Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии

Хартова Елена Вячеславовна

Рабочая прогммма содержит : 

1.     ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.     СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

3.     Условия реализации  учебной дисциплины

4.     Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_rp.docx79.88 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОСЛАВЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

        

Рассмотрено

на заседании ЦМК ОПД

Протокол №___от________2017г.

Председатель

__________В.В. Донцова

Утверждаю

Директор ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

_____________ Г.В. Фролова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.15.БИОЛОГИЯ

По специальностям:

33.02.01. Фармация

Уровень подготовки – базовый

Квалификация: фармацевт

34.02.01. Сестринское дело

Уровень подготовки – базовый

Квалификация: медицинская сестра/ медицинский брат

Рославль

2019 г.

        Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы общеобразовательной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО»

Организация-разработчик: ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

Разработчик:  Хартова Е.В., преподаватель ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

Рекомендовано:

Методическим советом

ОГБПОУ « Рославльский медицинский техникум »

Протокол №____от___________2019г.

Председатель_____________ Л.А.Иванова

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»

4-8

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»

9- 32

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»

33-35

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»

36-37

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 15. «Биология»

1.1. Область применения рабочей программы:

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 «Сестринское дело», 33.02.01 «Фармация» и разработана с учетом Примерной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16 – з) учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение следующих результатов:

личностных:

−сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

−  понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

− способность использовать знания о  современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования

− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

−  обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

−сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач

− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

−сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

−сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Результаты освоения адаптированной основной образовательной программы среднего общего образования:

- личностные:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.

- метапредметные:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

2) для обучающихся с расстройствами аутентического спектра:

способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

овладение умением активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;

способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Содержание рабочей программы рассчитано на 212 часов. Из них:

I семестр:

      Теория – 58 часов, практика –0 часов, самостоятельная работа –29 часов.

II семестр:

Теория – 55 часов, практика – 28 часов, самостоятельная работа –42 часа.

Промежуточная аттестация:

 специальность 33.02.01.«Фармация» - дифференцированный зачет.

специальность 33. 02.02. «Сестринское дело» - экзамен

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для специальности:33.02.01 Фармация

Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

212

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

141

в том числе:

теоретические занятия:

113

практические занятия:

26

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося (подготовкадокладов, написание эссе, заполнение таблиц,составление терминологического словаря, подготовка мультимедийных презентаций,решение генетических задач, составление схем, конспектов, работа с дополнительной литературой)

71

Итоговая аттестация

дифференцированный зачёт (II семестр).

2

специальность:34.02.01. Сестринское дело

Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

212

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

141

в том числе:

теоретические занятия:

113

практические занятия:

28

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося (подготовкадокладов, написание эссе, заполнение таблиц,составление терминологического словаря, подготовка мультимедийных презентаций,решение генетических задач, составление схем, конспектов, работа с дополнительной литературой)

71

Итоговая аттестация – экзамен (II семестр).

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень усвоения

СЕМЕСТР I

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ.

  1. Биология как наука. Определение жизни

Содержание учебного материала

Биология как наука. Общая биология, объект, предмет, задачи и содержание. Методы познания живой природы. Проблемы общей биологии и проблемы человечества, связанные с решением биологических проблем. Многообразие живых организмов и биологические дисциплины, занимающиеся их изучением. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам и их охрана. Сущность жизни, уровни организации живого.

Самостоятельная работаПодготовкадоклада  по теме «История развития биологических знаний. Вклад русских ученых».

Написание эссе по теме «Значение биологических знаний в подготовке будущих медицинских работников».

2

4

1

1.2.  Возникновение и развитие жизни на Земле

Содержание учебного материала

Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Теории происхождения жизни: теория панспермии, креационизма, самозарождения. Теория абиогенного происхождения жизни А.И. Опарина и Дж. Холдейна. Химическая и биологическая эволюция. Теория биогенеза.

Самостоятельная работа: составление словаря терминов.

2

2

2

РАЗДЕЛII. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ.

2.1.Клеточная теория. Поверхностный аппаратклетки.

Содержание учебного материала

Общий план строения эукариотической клетки. Клеточная теория, ее основные положения и значение для развития биологии и медицинское значение. Поверхностный аппарат клетки, его строение и функции.

