КТП по биологии 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)

Жиренко Надежда Владимировна

Календарно – тематическое планирование  по биологии для 9 класса составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Г.М. Пяльдяева ]. — М.: Дрофа, 2014 год (Стандарты второго поколения), авторской программы основного общего образования. Биология 5-9 классы. В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов – М.: Дрофа, 2015 год с учётом рекомендаций инструктивно-методического письма департамента образования  Белгородской области  ОГАОУДПО «Белгородский институт развития образования»  «О преподавании предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2019-2020 учебном году». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_kl.doc283 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пристеньская основная общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

учителей-предметников

МБОУ «Пристеньская ООШ»

_________ / Шматова Т.И. /

Протокол № 5

от «26» июня 2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ «Пристеньская ООШ»

____________ / Бабенко Е.В. /

«26 » июня 2019 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Пристеньская ООШ»

__________/Решетняк И.И. /

Приказ № 113

от  «31» августа 2019 г.

Календарно-тематическое планирование

Жиренко Надежды Владимировны

высшая квалификационная категория

по учебному предмету «Биология»

9 класс

Базовый уровень

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Календарно – тематическое планирование  по биологии для 9 класса составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Г.М. Пяльдяева ]. — М.: Дрофа, 2014 год (Стандарты второго поколения), авторской программы основного общего образования. Биология 5-9 классы. В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов – М.: Дрофа, 2015 год с учётом рекомендаций инструктивно-методического письма департамента образования  Белгородской области  ОГАОУДПО «Белгородский институт развития образования»  «О преподавании предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2019-2020 учебном году».

Цель обучения биологии в 9 классе – обобщение знаний о жизни и уровнях её организации, раскрыть мировоззренческие вопросы о происхождении и развитие жизни на Земле, обобщить и углубить понятия об эволюционном развитии организмов, полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Планируемые результаты изучения учебного курса

 Личностными результатами  освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий; 2) реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами являются: 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах); • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности иизменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности: • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности: • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 5. В эстетической сфере: • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Общая характеристика учебного предмета

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочей программой «Биология 5-9 классы. В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов – М.: Дрофа, 2015 год» на изучение предмета «Биология» отводится в 9 классе 70 часов в учебный год, 2 часа в учебную неделю.

Календарным графиком МБОУ «Пристеньская основная общеобразовательная школа » установлено в 9 классе 34 учебные недели.

Учебный план МБОУ «Пристеньская основная общеобразовательная школа» на изучение предмета «Биология» в 9 классе отводит 2 часа в неделю, 68 часов в учебный год.

В соответствии с календарным графиком и учебным планом МБОУ «Пристеньская основная общеобразовательная школа» на 2019-2020 учебный год в рабочую программу «Биология 5-9 классы. В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов – М.: Дрофа, 2015 год» вносятся изменения – сокращено общее количество часов с 70 до 68 за счёт резервного времени; 1 час добавлен в раздел «Организменный уровень» на обобщающий урок и  оставшиеся 2 часа резервного времени   выделены на итоговое тестирование. А также в связи с праздничными днями,  установленными постановлением правительства РФ «О переносе выходных дней в 2019 году» и «О переносе выходных дней в 2020 году»;  и в соответствии с расписанием уроков школы на 2019 -2020  учебный год,  объединены уроки № 60-61 (Развитие представлений о возникновении жизни и Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни)  № 62-63 (Развитие жизни в мезозое и кайнозое и Обобщающий урок - экскурсия); № 64- 65 (Антропогенное воздействие на биосферу и Основы рационального природопользования); № 66-68 (Обобщающий урок - конференция  и Итоговое тестирование)

        Календарно – тематическое планирование  ориентировано на использование учебно- методического комплекта: 

        Учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2019 .

  1. Рабочая тетрадь: В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс.–М.:Дрофа,2019.

           Данный УМК содержит обязательный минимум содержания образования по биологии.

Формы организации учебного процесса: коллективная; групповая; индивидуальная, фронтальная. В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразной информации, подготовку сообщений, написание мини - сочинений.

