить отличия; - составлять схемы-опоры; - работать с информационными текстами; - объяснять значения слов; - сравнивать и выделять признаки; - уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации. Коммуникативные УУД: - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи
|
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
индивидуальная, фронтальная, групповая | Книгопечатная продукция: учебник, рабочая тетрадь, Технические средства обучения ПК, презентация микролаборатория. |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Способность формированию представления о клетке. Подготовка учащихся к работе на занятии. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности |
Актуализация опорных знаний и умений | Способность формированию представления о клетке, способствовать обучению школьников умению выделять существенное и несущественное в понятиях. |
Постановка учебной проблемы | Уметь ставить цели для преодоления заданий. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Развивать умения находить ответы на проблемные вопросы. Уметь планировать свою деятельность на уроке. |
Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний. Подводить к самостоятельному выводу |
Первичная проверка понимания | Создание условий для выявлений причинно – следственных связей между особенностью строения частей клетки и выполняемыми функциями. |
Применение новых знаний | Освоение способа действия с применением знаний в практической деятельности. |
Рефлексия учебной деятельности | Выяснение качества и уровня знаний и их коррекция. |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Организационный | Метапредметные (УУД): Предметные: регулятивные: коммуникативные:умение выполнят задания учителя | Учитель проверяет готовность к уроку, психологический настрой. | Ученики встали, поприветствовали учителя, проверили наличие всего необходимого к уроку | |||
Мотивация к изучению материала | Коммуникативные умение воспринимать информацию на слух. Предметные: :. формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов Регулятивны: продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. Метапредметные (УУД): познавательные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; регулятивные: коммуникативные: | Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока: Здравствуйте. А что я такого сказала? Да вроде ничего не сказала, от чего же так радостно стало? А от того что я вам здоровья пожелала. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Итак, ученые всегда интересовал микромир, т.е мир маленьких объектов. Еще древнегреческие и древнеримские ученые - естествоиспытатели задумывались о мельчайшем строении живых организмов. Догадались, о чем на уроке пойдет речь? Если еще нет. То послушайте стихотворение: Загляните на часок В нашу клетку – теремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Там такое происходит - Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям. Их не видел Левенгук, Удивился б Роберт Гук. Так какова же тема сегодняшнего урока? Что мы должны сделать сегодня на уроке? Из чего состоят все живые организмы? | Слушают. Выполняют задания учителя, наблюдают, строят предположения, высказывают мнения, предлагают версии. | |||
Актуализация опорных знаний и умений | Метапредметные: - регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - коммуникативные: -учиться обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - познавательные: - работать с учебником; - находить отличия; - составлять схемы-опоры; - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки; | Ставит проблему перед учащимися. 1. Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним, то, что знаем: -Вопрос: с чем мы познакомились на прошлых уроках? ( строением клетки) - Почему клетку называют структурной единицей живого организма? - А зачем мы изучаем строение клетки, как эти знания пригодятся нам в жизни? - Какая наука изучает строение клетки? - Давайте вспомним какие компоненты входят в состав клетки? 2. Загадки ( приложение 1) Молодцы! 3. Выполните задания на карточках: « Верные утверждения» 4. Взаимопроверка ( критерии «+», «-«) на доске. | - вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения; - вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум); - определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть) | |||
Постановка учебной проблемы | Метапредметные: - регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - коммуникативные: -учиться обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - познавательные: - работать с учебником; - находить отличия; - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки; | Итак, мы теоретически познакомились со строением клетки. - Сегодня на урок я принесла репчатый лук, для урока приготовлены микроскопы. -Вопрос: Как вы думаете, что мы будем рассматривать под микроскопом? - Что мы можем увидеть? - Для чего нам это необходимо? - Каковы наши цели на сегодняшний урок? ( отработать навыки работы с микроскопом, увидеть клетки, приготовить микропрепарат) | Воспринимают информацию учителя, фиксируют в тетрадях записи, делают пометки на полях, ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизирую информацию. | |||