2

2

2.2.  Цитоплазма и ее органоиды

Содержание учебного материала

Строение и функционирование основных компонентов эукариотической клетки: аппарат Гольджи, ЭПС, лизосомы, пластиды, рибосомы, включения, клеточный центр. Мембранный характер организации клетки.

2

2

2.3. Строение и функции клеточного ядра.

Содержание учебного материала

Функции ядра клетки в связи с особенностями его строение и химического состава. Важнейшие структуры ядра: ядерный сок, хроматин, ядрышко, ядерная мембрана.

Самостоятельная работа: Заполнение таблицы «Строение эукариотической клетки»

2

2

2

2.4.Прокариотические клетки. Неклеточные формы жизни.

Содержание учебного материала

Особенности строения прокариотической клетки на примере клеток бактерий и сине-зеленых водорослей. Вирусы как неклеточная форма жизни и из значение. Строение и химический состав вирусов. Внутриклеточный паразитизм вирусов как особая форма жизни. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.).

Самостоятельная работа:

Подготовка докладов по темам «Прокариотические организмы и их роль в биогеоценозах», «Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов)

Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика эукариотической и прокариотической клеток»  

2

3

2

2.5.Особенности животной и растительной клеток.

Содержание учебного материала

Особенности строения растительной клетки в сравнении с животной, их сходства и различия.

Самостоятельная работа:

Составление терминологического словаря

2

2

2

2.6. Химический состав клетки. Неорганические вещества.

Содержание учебного материала

Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки: особенности строения молекул воды, определяющие ее роль в клетке; роль минеральных солей и входящих в их состав катионов и анионов в жизни клетки.

2

2

2.7.Органические вещества клетки. Белки, углеводы, липиды.

Содержание учебного материала

Химический состав клетки. Органические вещества клетки: белки, жиры, углеводы, их строение и функции в клетке.

2

2

2.8. Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. АТФ.

Содержание учебного материала

Химический состав клетки. Органические вещества клетки: особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров. Локализация этих соединений в клетке, их роль. Механизм удвоения ДНК и роль этого процесса в передаче наследственной информации. Виды РНК и их функции. Генетический код, его свойства. АТФ.

Самостоятельная работа:

Подготовка докладов по темам «Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении», «Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия в растении», «Био-, макро-, и микроэлементы и их роль в жизни растения» .

Заполнение таблицы «Химический состав клетки»

2

3

2

2.9. Общая характеристика обмена веществ и энергии.

Энергетический обмен.

Содержание учебного материала

        Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Сущность метаболизма. Энергетический обмен как один из процессов метаболизма. Роль АТФ в накоплении энергии. Этапы и энергетический выход в процессе катаболизма.

2

2

2.10. Пластический обмен. Биосинтез белка.

2.11. Автотрофный тип обмена веществ.

Содержание учебного материала

Сущность анаболизма. Реализация наследственной информации в процессе биосинтеза белка. Генетический код и способ передачи информации с ДНК на и-РНК. Реализация наследственной информации в процессе биосинтеза белка.

Содержание учебного материала

Способы питания в органическом мире.          Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез как пластический обмен веществ у растений. Две фазы фотосинтеза. Сущность хемосинтеза, химизм. Биологическая роль зеленых растений. Значение хемосинтетиков.

2

2

2.12.Гетеротрофный тип обмена веществ.

Содержание учебного материала

Способы поступления питательных веществ у гетеротрофных организмов. Промежуточный обмен веществ у многоклеточных организмов.

Самостоятельная работа:

Составление терминологического словаря

2

2

2

РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ.

3.1. Клеточный цикл. Деление клетки.

Содержание учебного материала

Сущность жизненного цикла любой клетки, период ее существования. Интерфаза, подготовка клетки к делению. Митоз, амитоз. Биологическое значение митоза.

2

2

3.2. Формы размножения организмов.

Содержание учебного материала

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Способность к размножению – важнейшее свойство живых организмов, отличительная черта всех живых существ. Связь понятий «размножение», «наследственность» и «изменчивость». Типы размножения: половое и бесполое, их особенности. Деление пополам, почкование, спорообразование, фрагментация, вегетативное размножение, образование половых клеток и оплодотворение. Биологическое значение и прогрессивность разных типов размножения.

Самостоятельная работа:

Написание эссе по теме «Размножение как свойство живого»

2

1

2

3.3. Мейоз.