В календарно – тематическом планировании, в соответствии с Положением  о промежуточной и итоговой аттестацией учащихся в ОУ,  предусматриваются  следующие формы промежуточной аттестации:  устные и письменные задания, самостоятельные работы, тестовые задания, лабораторные работы.

Итоговая аттестации проводится в форме обобщающих уроков и в форме ОГЭ в 9 классе.

Тематическое планирование

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Количество часов

Практическая часть

(лабораторные

работы и практические, экскурсии)

авторская программа

КТП

1

                                            Введение

3

3

2

Раздел №1 Молекулярный уровень.

10

10

Л.р.№1

3

Раздел №2 Клеточный уровень

14

14

Л.р.№2

4

Раздел №3 Организменный уровень.

13

14

Л.р №.3 П/р №1-4

5

Раздел №4 Популяционно-видовой уровень

8

8

Л.р.№4

6

Раздел №5 Экосистемный уровень

6

6

Экскурсия № 1

7

Раздел №6 Биосферный уровень

11

11

Экскурсия № 2

8

Итоговое тестирование

2

Резерв

5

-

Итого:

70

68

Л/р – 4; П/р – 4, экскурсий - 2

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Наименование

раздела и

темы

Характеристика основной

деятельности ученика

ЭОР/

ЦОР

Примечание

план

факт

Введение ( 3 ч)

1

02.09

Вводный  

инструктаж по т/б. Биология- наука о жизни

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биология», «микология», «бриология», «альгология», «палеоботаника», «генетика», «биофизика», «биохимия», «радиобиология», «космическая биология». Характеризуют биологию как науку о живой природе. Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Приводят примеры профессий, связанных с биологией. Беседуют с окружающими (родственниками, знакомыми, сверстниками) о профессиях, связанных с биологией. Готовят презентации о профессиях, связанных с биологией, используя компьютерные технологии

2

04.09

Методы исследования в биологии

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «наука», «научное исследование», «научный метод», «научный факт», «наблюдение», «эксперимент», «гипотеза», «закон», «теория». Характеризуют основные методы научного познания, этапы научного исследования. Самостоятельно формулируют проблемы исследования. Составляют поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования

3

09.09

Сущность жизни и свойства живого

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «жизнь», «жизненные свойства», «биологические системы», «обмен веществ», «процессы биосинтеза и распада», «раздражимость», «размножение», «наследственность», «изменчивость», «развитие», «уровни организации живого». Дают характеристику основных свойств живого. Объясняют причины затруднений, связанных с определением понятия «жизнь»

Молекулярный уровень (10 ч)

4

11.09

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «органические вещества», «белки», «нуклеиновые кислоты», «углеводы», «жиры (липиды)», «биополимеры», «мономеры». Характеризуют молекулярный уровень организации живого. Описывают особенности строения органических веществ как биополимеров. Объясняют причины изучения свойств органических веществ именно в составе клетки; разнообразия свойств биополимеров, входящих в состав живых организмов

http://files.school-collection.edu.ru/

5

16.09

Углеводы

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «углеводы» или «сахариды», «моносахариды», «дисахариды»,«полисахариды», «рибоза», «дезоксирибоза», «глюкоза», «фруктоза», «галактоза», «сахароза», «мальтоза», «лактоза», «крахмал», «гликоген», «хитин». Характеризуют состав и строение молекул углеводов. Устанавливают причинно- следственные связи между химическим, свойствами и функциями углеводов.

6

18.09

Липиды

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «липиды», «жиры», «гормоны», «энергетическая функция липидов», «запасающая функция липидов», «защитная функция липидов», «строительная функция липидов», «регуляторная функция липидов». Дают характеристику состава и строения молекул липидов. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры липидов, входящих в состав организмов, места их локализации и биологическую роль. Обсуждают в классе проблемы накопления жиров организмами в целях установления причинно- следственных связей в природе.

7

23.09

Состав и строение белков

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «белки, или протеины», «простые и сложные белки», «аминокислоты», «полипептид», «первичная структура белков», «вторичная структура белков», «третичная структура белков», «четвертичная структура белка». Характеризуют состав и строение молекул белков, причины возможного нарушения природной структуры (денатурации) белков. Приводят примеры денатурации белков.