Открытие нового знания. Первичная проверка понимания знаний. | Метапредметные: - регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию; - выражать свои мысли и идеи. - познавательные: - работать с учебником; - находить отличия; -проводить лабораторную работу; - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки; | Давайте повторим устройство микроскопа ( хором) На столах лежат « правила работы с микроскопом» Проверьте друг друга. Взаимопроверка. Прежде чем приступить к выполнению Лабораторной работы, давайте спланируем наши результаты: - Прочитайте на инструкции чему вы научитесь, выполнив эту работу. Внимательно прочитайте инструкцию и требования к оформлению Л/Р, выполните работу и оформите её в тетради. ( приложение 2) | Деятельность учащихся - работают с разными источниками информации - работают в группах над решением учебной задачи - фиксируют итоги работы - оценивают правильность своих выводов - делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике - предлагают свое обобщение и варианты ответов | |||
Проведение физкультминутки. | Выполняют упражнения | |||||
Применение новых знаний | Познавательные УУД Продолжить формирование умения работать с учебником. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять , сравнивать и выделять признаки. Коммуникативные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи. Регулятивные УУД Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. | Поясняет ход лабораторной работы; организует самостоятельную работу учащихся в парах, с учебником и планом работы. Проводит повторный инструктаж по ТБ. Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль, проверяет правильность выполнения работы. Регулирует работу учащихся, отмечает их степень вовлечения в работу. | Составляют план достижения цели и выбирают средства. Составляют план работы. Фиксируют результаты. Формируют выводы по результатам исследования. | |||
Рефлексия учебной деятельности. | Фиксируется: - новое содержание, изученное на уроке. -выявляются эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности. - оценивать собственный вклад в работу группы. | Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его. На столах квадратики трёх цветов ( розовый- не понял; жёлтый - затрудняюсь, зелёный - понял), оцените свои эмоции на уроке. | Поднимают квадратики, согласно настроению на уроке, делятся впечатлениями. | |||
Домашнее задание. | . Домашнее задание. Всем: Параграф §5,повторить Творческий уровень: А) вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами, Б) сочинить сказку о клетке. В) составить кроссворд по теме клетка из 5 слов. |
Рефлексия.
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я... | 2) Больше всего мне понравилось... | 3) Самым интересным сегодня на уроке было... | 4) Самым сложным для меня сегодня было... | 5) Сегодня на уроке я почувствовал | 6) Сегодня я понял... | 7) Сегодня я научился... | 8) Сегодня я задумался.... | 9) Сегодняшний урок показал мне | 10) На будущее мне надо иметь в виду |
Работа с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.
х | Л | о | Р | о | п | л | а | с | т | ы |
1.Какие структуры придают зеленый цвет клеткам растения?
г | у | К |
2.Ученый открывший клетку.
м | и | К | Р | о | с | к | о | п |
- С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?
к | л | Е | Т | о | ч | н | а | я | м | е | м | б | р | а | н | а |
- Защищает клетку от влияния окружающей среды.
в | А | к | у | о | л | Ь |
- Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.
ц | и | Т | о | п | л | А | з | м | а |
6.Полужидкое содержимое клетки.
Лабораторная работа «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука»
1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.
3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.
4 – Покройте кожицу покровным стеклом.
5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.
6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.
7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
Карточка 1.
Выбери правильный ответ
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) бактериальной; в) животной
3. Органоид, который содержит клеточный сок:
а) вакуоль; б) хлоропласт; в) ядро;
Карточка 2.
Выбери правильный ответ
1.Клеточная оболочка не характерна для:
а) растений, б) животных, в) грибов.
2.Растительная клетка отличается от животной наличием:
а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.
3. Как называется среда клетки, внутри которой происходят обменные процессы:
а) ядро; б) цитоплазма; в) вода;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа "Знакомство со средой программирования"
Лабораторная работа на тему "Знакомство со средой программирования" для специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий...
Лабораторная работа "Знакомство с внешним строением растения"
Данная лабораторная работа может быть использована при изучении темы "Органы растенй покрытосеменных". К лабораторной прилагается тест на закрепление....
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...
Технологическая карта урока Лабораторная работа Знакомство с внешним строением побегов растений
Технологическая карта урока Лабораторная работа Знакомство с внешним строением побегов растений...
Урок по теме: Растения. Лабораторная работа "Изучение внешнего строения растения»
Анатомия растений — это такой раздел ботаники, который занимается изучением внутреннего и внешнего строения растений. Главным объектом этой науки являются сосудистые растения, у к...
Презентация "Знакомство с клетками растений"
Учебно-методическая публикация по биологии. Публикация будет интересна учителям биологии, работающим в 5 классе....