Содержание учебного материала

Образование половых клеток и оплодотворение. Мейоз, его этапы. Конъюгация и кроссинговер. Сходства и различия митоза и мейоза. Биологическое значение мейоза.

2

2

3.4. Гаметогенез у растений и животных.

Содержание учебного материала

Образование гамет в результате мейоза: сперматогенез и овогенез. Особенности формирования мужских и женских половых клеток у животных и растений. Половое размножение и его цитологические основы. Возникновение раздельнополости в процессе эволюции.

Самостоятельная работа:

Составление терминологического словаря

2

2

2

3.5..Онтогенез. Эмбриональный период развития.

Содержание учебного материала

Онтогенез, общая характеристика. Эмбриональный период развития: этапы дробления, гаструляции, органогенез. Отличия и сходства эмбрионального периода развития у растительных и животных организмов. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.

2

2

3.6. Постэмбриональный период развития.

Содержание учебного материала

Постэмбриональный период развития животных и растений. Два вида постэмбрионального развития: прямое и непрямое. Причины нарушений в развитии организмов.

2

2

3.7. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

Содержание учебного материала

Эмбриональный и постэмбриональный этап развития человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. Репродуктивное здоровье, планирование беременности, диагностика наследственных заболеваний.

Самостоятельная работа:

Подготовка мультимедийных презентаций по темам «Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных и человека», «Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных», «Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов», «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка»

Составление терминологического словаря

2

3

2

РАЗДЕЛ IV. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ.

4.1. Генетика как наука. Основные понятия.

Содержание учебного материала

Генетика как наука, предмет, задачи. Наследственность и изменчивость. Краткая история изучения генетики. Г. Мендель – основоположник генетики. Гены как единицы наследственности. Генетическая терминология и символика: аллельные гены, гомо- и гетерозигота, доминантность и рецессивность, фенотип и генотип.  

Самостоятельная работа:

Подготовка докладов «Драматические страницы в истории развития генетики», «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении»

2

2

2

4.2..Гибридологически

метод изучения наследственности.

Первый закон Г. Менделя.

Содержание учебного материала

Генетические опыты Г. Менделя. Гибридологический метод изучения, его особенности. Образование гибридных организмов, типы скрещивания. Закон единообразия гибридов первого поколения. Неполное и полное доминирование.

2

2

4.3. Второй закон Г. Менделя. Дигибридное скрещивание.

Содержание учебного материала

Закон расщепления во втором поколении. Особенности расщепления признаков по гено– и фенотипу. Гипотеза чистоты гамет. Цитологическое подтверждение справедливости законов Г. Менделя. Статистический характер законов Г. Менделя

2

2

4.4 Постэмбриональный период развития.Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание

Содержание учебного материала

Ди - и полигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. Цитологические основы и статистическая природа. Анализирующее скрещивание как способ выявления неизвестных генотипов, его практическое значение. Причины нарушений в развитии организмов.

Самостоятельная работа:

Решение генетических задач

Составление терминологического словаря.

2

2

2

4.5 Взаимодействие генов.

Содержание учебного материала

Генотип организма как целостная система, возникшая исторически. Взаимодействие генов и развитие признака как результат взаимосвязанного действия ряда генов: комплементарность, эпистаз, полимерия.

2

2

4.6.Множественные аллели.

Содержание учебного материала

Множественный аллелизм. Примеры наследования окраски шерсти в животном мире. Наследование групп крови у человека по системе АВО.

2

2

4.7.Хромосомная теория наследственности.

Сцепленное наследование.

Содержание учебного материала

Группы сцепления и цитологические основы. Кроссинговер. Хромосомная теория Т. Моргана.

Самостоятельная работа:

Решение генетических задач

2

1

2

4.8. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Содержание учебного материала

Механизм наследования пола у различных организмов. Аутосомы и половые хромосомы. Случайный характер соединения половых клеток в зиготе. Сцепленное с полом наследование

2

2

IIсеместр

4.9.Генетика человека, ее методы и значение. Анализ наследования признаков методом

Содержание учебного материала

Генетика человека, ее задачи. Человек как объектгенетическихисследований. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционный.

2

2

4.10. Наследственные заболевания человека

Содержание учебного материала

Наследственные заболевания, их характеристика, причины и профилактика. Генные болезни (фенилкетонурия, гемофилия, дальтонизм). Хромосомные болезни (синдром Дауна, Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера).