8

25.09

Функции белков

Устанавливают причинно- следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры белков, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли

9

30.09

Нуклеиновые кислоты

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нуклеиновая кислота», «дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК», «рибонуклеиновая кислота, или РНК, «азотистые основания», «комплементарность» «транспортная РНК (тРНК)», «рибосомная РНК (рРНК)», «информационная РНК (иРНК)», «нуклеотид», «двойная спираль ДНК». Дают характеристику состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Устанавливают причинно- следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры нуклеиновых кислот, входящих в состав организмов. Составляют план параграфа учебника. Решают биологические задачи.

10

02.10

АТФ и другие органические соединения клетки

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аденозинтрифосфат (АТФ)», «аденозиндифосфат (АДФ)»,  «аденозинмонофосфат (АМФ)», «макроэргическая связь»,»жирорастворимые витамины»,  «водорастворимые витамины». Характеризуют состав и строение молекулы АТФ. Приводят примеры витаминов, входящих в состав организмов, и их биологической роли. Готовят выступление с сообщением о роли витаминов в функционировании организма человека (в том числе с использованием компьютерных технологий.  Обсуждают результаты работы с одноклассниками.

11

07.10

Биологические катализаторы.  Инструктаж по т/б. Л/р №1 «Расщепление Н2О2 ферментами каталазой»

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «катализатор», «фермент»,»активный ценрт фермента». Характеризуют роль биологических катализаторов в клетке. Описывают механизм работы ферментов. Приводят примеры ферментов, их локализации в организме и их биологической роли. Устанавливают причинно- следственные связи между белковой природой ферментов и оптимальными условиями их функционирования. Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты на основе содержания лабораторной работы.

http://files.school-collection.edu.ru/

12

09.10

Вирусы

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вирусы», «капсид», «самосборка». Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вируса. Описывают общий план строения вирусов. Приводят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими. Обсуждают проблемы происхождения вирусов.

13

14.10

Обобщение по теме: «Молекулярный уровень организации природы»

Определяют понятия, сформированные в ходе изучения темы. Дают оценку возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянному процессу эволюции научного знания. Отрабатывают умения  формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты

Клеточный уровень (14 ч)

14

16.10

Клеточный уровень: общая характеристика. основные положения клеточной теории

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клетка», «методы изучения клетки», «световая микроскопия», «электронная микроскопия», «клеточная теория». Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, ее химический состав, методы изучения. Объясняют основные положения клеточной теории. Сравнивают принципы работы и возможности световой и электронной микроскопической техники

http://schools.keldysh.ru

15

21.10

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «ядро», «органоиды», «мембрана», «клеточная мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз». Характеризуют и сравнивают процессы фагоцитоза и пиноцитоза. Описывают особенности строения частей и органоидов клетки. Устанавливают причинно- следственные связи между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза, строением и функциями клеточной мембраны. Составляют план параграфа

16

23.10

Ядро

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «хроматин», «хромосомы», «кариотип», «соматические клетки», «диплоидный набор», «гомологичные хромосомы», «гаплоидный набор хромосом», «гаметы», «ядрышко». Характеризуют строение ядра клетки и его связи с эндоплазматической сетью. Решают биологические задачи на определение числа хромосом в гаплоидном и диплоидном наборе

http://files.school-collection.edu.ru/

17

06.11

ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эндоплазматическая сеть», «рибосомы», «комплекс Гольджи», «лизосомы». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно- следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение)

18

11.11

Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «лизосомы», «митохондрии», «кристы», «пластиды», «лейкопласты», «хлоропласты», «хромопласты», «граны», Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций.

19

13.11

Различия в строении клеток эукариот и прокариот Инструктаж по т/б. Л/р №2 «Рассмотрение клеток растений и животных под микроскоп»

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «анаэробы», «споры». Характеризуют особенности строения клеток прокариот и эукариот. Сравнивают особенности строения клеток с целью выявления сходства и различи

20

18.11

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ассимиляция», «диссимиляция», «метаболизм». Обсуждают в классе проблемные вопросы, связанные с процессами обмена веществ в биологических системах

21

20.11

Энергетический обмен в клетке

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы», «гликолиз», «полное кислородное расщепление глюкозы», «клеточное дыхание». Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов. Сравнивают энергетическую эффективность гликолиза и клеточного дыхания

22

25.11

Типы питания клетки

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «автотрофы», «гетеротрофы», «фототрофы», «хемотрофы», «сапрофиты», «паразиты», «голозойное питание». Сравнивают организмы по способу получения питательных веществ. Составляют схему «Классификация организмов по способу питания» с приведением конкретных примеров (смысловое чтение)

23

27.11

Фотосинтез и хемосинтез

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «световая фаза фотосинтеза», «темновая фаза фотосинтеза», «фотолиз воды», «хемосинтез», «хемотрофы», «нитрифицирующие бактерии». Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют темновую и световую фазы фотосинтеза по схеме, приведенной в учебнике. Сравнивают процессы фотосинтеза и хемосинтеза. Решают расчётные математические задачи.

24

02.12

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ген», «генетический код», «триплет», «кодон», «транскрипция», «антикодон»,. Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипции и трансляции применяя принцип комплементарности и генетического кода.

http://files.school-collection.edu.ru/

25

04.12

Синтез белков в клетке. Т-РНК. Трансляция

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «трансляция», «полисома». Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипции и трансляции применяя принцип комплементарности и генетического кода.

26

09.12

Деление клетки. Митоз

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митоз», «интерфаза», «профаза», «метафаза», «анафаза», «телофаза», «редупликация», «хроматиды», «центромера», «веретено деления». Характеризуют биологическое значение митоза. Описывают основные фазы митоза. Устанавливают причинно- следственные связи между продолжительностью деления клетки и продолжительностью остального периода жизненного цикла.

27

11.12

Обобщение по теме «Клеточный уровень организации живой природы

Определяют понятия, сформированные в ходе изучения темы. Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать

Организменный уровень (14 ч)

28

16.12

Размножение организмов. Оплодотворение

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «размножение организмов», «бесполое размножение», «почкование», «деление тела», «споры», «вегетативное размножение», «половое размножение», «гаметы», «гермафродиты», «семенники», «яичники», «сперматозоиды», «яйцеклетки». Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их. Описывают способы вегетативного размножения растений. Приводят примеры организмов, размножающихся половым и бесполым путём.

http://files.school-collection.edu.ru/

29

18.12

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гаметогенез», «период размножения», «период роста», «период созревания», «мейоз I», «мейоз II», «конъюгация», «кроссинговер», «направительные тельца», «оплодотворение», «зигота», «наружное оплодотворение», «внутреннее оплодотворение», «двойное оплодотворение у покрытосеменных», «эндосперм». Характеризуют стадии развития половых клеток и стадий мейоза по схемам. Сравнивают митоз и мейоз. Объясняют биологическую сущность мейоза и оплодотворения.

30

23.12

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «онтогенез», «эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез)», «постэмбриональный период онтогенеза», «прямое развитие», «непрямое развитие», «закон зародышевого сходства», «биогенетический закон», «филогенез». Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают особенности онтогенеза на примере различных групп организмов. Объясняют биологическую сущность биогенетического закона. Устанавливают причинно- следственные связи на примере животных с прямым и непрямым развитием.

31

25.12

Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гибридологический метод», «чистые линии», «моногибридные скрещивания», «аллельные гены», «гомозиготные и гетерозиготные организмы», «доминантные и рецессивные признаки», «расщепление», «закон чистоты гамет». Характеризуют сущность гибридологического метода. Описывают опыты, проводимые Г.Менделем по моногибридному скрещиванию. Составляют схемы скрещивания. Объясняют цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании

http://files.school-collection.edu.ru/

32

13.01

Цитологические основы закономерностей наследования

Практическа я работа №1. Решение генетических задач на моногибрид ное скрещивание

Характеризуют сущность гибридологического метода. Описывают опыты, проводимые Г.Менделем по моногибридному скрещиванию. Составляют схемы скрещивания. Объясняют цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании. Решают задачи на моногибридное скрещивание

33

15.01

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

Практическа я работа №2. Решение генетических задач на наследование признаков  при неполном доминировании