Самостоятельная работа:

Составление терминологического словаря

2

1

2

4.11.Генотипическая изменчивость

Содержание учебного материала

Классификация изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Мутации, принципы их классификации, свойства, значение. Характеристика мутагенов. Комбинативная изменчивость, причины возникновения, значение.

2

2

4.12. Фенотипическая изменчивость

Содержание учебного материала

Фенотип как результат взаимодействия между генотипом и условиями внешней среды. Модификационная изменчивость и ее особенности. Норма реакции, ее зависимость от генотипа. Вариационная кривая и ряд. Возрастная или онтогенетическая изменчивость. Морфозы. Значение фенотипической изменчивости.

Самостоятельная работа:

Составление терминологического словаря

2

1

2

4.13. Селекция растений.

Содержание учебного материала

Селекция как наука, предмет и задачи, краткая история. Учение Н.И. Вавилова и центрах многообразия и происхождения культурных растений. Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции растений - гибридизация и искусственный отбор. Значение комбинативной и мутационной изменчивости. Основные достижения современной селекции культурных

2

2

4.14. Селекция животных.

Содержание учебного материала

Особенности селекции животных. Одомашнивание животных.  Приручение животных как первый этап селекции. Центры доместикации. Гетерозис у домашних животных. Основные достижения современной селекции домашних животных.

2

2

4.15. Селекция микроорганизмов

Содержание учебного материала

Использование микроорганизмов в различных отраслях народного хозяйства. Особенности селекции микроорганизмов. Основные достижения современной селекции микроорганизмов. Биотехнология, ее сущность, методы и значение, достижения и перспективы. Генная и клеточная инженерия. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

Самостоятельная работа:

Составление терминологического словаря

2

1

2

РАЗДЕЛ V. Происхождение жизни на Земле. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ.

5.1. История эволюционного учения

Содержание учебного материала

История развития эволюционных идей, определение понятия «эволюция», научный аспект (уровни эволюции) и философский аспект (причины явлений) эволюции. Значение работ К.Линнея, Ж.-Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Дарвинизм и антидарвинизм. Современное состояние теории эволюции.

Самостоятельная работа:

Составление схемы «История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина»

2

1

2

5.2. Основные положения учения Ч. Дарвина

Содержание учебного материала

Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Заслуга Ч. Дарвина перед наукой – открытие естественного отбора как важнейшего фактора эволюции. Роль исторического метода исследования, введенного Ч. Дарвином. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.

2

2

5.3. Доказательства эволюции органического мира.

Содержание учебного материала

Доказательства эволюции органического мира как результат развития биологических знаний.

Самостоятельная работа:

Заполнение таблицы «Доказательства эволюции органического мира»

2

1

2

5.4. Вид, его критерии и структура.

Содержание учебного материала

Понимание вида К. Линнеем, Ж.-Б. Ламарком и Ч. Дарвином. Современная концепция вида, его критерии.

Самостоятельная работа:

Составление конспекта по теме «Критерии вида» -

2

2

2

5.5. Популяция как структурная единица вида и эволюции.  

Содержание учебного материала

Структура вида (подвиды и популяции). Экологические характеристики популяции.

2

2

5.6. Искусственный отбор.

Факторы эволюции пород животных и сортов растений

Содержание учебного материала

Искусственный отбор, его характеристика и отличительные черты. Факторы эволюции пород животных и сортов растений.

2

2

5.7. Движущие силы эволюции. Борьба за существование.

Содержание учебного материала

Борьба за существование, ее причины. Значение, формы борьбы за существование.

2

2

5.8.  Движущие силы эволюции .Естественный отбор

Содержание учебного материала

Естественный отбор, его предпосылки, формы, значение в природе. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора. Другие факторы эволюции

Самостоятельная работа:

Подготовка мультимедийной презентации по теме «Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора» . Дополнение лекционного материала примерами действия различных форм естественного отбора

2

3

2

5.9. Видообразование как результат микроэволюции.

Содержание учебного материала

Понятие «микроэволюция». Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Процессы видообразования на примерах аллопатрического и симпатрического видообразования. Разнообразие приспособленности организмов к среде обитания. Механизм возникновения приспособлений. Относительность приспособлений и их целесообразность в конкретных условиях существования.