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное доминирование», «генотип», «фенотип», «анализирующее скрещивание». Характеризуют сущность анализирующего скрещивания. Составляют схемы скрещивания. Решают задачи на наследование признаков при неполном доминировании

34

20.01

Дигибридное скрещивание

Закон независимого наследования признаков Практическая работа № 3 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «дигибридное скрещивание», «закон независимого наследования признаков», «полигибридное скрещивание», «решетка Пеннета». Дают характеристику и объясняют сущность закона независимого наследования признаков. Составляют схемы скрещивания и решетки Пеннета. Решают задачи на дигибридное скрещивание

35

22.01

Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «Гомологичные хромосомы. Локус гена. Конъюгация» Дают характеристику и объясняют сущность закона Т. Моргана. Объясняют причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании

36

27.01

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

Практическая работа № 4 Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом  

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «сцепление гена с полом». Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Составляют схемы скрещивания. Устанавливают причинно- следственные связи на примере зависимости развития пола особи от ее хромосомного набора. Решают задачи на наследование признаков, сцепленных с полом

http://files.school-collection.edu.ru/

37

29.01

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Инструктаж по т/б. Л/р №3 «Выявление изменчивости организмов»

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «изменчивость», «модификации», «модификационная изменчивость», «норма реакции». Характеризуют закономерности модификационной изменчивости организмов. Приводят примеры модификационной изменчивости и проявлений нормы реакции. Устанавливают причинно- следственные связи на примере организмов с широкой и узкой нормой реакции.

38

03.02

Закономерности изменчивости. Мутационная изменчивость

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «генные мутации», «хромосомные мутации», «геномные мутации», «утрата», «делеция», «дупликация», «инверсия», «синдром Дауна», «полиплоидия», «колхицин», «мутагенные вещества». Характеризуют закономерности мутационной изменчивости организмов. Приводят примеры мутаций у организмов. Сравнивают модификации и мутации. Обсуждают проблемы изменчивости организмов.

39

05.02

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова

Знакомятся с понятием «селекция», законом гомологических рядов наследственной изменчивости. Характеризуют центры происхождения культурных растений. Сравнивают массовый и индивидуальный отбор.

40

10.02

Основные методы селекции растений, животных

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «селекция», «гибридизация», «массовый отбор», «индивидуальный отбор», «чистые линии», «близкородственное скрещивание», «гетерозис», «межвидовая гибридизация», «искусственный мутагенез», «биотехнология», «антибиотики». Характеризуют  методы селекционной работы.

41

12.02

Обобщение по теме «Организменный уровень организации»

Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков. Составляют схемы скрещивания. Устанавливают причинно-следственные связи. Решают задачи на моногибридное скрещивание. Наследование признаков при неполном доминировании, дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы Составляют схемы скрещивания. Решают генетические задачи

Популяционно - видовой уровень  ( 8 ч)

42

17.02

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика

Инструктаж по т/б. Л/р № 4 «Изучение морфологического критерия вида»

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вид», «морфологический критерий вида», «физиологический критерий вида», «генетический критерий вида», «экологический критерий вида», «географический критерий вида», «исторический критерий вида», «ареал», Дают характеристику критериев вида. Выполняют лабораторную работу по изучению морфологического критерия вида. Смысловое чтение

http://files.school-collection.edu.ru/

43

19.02

Экологические факторы и условия среды

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «абиотические экологические факторы», «биотические экологические факторы», «антропогенные экологические факторы», «экологические условия», «вторичные климатические факторы». Дают характеристику основных экологических факторов и условий среды. Устанавливают причинно- следственные связи на примере влияния экологических условий на организмы. Смысловое чтение.

44

26.02

Происхождение видов Развитие эволюционных представлений

Определяют понятия «эволюция», «теория Дарвина», «движущие силы эволюции»«изменчивость», «естественный отбор», «искусственный отбор», «борьба за существование». Характеризуют основные положения теории Ч. Дарвина

45

02.03

Популяция как элементарная единица вида

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «популяция», «свойства популяций», «биотические сообщества». Описывают свойства популяций. Объясняют роль репродуктивной изоляции в поддержании целостности вида Смысловое чтение.

46

04.03

Борьба за существование. Естественный отбор

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «внутривидовая борьба за существование», «межвидовая борьба за существование», «борьба за существование с неблагоприятными условиями среды», «стабилизирующий естественный отбор», «движущий естественный отбор». Характеризуют формы борьбы за существование и естественного отбора. Приводят примеры их проявления в природе. Разрабатывают эксперименты по изучению действий отбора.

47

11.03

Видообразование.  

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «микроэволюция», «изоляция», «видообразование», «географическое видообразование». Характеризуют механизмы географического видообразования с использованием рисунка учебника. Смысловое чтение с последующим выдвижение гипотез о других возможных механизмах видообразования

48

16.03

Макроэволюция

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «макроэволюция», «направления эволюции», «биологический прогресс», «биологический регресс», «ароморфоз», «идиоадаптация», «дегенерация». Характеризуют главные направления эволюции. Сравнивают микро- и макроэволюцию. Обсуждают проблемы макроэволюции с одноклассниками и учителем. Работают с дополнительными информационными источниками с целью подготовки сообщения или мультимедиа презентации о фактах, доказывающих эволюцию

49

18.03

Обобщение по теме «Популяционно-видовой  уровень»

Дают характеристику популяционно-видового  уровня. Устанавливают причинно- следственные связи. Выполняют задания учителя

Экосистемный уровень ( 6 ч)

50

01.04

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биотическое сообщество», «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз». Описывают и сравнивают экосистемы различного уровня. Приводят примеры экосистем разного уровня. Характеризуют аквариум как искусственную экосистему

http://files.school-collection.edu.ru/

51

06.04

Состав и структура  сообщества

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «видовое разнообразие», «видовой состав», «автотрофы», «гетеротрофы», «продуценты», «консументы»,  «редуценты». Характеризуют морфологическую и пространственную структуру сообществ. Анализируют структуру биотических сообществ по схеме.

52

08.04

Межвидовые отношения организмов в экосистеме

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нейтрализм», «аменсализм», «комменсализм», «симбиоз», «протокооперация», «мутуаклизм», «конкуренция», «хищничество», «паразитизм». Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей.

53

13.04

Потоки вещества и энергии в экосистеме

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «пирамида численности и биомассы» «чистая, первичная, вторичная продукции плодородие». Сравнивают чистую, первичную, вторичную продукцию. Дают характеристику роли автотрофных и гетеротрофных организмов в экосистеме. Решают экологические задачи на применение экологические задачи

54

15.04

Саморазвитие экосистемы

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «равновесие», «первичная сукцессия», «вторичная сукцессия». Характеризуют процессы саморазвития экосистемы. Сравнивают первичную и вторичную сукцессии. Разрабатывают план уроку - экскурсии

55

20.04

Обобщение по теме «Экосистемный уровень». Экскурсия в биогеоценоз.

Определяют понятия, сформированные в ходе изучения темы. Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать, оформлять наблюдения экскурсии

Биосферный уровень (11 ч)

56

22.04

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов

Определяют понятия «биосфера», «водная среда», «наземно- воздушная среда», «почва», «организмы как среда обитания», «механическое воздействие», «физико-химическое воздействие», «перемещение вещества», «гумус», «фильтрация». Характеризуют биосферу как глобальную экосистему. Приводят примеры воздействия живых организмов на различные среды жизни.

57

27.04

Круговорот веществ в биосфере

Определяют понятия «биогеохимический цикл», «биогенные (питательные) вещества», «микротрофные вещества», «макротрофные вещества», «микроэлементы». Характеризуют основные биогеохимические циклы на Земле, используя иллюстрации учебника. Устанавливают причинно- следственные связи между биомассой (продуктивностью) вида и его значением в поддержании функционирования сообщества

58

29.04

Эволюция биосферы

Определяют понятия: «живое вещество», «костное вещество», «экологический кризис». Характеризуют процессы раннего этапа эволюции биосферы. Сравнивают особенности круговорота углерода на разных этапах эволюции биосферы. Объясняют возможные причины экологических кризисов.