Самостоятельная работа:

Дополнениелекционного материала примерами видообразования

2

1

2

5.10. Макроэволюция, ее направления и пути.

Содержание учебного материала

Понятие «макроэволюция». Направления и пути макроэволюции. Происхождение крупных систематических групп путем ароморфоза. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного развития. Причины вымирания видов.

Самостоятельная работа:

Подготовка мультимедийной презентации по теме «Ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных»

Составление терминологического словаря

2

3

2

5.11.История развития органического мира.

Содержание учебного материала

Этапы развития жизни во взаимосвязи с возникновением жизни. Развитие жизни в архейской, протерозойской и палеозойской эрах.

Самостоятельная работа: Развитие жизни на Земле в мезозойской и кайнозойской эрах. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Систематика как наука, ее значение в систематизации биологических знаний. Надцарства и царства живой природы и их характеристика.

Составление конспекта по теме «История развития органического мира»

2

2

2

Раздел 6.Происхождение человека.

6.1. Происхождение человека.

Содержание учебного материала

Современные гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Место человека в системе органического мира.

2

2

6.2. Движущие силы антропогенеза

Содержание учебного материала

Движущие силы антропогенеза: биологические и социальные, их взаимосвязь. Основные этапы в эволюции человека. Роль труда в происхождении человека. Современный этап эволюции человека

2

2

6.3.Этапы эволюции человека.

Содержание учебного материала

Ископаемые предки современного человека. Единство и взаимосвязь человека и среды. Существование одного вида человек разумный.

Самостоятельная работа:

Подготовка мультимедийных презентаций по темам «Эволюция приматов и этапы эволюции человека», «Факторы антропогенеза»

2

2

2

6.4 Современный этап эволюции человека. Человеческие расы.

Содержание учебного материала

Современный этап  эволюции человека. Ведущая роль социальных факторов. Человеческие расы и единство их происхождения. Расизм как антинаучное учение.

Самостоятельная работа:

Подготовка мультимедийной презентации «Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма» Составление терминологического словаря

2

3

2

Раздел 7.Основы экологии

7.1.Экология как наука

Содержание учебного материала

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов

2

2

7.2Экологические системы. Сукцессии

Содержание учебного материала

Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Общая характеристика истории формирования сообществ живых организмов в экосистеме. Биоценоз, биотоп, биогеоценоз. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии первичные и вторичные

2

2

7.4.Биосфера как глобальная экологическая система.

Содержание учебного материала

Понятие «биосфера». Учение В.И. Вернадского о биосфере. Границы и структура биосферы. Свойства биомассы. Роль живых организмов в биосфере.

2

2

7.5.Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере.

Содержание учебного материала

Главная функция биосферы – обеспечение круговорота веществ и энергии. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.), биогенная миграция атомов. Роль организмов в формировании современного облика биосферы. Пищевые цепи и сети.

2

2

7.6.Антропогенные изменения в биосфере.Ноосфера.

Содержание учебного материала

Антропогенные факторы среды. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы и перспективы рационального природопользования. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Природа как часть культуры. Правила поведения людей в окружающей природной среде.

Самостоятельная работа:

Составление терминологического словаря

2

2

2

Раздел 8.Бионика

8.1Бионика, основные

 принципы и примеры.

Содержание учебного материала

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающие особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Самостоятельная работа:

Подготовка мультимедийной презентации по теме «Устойчивое развитие природы и общества»

Самоанализ изученной дисциплины

1

4

2

Практическая часть

1.Наблюдение строения растительной и животной клетки под микроскопом.

Содержание учебного материала

Изучение строения и правил работы с оптическими приборами. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

Самостоятельная работа:

Изготовление модели «Эукариотическая клетка. Мембранный принцип ее организации»

Заполнение таблицы «Строение эукариотической клетки»

4

4

2

2.Изучение размножения организмов, строение половых клеток, гаметогенез.

Содержание учебного материала

Особенности и биологическое значение разных типов размножения.  Характеристика и строение половых клеток с точки зрения их функции. Образование половых клеток и оплодотворение.

Самостоятельная работа:

Подготовка мультимедийной презентации «Размножение организмов

4

2

2

3.Решение генетических задач.