59

06.05

Гипотезы возникновения жизни

Определяют понятия «креационизм», «самопроизвольное зарождение», «гипотеза стационарного состояния», «гипотеза панспермии», «гипотеза биохимической эволюции». Характеризуют основные гипотезы возникновения жизни на Земле. Обсуждают вопрос возникновения жизни с одноклассниками и учителем

60

13.05

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы

Определяют понятия «коацерваты», «пробионты», «гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток», «гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органоидов путем впячивания клеточной мембраны», «прогенот», «эубактерии», «архебактерии». Характеризуют основные этапы возникновения и развития жизни на Земле.

http://files.school-collection.edu.ru/

61

13.05

Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни.

Определяют понятия  эра», «период», «эпоха», «архей», «протерозой», «палеозой», «мезозой», «кайнозой», «кембрий», «ордовик», «силур», «девон», «карбон», «пермь», «трилобиты», «риниофиты», «кистеперые рыбы», «стегоцефалы», «ихтиостеги», «терапсиды».Характеризуют развитие жизни на Земле в эры древнейшей и древней жизни. Приводят примеры организмов, населявших Землю в эры древнейшей и древней жизни. Устанавливают причинно- следственные связи между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов.

62

18.05

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

Определяют понятия: «триас», «юра», «мел», «динозавры», «палеоген», «неоген», «антропоген». Характеризуют основные периоды развития жизни на Земле в мезозое и кайнозое. Приводят примеры организмов, населяющих Землю в кайнозое и мезозое. Устанавливают причинно- следственные связи между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных  организмов.

63

18.05

Обобщающий урок-экскурсия

Готовят отчёт о краеведческой экскурсии в музей

64

20.05

Антропогенное воздействие на биосферу..

Определяют понятия «антропогенное воздействие на биосферу», «ноосфера», «природные ресурсы». Характеризуют человека как биосоциальное существо. Описывают экологическую ситуацию в своей местности. Устанавливают причинно-следственные связи между деятельностью человека и экологическими кризисами

65

20.05

Основы рационального природопользования

Определяют понятия «рациональное природопользование», «общество одноразового потребления». Обсуждают основные принципы рационального использования природных ресурсов

66

25.05

Обобщающий урок - конференция

Выступают с сообщениями по теме. Представляют результаты учебно- исследовательской проектной деятельности

67-68

25.05

Итоговое тестирование

        Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

№ п/п

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество штук

Процент обеспеченности

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.  Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2019  

6

100

2.

В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс.–М.:Дрофа 2019

6

100

3.

Биология. Рабочие программы. 5—9 классы / М.: Дрофа, 2015 г.

1

100

4.

Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: - М. Просвещение. 2011. – (Стандарты второго поколения)

1

100

5.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С.Савинов].- М.:Просвещение,2011.-342 с. – (Стандарты второго поколения).

1

100

Печатные пособия

1.

Комплект таблиц по общей биологии

1

100

Информационно-коммуникативные средства

1.

2.

3.

4.

5.

Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова.

Биология. Мультимедийное сопровождение уроков 7-11 классы

Уроки биологии 8 класс. Мультимедийное приложение к урокам.

Интерактивные приложения к урокам в 5-11 классах.

1

1

1

1

1

100

100

100

100

100

6

 http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru - научные новости биологии.

http://livt.net/ Электронная иллюстрированная энциклопедия живых существ от одноклеточных до млекопитающих.

http://livt.net/ - Энциклопедии. Живые существа.

http://e-lib.gasu.ru/eposobia/papina/malprak1/ - виртуальная лаборатория

 http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовател/ ресурсов

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1.

1.Микроскоп лабораторный

2. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

3. Лупа ручная

7

1

7

100

100

100

2.

Коллекции

синтез белка,

приспособительные особенности организмов

1

1

 100

100

3.

Микропрепараты

1..Микропрепараты

1

100

4.

Гербарий по курсу общей биологии

1

100

5

Модель

ДНК

Магнитные модели

биосфера и человек,

законы Менделя,

синтез белка

1

1

1

1

100

100

100

100

Специализированная учебная мебель

1.

Стол демонстрационный

1

100

2.

Столы двухместные  ученические в комплекте со стульями

12

100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....