Содержание учебного материала

Основные понятия и термины генетики. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании и его цитологическая основа. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании и его цитологическая основа. Взаимодействие генов. Хромосомная теория Т. Моргана, сцепленное наследование признаков. Решение генетических задач.

Самостоятельная работа:

Подготовка мультимедийной презентации «Закономерности наследования признаков»

Решение генетических задач

4

4

2

4.Изучение генетики человека. Составление

родословных

Содержание учебного материала

Особенности человека, как объекта генетического исследования. Множественный аллелизм (наследование групп крови по системе АВО). Закономерности наследования признаков, сцепленных с полом (гемофилия, дальтонизм). Составление родословных. Типы наследования, анализ наследования признаков методом родословных.

Самостоятельная работа:

Составление родословной

4

1

2

5.Анализ фенотипической изменчивости.Влияние мутагенов в окружающей среде.

Содержание учебного материала

Изменчивость, ее виды. Особенности наследственной и ненаследственной изменчивости. Закономерности модификационной изменчивости. Определение качественных и количественных признаков, нормы реакции.

Самостоятельная работа:

Построение вариационной кривой

4

1

2

6.Описание особей одного вида по морфологическому критерию.

Содержание учебного материала

Вид, структура вида, критерии вида, их характеристика. Правила работы с определителем. Морфологическая характеристика растений. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).

Самостоятельная работа:

Морфологическое описание растений по гербарным образцам

4

1

2

Для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

2

7.Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах.

Содержание учебного материала

Описание антропогенных изменений в естественных природных

ландшафтах. Сравнительное описание одной из естественных природных систем и агроэкосистемы. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе. Решение экологических задач.

Самостоятельная работа:

Подготовка мультимедийных презентаций по темам «Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества»; «Рациональное использование и охрана невозобновимых природных ресурсов»; «Рациональное использование и охрана возобновимых природных ресурсов»; «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение»; «Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения»

4

2

для специальности 33.02.01 «Фармация»

7.Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах.

7.Дифференцированный зачёт

Содержание учебного материала

Описание антропогенных изменений в естественных природных

ландшафтах. Сравнительное описание одной из естественных природных систем и агроэкосистемы. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе. Решение экологических задач.

2

2

Самостоятельная работа:

Подготовка мультимедийных презентаций по темам «Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества»; «Рациональное использование и охрана невозобновимых природных ресурсов»; «Рациональное использование и охрана возобновимых природных ресурсов»; «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение»; «Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения»

2

2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране.

                                                                        УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Химическая организация клетки

Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов. Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке

Строение и функции клетки

Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощью микропрепаратов. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК

Жизненный цикл клетки

Ознакомление с клеточной теорией строения организмов. Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов

ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ             ОРГАНИЗМОВ

Размножение организмов

Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов. Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов де- ления клетки

Индивидуальное развитие организма

Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных. Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Ознакомление с причинами нарушений в развитии организмов. Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира

Индивидуальное развитие

 человека

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства .Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Закономерности изменчивости

Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира. Получение представления о связи генетики и медицины. Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой. Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции. Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытых Н.И.Вавиловым. Изучение методов гибридизации и искусственного отбора. Умение разбираться в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонировании живот- ных и проблемах клонирования человека. Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ                УЧЕНИЕ

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции. Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных. Проведение описания особей одного вида по морфоло- гическому критерию при выполнении лабораторной работы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно- воздушной, почвенной)

История развития эволюционных идей

Изучение наследия человечества на примере знакомства с историей развития эволюционных идей К.Линнея, Ж.Б.Ламарка Ч.Дарвина. Оценивание роли эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, воспринимать и анализировать мнения собеседников

Макроэволюция и

макроэволюция

Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров того, что популяция — структурная единица вида и эволюции. Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами. Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс. Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия как основе устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Умение выявлять причины вымирания видов

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Антропогенез

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство. Выявление этапов эволюции человека

Человеческие расы

Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения. Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях

                                             ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой

Изучение экологических факторов и их влияния на организмы. Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами. Умение объяснять причины устойчивости и смены в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом. Умение строить ярусность растительного сообщества, пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды. Знание отличительных признаков искусственных сообществ — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе

Биосфера — глобальная

экосистема

Ознакомление с учением В.И.Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме. Наличие представления о схеме экосистемы на примере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере. Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах

Биосфера и человек

Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями деятельности человека в окружающей среде. Умение определять воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Ознакомление с глобальными экологическими проблемами и умение определять пути их решения. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводного аквариума). Решение экологических задач. Демонстрирование умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам(растениям, животным и их сообществам) и их охране

                                                             БИОНИКА

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфо- функциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Знакомство с трубчатыми структурами в живой аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в природе и технике, структурами в живой природе и технике, живой природе и технике. Умение строить модели живой природе и технике. Умение строить модели

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОЛОГИЯ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета  Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- классная доска

- библиотека

- постоянные или сменные учебно-информационные стенды

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер,
  • экран

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Для студентов

Основная:

1. А.Г. Мустафин, В.Б. Захаров «Биология» , «Клорус», Москва, 2020г

Дополнительная:

  1. Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова JLH. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. - М., 2014. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.
  2. Лукаткин А. С.,  Силаева Т. Б, и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш.образования. - М., 2014.
  3. Мамонтов С. Г'., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат). - М., 2014.
  4. Никитинская Т. В. Биология: карманный справочник. - М., 2015.
  5. Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10-11 класс. - М., 2014.
  6. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10-11 класс. - М., 2014.
  7. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. .10 кл. Рабочая тетрадь. - М., 2001.
  8. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. - М., 2001.
  9. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО. - М., 2002.
  10. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. — М., 2002.
  11. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. - М., 2002        -

Для преподавателей

1.Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от

29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от

07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от

25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от

05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм.,

внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от

03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N

1578 "О внесении изменений в федеральный государственный

образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая

2012 г. N413"

3. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

4.Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

5.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

6.Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. — М., 2010.

7.Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В.В.Маркиной. — М., 2010.

8.Дарвин Ч. Сочинения. - Т. 3. - М., 1939.

9.Дарвин Ч. Происхождение видов. - М., 2006.

10.Кобылянский В. А. Философ--Iэкологии: краткий курс: учеб, пособие для вузов. - М., 2010.

11.Орлова Э. А. История антропологических учений: учебник для вузов. - М., 2010.

12.Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. - М., 2010

Интернет-ресурсы

  1. sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии

www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

  1. vspu.ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).

www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разрабо-танного в Московском государственном открытом университете).

www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М.В.Ломоносова).

www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).

www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).

  1. bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  -Уметь характеризовать современные научные открытия в области биологии;

 -Уметь устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества;

-Самостоятельно                                      проводить биологические исследования ( наблюдение ,         измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты;

-Анализировать и использовать биологическую информацию;

-Пользоваться биологической терминологией и символикой;

-Знать основные биологические теории идеи и принципы, являющиеся составной частью современной естественнонаучной картины мира;

 -Методы биологических наук(цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии)

 -О строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера);

 -О выдающихся биологических              

 открытиях и современных исследованиях в биологической науке

Подготовка сообщений, презентаций по истории и развитию науки биологии.

Решение ситуационных задач. Написание рефератов, создание  презентаций на тему «Связь между развитием биологии и экологическими проблемами человечества»

Демонстрация практических действий по пользованию микроскопами.

Выполнение заданий по определению митотического цикла клетки. Проверка оформления результатов наблюдений и анализа фаз митоза при работе с микроскопом.

Решение ситуационных задач. Выполнение письменных проверочных работ. Проверка умения заполнять сравнительные таблицы по теме митоз и мейоз, строение животной и растительной клетки, Строение нуклеиновых кислот, ассимиляции и диссимиляции, фаз фотосинтеза.

Проведение терминологического диктанта. Фронтальный опрос.

        

Составление рефератов по теме « Истории и развитии науки биологии», «Современное представление эволюции»

Подготовка докладов о методах биологических наук. Составление схем и таблиц по теме «Методы биологических наук»

Проверка по описанию  схемы строения  и многообразия биосистем.

Проведение проверочной письменной работы по теме «Многообразия и особенности биосистемы»

Фронтальный опрос.

Решение ситуационных задач.

Выполнение письменных проверочных работ. Проверка умения заполнять сравнительные таблицы по теме строение животной и растительной клетки.Проведение терминологического диктанта. Фронтальный опрос.

        

Составление презентаций и написание рефератов, подготовка докладов по теме «Выдающиеся биологические открытия и современные исследования в биологической науке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...